Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наука как форма духовной культуры
Наука – важнейший элемент духовной культуры. Это область человеческой деятельности, обособленная в процессе разделения труда и связанная с выработкой и теоретической систематизацией объективных знаний о действительности. Целью и высшей ценностью науки является поиск объективной истины, а критерием истинности научного знания выступает предметно-практическая деятельность человека (всего человечества). Науку в целом можно рассматривать как: 1. особую систему знаний, выработанных человечеством о мире; 2. особую систему общественных организаций и учреждений, вырабатывающих, хранящих и распространяющих эти знания; 3. особый вид деятельности – систему научных исследований, удовлетворяющих особым критериям и проводимых по особым правилам. Понятие о науке как системе знания конкретизируется через ряд критериев научного познания, таких, как: · объективность: природные объекты и их отношения должны быть познаны такими, как они есть, из их собственных предпосылок; · теоретичность – рациональная обоснованность, доказательность знания; · нацеленность на познание сущности – оснований, закономерностей объекта природы; · проверяемость в опыте, эксперименте; · системность – упорядоченность научного знания по осознанным принципам в форме теории и развернутого теоретического знания. Функции науки: 1) познавательная; 2) описательная; 3) объяснительная; 4) прогностическая. Отражая мир в его материальности и развитии, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Эта система знаний разделяется на множество отраслей знания – частные науки, которые различаются тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают. Каждая наука имеет свой предмет и метод. Под предметом подразумевается то, что исследуется, под методом – каким способом осуществляется это исследование. Наиболее распространенной типологией наук является типология по предмету и методу. Принято делить все науки на естественные (науки о природе) и гуманитарные (науки о культуре). Кроме того, выделяют социальные (об обществе) и технические (о технических системах) науки. По степени удаленности от практики науки могут быть: - фундаментальные, которые выявляют основные законы и принципы реального мира без прямой ориентации на практику; - прикладные, направленные на непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем с опорой на закономерности, установленные фундаментальной наукой. Роль и место науки в культуре на разных этапах развития общества была разной. Так, в истории формирования и развития науки выделяются несколько этапов: 1) возникновение науки в древней Греции с VII в. до н.э. (Пифагор, Платон, Аристотель); 2) XVI - XVII вв., когда в результате научной революции происходит оформление науки как особого социального института (Г.Галилей, И.Ньютон, Ф.Бэкон, Р.Декарт, Г.Лейбниц и др.); развитие науки обеспечивает бурное развитие общества, но связь с производством еще очень слаба; 3) XIX в., когда наука, благодаря тесной связи с производством, превращается в непосредственную производительную силу общества, воплощаясь в новые технологии, технические средства и превращаясь в отрасль массового производства.
Литература 1. Морфология культуры. Структура и динамика [Текст]: учебное пособие для вузов / ред. Г.А. Аванесова, В.Г. Бабаков, Э.В. Быкова и др. - М.: Наука, 1994.-415с. 2. Философия и методология науки [Текст]: учебное пособие для студентов вузов. / Под ред. В.И. Купцова. – М.: Высшая школа, 1996. – 454 с.
Date: 2015-09-03; view: 971; Нарушение авторских прав |