Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные литературно-критические положения сентименталистской критики. Борьба карамзинистов и шишковистов в истории русской критики: основные позиции и итоги
ЭПОХА СЕНТИМЕНТАЛИЗМА (рубеж 18 -19 вв.) Одно из самых ярких явлений в русской литературной критике последней трети 18 века – зарождение и расцвет сентименталистской критики. Возникновение европейского и русского сентиментализма было связано с кризисом рационалистического миропонимания и активной переоценкой этических и эстетических ценностей, сложившихся в условиях абсолютистской государственности. В произведениях русских писателей-сентименталистов целомудренная природа противопоставлялась цивилизации, представители демократических низов – обитателям дворцов, уединенная жизнь в кругу друзей – светской суете и исканию почестей. Гуманистический пафос сентиментализма находил свое воплощение главным образом в жанрах прозы – в повести, романе, в жанре путешествия. Крупнейшим представителем русской критики эпохи сентиментализма был основатель этого литературного направления в России Николай Михайлович Карамзин. Многогранная деятельность Карамзина – писателя, историка, публициста, критика, журналиста - оказала мощное воздействие на духовную жизнь общества конца 18 – первой трети 19 века. Карамзин прочно связал критику с эстетикой как «наукой вкуса», которая «учит наслаждаться прекрасным». Оценка произведения, считал он, должна быть основана не на выяснении его соответствия жанровому канону, но на вкусе, внутреннем чувстве изящного. Вкус в писателе и критике «есть дарование», которое не приобретается учением. В критических выступлениях Карамзина одно из центральных мест заняла проблема индивидуальной характерности явлений, обусловившая повышенное внимание к личности писателя, к новаторским поискам в сфере литературных жанров, к индивидуальным особенностям характеров персонажей, психологизму. Карамзин начал переоценку места и роли чувства как во внутренней жизни человека, так и в его общественном бытии, возвел «чувствительность» в ранг основополагающих мировоззренческих принципов. Карамзин смог теснее, чем его предшественники, сблизить критику с журналистикой, придать ей животрепещущий, злободневный характер. Во многом благодаря его периодическим изданиям – «Московскому журналу» и «Вестнику Европы» - читатели приучались ожидать критические отзывы на литературные новинки. Убежденный в необходимости критики для развития отечественной словесности, Карамзин регулярно помещал на страницах «Московского журнала» отзывы о новых книгах – русских и иностранных. Здесь окончательно оформился весьма важный для русской критики жанр рецензии. Нарушая сложившиеся в критике традиции, Карамзин говорил не о нравственной пользе произведения, а прежде всего о его художественной стороне. Раскрывая в статьях и рецензиях принципы эстетики сентиментализма, Карамзин акцентировал внимание на таких понятиях, как «естественность», «натуральность», психологическая достоверность. Новый этап в литературно-критической деятельности Карамзина связан с изданием им журнала «Вестник Европы», имеющего просветительскую и патриотическую направленность. Особенности ЛК: - внимание к человеческой ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. - теория характеров - проблема писательской индивидуальности - писатель всегда «выскажется» против своей воли - чтобы не назидать, не воспитывать – писатель должен иметь доброе сердце - ЛК – наука вкуса, которая учит наслаждаться прекрасным – ЛК ответственна перед вкусом читателя - внимание критики к исторической теме в литературе, вопрос о национальной индивидуальности: призыв к изображению России, чтобы подчеркнуть национальное достояние страны. ПОЛЕМИКА карамзинистов и шишковистов: впервые в рамках полемики возник вопрос о направлении развития русской национальной литературы. На страницах журнала «Московский Меркурий» была опубликована известная статья его издателя Макарова, направленная против Шишкова, - «Критика на книгу под названием: «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка». Издатель журнала активно поддерживал языковые новации Карамзина, вызвавшие нападки Шишкова, - его ориентацию на сближение литературного языка с разговорным языком образованной части российского общества – и решительно отводил шишковские упреки Карамзину в отсутствии патриотизма. Н. М. Карамзин «Отчего в России мало авторских талантов»: продолжал свои более ранние размышления о природе таланта и условиях его формирования. Признавая талант «вдохновением природы», Карамзин, однако, считал, что он должен созреть в учении, «в постоянных упражнениях». Писателю необходимо развить тонкий вкус, «овладеть духом языка своего», приобрести «знание света». Если обстоятельства «не благоприятствуют» развитию дарований, то они «по большей части гаснут». Обращаясь к вопросу, вынесенному в заглавие статьи, Карамзин отвергал «климатическое» объяснение развития культуры, свойственное некоторым французским просветителям. Date: 2015-09-03; view: 981; Нарушение авторских прав |