Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культурология в системе наук о культуре
Культуру как созданную людьми «вторую природу» (Гегель), наследуемую не биологически, а только методом подражания и научения, изучают все социальные и гуманитарные науки, а также философия культуры как метафизическое знание о сущности культурного бытия, о процессе развертывания и воплощения смысла культуры, как методология познания культуры. Социальные и гуманитарные науки делятся на две группы: 1) науки, предмет которых выделяется по предмету специализированной деятельности (например, экономические науки, политология, искусствознание, религиоведение, педагогика и т.д.); 2) науки о различных общих аспектах человеческой деятельности (исторические науки, психологические науки, социологические науки, культурологические науки) [13, с.35]. Во взаимодействии культурологических наук с науками о культуре первой группы культурологические науки, во-первых, выступают как сфера междисциплинарного синтеза, выделяя общие закономерности развития соответственно экономики, политики, религии, искусства и других сфер культурной деятельности. Культурологические науки в таком понимании являются теорией «среднего уровня»: если философия культуры оперирует с наиболее общими закономерностями мира культуры, то культурологические науки изучают общие закономерности функционирования и развития культуры, обобщая эмпирические материалы данного вида деятельности. Во-вторых, можно выделить специфический культурологический метод и уровень обобщения в рамках любых наук социального и гуманитарного профиля. Наряду с философско-теоретическим уровнем обобщения (вопросы сущности и базовых закономерностей) и предметным уровнем обобщений (вопросы непосредственной технологии) выделяют так называемый социокультурный уровень обобщения. Последний исследует историю данного вида деятельности (её генетический аспект), психологию (мотивационный аспект), социологию (организационно-функциональный аспект) и культуру данного вида деятельности (ценностно-нормативный и семантико-коммуникативный аспекты). Эти четыре ракурса исследований сконцентрированы на субъекте данного вида деятельности [13, с.47]. Таким образом, в любой области социального и гуманитарного знания может иметь место культурологический подход. Выделяют такие направления анализа, как «культурология бизнеса», «культурология политики», «культурология религии» и т.д. Наибольший интерес представляет соотношение наук внутри второй группы социогуманитарных наук, а также между различными культурологическими науками. О соотношении культурологических наук и истории культуры – см. вопрос 3.3. «Большую роль в культурологических исследованиях играют данные социальной психологии – науки, изучающей закономерности поведения и деятельности людей, принадлежащих к отдельным социальным группам. Поскольку их культурные проявления окрашиваются в определенные психологические тона, то и исследования культуры не могут обойтись без учета этого фактора. Невозможно, например, объяснить своеобразие крестьянской культуры без знания и понимания специфической деревенской психологии, питаемой особым отношением сельского жителя к земле и природе. Особенно плодотворно для изучения национальных культур использование данных другой родственной науки – этнической и национальной психологии, иногда выступающей как раздел общественной психологии. Постигая самобытность психического склада отдельных рас, племен и народов, этнопсихология восходит к философским построениям Гегеля, Гумбольдта и их многочисленных последователей о неповторимом «духе» той или иной нации, но уже на основе более конкретного исторического опыта. В России блестящие образцы культурно-психологических характеристик отдельных народов, прежде всего русского, дал Н.А. Бердяев. Этнопсихологические исследования помогают объяснить своеобразие той или иной национальной культуры и её частных проявлений, исходя из психических особенностей её создателей» [15, с.14-15]. «Особое место в становлении современной культурологии занимает фрейдизм – психологическое учение, созданное выдающимся австрийским врачом-психиатром З. Фрейдом и его последователями. В центре внимания фрейдистов и нефрейдистов – бессознательные душевные процессы и мотивации, составляющие, по их мнению, основной механизм всякого, прежде всего художественного, опыта. Фрейдизм широко используется для теоретического обоснования многих современных художественных школ, в частности сюрреализма» [3, с.15]. Кроме того, фрейдизм дал начало культурологии детства. Социология культуры – наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами и применительно к конкретным историческим ситуациям [16, с.16]. Социология помогает культурологическим наукам понять всю гамму духовных и материальных проявлений с учетом социальной неоднородности общества. Именно с социологией связаны такие культурологические понятия, как «аристократическая культура», «пролетарская культура», «массовая культура», «маргинальная культура» и т.д. Разные авторы по-разному оценивают соотношение социологии и культурологических наук. Так, А.Я. Флиер считает, что «если социология изучает непосредственные формы объединения людей в устойчивые коллективы (социумы, социальные группы) и вопросы взаимодействия между ними, то культурология исследует по преимуществу «тексты», «правила игры», «социальные конвенции»… - выраженные на тех или иных «языках культуры» и транслируемые из поколения в поколение в виде традиций, нравов, обрядов, норм, правил и т.п. регулятивных установок коллективной жизнедеятельности людей, называемых чертами своеобразия их культуры» [13, с.37-38]. Кефели И.Ф. считает, что если для социолога представляет интерес взаимодействие производственных, политических, этических и других отношений между социальными общностями и людьми и возникновение на основе этих отношений социальных институтов, то культуролог в первую очередь изучает, «как в процессе взаимодействия материальной и духовной культуры формируется человеческая личность, как человек вникает в сложную гамму человеческих отношений, осваивает материальные и духовные ценности, творит новое в культуре. Причем для культуролога важно уяснить все это в исторической ретроспективе…» [17, с.79]. Особое место занимает вопрос о месте культурологии как самостоятельной науки среди других наук культурологического профиля. К культурологическим наукам, помимо культурологии, относят этнологию, этнографию, культурную и социальную антропологию и др. В названии и соотношении этих дисциплин много запутанного. Так, термин «культурология», впервые употребленный в 1913 г. немецким физиком В. Оствальдом, а затем введенный в научный оборот в 40-е годы XX века американским культурологом Л.А. Уайтом, редко употребляется на Западе; там предпочитают термин «антропология» как обобщенное название наук о человеке и его культуре. В течение долгого времени понятия «этнография» и «этнология» не различались; в последние годы этнология понимается как теоретическое обобщение этнографических данных о культуре различных народностей и этнических групп. Чисто условным является различие культурной и социальной антропологии: культурная антропология возникла в США, где исследователи изучали индейские общины без стабильной социальной организации, распавшейся под воздействием американского общества, тогда как социальная антропология сформировалась в Англии, где предметом исследований становились имеющие собственную социальную организацию полинезийские, африканские и прочие «примитивные» сообщества [16, с.23]. Главным в понимании соотношения между науками культурологического профиля является введенное американским антропологом А. Крёбером (1876-1960) разделение антропологии на две области или даже дисциплины: описывающую конкретные факты и явления и обобщающую теоретическую, концептуальную. Такое разделение исследований культуры на два уровня - эмпирический (обычно называют конкретно-этнографическим) и теоретический (культурология и иногда сюда же относят этнологию) - стало традиционным в теории культуры. При этом не надо забывать, что культурология – теория «среднего уровня» по отношению к философии культуры. Этнология, этнография, культурная антропология и социальная антропология – это систематические сравнительные науки о культурах разных обществ и разных эпох, основывающиеся прежде всего на сборе и анализе эмпирического материала [16, с.15], на «полевых исследованиях». Определение предмета культурологии – см. в вопросе 3.1. «Антропология как наука о происхождении и эволюции человека и об образовании человеческих рас объяснила очень многое в зарождении культуры, вскрыла ее биологические корни. Занимаясь истоками человечества и первобытным обществом, представители антропологического направления (Э.Б. Тайлор, Л.Г. Морган, Дж.Фрэзер и др.) пришли к важному выводу о сходстве материальных памятников ископаемого человека, мифологии и фольклора разных народов, подтвердив тем самым тождественность человеческой природы и единство первобытного мышления на всей нашей планете. Это дало прочную теоретическую основу для борьбы против расизма, национализма, колониализма и других течений общественной мысли, враждебных самой идее культуры. Такая наука, как этнография, изучающая бытовые и культурные особенности племен, этнических групп и народов мира, проблемы их происхождения, расселения и культурно-исторических взаимоотношений, сыграла решающую роль в доказательстве и осознании огромного разнообразия и богатства прошлой и нынешней культуры человечества. Она научила людей с пониманием и уважением относиться к материальным и духовным достижениям человека как мыслящего и духовного существа, независимо от того, к какому этносу, большому или малому, он принадлежит» [15, с.13-14].
Литература
1. Ионин Л.Г. Социология культуры [Текст]: учебное пособие / Л.Г. Ионин. – М.: Логос, 1996.-280 с. 2. Кефели И.Ф. Культурология в системе социогуманитарного знания [Текст] / И.Ф.Кефали //Социально-политический журнал. – 1994. - № 9-10. – С.75-82. 3. Мамонтов С.П. Основы культурологии [Текст] / С.П. Мамонтов. – М.: Изд-во РОУ, 1996. –272с. 4. Флиер А.Я. Культурология для культурологов [Текст]: учебное пособие А.Я. Флиер. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 492 с. 5. Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура [Текст] / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. - 1997. – №2. – С.124-145. Date: 2015-09-03; view: 496; Нарушение авторских прав |