Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
С ограниченной ответственностью. Анализ правовых актов, регулирующих процедуру учреждения обществ с ограниченной ответственностью, позволяет выделить как минимум четыре этапа этой процедуры
Анализ правовых актов, регулирующих процедуру учреждения обществ с ограниченной ответственностью, позволяет выделить как минимум четыре этапа этой процедуры. Выделение этапов достаточно условно, но тем не менее это позволяет более четко представить картину учреждения общества с ограниченной ответственностью.
2.1. Этап первый. Заключение договора об учреждении общества
Учредители общества заключают в письменной форме договор об учреждении общества, определяющий: - порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества; - размер уставного капитала общества; - размер и номинальную стоимость доли каждого из учредителей общества; - порядок и сроки оплаты таких долей в уставном капитале общества. В отличие от ранее действовавшего законодательства ст. 11 Закона об ООО (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 312-ФЗ)) устанавливает, что договор об учреждении общества не является учредительным документом общества <1>. -------------------------------- <1> С 1 июля 2009 г. учредительные договоры обществ с ограниченной ответственностью утрачивают силу учредительных документов.
В этой ситуации, на наш взгляд, будет обоснованным применение по аналогии с акционерным законодательством определения правовой природы этого договора как договора о совместной деятельности. Так, согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 заключаемый учредителями акционерного общества договор о создании общества является договором о совместной деятельности по учреждению общества и не относится к учредительным документам общества (п. 5 ст. 9 Закона об АО). В связи с этим при рассмотрении спора о признании договора о создании акционерного общества недействительным суды должны руководствоваться соответствующими нормами ГК РФ о недействительности сделок. Таким образом, в случае несоответствия такого договора требованиям закона или иных правовых актов он является ничтожным (полностью или в соответствующей части) независимо от признания его таковым судом (ст. 168 ГК РФ). Поскольку ГК РФ не исключает возможности предъявления иска о признании ничтожной сделки недействительной, с таким иском может обратиться в суд любое заинтересованное лицо (с учетом подведомственности спора). Несколько слов об учредителях (участниках) обществ с ограниченной ответственностью. Учредителями общества могут являться граждане и юридические лица. При этом государственные органы и органы местного самоуправления как юридические лица не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами. Поскольку юридические лица ранее уже были предметом настоящего рассмотрения, обратимся к физическим лицам, которые, будучи гражданами, являются, так же как и юридические лица, участниками регулируемых гражданским законодательством правоотношений (ст. 2 ГК РФ). Вместе с тем учреждение любого юридического лица, в том числе общества с ограниченной ответственностью, есть не что иное, как сделка, поскольку согласно ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В соответствии со ст. 17 ГК РФ способность иметь гражданские права и нести обязанности - это гражданская правоспособность, которая признается в равной мере за всеми гражданами. Она возникает в момент рождения и прекращается смертью. Однако способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста (ст. 21 ГК РФ). Правда, Закон допускает возможность совершения сделок малолетними (в возрасте от шести до 14 лет) и несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Однако анализ ст. ст. 26 и 28 ГК РФ показывает, что такую сделку, как учреждение юридических лиц, эти категории физических лиц совершать не могут. Следовательно, учреждение юридических лиц со стороны физических лиц возможно только тогда, когда дееспособность последних возникает в полном объеме. Вместе с тем не было бы правил, если бы в них не было исключений. В ряде случаев полная дееспособность может наступить и ранее 18-летнего возраста. Во-первых, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Причем здесь следует особо отметить, что приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет. Однако в случае признания брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом. Во-вторых, когда речь идет об эмансипации (ст. 27 ГК РФ). Дело в том, что институт эмансипации совершенно новый для российского гражданского законодательства. Он представляет собой возможность для несовершеннолетнего, достигшего 16-летнего возраста, быть объявленным полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия по решению суда. Особо хотелось бы отметить, что после такого объявления при осуществлении эмансипированным несовершеннолетним предпринимательской деятельности родители усыновители и попечитель не несут ответственности по его обязательствам, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда. Из содержания ст. 27 ГК РФ не совсем ясно, кто может быть инициатором подготовки такого объявления. Думается, что эта инициатива может исходить со стороны родителей, усыновителей или попечителей, когда они, проявляя инициативу, фактически до рассмотрения этого вопроса органом опеки и попечительства выражают свое согласие, а в случае отказа этим органом обращаются в суд. Вместе с тем не исключено, что это может быть инициатива самого органа опеки и попечительства, который не может решить вопрос об объявлении полностью дееспособным несовершеннолетнего без согласия родителей, усыновителей или попечителей и вынужден в связи с этим обратиться в суд. И наконец, это может быть инициатива самого несовершеннолетнего, обратившегося в суд, в случае отказа ему в признании его полной дееспособности со стороны родителей и органа опеки и попечительства. Нужно, видимо, признать, что этой нормой ГК РФ отдал своеобразную дань процессу стремительно развивающегося предпринимательства в России. Применительно к учредителям (участникам) кроме возрастных требований для физических лиц закон установил еще два требования, которые необходимо учитывать при учреждении обществ с ограниченной ответственностью и которые касаются любого вида учредителя. Во-первых, число учредителей общества не может превышать 50. Здесь необходимо учитывать два момента: при учреждении общества превышение численности невозможно вообще, поскольку регистрирующий орган не осуществит его регистрацию; при превышении указанного численного предела участников уже зарегистрированного общества в процессе его деятельности общество должно в течение года преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. Если же этого не произойдет и число участников общества не уменьшится до 50, то согласно п. 3 ст. 7 Закона об ООО общество подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено законом. Во-вторых, общество не может иметь в качестве единственного учредителя (участника) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
2.2. Этап второй. Проведение собрания учредителей общества
Согласно ст. 11 Закона об ООО учреждение общества осуществляется по решению его учредителей или учредителя. Решение об учреждении общества принимается собранием учредителей общества. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично. Согласно п. 2 ст. 11 Закона об ООО в решении об учреждении общества должны быть отражены результаты голосования учредителей общества и принятые ими решения по вопросам: 1) учреждения общества; 2) утверждения денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных имеющих денежную оценку прав, вносимых учредителями общества для оплаты долей в уставном капитале общества; 3) утверждения устава общества; 4) избрания органов управления общества; 5) образования ревизионной комиссии или избрания ревизора общества, если такие органы предусмотрены уставом общества или являются обязательными в соответствии с Законом об ООО; 6) утверждения аудитора, если это предусмотрено уставом общества, либо в случаях, когда в отношении общества законодательством предусмотрено проведение обязательного аудита. Как легко заметить, законодателем не совсем корректно, на наш взгляд, используются очень схожие на первый взгляд такие словосочетания, как "решение об учреждении общества" и "решение по вопросу об учреждении общества". Действительно, как понимать позицию законодателя, когда он устанавливает в п. 2 ст. 11 Закона об ООО следующее: в решении об учреждении общества должны быть отражены результаты голосования учредителей общества и принятое ими решение по вопросу об учреждении общества. На наш взгляд, словосочетание "решение об учреждении общества" законодателем использовано как обозначение некоего более сложного процесса, чем принятие решения по одному из вопросов, рассматриваемых на собрании учредителей общества, - "вопросу об учреждении общества". Фактически процесс принятия решения об учреждении общества и есть сам этап проведения собрания учредителей общества и принятия им решений по совершенно конкретным вопросам. Обоснованность такого подхода объясняется тем, что в рамках этого этапа наряду с принятием решения по вопросу об учреждении общества должен быть принят и ряд других решений по другим вопросам, определенным законодателем. В связи с этим будет полезно представить этот сложный процесс в его конкретизирующих частях, а именно показать и конкретизировать те вопросы, которые рассматриваются и по которым принимаются решения учредителями общества на собрании, основной целю которого является принятие решения об учреждении общества. Таких вопросов несколько. Вопрос 1. Об учреждении общества. В рамках этого вопроса учредители выражают свою волю на учреждение юридического лица в такой организационно-правовой форме, как общество с ограниченной ответственностью. Согласно п. 3 ст. 11 Закона об ООО решения об учреждении общества принимаются учредителями общества единогласно. В случае учреждения общества одним лицом решение об учреждении общества должно определять: - размер уставного капитала общества; - порядок и сроки его оплаты; - размер и номинальную стоимость доли учредителя. Вопрос 2. Об утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных имеющих денежную оценку прав, вносимых учредителями общества для оплаты долей в уставном капитале общества. Согласно п. 1 ст. 15 Закона об ООО оплата долей в уставном капитале общества может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами. В том случае, если номинальная стоимость доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более чем 20 тыс. руб., в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик. Независимая оценка проводится в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ). Согласно ст. ст. 9 и 10 указанного Закона между оценщиком и заказчиком должен быть заключен договор, который будет являться основанием проведения оценки. Данный договор заключается в письменной форме и не требует нотариального удостоверения. В нем должно содержаться точное указание на объект оценки (объекты оценки), а также его (их) описание. Статьей 16 указанного Закона установлено, что оценка объекта не может проводиться оценщиком, если он является учредителем или должностным лицом юридического лица либо работником юридического лица - заказчика или лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, состоящим с указанными лицами в близком родстве или свойстве. Кроме того, проведение оценки объекта не допускается, если в его отношении оценщик имеет вещные или обязательственные права вне договора; если оценщик является участником или кредитором общества либо само общество является кредитором или страховщиком оценочной фирмы. Размер оплаты оценщику за проведение оценки объекта не зависит от итоговой величины стоимости объекта оценки. Согласно п. 7 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 9 декабря 1999 г. N 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Постановление N 90/14) в случае завышения стоимости неденежных вкладов участники общества и независимый оценщик в течение трех лет с момента государственной регистрации общества или соответствующих изменений в его уставе могут быть солидарно привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам общества при недостаточности его имущества для погашения долгов. В п. 2 ст. 15 Закона об ООО подчеркивается, что номинальная стоимость доли участника общества, оплачиваемой такими неденежными средствами, не может превышать сумму оценки указанного имущества, определенную независимым оценщиком. Возникает закономерный вопрос: допускает ли законодатель, что при утверждении оценки неденежного вклада на собрании учредителей общества эта оценка может быть ниже, чем оценка, определенная независимым оценщиком? В ряде судебных решений и исследованиях ученых-юристов обосновывался положительный ответ на этот вопрос <1>. Вместе с тем, отвечая на этот вопрос, необходимо учитывать информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30 мая 2005 г. N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", в п. 1 которого прямо указывается на обязательный характер величины стоимости объекта оценки, установленной независимым оценщиком и предусмотренной ст. 15 Закона об ООО. В связи с этим, на наш взгляд, следует согласиться с позицией И.Ш. Файзутдинова, который исключает возможность не только завышения, но и занижения стоимости неденежных вкладов по сравнению с размером, определенным независимым оценщиком <2>. -------------------------------- <1> См., например: Постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.09.2000 по делу N 1912; ФАС Поволжского округа от 09.09.2003 по делу N А57-1226/03. См. также: Глуховская Э. Оценка вклада в неденежной форме // ЭЖ-Юрист. 2006. N 30. <2> Файзутдинов И.Ш. Комментарий Постановления Пленума ВС РФ от 9 декабря 1999 года N 90 и Пленума ВАС РФ от 9 декабря 1999 года N 14 "О некоторых вопросах применения ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" // Практика рассмотрения коммерческих споров: Сб. ст. М., 2008. С. 39.
Более того, правильность такой позиции подтверждается положением, содержащимся в п. 3 названного письма. Согласно ему если в соответствии с Законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность величины стоимости объекта оценки, указанной независимым оценщиком (в том числе когда законом или иным нормативным актом установлено, что объект не может быть оценен ниже или выше стоимости, названной в отчете независимого оценщика), то в случае совершения сделки (издания государственным органом акта, принятия должностным лицом или органом управления юридического лица решения) по цене, не соответствующей стоимости, приведенной в отчете независимого оценщика, такие сделка и акт государственного органа должны признаваться судом недействительными, решение должностного лица - незаконным, решение органа юридического лица - не имеющим юридической силы. Уставом общества могут быть установлены виды имущества, которое не может быть внесено для оплаты долей в уставном капитале общества. Решение об утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных имеющих денежную оценку прав, вносимых учредителями общества для оплаты долей в уставном капитале общества, принимается учредителями общества единогласно. Вопрос 3. Об утверждении устава общества. Согласно п. 1 ст. 12 Закона об ООО устав общества является единственным учредительным документом общества. В связи с этим учредителям необходимо ответственно подходить к разработке устава и его обсуждению на собрании учредителей общества. Здесь следует отметить, что положения устава содержат сведения двух типов: сведения, которые Закон обязывает указывать в уставе, и сведения, которые считают необходимым указать сами учредители. В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона об ООО устав общества должен содержать следующие сведения: - полное и сокращенное фирменное наименование общества; - сведения о месте нахождения общества; - сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; - сведения о размере уставного капитала общества; - права и обязанности участников общества; - сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества; - сведения о порядке перехода доли или части доли в уставном капитале общества к другому лицу; - сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам; - иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Как следует из приведенного перечня, ст. 12 Закона об ООО не содержит исчерпывающего перечня сведений, которые необходимо отражать в уставе, отсылая к другим статьям Закона, где они могут быть. В Законе еще девять статей содержат положения, которые дополнительно к сведениям, указанным в ст. 12, расширяют их круг. Но эти сведения также необходимо указывать в уставе общества. К ним относятся следующие сведения: - сведения о филиалах и представительствах общества (п. 1 ст. 5); - сведения о видах имущества, которое не может быть вкладом в уставный капитал общества (абз. 4 п. 2 ст. 15); - сведения об ином порядке распределения прибыли между участниками общества, чем распределение прибыли между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества (п. 2 ст. 28); - сведения о порядке и размерах создаваемых обществом резервного фонда и иных фондов (ст. 30); - сведения об ином порядке определения числа голосов участников общества, чем определение числа голосов пропорционально доле участника (п. 1 ст. 32); - сведения о порядке образования и деятельности совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также порядке прекращения полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и компетенции председателя совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 2 ст. 32); - сведения об образовании ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества в обществах, имеющих более 15 участников (абз. 1 п. 6. ст. 32); - сведения о том, что функции ревизионной комиссии (ревизора) общества, если это предусмотрено уставом общества, может осуществлять утвержденный общим собранием участников общества аудитор (абз. 2 п. 6 ст. 32); - сведения о сроках проведения очередного общего собрания участников (но не реже чем один раз в год) (абз. 1 ст. 34); - сведения о сроке проведения очередного общего собрания участников общества, на котором утверждаются годовые результаты деятельности общества (но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года) (абз. 2 ст. 34); - сведения о порядке проведения общего собрания участников (п. 1 ст. 37); - сведения о проведении кумулятивного голосования по вопросам об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, членов коллегиального исполнительного органа общества и (или) членов ревизионной комиссии общества (п. 9 ст. 37); - сведения об ином порядке принятия решений общим собранием участников, чем порядок принятия решения открытым голосованием (п. 10 ст. 37); - сведения о сроке, на который избирается единоличный исполнительный орган общества (п. 1 ст. 40); - сведения о порядке деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятии им решений (п. 4 ст. 40); - сведения о количестве коллегиального исполнительного органа общества и сроке, на который такой орган избирается (п. 1 ст. 41); - сведения о порядке деятельности коллегиального исполнительного органа общества и принятии им решений (п. 2 ст. 41); - сведения о сроке, на который избирается ревизионная комиссия (ревизор) (п. 1 ст. 47); - сведения о числе членов ревизионной комиссии общества (абз. 2 п. 1 ст. 47); - сведения о порядке работы ревизионной комиссии (ревизора) общества (п. 4 ст. 47). Еще раз отметим, что здесь перечислены только те сведения, которые Закон обязывает указывать в уставе. Однако согласно п. 2 ст. 12 Закона устав общества может также содержать иные положения, не противоречащие Закону и иным федеральным законам. Следовательно, учредители общества с ограниченной ответственностью вправе внести в устав те положения, которые они посчитают целесообразными и полезными для деятельности создаваемого ими общества. Решение об утверждении устава общества принимается учредителями общества единогласно. Вопрос 4. Об избрании органов управления общества. На самом деле в такой редакции этот вопрос на собрании учредителей общества не рассматривается. Дело в том, что в зависимости от определенной в уставе общества структуры органов управления и рассматриваются конкретные вопросы об избрании этих органов. Таким образом, если устав предусматривает двухзвенную структуру органов управления (общее собрание участников и единоличный исполнительный орган), то на собрании учредителей рассматривается вопрос об избрании единоличного исполнительного органа. Если структура органов управления содержит еще и совет директоров (наблюдательный совет), то наряду с избранием единоличного исполнительного органа избирается и совет директоров (наблюдательный совет) и т.д. Здесь необходимо иметь в виду следующее: на собрании учредителей единый порядок формирования органов управления и единая квалификация принятия решения - органы управления избираются <1> большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов учредителей общества. -------------------------------- <1> К сожалению, следует отметить несоответствие двух положений ст. 11 Закона об ООО друг другу. В абз. к сожалению, абз. 1 п. 2 ст. 11 говорится об избрании (назначении) органов управления, а уже в п. 4 той же статьи - только об избрании. Поскольку п. 4 ст. 11 определяет квалификацию принятия решения по избранию органов управления и не определяет в отношении назначения, то на собрании учредителей органы управления следует все же избирать.
Если к моменту избрания органов управления общества размер долей каждого из учредителей общества не определен, каждый учредитель общества при голосовании имеет один голос. Вопрос 5. Об избрании ревизионной комиссии (ревизора). Этот вопрос рассматривается на собрании учредителей только в том случае, если устав общества предусматривает образование ревизионной комиссии (ревизора). При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 6 ст. 32 Закона об ООО в обществах, имеющих более 15 участников, образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества является обязательным. Членом ревизионной комиссии (ревизором) общества может быть любое лицо, за исключением тех ограничений, которые накладывает законодатель на совершенно конкретный круг лиц. К таким ограничениям относятся следующие: членами ревизионной комиссии (ревизором) общества не могут быть члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, и члены коллегиального исполнительного органа общества. Ревизионная комиссия (ревизор) избирается большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов учредителей общества. Если к моменту избрания ревизионной комиссии (ревизора) размер долей каждого из учредителей общества не определен, каждый учредитель общества при голосовании имеет один голос. Вопрос 6. Об утверждении аудитора. Согласно абз. 2 п. 6 ст. 32 Закона об ООО функции ревизионной комиссии (ревизора) общества, если это предусмотрено уставом общества, может осуществлять аудитор, не связанный имущественными интересами с обществом, членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, с лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, членами коллегиального исполнительного органа общества и участниками общества. Утверждение аудитора общества осуществляется большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов учредителей общества. Если к моменту утверждения аудитора общества размер долей каждого из учредителей общества не определен, каждый учредитель общества при голосовании имеет один голос.
2.3. Этап третий. Оплата долей в уставном капитале общества
Для того чтобы представлять механизм формирования уставного капитала общества с ограниченной ответственностью при его учреждении, необходимо иметь ответы на следующие вопросы: 1. Кто и в какие сроки формирует уставный капитал при учреждении общества? 2. Каков минимальный размер уставного капитала общества, который необходимо сформировать при учреждении общества, и чем осуществляется оплата долей в уставном капитале общества? 1. Кто и в какие сроки формирует уставный капитал при учреждении общества? Согласно ст. 16 Закона об ООО каждый учредитель общества должен оплатить полностью свою долю в уставном капитале общества в течение срока, который определен договором об учреждении общества или в случае учреждения общества одним лицом - решением об учреждении общества. Фактически эта норма уже содержит ответ на первый вопрос. Именно на учредителей возлагается обязанность по формированию уставного капитала общества, причем они сами определяют те сроки, в течение которых это формирование осуществляется. Вместе с тем законодательно устанавливаются четыре позиции, которые должны дисциплинировать учредителей в процессе формирования уставного капитала. Первая позиция. Согласно п. 2 ст. 16 Закона об ООО на момент государственной регистрации общества его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину. Здесь следует отметить несколько важных положений. Во-первых, законодатель не обязывает каждого из учредителей общества оплатить свою долю в размере не менее 50%, а устанавливает требование к размеру той части оплаченного уставного капитала общества, который должен быть оплачен на момент регистрации общества. Следовательно, возможна такая ситуация, когда кто-то из учредителей может оплатить свою долю в части, значительно превышающей половину своей доли, и даже полностью оплатить стоимость своей доли, а кто-то вообще может ее не оплачивать к моменту регистрации общества. Во-вторых, поскольку к моменту государственной регистрации общество еще не существует как юридическое лицо и, следовательно, не может обособить свое имущество, многими специалистами в области корпоративного права отмечается проблема оформления внесенных к этому моменту в его уставный капитал вкладов или их соответствующей части <1>. При этом О.В. Костькова и В.А. Тимошенко указывают, что "в сложившихся условиях доказательствами оплаты соответствующей части уставного капитала создаваемого общества может служить выписка из открытого для этой цели кем-либо из учредителей накопительного счета, на котором числятся внесенные учредителями денежные средства, а также представление регистрирующему органу копии отдельного (но не самостоятельного) бухгалтерского баланса, ведущегося юридическим лицом - одним из учредителей общества по поручению других его учредителей с целью учета имущества общества до момента его государственной регистрации. На таком (отдельном) балансе могут, в частности, учитываться передаваемые обществу вещи (ср.: п. 1 ст. 1043 ГК)" <2>. Другие авторы считают, что "недвижимое имущество уместно обособить по договору простого товарищества с последующей передачей уже созданному юридическому лицу" <3>. В.В. Залесский отмечает, что "в германском праве с целью оформления таких отношений используется особая юридическая конструкция "предварительного общества" (Vorgesellschaft), которую, однако, не применяет отечественный законодатель" <4>. -------------------------------- <1> См., например: Комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью" (постатейный) / Под ред. В.В. Залесского. М., 1998; Костькова О.В., Тимошенко В.А. Комментарий к Федеральному закону от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (постатейный) (СПС "КонсультантПлюс", 2005); Комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью" (постатейный) / Под ред. М.Ю. Тихомирова. 4-е изд., доп. и перераб. М., 2007. <2> Костькова О.В., Тимошенко В.А. Комментарий к Федеральному закону от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (постатейный) (СПС "КонсультантПлюс", 2005). <3> Комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью" (постатейный) / Под ред. М.Ю. Тихомирова. 4-е изд., доп. и перераб. М., 2007 (СПС "КонсультантПлюс"). <4> Комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью" (постатейный) / Под ред. В.В. Залесского. М., 1998 (СПС "КонсультантПлюс").
По мнению В.В. Залесского, "представляется возможным и оформление письменных обязательств учредителей о передаче в собственность или в пользование создаваемого общества - с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица - определенного имущества (при представлении доказательств наличия такого имущества у конкретного учредителя на соответствующем юридическом титуле - выписка из реестра прав на недвижимость, копия баланса и т.д.)" <1>. -------------------------------- <1> Там же.
Вторая позиция. Согласно п. 1 ст. 16 Закона об ООО срок оплаты доли в уставном капитале, определяемый договором об учреждении общества, не может превышать один год с момента государственной регистрации общества. В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона об ООО в случае неполной оплаты доли в уставном капитале в течение указанного срока неоплаченная часть доли переходит к обществу. А согласно п. 2 ст. 24 Закона об ООО в течение одного года со дня перехода доли или части доли в уставном капитале общества к обществу они должны быть по решению общего собрания участников общества распределены между всеми участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества или предложены для приобретения всем либо некоторым участникам общества и (или), если это не запрещено уставом общества, третьим лицам. Третья позиция. Доля каждого учредителя может быть оплачена по цене не ниже ее номинальной стоимости. Четвертая позиция. Не допускается освобождение учредителя общества от обязанности оплатить долю в уставном капитале общества, в том числе путем зачета его требований к обществу. 2. Каков минимальный размер уставного капитала общества, который необходимо сформировать при учреждении общества, и чем осуществляется оплата долей в уставном капитале общества? Согласно абз. 2 п. 1 ст. 14 Закона об ООО размер уставного капитала общества должен быть не менее чем 10 тыс. руб. Авторы проекта "Концепция развития законодательства о юридических лицах", рекомендованного Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства к опубликованию в целях обсуждения протокола от 16 марта 2009 г. N 68 (далее - Проект), отмечают, что российское законодательство следует европейской правовой традиции, согласно которой наличие "твердого" уставного капитала в хозяйственном обществе является обязательным. В настоящее время нет достаточных оснований отказываться от этой правовой категории, но при ее сохранении следует обеспечить выполнение ею тех функций, для осуществления которых она создана (обеспечение стартового капитала для деятельности общества и гарантии прав кредиторов). Однако, констатируют они, современное правовое регулирование уставного капитала этой задачи не решает, поскольку минимальный размер уставного капитала, установленный действующим законодательством, недостаточен для обеспечения такой функции уставного капитала, как защита прав кредиторов <1>. -------------------------------- <1> http://www.privlaw.ru/concep_YUR.rtf. С. 55.
В связи с этим в Проекте предлагается с учетом опыта европейских правопорядков установление минимального размера уставного капитала для ООО в размере 1 млн. руб. (порядка 25 тыс. - 30 тыс. евро), а для АО - в размере не менее 2 млн. руб. (порядка 50 тыс. евро). Такое повышение не должно стать препятствием для сохранения более высоких требований к размеру уставного капитала юридических лиц, занимающихся такими видами деятельности, как банковская, страховая (возможно их применение и к другим видам деятельности), устанавливаемых специальным законом <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 58.
Согласно ст. 15 Закона об ООО оплата долей в уставном капитале общества может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами. Легко заметить, что все варианты оплаты долей можно разделить на две категории: денежные и неденежные средства. Естественно, что наиболее простым вариантом оплаты доли являются деньги. Однако сложилось устойчивое представление, что первые 50% уставного капитала должны быть в денежной форме. Но данное представление не основывается на действующих правовых документах, которые как раз и определяют многовариантность в определении видов имущества, которыми могут быть оплачены доли в уставном капитале общества. Правда, здесь также необходимо отметить и то, что в уставе общества участниками могут быть установлены те виды имущества, которые не могут быть внесены для оплаты долей в уставном капитале общества. Таким образом, закон допускает контроль со стороны участников общества за "качеством" наполнения уставного капитала общества. Для кредитных организаций, действующих в форме обществ с ограниченной ответственностью, установлены дополнительные ограничения, касающиеся имущества, используемого при формировании их уставного капитала. Так, в соответствии со ст. 11 Закона о банках Банк России устанавливает норматив минимального размера уставного капитала кредитной организации, предельные размеры неденежных вкладов в ее уставный капитал, а также перечень видов имущества в неденежной форме, вносимого в оплату уставного капитала. Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Согласно ст. 11 Закона минимальный размер уставного капитала создаваемого банка устанавливается в сумме рублевого эквивалента 5 млн. евро, а минимальный размер уставного капитала создаваемой небанковской кредитной организации - в сумме рублевого эквивалента 500 тыс. евро. Статья 11 Закона запрещает использовать для формирования уставного капитала привлеченные денежные средства, а также средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Следует согласиться с И.А. Смагиной, А.А. Батяевым, Е.А. Игнатовой, утверждающими, что, поскольку именно уставный капитал позволяет выполнить требования кредиторов и является гарантией для получения ими своих средств в случае банкротства общества, соответственно, в качестве вкладов в уставный капитал общества может быть внесено только то имущество, которое в действительности способно удовлетворить возможные требования кредиторов. Для этого необходимо, чтобы в качестве вклада выступали лишь такие вещи и имущественные права, которые поддаются денежной оценке. Не способны по своей природе иметь денежную оценку, а поэтому не могут являться вкладом в имущество общества неимущественные права, в том числе и связанные с имущественными, и нематериальные блага (ст. 150 ГК РФ), а также профессиональные навыки, знания, умения и другие личные качества, деловая репутация и деловые связи, ранее оказанные обществу услуги или обещания их предоставить <1>. -------------------------------- <1> Смагина И.А., Батяев А.А., Игнатова Е.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью". М., 2007.
Кроме этого, согласно п. 17 Постановления N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" вкладом в имущество общества не может быть объект интеллектуальной собственности (патент, объект авторского права, включая программу для ЭВМ, и т.п.) или ноу-хау. В качестве вклада может быть признано право пользования таким объектом, передаваемое обществу или товариществу в соответствии с лицензионным договором, который должен быть зарегистрирован в порядке, предусмотренном законодательством. При этом М.В. Иванов отмечает, что п. 17 Постановления N 6/8 также прямо говорит о том, что заключаемый лицензионный договор подлежит государственной регистрации в органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (таковым в настоящее время является Роспатент). Учитывая традиционное отсутствие требований по государственной регистрации договоров о передаче ноу-хау (регистрации подлежат только договоры о передаче прав пользования объектами промышленной собственности), упоминание в п. 17 Постановления регистрации применительно к договорам о передаче ноу-хау представляется, с позиции Б.В. Иванова, не иначе как следствием ошибки. Подтверждением данной точки зрения, по его мнению, может служить и то, что основным подзаконным актом, регулирующим оборот результатов интеллектуальной деятельности, является Приказ Роспатента от 29 апреля 2003 г. N 64 "О Правилах регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного права на программу для электронных вычислительных машин и базу данных". Действие указанного Приказа не распространяется на ноу-хау, следовательно, государственная регистрация лицензионного договора, оформляющего передачу ноу-хау в оплату акций, размещенных обществом при учреждении или в ходе увеличения уставного капитала, фактически не представляется возможной, несмотря на разъяснения, которые содержатся в п. 17 Постановления <1>. -------------------------------- <1> Иванов М.В. Использование ноу-хау при формировании уставного капитала акционерного общества // Юридический мир. 2006. N 2.
Вместе с тем п. 6 ст. 66 ГК РФ, устанавливающий, что вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку, позволяет утверждать, что учредители обществ с ограниченной ответственностью не вправе оплачивать доли в уставном капитале общества ноу-хау. Данная позиция поддерживается и рядом ученых-юристов. В частности, Н.В. Козлова <1> и И.А. Зенин <2> объясняют невозможность использования ноу-хау как средства оплаты части уставного капитала, во-первых, отсутствием у первоначального обладателя ноу-хау абсолютного права на результат интеллектуальной деятельности и, во-вторых, тем, что ноу-хау не обеспечивает в достаточной мере интересы кредиторов общества по причине невозможности наложения на него взыскания и обеспечения включения ноу-хау в банкротную массу. -------------------------------- <1> Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. М., 2005. С. 308. <2> Зенин И.А. Интеллектуальная собственность и ноу-хау. М., 2001. С. 67.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что современное законодательство не предусматривает возможности использования ноу-хау как неденежное средство оплаты доли учредителя в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. В качестве вклада в уставный капитал могут быть внесены не только наличные деньги и другие вещи, но и, как уже говорилось, различные имущественные права, имеющие денежную оценку. К таким правам можно отнести безналичные деньги и бездокументарные ценные бумаги (являющиеся не вещами, а правами требования), права пользования различными (движимыми и недвижимыми) вещами, права требования определенных денежных сумм или иного имущества (необязательно оформленные в виде ценных бумаг), права пользования результатами интеллектуальной деятельности (охраноспособными объектами авторского права, патентного права) и другими объектами интеллектуальной и промышленной собственности. Кроме того, исходя из особенностей такого вклада в уставный капитал, Закон четко определяет те последствия, которые возникают в том случае, если у общества прекращаются имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку, внесенные в его уставный капитал. Представим себе, что в уставный капитал общества в качестве вклада были внесены права пользования имуществом. Внесение права пользования имуществом всегда связано с конкретным сроком пользования, поскольку последнее дает возможность определить стоимость этого права пользования и, соответственно, стоимость доли участника, внесшего данный вклад. Здесь важно то, что стоимость вклада определяется исходя из всего срока пользования имуществом (например, три, пять, десять лет), а внесенным он считается сразу после передачи этого права. В том случае, если общество пользовалось имуществом в течение всего срока, на который право передавалось и исходя из которого определялась его стоимость, и этот срок истек, общество утрачивает это право пользования, а участник общества сохраняет свой вклад. В случае же прекращения у общества права пользования имуществом до истечения срока, на который такое имущество было передано в пользование обществу в качестве вклада в уставный капитал, согласно п. 3 ст. 15 Закона об ООО участник общества, передавший имущество, обязан предоставить обществу по его требованию денежную компенсацию, равную плате за пользование таким же имуществом на подобных условиях в течение оставшегося срока. Денежная компенсация должна быть предоставлена единовременно в разумный срок с момента предъявления обществом требования о ее предоставлении, если иной порядок предоставления компенсации не установлен решением общего собрания участников общества. Такое решение принимается общим собранием участников общества без учета голосов участника общества, передавшего обществу в качестве вклада в уставный капитал право пользования имуществом, которое прекратилось досрочно. Однако Закон предусматривает, что описанная процедура не является исключительной и единственно установленной, поскольку учредительным договором могут быть предусмотрены иные способы и порядок предоставления участником общества компенсации досрочного прекращения права пользования имуществом, переданным им в пользование обществу в качестве вклада в уставный капитал. Кроме того, в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изменениями от 5 февраля 2007 г.) не допускается внесение в уставный капитал общества права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Общество может переоформить это право на иное право, в том числе право аренды земельных участков, в установленном федеральными законами порядке. Что же касается перспективы развития норм по оплате участниками своих долей в уставном капитале неденежными средствами, то авторы Проекта ее представляют следующим образом. Во-первых, "при учреждении хозяйственного общества весь уставный капитал должен оплачиваться в денежной форме. При этом минимальный уставный капитал в основном должен быть оплачен к моменту государственной регистрации, оставшаяся часть - в течение года с момента государственной регистрации, если более короткий срок не установлен уставом общества (при этом заслуживает обсуждения и правило об одномоментной оплате всего уставного капитала при учреждении общества)" <1>. -------------------------------- <1> http:// www.privlaw.ru/ concep_YUR.rtf. С. 61 - 62.
Во-вторых, сформулированы общие требования к неденежным вкладам, к которым отнесены следующие: "1) в качестве неденежных вкладов могут выступать вещи и права, имеющие денежную оценку; при этом не должны вноситься в уставный капитал права пользования имуществом (арендные права и т.п., в то же время возможно внесение прав по лицензионному договору), а также некоторые виды ценных бумаг (такие как вексель, облигация) и права требования участника хозяйственного общества как к самому обществу, так и к третьему лицу; 2) в особо регулируемых сферах деятельности (банки и иные кредитные организации и др.) в качестве неденежных вкладов могут выступать только вещи, пригодные к использованию в данной сфере деятельности; законом могут быть установлены дополнительные ограничения по видам имущества, которое может быть предметом неденежного вклада; 3) оценка неденежного вклада должна осуществляться только независимым оценщиком, но не органами хозяйственного общества, не по соглашению его участников или иными способами, так как это должна быть оценка рыночной стоимости вклада, а не ценности этого вклада для участников общества или для самого общества. При этом оценщик должен нести субсидиарную ответственность в размере допущенного им завышения стоимости неденежного вклада; 4) если внесенная в качестве неденежного вклада в уставный капитал вещь будет в последующем виндицирована третьим лицом, следует установить обязанность участника общества, внесшего данный вклад, "заместить" такую вещь в уставном капитале, причем в денежной форме. Это же правило следует распространить и на случаи внесения имущества в виде права (пользования или требования), которое впоследствии было изъято у хозяйственного общества в результате признания сделки недействительной и по тому подобным основаниям. Исключение из обязательной оценки могут составлять (а) объекты, имеющие установленную рыночную стоимость, такие как котирующиеся на биржах ценные бумаги, (б) неденежные вклады незначительной стоимости, не превышающей размер, который следует установить законодательно (порядка 10 тыс. руб.), в последнем случае возможно допустить оценку такого вклада в порядке, предусмотренном уставом общества, с введением субсидиарной ответственности участников общества за оценку неденежных вкладов. Если к моменту внесения неденежного вклада возникают обстоятельства, которые могут существенно изменить стоимость такого вклада, требуется его переоценка" <1>. -------------------------------- <1> http:// www.privlaw.ru/ concep_YUR.rtf. С. 60 - 61.
2.4. Этап четвертый. Государственная регистрация общества
Согласно ст. 51 ГК РФ и ст. 13 Закона об ООО общество подлежит государственной регистрации. Как мы отмечали ранее, к моменту регистрации общества должно быть оплачено не менее 50% его уставного капитала, а оставшаяся часть должна быть оплачена в течение года с момента регистрации. Таким образом, этап регистрации завершает процедуру учреждения общества с ограниченной ответственностью. Согласно Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц (в том числе обществ с ограниченной ответственностью") - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти <1>, осуществляемый посредством внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с указанным Законом, - за которую уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах. -------------------------------- <1> В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 полномочиями по осуществлению государственной регистрации юридических лиц наделено Министерство РФ по налогам и сборам.
Согласно ст. 5 данного Закона в ЕГРЮЛ вносятся сведения о юридическом лице и заводится "регистрационное дело", в котором собраны документы, явившиеся основанием для соответствующих реестровых записей. В ЕГРЮЛ должны содержаться следующие сведения и документы о юридическом лице: а) полное и (в случае если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в государственном реестре указывается также наименование юридического лица на этих языках; б) организационно-правовая форма; в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации; г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация); д) сведения об учредителях юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателе реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования; е) подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица; ж) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации; з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы; и) способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации); и1) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации; к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого); л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии; м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом; н) сведения о филиалах и представительствах юридического лица; о) идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе; п) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности; р) номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя: - в территориальном органе Пенсионного фонда РФ; - в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации; - в территориальном фонде обязательного медицинского страхования; с) сведения о банковских счетах юридического лица; т) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации. В соответствии со ст. 6 указанного выше Закона содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Эти сведения могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей. Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде: - выписки из соответствующего государственного реестра; - копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре; - справки об отсутствии запрашиваемой информации. Форма и порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Срок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и не может составлять более чем пять дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса. Отказ в предоставлении содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен, не допускается. Согласно ст. 8 Закона государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности <1>. -------------------------------- <1> Это необходимо учитывать тогда, когда полномочия единоличного исполнительного органа передаются управляющей организации (управляющему).
Документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством РФ. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством РФ. Согласно ст. 9 Закона уполномоченным лицом (далее - заявитель) могут являться следующие физические лица: 1) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; 2) учредитель (учредители) юридического лица при его создании; 3) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; 4) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; 5) иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления. Заявитель удостоверяет своей подписью заявление, представляемое в регистрирующий орган, и указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Подпись заявителя на указанном заявлении должна быть нотариально удостоверена. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. При поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении. Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных Законом. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами. При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. При этом регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, сведения, содержащиеся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей. Одновременно с этим регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующему юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством РФ. Закон о государственной регистрации юридических лиц содержит основания для отказа в регистрации юридического лица при его учреждении. Согласно ст. 23 к ним относятся: а) непредставление необходимых для государственной регистрации документов; б) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) наличие записи в государственном реестре юридических лиц о том, что юридическое лицо, которое выступает учредителем других юридических лиц, находится в процессе ликвидации; г) несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; д) подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации юридического лица. Решение об отказе в Date: 2015-09-03; view: 497; Нарушение авторских прав |