Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культурология как наука. 3.1 Современная культурология: объект, предмет, структура
3.1 Современная культурология: объект, предмет, структура. Исследования культуры (или, по крайней мере, отдельных ее сторон и аспектов) начались еще в античности (см. вопрос 1.1). Однако культура как целостная система превращается в предмет научного интереса только в ХУП-ХУШ вв. в рамках философии. Выделение культурологии как специальной научной дисциплины из философии и отделение ее от этнографии, «доистории» (изучение древней истории, в том числе и археологическое), антропологии происходит, начиная со второй половины Х1Х в. Само название «культурология» появилось сравнительно недавно: в конце Х1Х-начале ХХ вв. Его стали использовать многие исследователи. Так, английский этнограф и антрополог Э.Тайлор назвал одну из глав в книге «Первобытная культура» (1871 г.) «Наука о культуре». Выдающийся немецкий химик В.Оствальд в начале ХХ в. рекомендовал называть науку о цивилизациях, или о специфически человеческих способах деятельности, культурологией. Однако самая значительная роль в обосновании данной науки и закреплении ее названия как культурологии принадлежит американскому антропологу Л.Уайту. В 1939 г. в статье «Проблема терминологии родства» он использовал понятие культурологии для обозначения науки о классе явлений, имеющих наряду с функциональным еще и ценностное, символическое значение. Обоснованию культурологии Л.Уайт посвятил свой труд «Наука о культуре» (1949 г.). Он считал, что культурология изучает предметы, имеющие символическое значение («символаты»), с экстрасоматической точки зрения, т.е. с точки зрения, выходящей за пределы отдельного человеческого тела, организма (soma – тело). Л.Уайт считал, что «открытие» культуры когда-нибудь встанет в истории науки в один ряд с гелиоцентрической теорией Коперника. Термин «культурология» закрепился в отечественной гуманитарной традиции. В зарубежной литературе для аналогичного комплекса знаний используются термины социальная или культурная «антропология», «культурная история» (в том числе и «новая культурная история» - синтез истории быта с этнопсихологией), «этнология». Культурология прошла разные этапы развития. В нашей стране она наиболее активно развивается с 60-х гг. ХХ в. Однако это лишь подчеркивает ее перспективы, ибо открывает возможность творческого поиска. На сегодняшний день культурология – интегративная социогуманитарная дисциплина, результат междисциплинарного синтеза знаний о культуре как специфической функции человеческого бытия. Существуют два основных подхода к пониманию культурологии как науки: 1) культурология как комплекс дисциплин, изучающих культуру. На Западе этот комплекс наук называют «cultural studies» (изучение культуры), «multicultural studies» (изучение культурного многообразия), «cross-cultural studies» (изучение межкультурного взаимодействия). У нас в России этот комплекс наук иногда называют культуроведением. 2) культурология как самостоятельная научная дисциплина. Вот об объекте и предмете культурологии с точки зрения второго подхода мы и будем говорить. Объект науки – это совокупность качественно определенных явлений и процессов реальности, существенно отличных по своей внутренней природе, основным чертам и законам функционирования и развития от других объектов этой реальности. Предмет науки выражает целенаправленную заинтересованность ученых в освоении конкретной области реальности (объекта исследования). Очевидно, что культура может являться как объектом, так и предметом исследования. Объект исследования – это культура «в широком смысле слова», т.е. совокупность всех способов и результатов человеческой деятельности, передаваемых от поколения к поколению и от эпохи к эпохе внебиологически (методами обучения и воспитания). Этот объект – общий для культурологии и для других социогуманитарных наук. По вопросу о предмете культурологии как науки в отечественной литературе существуют две точки зрения. Первая точка зрения состоит в том, что предмет культурологии – культура «в узком смысле слова». В этом случае особый исследовательский интерес оказывается направлен на такие общие аспекты человеческой деятельности, как: а) средства взаимопонимания и взаимосогласования в коллективной деятельности, или социальные нормы (А.Я.Флиер); б) семиотическая, знаковая система (Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский); в) совокупность ценностей и смыслов (Н.Чавчавадзе, А.А.Радугин). Вторая точка зрения принадлежит ленинградской (санкт-петербургской) культурологической школе (М.С.Каган, С.Н.Иконникова, В.П.Большаков). Она состоит в том, что для исследования культуры в рамках культурологии важен не столько учет многогранности этого явления, сколько, наоборот, осознание ее целостности. Нужно отметить, что трудности выделения как объекта, так и предмета исследования в изучении культуры определяются спецификой самой культуры. Она является связующим звеном между человеком и окружающим его миром, особой формой бытия, характерной для человека и общества. Культуру, таким образом, можно изучать различными методами (см. вопрос 3.5). Структуру культурологии можно выделять разными способами: 1) по роли общего и единичного в исследовании – социальная культурология (исследует общее, объективные причинно-следственные связи) и гуманитарная культурология (анализирует смысл уникальных культурных феноменов) (см. вопрос 3.5); 2) по цели исследования – теоретическая культурология (изучает культурные процессы и явления, возникающие и функционирующие по преимуществу стихийно, на основании общих закономерностей социокультурной жизни людей) и прикладная культурология (изучает, планирует и разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами) (см. вопрос 3.4); 3) по разделам – а) история мировой и отечественной культуры, б) история культурологических учений, в) социология культуры, г)культурная антропология, д) прикладная культурология. В настоящее время интенсивно, хотя и несколько хаотично, идет процесс дифференциации культурологического знания, что свидетельствует о развитии науки. Появляются новые дисциплины: теория межкультурной коммуникации, теория культуры повседневности, конфликтология, геономика (культурологическая география), компаративистика (сравнительное изучение культур) и др. Немалую роль в этом играют потребности современной эпохи, интересы исследователей, накопленный материал, запросы практики. Задачами современной культурологии являются: с одной стороны, способствовать диалогу культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам (см. вопрос 4.5.); а с другой стороны, формировать «культурную компетентность личности», т.е. комплексное обучение человека самой тривиальной и одновременно самой экзотической из всех специальностей – профессии полноценного члена общества (см.: Флиер А.Я. Культурология для культурологов). Таким образом, культурология выполняет следующие основные функции: 1) объяснительная (сведение непонятного к понятному, включение данного культурного феномена в общий социокультурный контекст); 2) понимающая (обретение целостной интуитивно-смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению); 3) прогностическая (прогнозирование дальнейшего развития социокультурного процесса, возможное управление им); 4) воспитательная (участие в социализации и инкультурации субъекта, осознание им своей социокультурной позиции, формирование культурной компетентности). Основными принципами современной культурологии являются: - единство естественнонаучной и гуманитарной культуры, понимания и объяснения; - принципы ненасилия: понимание мира как многогранного и многозначного, отсутствие монополии на истину, поиск консенсуса в диалоге; - принципы плюрализма и дополнительности: рассмотрение различных вариантов и школ при сохранении индивидуальных научных предпочтений, невозможность «окончательных», единственно верных определений; - принципы компаративистики: диалог культур. При этом анализ других культур должен сочетаться с углубленным изучением российской культуры (идея патриотического воспитания); - междисциплинарные подходы: использование данных и методов смежных социогуманитарных наук (истории, психологии, социологии, философии, антропологии, этнографии, лингвистики и др.) (см. вопрос 3.2). Литература 1.Теория культуры [Текст]: учебное пособие /под ред. С.Н.Иконниковой, В.П.Большакова. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с. 2.Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура [Текст] /А.Я.Флиер //Общественные науки и современность. – 1997. - № 2. – С.124-145. 3. Флиер А.Я. Культурология для культурологов [Текст]: учебное пособие…/А.Я. Флиер. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 492 с.
Date: 2015-09-03; view: 585; Нарушение авторских прав |