Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Элитарная культура. В качестве антипода массовой культуре многие культурологи рассматривают элитарную культуру
В качестве антипода массовой культуре многие культурологи рассматривают элитарную культуру. Производителем и потребителем элитарной культуры, с точки зрения представителей этого направления в культурологии, является высший привилегированный слой общества – элита (от французского elite – лучшее, отборное), которая есть в каждом общественном классе, в каждой социальной группе. Именно элита представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, именно она обеспечивает общественный прогресс. Следовательно, элитарная культура должна быть ориентирована на удовлетворение запросов и потребностей именно этой части общества, т.е. элиты. Первые попытки осмысления элитарности содержались уже в трудах Платона, который впервые выделяет интеллектуальную элиту как хранителя и носителя высшего знания («знание доступно интеллекту философов, а мнение – толпе…»). В эпоху Возрождения проблема элиты была поставлена Ф.Петраркой в его рассуждении «О подлинном благородстве» (Благородство по интеллекту, а не по рождению, дань уважения личным заслугам, а не дворянским титулам). Для гуманистов «чернь», «презренные» люди – это необразованные сограждане, самодовольные неучи. Именно по отношению к ним они ставили себя в позицию интеллектуальной элиты. Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся в философских сочинениях Артура Шопенгауэра (1788-1860) и Фридриха Ницше (1844-1900). Так, в своей работе «Мир как воля и представление» А.Шопенгауэр разделил человечество на 2 части: - «людей гения», т.е. способных к эстетическому восприятию и художественно-творческой деятельности; - «людей пользы», т.е. ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность. В культурологической теории Ф. Ницше элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека», наделенного, по мысли автора, «уникальной эстетической восприимчивостью» («Рождение трагедии из духа музыки», «Так говорил Заратустра» и т.д.). В ХХ веке идеи А. Шопенгауэра и Ф. Ницше нашли дальнейшее развитие в культурологической концепции испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета (1883-1955)- в работе «Дегуманизация искусства», посвященной проблемам различия старого и нового искусства. По мнению автора, основное отличие нового искусства от старого заключается в том, что оно обращено к элите общества, поэтому совершенно не обязательно должно быть популярным, общепонятным, общечеловеческим. Новое искусство должно отчуждать людей от реальной жизни, его основой должна быть «дегуманизация». Оно разделяет публику на тех, кто понимает его –на художников, – и на тех, кто таковыми не является. Хосе Ортега-и-Гассет поддерживает авангардное искусство, считая, что только таким образом можно уберечься от «торжествующего хама». Элита, по его мнению, - это не родовая аристократия и не привилегированные слои общества, а та его часть, которая обладает особым «органом восприятия». Именно к ней должен обращаться своими произведениями художник. Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства», которая нашла свое воплощение в ряде течений отечественной и западноевропейской культуры. Например, в России на рубеже XIX – XX веков идеи элитарной культуры активно развивало художественное объединение «Мир искусства». Примерно эти же позиции защищают представители новых направлений в искусстве и литературе, заявляя, что они создают свои произведения для немногих избранных, для тех, кто может понять и оценить их. Многие из них считают, что их творения принципиально недоступны подавляющей массе людей. Действительно, современное искусство стало чрезвычайно сложным. Многие художественные произведения нелегки для восприятия и требуют для своего понимания умственных усилий и достаточной образованности. Не имея познаний в области истории искусства, эстетики, литературоведения, культурологии трудно оценить по достоинству некоторые произведения литературы (например, Джойса, Гессе, поэтов – символистов), музыки (Стравинского, Шнитке), живописи (кубизма, абстракционизма, сюрреализма, кино (Тарковского и др.). «Высокая культура» стала специализированной. Время энциклопедически образованных универсалов прошло. В каждой сфере культуры теперь есть своя немногочисленная элита. Однако, практика показывает, что отношение к различным художественным направлениям не является застывшим. В истории культуры неоднократно бывало так, что то или иное направление с течением времени теряло элитарность и превращалось в обычную массовую культуру. Это свидетельствует о том, что деление на массовую и элитарную культуру носит в значительной степени условный характер. Массовая и элитарная культура не имеют четко выраженных границ, они представляют собой части целого - единого социокультурного процесса.
Литература 1. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства [Текст] / Х. Ортега-и-Гассет// Ортега-и Гассет Х. Эстетика. Философия культуры.- М., 1991.- С. 220-226. 2. Ерасов Б.С. Социальная культурология [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений. – Изд-е третье / Б.С. Ерасов. – М.: Аспект Пресс, 2000. –591 с. Date: 2015-09-03; view: 507; Нарушение авторских прав |