Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Контркультура
Термин "контркультура" был предложен американским социологом Теодором Роззаком в его труде "Становление контркультуры" (1969). Пожалуй, наиболее наглядным и ярким выражением подобного явления стало быстро распространившееся по всем континентам движение так называемых "хиппи", хотя оно не исчерпывает широкого и достаточно неопределенного понятия "контркультуры". "Хиппи", "битники" и другие подобные им социальные проявления были бунтом против послевоенной ядерной и технотронной действительности, угрожавшей новыми катаклизмами во имя чуждых "свободному" человеку идеологических и бытовых стереотипов. Проповедников и приверженцев "контркультуры" отличали шокирующая обывателя манера мышления, чувствования и общения; культ спонтанного, неконтролируемого разумом поведения; склонность к массовым "тусовкам", даже оргиям, нередко с применением наркотиков; организация разного рода молодежных "коммун" и "коллективных" семей с открытыми, "беспорядочно-упорядоченными" интимными связями; интерес к оккультизму и религиозной мистике в сочетании с "сексуально-революционной мистикой тела" и т.д. Контркультура в западном обществе возникает как протест молодежи против материального благополучия, конформизма и бездуховности старшего поколения, которое становилось главным объектом критики; против идеологии "общества потребления", культа мещанского "счастья", накопительства, "жизненного успеха" и нравственной закомплексованности. Она отвергает все основополагающие ценности современной западной цивилизации. Если в официальной культуре основными ценностями являются власть, право, государство, богатство, образование, политика, религия, искусство, то в контркультуре утверждается аполитичность, анархия, нетрадиционные формы искусства и религии, отрицаются образование, семья, частная собственность, богатство и деловой успех. Поскольку в западной культуре подобные движения носили по преимуществу молодежный характер, многие ученые были склонны видеть в контркультуре проявление извечного конфликта "отцов и детей", рассматривая ее как социальный инфантилизм, "детскую болезнь" современной молодежи, физическое созревание которой намного опережает ее гражданское становление. В современной культурологии и социологии понятие "контркультура" имеет, по крайней мере, два значения. Во-первых, данное понятие отождествляется с молодежной культурой 60-х годов, отражающей критическое отношение к современной культуре и отрицание ее как "культуры отцов". Во-вторых, оно используется для обозначения комплекса социально-культурных установок и ценностей, противопоставленных официальной, господствующей культуре. Причем, в данном случае имеются в виду установки, характерные не только для молодежи, но и для других социальных групп и субкультур. В конце XX века контркультура становится одной из главных проблем не только культурологии и социологии, но и культурфилософии, которая стремится через анализ данного феномена приблизиться к пониманию самой культуры и механизмов ее обновления и преображения. Развитие культуры - сложный и противоречивый процесс, который не сводится только к простому приращению духовных сокровищ. В нем постоянно происходят парадигмальные сдвиги, порождающие новые культурные эпохи, принципиально отличающиеся одна от другой. В истории постоянно меняются социальные реалии, рождаются новые духовные ценности. Распад старых форм жизни и появление новых ценностных ориентиров приводят к интенсивному брожению, которое требует своего выражения. Эти глубинные преобразования находят свое отражение в контркультуре, которую в этом смысле трактуют как механизм культурных новаций, механизм обновления общества. Контркультура - это совокупный эффект поисков нового ценностного ядра культуры, своеобразная ценностная революция. Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностных и практических установок – процесс, постоянно воспроизводящий себя в мировой культуре. Рождение христианства есть по сути своей контркультурный феномен в столкновении нарождающейся христианской Церкви и Римской империи. История христианства в Европе началась с противостояния господствующей культуре, с провозглашения новых святынь и жизненных принципов. В той же мере отход от христианской культуры предполагает вначале смену ценностных установок. Не только религиозная, но и светская культура, как правило, при своем становлении исповедует отречение от официальных канонов, идет ли речь о мировоззренческих, этических или эстетических установках. Всякая новая культура, культура конкретной эпохи возникает в процессе осознания кризиса предшествующей социокультурной парадигмы. С этой точки зрения "первое осевое время" (VIII-II в.в. до н.э.) (К.Ясперс) есть своеобразный выход из кризиса культуры эпохи возникновения мировых религий. Христианство возникло как разрыв в языческом сознании античности. Контркультурными были движения киников в античности, движение романтиков в конце просветительской эпохи в Европе. В отечественной истории в качестве контркультурных тенденций следует рассматривать те проявления "запрещенной", "самиздатовской", "теневой" культуры, которые, критикуя, пародируя, осмеивая официальную (социалистическую) культуру, привели к ее дискредитации и, в конечном счете, к разрушению. Носителем данных контркультурных тенденций была прежде всего российская интеллигенция. Таким образом, контркультура, существуя в форме пародии, критики на официальную культуру, выполняет а) разрушительную функцию, поскольку она сдерживает, подавляет или препятствует развитию официальной культуры; б) революционизирующую функцию, так как способствует обновлению в период стагнации общества и культуры. Контркультура возникает в кризисные моменты жизни общества как протест определенной части этого общества, в том числе и молодежи, против дегуманизации общественной жизни, бюрократизации, конформизма, отчуждения человека и превращения его в "колесико и винтик" социальной системы, против лицемерия, накопительства и ханжества. Следовательно, понятие "контркультура" не тождественно понятию "бескультурье" ("варварство"), так как контркультура может нести в себе позитивный смысл. В то же время понятие "контркультура" не тождественно и понятию "субкультура", поскольку контркультурные тенденции могут проявляться на уровне самых разных социальных групп и субкультур. В явлении контркультуры находит выражение тот "закон" развития культуры, который в свое время был сформулирован Ф.Ницше в работе "Рождение трагедии из духа музыки". Философ говорит о внутренней противоречивости культуры, которая совмещает в себе два противоположных начала, две стихии: 1) аполлоновское начало, символизирующее умеренность, стремление к гармонии и покою; 2) дионисийское начало, выражающее стихию жизни, бурной природы, перемен, непокоя. Культура развивается благодаря противоборству этих двух начал. В одни периоды истории господствуют пластические искусства, красота, умеренность. В другие периоды - все это отвергается, опрокидывается, отрицаются устоявшиеся, "вечные" традиции и ценности. Равновесие двух начал - важнейшее условие развития культуры. Преобладание аполлоновского начала порождает косность, формализм, догматизм общественной жизни. Преобладание дионисийского начала, напротив, порождает деструктивные тенденции в культуре. В контексте идей Ф.Ницше контркультурные тенденции можно рассматривать как проявление дионисийского начала в культуре, стихии обновления жизни, своеобразное провозвестие новой культуры.
Литература
1. Громова И.Б. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта [Текст] / И.Б. Громова // Социс. – 1991. - № 10. – С.28-37. 2. Гуревич П.С. Контркультура [Текст] / П.С. Гуревич // Культурология. XX век: энциклопедия. Т.1. - СПб., 1998. – С.322-324. 3. Гуревич П.С. Культурология [Текст]: учебное пособие / П.С. Гуревич. - М., 1996. - С.153-169. 4. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. Критический анализ [Текст] / Ю.Н. Давыдов, И.Б. Роднянский. - М.: Политиздат, 1980. – 279 с. 5. Мамонтов С.П. Основы культурологии [Текст] / С.П. Мамонтов. - М., 1994. - С.112-116. 6. Немировская Л.З. Культурология [Текст]: учебное пособие / Л.З. Немировская. - М., 1993. - С. 89-96. Date: 2015-09-03; view: 582; Нарушение авторских прав |