Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность как субъект культуры. Современное понятие «личность» тесно связывается с понятиями «индивид» и «индивидуальность»





 

Современное понятие «личность» тесно связывается с понятиями «индивид» и «индивидуальность». Однако, если понятие «индивид» обозначает отдельно взятого человека или представителя той или иной социальной группы, а понятие «индивидуальность» указывает на самобытность человека, то понятие «личность» является более объемным. Оно подчеркивает в человеке его самостоятельность, значимость и прежде всего сознательно-волевое начало. Личность – это системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении.

Проблема личности – это всегда проблема свободного выбора и социальной ответственности. Личность характеризуется активностью, стремлением расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов – интересов, убеждений; степенью осознанности своих отношений к действительности.

В истории философии проблемы личности имели весьма широкий спектр трактовки: от фатальной связи личности с природой и социумом до волюнтаристского понимания личности. В марксистской трактовке личность – совокупность всех общественных отношений.

Взаимосвязь личности и культуры обычно рассматривается в двух ипостасях: личность как индивид, индивидуальный носитель культуры; личность как субъект, творец этой культуры, как личность в высшем значении этого понятия.

В обыденной жизни трудно заметить зависимость культуры от человека, скорее видна обратная зависимость. Вхождение человека в общество происходит путем превращения культурных ценностей и традиций во внутренний мир личности. Индивид, входя в культуру и функционируя в ней, осмысливает действительность во всем многообразии своего отношения к ней. Содержание его сознания наполнено смыслами и значениями, человек постоянно оперирует информацией о внешнем и внутреннем мире. Содержание индивидуального сознания в виде системы представлений, идей, ценностей и т.п., которые в данный момент времени не используются субъектом, объективируются и хранятся в его мозгу в форме памяти. Сознание индивида в форме памяти – это хранилище всего его жизненного опыта, результат бытия и функционирования в сфере культуры в процессе всей жизнедеятельности. Содержание сознания личности в форме актуально переживаемой субъективной реальности и памяти объективировано в мозгу и существует в неотчужденном от индивида виде, оно и есть результат интериоризации (присвоения себе) культуры объектом. Таким образом, культура и её смыслы живут не сами по себе, а лишь через осознанную творческую активность человека. Если же человек отворачивается от культурных смыслов, то они умирают, и от культуры остается символическое тело, из которого ушла душа (О. Шпенглер).

Общепризнанным является положение, что культура – это результат совокупной деятельности родового субъекта (человечества) и наличный процесс сохранения созданного, производства, распространения, потребления объектов культуры, культурных ценностей. Человек и культура – объекты коэволюционно развивающиеся, обогащающие и творящие друг друга. Взятое обособленно от человека материализированное «тело культуры», лишается динамики, движения, жизненности. Реальная живая культура неотделима от общественного человека – субъекта культуры, соотнесенного с созданным им объективированным миром «второй природы». Но и сам человек формирует себя в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо. Его человеческие, личностные качества есть результат распредмечивания мира культуры, усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т.п. Биологически человеку дается лишь организм, обладающий определенным строением, задатками, функциями. И только в результате совокупного воздействия культуры он становится действительно человеком, творчески созидающим субъектом. Культура представляет собой меру человеческого в человеке, выступает предпосылкой развертывания его деятельной активности, становления его в качестве творца, созидателя культурно-исторического процесса. Как субъект культуры он изменяет её, вносит в неё нечто новое, творит её. Если человек отказывается от творчества, проявляет потребительское отношение к культуре, репродуцирует, то он культурно «дичает», скатывается к простейшим потребностям. Только при творческом отношении к жизни индивид становится личностью, субъектом культуры.

Человек, овладевший культурой общества, в которой он живет, «вооружен» схемами и принципами поведения в типичных, стандартных ситуациях, обладает определенными социальными установками и особенностями социальной перцепции, принимает определенную шкалу ценностей. Талантливый человек делает открытия, развивая общие основания глубже и дальше. Однако культура несет с собой определенную несвободу, удерживая личность в плену своих символических образцов. Но в переломные моменты, в эпохи культурных переворотов вдруг обнаруживается, что старые основания теряют свое значение. Считается, что осуществить переход к новым смысловым основаниям есть дело гения. Поскольку новый смысл, рожденный гением, испытывается в опыте других людей, в борьбе между старым и новым, то судьба гения в отличие от его творения, как правило, не является счастливой.

Таким образом, личность как субъект культуры всегда находится в центре культуры, осуществляя воспроизводство, хранение и обогащение культурного опыта.

 

Литература

1. Бердяев Н.А. О назначении человека [Текст] / Н.А. Бердяев. – М.: Республика, 1993.-382с.

2. Шпенглер О. Закат Европы [Текст] / О. Шпенглер. – Новосибирск: Наука. Сибирская изд.фирма,1993.-584с.

3. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке [Текст] / К.Г. Юнг. – М.: Республика, 1992.-289с.

Date: 2015-09-03; view: 417; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию