Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Инкультурация
Инкультурация (enculturation) – это обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Понятия «инкультурация» и «социализация» очень близки по своему содержанию. Однако не следует их отождествлять. Социализация обозначает передачу социального опыта от одного поколения к другому. Можно сказать, что социализация – это обучение человека жизни. Независимо от того, в какой человек живет стране, он обязан иметь элементарные представления о социальной структуре общества, способах зарабатывания денег, распределении ролей в семье, основах рыночной экономики, гражданских правах и т.п. Но культура в разных странах более специфична, чем социальная структура. Поэтому, например, эмигрант, приехавший в чужую страну, достаточно быстро усваивает социальные законы жизни, но гораздо труднее у него происходит усвоение чужих культурных норм и обычаев. Привыкнуть к чужой культуре, почувствовать ее своей ему не удается порой и через многие годы. Отсюда можно заключить, что социализация, т. е. адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация – приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям. Русские эмигранты первой волны во Франции до конца своих дней ощущали себя не французами, а русскими, несмотря на то, что многие из них стали благополучными бизнесменами, инженерами, учеными и т.д. Процесс адаптации происходит и при социализации, и при инкультурации. В первом случае индивид адаптируется к социальным условиям жизни, во втором – к культурным. При социализации адаптация легкая и быстрая, при инкультурации – тяжелая и медленная. Инкультурация также, как и социализация, на индивидуальном уровне выражается в повседневном общении с представителями одной культуры (родственниками, друзьями, знакомыми и т.д.), у которых сознательно и бессознательно ребенок учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, оценивать события. Инкультурация или обучение культуре происходит двумя способами: через прямое высказывание и косвенное наблюдение. Человек изменяет свое поведение и тогда, когда ему прямо говорят о том, как следует поступать, и тогда, когда он просто наблюдает поведение других людей в подобных ситуациях. Например, простейшая процедура приема пищи, которую мы многократно проделываем каждый день, в разных культурах происходит различно по времени, количеству, содержанию, а также манере приема пищи. Иначе говоря, культура учит нас, что, когда и как следует есть. Сравнивая два процесса, можно сказать, что социализация – это врастание в общество, становление человека социального. Конечный процесс социализации – личность. Инкультурация – это срастание с родной культурой, становление человека воспитанного. Конечный результат инкультурации – интеллигент. По динамике своего развития эти процессы могут не совпадать. Например, так называемые «новые русские» великолепно социализировались в новых социальных реалиях 90-х годов. Однако в большинстве своем это люди неинкультурированные. Они далеки от общечеловеческих ценностей, христианских заповедей, этикета и т.д. Инкультурация и социализация – это два процесса, которые развиваются по разным законам. Динамика их развития тесно связана с возрастными этапами человека. На один и тот же возраст может приходиться максимум социализации и минимум инкультурации. И наоборот. Так, наибольшая способность усваивать новые социальные роли проявляется у человека в детстве, молодости и зрелости. В эти периоды социализация достигает своего максимума, а затем уменьшается, реже – остается на том же уровне. Инкультурация, наоборот, достигает своего максимума в старости. Итак, процессы социализации и инкультурации могут идти в одном направлении, а могут развиваться в противоположных направлениях. Их фазы могут совпадать, но могут существенно различаться. Когда оба процесса идут в одном направлении, т.е. совпадают, то мы можем увидеть, как у разных типов людей увеличивается или уменьшается культурный и социальный потенциал. Например, люди, воспитанные среди животных, вернувшись в человеческое общество, не способны адаптироваться в нем. У них минимальный потенциал инкультурации и социализации. Дети, воспитанные в детских домах или люди, долгое время находившиеся в местах лишения свободы, оказываются плохо приспособленными для полноценной жизни в большом обществе. У них средние величины инкультурации и социализации. Считается, что наивысшим потенциалом обладает интеллигенция. Это – элитарная часть общества, т.е. люди, которые являются социально активными и культурно состоявшимися. Итак, обобщая можно сказать, что социализация - это есть усвоение некоторого культурного минимума для того, чтобы жить в данном обществе: основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера. Инкультурация, напротив, термин более широкого порядка. Это – приобщение личности к культурному наследию не только своей национальной культуры, но и к культуре других народов, т.е. к культурному наследию человечества. В общем виде инкультурация – это приобретение широкой гуманитарной культуры.
Литература:
1. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в XXI век [Текст] / В.С. Библер. – М.: Политиздат,1991.-412с. 2. Обуховский К. Психология влечений человека [Текст] / К.Обуховский. – М.: Прогресс, 1972.-247с. Date: 2015-09-03; view: 545; Нарушение авторских прав |