Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А. Пушкин – критик и издатель. Концепция формирования духовной самобытности литературы как предмета изучения
ЭПОХА РЕАЛИЗМА Хотя большинство принципиальных суждений Пушкина о литературе было опубликовано спустя много лет после его смерти (почти из 160 его критических работ большая часть – черновики незавершенных статей, фрагменты, заметки на полях), они в той или иной форме становились достоянием литературной жизни. Как критик Пушкин выступал на страницах «Московского телеграфа», «Литературной газеты», а позже – в основанном им журнале «Современник». Его статьи и рецензии отличались доброжелательным тоном, меткостью наблюдений, точность и лаконизмом оценок. Глубина взгляда Пушкина на искусство, проницательность его критических суждений определялись не только его гениальностью. Пушкин был одним из самых образованных людей своего времени, стоявших «в просвещеньи с веком наравне». Он опирался на богатейший опыт мировой и более скромный опыт русской литературы, оценивал эстетические теории античных мыслителей, французских просветителей, немецких философов. Его статьи и художественные произведения становились итогом долгих и основательных раздумий о самых разнообразных теоретических проблемах художественного творчества – о предмете и назначении искусства, о взаимосвязи писателя и общества, об историзме и народности литературы, роли критики в развитии эстетического вкуса читателей, путях становления русского литературного языка. В многообразном по своему составу литературно-критическом наследии Пушкина есть и опыты больших историко-литературных обобщений («О ничтожестве литературы русской»), и попытки осмысления актуальных теоретических проблем («О поэзии классической и романтической», «О народности в литературе»), и яркие образцы рефлексии по поводу собственного художественного творчества («Письмо к издателю «Московского вестника»), и ставшие классическими определения творческого своеобразия гениев мировой литературы – Шекспира, Мольера, Расина, Байрона, и емкие и точные характеристики важнейших явлений отечественной словесности – от «Слова о полку Игореве» до повестей Гоголя. Пушкин определил теоретическую мысль своего времени в трактовке проблемы народности литературы: главным критерием народности должен стать угол зрения писателя, отражение им особенностей национального характера, специфических «мыслей и чувствований», определяемых совокупностью объективных исторических признаков, - климатом, образом правления, верой («О народности в литературе»). Пушкин рассматривал проблему народности не только в аспекте национального своеобразия, но и наполнял данное понятие демократическим содержанием. Центральное место в литературно-критическом и эстетическом наследии Пушкина занимает концепция «истинного романтизма»: она свидетельствовала о возникновении нового типа художественного мышления, который будет определен современниками как «поэзия действительности» или «реальная поэзия». Преодоление Пушкиным романтической односторонности и переход к «поэзии жизни действительности» были во многом обусловлены усвоением художественных традиций Шекспира и сопровождались активной переоценкой драматургии французского классицизма и творчества Байрона. Взгляды Пушкина-критика формировались в процессе его деятельного участия в литературной жизни 1820-1830-х годов, влиявшей на характер и жанровые формы его статей. Поэт внимательно следил за критическими выступлениями Вяземского, Бестужева, Кюхельбекера, Киреевского, одним из первых высоко оценил статьи Белинского. Пушкина отталкивали мелочность и субъективность современной журнальной критики, ее невысокий теоретический уровень, принцип «сам съешь» в журнальных перебранках, разъедающий критику коммерческий дух. Поэт активно призывал своих друзей-литераторов писать антикритики, исправлять «ошибочные мнения». «Нет истины там, где нет любви» Пушкин не только критик, но издатель (Ж. «Современник» - база для профессиональной литературы). - своеобразие РЯ - источники языка - о новой литературе - историзм - народность - комментарии и отзывы на новые произведения, статьи, современную журнальную действительность - нравственность в литературе - разбор стиля, способов рифмовки А. Пушкин «Разговор о критике», «О поэзии классической и романтической» Постоянным оппонентом Пушкина и литераторов его круга являлся видный деятель журнальной «промышленности» Фадей Венедиктович Булгарин («Северная пчела»). Критические суждения «Северной пчелы» сводились, как правило, к поверхностному пересказу произведения, цитированию из него отдельных отрывков и придирчивым замечаниям по поводу его языка. Благожелательная или негативная оценка диктовалась взаимоотношениями Булгарина и автора книги, а также коммерческими соображениями. Возмущенный выходками издателя «Северной пчелы», Пушкин ответил на них статьей «О записках Видока», содержавшей понятный для читателей выпад против Булгарина. От Пушкина берет начало традиция непредвзятого, чуткого отношения многих русских писателей к критике собственных произведений.
Date: 2015-09-03; view: 817; Нарушение авторских прав |