Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правительственные Стратегии, регулирующие процесс интеграции научного знания в механизмы принятия управленческих решений
В 2005 г. были утверждены Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г., а в 2006 - Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. В рамках реализации мероприятий, определенных указанными документами, были заложены основы национальной инновационной системы, предприняты меры по развитию сектора исследований и разработок, формированию инновационной инфраструктуры, а также по модернизации экономики на основе технологических инноваций. Однако с помощью правовых и экономических средств, предусмотренных данными документами, переломить ряд значимых для инновационного развития негативных тенденций не удалось. Утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. была призвана восполнить указанные пробелы. Стратегия была разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». Стратегия должна была ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Вместе с тем Стратегия попыталась задать долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок. Ключевыми из внешних вызовов в части инновационного развития, согласно Стратегии, являются: ускорение технологического развития мировой экономики; усиление в мировом масштабе конкурентной борьбы в первую очередь за высококвалифицированную рабочую силу и инвестиции, привлекающие в проекты новые знания, технологии и компетенции, то есть за факторы, определяющие конкурентоспособность инновационных систем; изменение климата, старение населения, проблемы систем здравоохранения, а также проблемы в области обеспечения продовольственной безопасности в мировом масштабе. Вызовы диктуют необходимость опережающего развития отдельных специфичных направлений научных исследований и технологических разработок. Максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий, согласно положениям Стратегии, обеспечит в т.ч. формирование электронного правительства, перевод в электронную форму большинства услуг населению и расширение использования системы государственного заказа для стимулирования инноваций. Глава VIII Стратегии носит название «Инновационное государство» и посвящена внедрению инноваций в систему государственного управления. В соответствии с ее положениями, система государственного управления должна быть модернизирована в соответствии с требованиями инновационного развития. В системе государственного управления должно быть продолжено внедрение инновационных технологий, в том числе в рамках создания электронного правительства. С помощью современных технологий управления предполагается пересмотр способов и инструментов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций. Для этого на основе Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 7 февраля 2008 г., будет реализовываться государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», в рамках которой предусмотрены мероприятия по завершению перевода услуг, предоставляемых органами власти населению, в электронную форму, по развитию информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, внедрению информационных технологий в систему государственного управления и повсеместному внедрению электронного документооборота. В рамках формирования государственной автоматизированной информационной системы «Управление» будут созданы эффективные механизмы обмена информацией в системе государственных органов в режиме реального времени и формирования общедоступных информационных ресурсов по различным направлениям реализации государственной политики. Планируется также достижение качественно иного уровня открытости для общества информации о деятельности органов власти. Будет обновляться кадровый состав государственных органов за счет привлечения квалифицированных специалистов, способных эффективно использовать в государственном управлении новые технологические и управленческие решения. Стратегией предусматривается также один из ключевых элементов государственного управления знаниями - модернизация системы переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, в частности: создание системы стимулирования сотрудников органов государственного управления всех уровней к прохождению переподготовки и повышению квалификации, а также к высшему и дополнительному профессиональному образованию, в т.ч. в зарубежных университетах; модернизация системы повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, сотрудников государственных и муниципальных учреждений в направлении освоения современных информационных и управленческих технологий, в т.ч. технологий электронного документооборота, управления знаниями. В части реализации положений Стратегии указано, что ее положения должны учитываться при разработке концепций и программ социально-экономического развития России, чего, на наш взгляд, явно недостаточно, учитывая актуальное состояние управления знаниями в России. Так, например, недавнее исследование научно-экспертного обеспечения выработки решений в сфере внешней политики[3] показало, что после распада СССР система экспертного сопровождения принятия внешнеполитических решений пришла в упадок. Продукт, который производили академические институты, устарел, их влияние на принятие решений крайне невелико. Деградация академической среды в 1990-е годы из-за недостатка финансирования совпала с общим снижением интереса у чиновников к ученым и экспертам. Интерес к качественному аналитическому сопровождению внешней политики вновь возник только в 2000-е, когда у государства появились средства и желание проводить активную внешнюю политику. Однако формальные каналы связи между экспертным сообществом и ведомствами, ответственными за проведение внешней политики, оказались практически разрушены. МИД РФ пытается задействовать исследовательские и консультативные возможности подведомственных научно-образовательных центров — МГИМО и Дипломатической академии в соответствии с ежегодными план-заказами на некоммерческой основе. С 1996 г. при Министре иностранных дел создан научный совет, который заседает два раза в год. Однако эффективность данных инструментов крайне невелика. Существовали и независимые аналитические центры, возникшие в 1990-е и начале 2000-х годов по образцу западных «фабрик мысли» (think tanks). Однако они имели ряд существенных недостатков, - многие из таких центров существовали на иностранные гранты. Таким образом, системного взаимодействия с экспертами в сфере интеграции научного знания в принятие внешнеполитических решений выстроено не было. Намерение Правительства РФ облегчить интеграцию научного знания в механизм принятия управленческих решений прослеживается в проекте Государственной программы «Развитие науки и технологий» на 2012-2020 годы, разработанном Министерством образования и науки Российской Федерации. Ее целью является формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора исследований и разработок и обеспечение его ведущей роли в процессах технологической модернизации российской экономики. Программа призвана решить целый ряд важнейших задач, в том числе направленных на «усиление влияния сектора исследований и разработок на другие отрасли и сферы деятельности, усиление мультипликативных эффектов для инновационного развития экономики в целом»[4].
Date: 2015-09-03; view: 324; Нарушение авторских прав |