Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культурология как наука. 3.1 Современная культурология: объект, предмет, структура





 

3.1 Современная культурология: объект, предмет, структура.

Исследования культуры (или, по крайней мере, отдельных ее сторон и аспектов) начались еще в античности (см. вопрос 1.1). Однако культура как целостная система превращается в предмет научного интереса только в ХУП-ХУШ вв. в рамках философии.

Выделение культурологии как специальной научной дисциплины из философии и отделение ее от этнографии, «доистории» (изучение древней истории, в том числе и археологическое), антропологии происходит, начиная со второй половины Х1Х в.

Само название «культурология» появилось сравнительно недавно: в конце Х1Х-начале ХХ вв. Его стали использовать многие исследователи. Так, английский этнограф и антрополог Э.Тайлор назвал одну из глав в книге «Первобытная культура» (1871 г.) «Наука о культуре». Выдающийся немецкий химик В.Оствальд в начале ХХ в. рекомендовал называть науку о цивилизациях, или о специфически человеческих способах деятельности, культурологией.

Однако самая значительная роль в обосновании данной науки и закреплении ее названия как культурологии принадлежит американскому антропологу Л.Уайту. В 1939 г. в статье «Проблема терминологии родства» он использовал понятие культурологии для обозначения науки о классе явлений, имеющих наряду с функциональным еще и ценностное, символическое значение. Обоснованию культурологии Л.Уайт посвятил свой труд «Наука о культуре» (1949 г.). Он считал, что культурология изучает предметы, имеющие символическое значение («символаты»), с экстрасоматической точки зрения, т.е. с точки зрения, выходящей за пределы отдельного человеческого тела, организма (soma – тело). Л.Уайт считал, что «открытие» культуры когда-нибудь встанет в истории науки в один ряд с гелиоцентрической теорией Коперника.

Термин «культурология» закрепился в отечественной гуманитарной традиции. В зарубежной литературе для аналогичного комплекса знаний используются термины социальная или культурная «антропология», «культурная история» (в том числе и «новая культурная история» - синтез истории быта с этнопсихологией), «этнология».

Культурология прошла разные этапы развития. В нашей стране она наиболее активно развивается с 60-х гг. ХХ в. Однако это лишь подчеркивает ее перспективы, ибо открывает возможность творческого поиска.

На сегодняшний день культурология – интегративная социогуманитарная дисциплина, результат междисциплинарного синтеза знаний о культуре как специфической функции человеческого бытия.

Существуют два основных подхода к пониманию культурологии как науки:

1) культурология как комплекс дисциплин, изучающих культуру. На Западе этот комплекс наук называют «cultural studies» (изучение культуры),

«multicultural studies» (изучение культурного многообразия),

«cross-cultural studies» (изучение межкультурного взаимодействия). У нас в России этот комплекс наук иногда называют культуроведением.

2) культурология как самостоятельная научная дисциплина.

Вот об объекте и предмете культурологии с точки зрения второго подхода мы и будем говорить.

Объект науки – это совокупность качественно определенных явлений и процессов реальности, существенно отличных по своей внутренней природе, основным чертам и законам функционирования и развития от других объектов этой реальности. Предмет науки выражает целенаправленную заинтересованность ученых в освоении конкретной области реальности (объекта исследования).

Очевидно, что культура может являться как объектом, так и предметом исследования. Объект исследования – это культура «в широком смысле слова», т.е. совокупность всех способов и результатов человеческой деятельности, передаваемых от поколения к поколению и от эпохи к эпохе внебиологически (методами обучения и воспитания). Этот объект – общий для культурологии и для других социогуманитарных наук.

По вопросу о предмете культурологии как науки в отечественной литературе существуют две точки зрения.

Первая точка зрения состоит в том, что предмет культурологии – культура «в узком смысле слова». В этом случае особый исследовательский интерес оказывается направлен на такие общие аспекты человеческой деятельности, как:

а) средства взаимопонимания и взаимосогласования в коллективной деятельности, или социальные нормы (А.Я.Флиер);

б) семиотическая, знаковая система (Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский);

в) совокупность ценностей и смыслов (Н.Чавчавадзе, А.А.Радугин).

Вторая точка зрения принадлежит ленинградской (санкт-петербургской) культурологической школе (М.С.Каган, С.Н.Иконникова, В.П.Большаков). Она состоит в том, что для исследования культуры в рамках культурологии важен не столько учет многогранности этого явления, сколько, наоборот, осознание ее целостности.


Нужно отметить, что трудности выделения как объекта, так и предмета исследования в изучении культуры определяются спецификой самой культуры. Она является связующим звеном между человеком и окружающим его миром, особой формой бытия, характерной для человека и общества. Культуру, таким образом, можно изучать различными методами (см. вопрос 3.5).

Структуру культурологии можно выделять разными способами:

1) по роли общего и единичного в исследовании – социальная культурология (исследует общее, объективные причинно-следственные связи) и гуманитарная культурология (анализирует смысл уникальных культурных феноменов) (см. вопрос 3.5);

2) по цели исследования – теоретическая культурология (изучает культурные процессы и явления, возникающие и функционирующие по преимуществу стихийно, на основании общих закономерностей социокультурной жизни людей) и прикладная культурология (изучает, планирует и разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами) (см. вопрос 3.4);

3) по разделам – а) история мировой и отечественной культуры, б) история культурологических учений, в) социология культуры, г)культурная антропология, д) прикладная культурология.

В настоящее время интенсивно, хотя и несколько хаотично, идет процесс дифференциации культурологического знания, что свидетельствует о развитии науки. Появляются новые дисциплины: теория межкультурной коммуникации, теория культуры повседневности, конфликтология, геономика (культурологическая география), компаративистика (сравнительное изучение культур) и др. Немалую роль в этом играют потребности современной эпохи, интересы исследователей, накопленный материал, запросы практики.

Задачами современной культурологии являются: с одной стороны, способствовать диалогу культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам (см. вопрос 4.5.); а с другой стороны, формировать «культурную компетентность личности», т.е. комплексное обучение человека самой тривиальной и одновременно самой экзотической из всех специальностей – профессии полноценного члена общества (см.: Флиер А.Я. Культурология для культурологов).

Таким образом, культурология выполняет следующие основные функции:

1) объяснительная (сведение непонятного к понятному, включение данного культурного феномена в общий социокультурный контекст);

2) понимающая (обретение целостной интуитивно-смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению);

3) прогностическая (прогнозирование дальнейшего развития социокультурного процесса, возможное управление им);

4) воспитательная (участие в социализации и инкультурации субъекта, осознание им своей социокультурной позиции, формирование культурной компетентности).

Основными принципами современной культурологии являются:

- единство естественнонаучной и гуманитарной культуры, понимания и объяснения;

- принципы ненасилия: понимание мира как многогранного и многозначного, отсутствие монополии на истину, поиск консенсуса в диалоге;

- принципы плюрализма и дополнительности: рассмотрение различных вариантов и школ при сохранении индивидуальных научных предпочтений, невозможность «окончательных», единственно верных определений;

- принципы компаративистики: диалог культур. При этом анализ других культур должен сочетаться с углубленным изучением российской культуры (идея патриотического воспитания);

- междисциплинарные подходы: использование данных и методов смежных социогуманитарных наук (истории, психологии, социологии, философии, антропологии, этнографии, лингвистики и др.) (см. вопрос 3.2).

Литература

1.Теория культуры [Текст]: учебное пособие /под ред. С.Н.Иконниковой, В.П.Большакова. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с.

2.Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура [Текст] /А.Я.Флиер //Общественные науки и современность. – 1997. - № 2. – С.124-145.

3. Флиер А.Я. Культурология для культурологов [Текст]: учебное пособие…/А.Я. Флиер. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 492 с.

 







Date: 2015-09-03; view: 585; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию