Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Славянофилы и российская журналистика. Журналистская деятельность А.С.Хомякова, И.В.Киреевского, И. и К. Аксаковых (на выбор)





Славянофи́льство — литературно-философское течение общественной мысли, оформившееся в 40—х годах XIX века, представители которого утверждали о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия, а также отвергали тезис представителей западничества(Тургенев, Белинск, Чернышевский) о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии. Течение возникло как антипод западничества, сторонники которого выступали за ориентацию России на западноевропейские культурные и идеологические ценности. Долгое время у славянофилов не было своего печатного органа. Статьи славянофилов выходили в «Москвитянине», а также в различных сборниках — «Синбирский сборник» (1844), «Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных» (1845), «Московские сборники» (1846, 1847, 1852). Свои газеты и журналы славянофилы стали издавать только с середины 1850-х, но и тогда подвергались разным цензурным ограничениям и притеснениям. Славянофилы издавали журналы: «Русская беседа» (1856—1860), «Сельское благоустройство» (1858—1859); газеты: «Молва» (1857), «Парус» (1859), «День» (1861—1865), «Москва» (1867—1868), «Москвич» (1867—1868), «Русь» (1880—1885). Периоды: 1827-1839: предистория этого движ.; 1848-1854 – кризис связан с цензурными запретами, 1855-1861 – наивысш расцвет. В нач 60-х умирают Хомяков и Аксаков. Журка славянофил долго не изучалась.

Непосредственным преемником Киреевского в области философии был Алексей Степанович Хомяков - наиболее выдающаяся личность среди славянофилов. Он родился 1 мая 1804 г. и умер от холеры 23 сентября 1860г. Подобно Киреевскому, Хомяков принадлежал к классу дворян-землевладельцев. С Хомякова, по существу, начинается самобытная русская мысль, философское самосознание нации, основная и постоянная задача которой, с его точки зрения, заключается в поиске жизненного воплощения её сокровенных возможностей. Хомяков сотрудничал в различных периодических изданиях славянофильского направления, выступая со статьями по вопросам крестьянской реформы, социологии и философии («Москвитянин», «Русская беседа», «московские сборники», «Православное обозрение»). Круг умственных и практических занятий Хомякова чрезвычайно широк: богослов, социолог, историк мировой цивилизации, экономист, автор технических новшеств, поэт, врач, живописец. Но главной чертой его личности была глубокая религиозность.Его называли христианским философом: он исходил из церковного сознания при построении философской системы. Это было сознательным принципом для него, ибо в Церкви он видел полноту истины.

Первая журнальная статья Х.: "Замечания на статью о чресполосном владении" напечатана в "Московском Наблюдателе" (1835, апрель, книга 2-я). Статья "О старом и новом", не предназначавшаяся для печати, была прочитана на вечере у Киреевского. Взгляды, высказанные здесь Х., во многом отличаются от его позднейших и поражают своей парадоксальностью. Вороы о связи старого и нового общества. Статья Х.: "О сельских условиях" ("Москвитянин", 1842, книга 6) была вызвана указом об обязанных крестьянах. Вслед за ней появился (там же, книга 10) ответ Х. на сделанные ему возражения ("Еще о сельских условиях"). По вопросу о способах и сроке совершения крестьянской реформы славянофилы расходились во взглядах: Киреевский был против крайних мер, а Х. и Кошелев защищали полное освобождение крестьян посредством одновременного выкупа во всей России. В названных статьях Х. рассуждал о принципах, которые должны были лечь в основу свободных договоров между крестьянами и помещиками. Центр. Труд Хом: «Семирамида» - Здесь представлена славянофильская историософия Хомякова. В этой не завершенной работе (опубликована уже после смерти автора) была сделана попытка целостного изложения всемирной истории, определения ее смысла.К фигуре Хом обратятся в нач 20 века.

13. Общая характеристика периодических изданий братьев Достоевских «Время» и «Эпоха».

Почвенничество — течение русской общественной мысли, родственное славянофильству, противоположное западничеству. Возникло в 1860-х гг. Приверженцы называются почвенниками.

Почвенники признавали особой миссией русского народа спасение всего человечества, проповедовали идею сближения «образованного общества» с народом («национальной почвой») на религиозно-этической основе.

Термин «Почвенничество» возник на основе публицистики Фёдора Михайловича Достоевского с характерными для неё призывами вернуться к «своей почве», к народным, национальным началам.

В 60-е годы свою журналистскую деятельность начал русский писатель Ф.М. Достоевский.

Вместе с братом Михаилом в 1861—1863 гг. он издавал журнал «Время». Здесь были опубликованы «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевского, «Житейские сцены» Н.А. Плещеева, «Грех да беда на кого не живет» А.Н. Островского и др. Большое место отводилось французской уголовной хронике, мастерски обработанной в редакции; в статьях затрагивались вопросы воспитания молодежи; имелись отделы внутренних новостей и иностранных известий. Журнал был разнообразным и интересным для публики и собирал до четырех тысяч подписчиков.

Достоевский вел критику, полемизировал с Добролюбовым по вопросам искусства, литературы.

Существенную роль в журнале играл критик-идеалист Н.Н. Страхов, который с согласия издателей защищал некую особую самобытность русского народа, развивал идеи так называемого почвенничества в противовес западничеству, умозрительному западноевропейскому утопическому социализму. Журнал утверждал, что беда России не в крепостном праве (тем более что оно отменено), а в отрыве интеллигенции от народа. Он обвинял «Современник» в беспочвенности, в стремлении привить русскому народу западноевропейские болезни, и хотя «почвенники» не были однородны по своим взглядам, но их объединяло именно несогласие с революционными демократами.

В 1863 г. в связи с освещением в журнале причин польского восстания журнал был закрыт правительством. После закрытия "Времени" редакция не оставляла попыток возродить журнал. Разрешения продолжать издание М.М.Достоевский добился к январю 1864 г. с условием изменения названия.
Ежемесячник под названием «Эпоха», который выходил два года (1864—1865). Журнал «Эпоха» продолжал защищать идеи почвенничества, обсуждал новую судебную реформу и активизировал полемику по ряду вопросов с демократическими журналами «Современник» и «Русское слово». В журналах "Время", "Эпоха" проповедовали сближение образованного общества с народом ("почвой") на религиозно-этической основе. "Эпоха" (1864-1865) - журнал М.М. и Ф.М. Достоевских. Издавался в Санкт-Петербруге.
В "Эпохе" публиковались произведения Ф.М.Достоевского ("Записки из подполья", "Крокодил"), И.С.Тургенева ("Призраки"), Н.С.Лескова ("Леди Макбет Мценского уезда"), переводная литература.
Круг сотрудников "Эпохи" поменялся по сравнению с предшествующим журналом. В июне 1864 г. умер М.М.Достоевский, в сентябре того же года - другой яркий сотрудник "Времени" - Ап.Григорьев. Заботы по ведению журнала легли на плечи Ф.М.Достоевского (официально редактором был утвержден А.У.Порецкий), что не могло не сократить авторское участие писателя в новом журнале.
Подписка на "Эпоху" в 1864 г. не превысила 1 300 экз. Финансовые и организационные сложности не позволили "Эпохе" повторить успех "Времени", и в марте 1861 г. редакция прекратила издание журнала.

14. «Современник» и «Русское слово» – выдающиеся журналы революционных демократов 1860-х гг.

У престола Александр 2 (1855-1881). 1860-е – время, густо насыщенное событиями, которые нашли отражение и в журналистике. Правительство, напуган­ное ростом революционного движения, проводит ряд репрессив­ных мер, направленных против литературы. Параллельно с этим, широко используя методы подавления, власти стремятся я к более "гибким" действиям. Как раз весной 1862 г, в Со­вете министров обсуждается доклад министра народного про­свещения Головнина, предлагавшего выработать систему мер, при которых можно бы было не только сделать литературу безвредною, но и "дать ей по возможности направление, соответ­ствующее видам правительства". Рекомендуемые меры получили одобрение царя. министерства просвещения и внутренних дел настойчиво пытаются проводитьих в жизнь, управлять журна­листикой при помощи "четвертака". Получают широкое распро­странение издания, в той или иной степени субсидируемые правительством ("Наше время", "Голос", "Весть" и др.).

В обстановке 1862 – 1868 гг. лишь консервативные и официозные издания могли себя чувствовать относительно спокойно, да и они не были избавлены от всякого рода цензурных передряг. Положение либеральных и славянофильско-почвенни­ческих газет и журналов оказалось значительно более сложным.

В 60-е Современник – центр пропаганды идей демократич. Революции. Основн. Общественная сила- крестьянство. Чернышевский. пришел в ж-л в 1864. Ч. Убежденный социалист, коммунист и республиканец.1ая статья – критика произведений Авдеева, Островского. Вышла диссертация Черн. «эстетич. Отношен. Иск-ва к действительности» из-за этого в редакции начались разногласия, вышла статья «Очерки гоголевского периода». – защита идей Белинского. Некр. Встал на защиту Ч. В 1855 в С. Пришел Добролюбов. (1ая статья – Собеседник любителей русского слова. О роли критики). Ж-л получал все более революц. Нарпавленность, журнал из литер. Преврат. В политич посредством литер. Произведений. Структура:Словесность, наука и художества, Критика, Библиография и смесь. Полностьюкак обществ.-политич. С сложился к 1858. Появ. Новый отдел – устройство быта помещичьих крестьян. Отдел вел Ч.. Ж-л покинули Толстой, Майков, Фет, Тургенев.

Крепостное право считал Современник губительным для отеч. Экономики, для культурного процветания. Статья Добролюбова. «деревенская жизнь помещика в старые годы» - о падении нравов землевладельцев.

Все годы издания «Современника» цензура зорко следила за ним, в 1862 г. журнал был приостановлен за революционное направление на шесть месяцев, а в 1866 г., уже после смерти Добролюбова и ареста Чернышевского, был вовсе закрыт с нарушением законодательства о печати по личному распоряжению царя.

В 1861 году, после принятия кр-ской реформы, «современник» встречает ее «заговором молчания», то есть, считая, что реф-ма, просто обман – он выносит Манифест на титульный лист журнала, как бы отделяя его от содержания. Чернышевский в ж-ле последовательно развивает курс на подготовку крест-кой революции в «письмах без адреса».

Вторым журналом революционной демократии 60-х годов XIX в. явилось «Русское слово». Журнал был организован в 1859 г., однако демократический характер приобрел только в 1860 г. с приходом нового редактора Г.Е. Благосветлова. Благосветлов — типичный разночинец. Журнал «Русское слово» имел научно-популярный уклон. Здесь наряду с вопросами литературы и литературной критики большое внимание уделяли естественнонаучным знаниям, фактам научной жизни. Он был весьма популярен среди учащейся молодежи и в русской провинции. Изменив состав сотрудников, Благосветлов сумел поднять тираж журнала с 3 до 4,5 тысячи экземпляров. Наиболее удачным решением редактора было приглашение в журнал на роль ведущего критика Д.И. Писарева. Писарев выступил адвокатом «голодных и раздетых» людей, сторонником раскрепощения личности от любых социальных и семейных стеснений и уз. Прежде всего, он защищал умственное раскрепощение человека от догм и нравственных понятий, порожденных крепостничеством. Борцы за свободу человечества от умственной темноты, угнетения (Вольтер, Гейне) заслуживают самой высокой оценки критика. Накануне крестьянской реформы 1861 г. Писарев выступает в защиту авторитета Герцена, резко отрицательно отзывается о династии царствующего дома Романовых в России, вообще об обществе, разделенном на классы, где один присваивает себе плоды труда другого (см. статьи «О брошюре Шедо-Ферроти», «Пчелы»). Писарев выступает талантливым критиком, истолкователем творчества многих русских писателей. В целом же Писарев был не менее стойким и последовательным борцом против феодализма и его порождений во всех сферах жизни, его пережитков в русской жизни после 1861 г., чем ведущие сотрудники «Современника». Публицист глубоко разбирался в социальных процессах и вопросе о движущих силах русской революции, особенно в условиях окончания революционной ситуации 60-х годов. Его скептицизм по поводу готовности русского крестьянства к революции оказался исторически оправдан. Наряду с Писаревым в журнале «Русское слово» выступали в защиту «голодных и раздетых» Н.В. Шелгунов, В.А. Зайцев, Н.В. Соколов, П.Н. Ткачев. В качестве постоянного иностранного обозрева­теля плодотворно сотрудничал французский репортер и публицист Эли Реклю. «Русское слово» прекращалось на 6 месяцев в 1862 г. и было окончательно закрыто в 1866 г.

15. Демократическая пресса 1870-х гг.: легальные («Отечественные записки» и «Дело») и нелегальные («Народное дело», «Набат», «Вперед» и др.) издания.

Наро́дничество — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860—1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой. В советской историографии народничество считалось вторым, революционно-демократическим («разночинским») этапом революционного движения в России, пришедшим на смену «дворянскому» (декабристам) и предшествовавшим «пролетарскому» (марксистскому) этапу. Народники использовали террор. Призывали молодежь заняться пропагандой.

Легальные:

В 1867 Некрасов закл. Договор с Краевским и тот отдал ему От.записки, с услов. Что ОЗ не будут критиковать газ. «Голос». Пришлось отказ. И от 2 сотрудн.: Антоновича. Жуковского. Привлекли С-Щ (беллетристика) и Елисеева (публицистика). Писали также Писарев, Решетников, Михайловск, Успенский, Островский. Т6-8 тыс. экз. В 1865 ОЗ освобод. От цензуры, но Некрасов сам носил оттиски к цензору. Цель ж-ла:борьба против пережитк. Крепостнич, царизма, полит. Реакции и буржуазн. Либерализма, против угнетения народных масс.

Ж-л делился на 2 ч: литер. И научн. Статьи и беллетристика.

В 1отд. Крестьянские темы Некрасова и успенского(Кому на Руси ж.х.? Русские женщины). В отделе иностр. Лит. Гюго и Золя. Научн. Статьи Сеченов, Мечников, Костомаров (направл. Философск. материализма).

2 отдел состоял из: внутренних обозрений, наша обществ. Жизнь, литер. И журнальн. Заметки (статьи Михайловского Что такое прогресс, Герой и толпа, Теория Дарвина и обществ. Жизнь. Развил теорию прогресса – избежание капитализма). В 80-е в журнал стали активно приходить народники. Гл. тема ж-ла – крестьянский вопрос, признавали неизбежность революции, выступ. Против язвы капитализма. (ст. Плутократия и ее основы). Уделили внимание и теории марксизма. Маркс написал письмо в ОЗ, где заявил. Что России капитализма минуть не удастся. На стран. ОЗ стал печататься Плеханов.

Лит. Позиция: защита реализма, против чист. Иск-ва. И натурализма. Критиком был С-Щ (статьи напрасные опасения, - революц.демократич. понимание роли литературы, осудил Гончарова, Тургенева, Лескова.). в1884 оз закрыли за антиправит программу. Михайловского арестовали, раскрыли связь сотрудн. С революц. Организ.

Ж-л Дело. Издание журнала задумал Шульгин. До 1880 руководил фактически Благосветлов. В ж-лу печат. Писарев, Ткачев, Минаев. Ни один журнал не выдерж. Такого гнета цензуры. Как выпало Делу.(статьи рассматривал целый цензурный коммитет). Из 2ух отделов состоял: беллетристика, публицистика. Журнал был демократич, но не соглаш. С теор. Народников. Гл. тема – креппостнич., самодержавие, положение экономики. Обсуждение фактов администр. Произвола, отсталось просвещения, гражд. Права женщины. Признавали революц. Методы. Критиковали и буржуазн. Порядки запада. Защищали коллективн. Формы хозяйства и были против капитализма. Обсужд. Вопросы пролетариата. Говорили нужна наука и просвещение. В 84г. Арестовали Шелгунова, в 1888 Дело прекратило свое существование.

Нелегалы:

«Набат» изд. Ткачев.(выходил в Женеве и Лондоне). 1875-1879. Требовал ж-л свержения самодержавия. Целесообразн. Средство – государственный заговор. Отделы:Иностранное обозрение, Внутреннее обозрение, Правда ли? Всего вышло 20 номеров. Учасвовали польские революц. призывал к немедленному уничтожению царизма и, резко полемизируя с бакунистами и лавристами, пропагандировал план захвата власти путём заговора.

Вперед. непериодический журнал революционных народников, Цюрих, Лондон, 1873-77, 5 номеров. Редакторы — П. Л. Лавров, В. Н. Смирнов, Н. Г. Кулябко-Корецкий. Ж-л говорил, что нужны хорошо подготовл. Революц. Лидеры В рубрике «Летопись народного движение» освещ. Деят.! интернационала. Постоянно освещели новости из россии

2) Газета «Впред» революционных народников, Лондон, 1875-76, 48 номеров. Редактор — П. Л. Лавров. Статьи и революц. Стихотворения. Газета считала, что народ еще не созрел для революц. Но приехал Ткачев и счказал что уже пора. Энгельс вмешался в их спор. Э. осудил Ткачева назвав его зеленым гимназистом. Лавров был знаком с марксом и энгельсом.

Народное дело. Выпускали в Швейцарии Бакунин и Утин. Много было отведено освобождению народа. Бакунин предлагал уничтожить гос-во как институт для свободы.

16. Газетное дело и «короли» российской журналистики конца XIX–

Date: 2015-08-24; view: 908; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию