Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вечер двадцать седьмой 5 page
1 «Въе ГСоломбье» — «Старая голубятня». ¶в массе обретает не силу, а слабость. Вот роковой вывод нашей „черной" драматургии»... Но вот к нам залетел «Жаворонок» — трагедия о народной героине из цикла «розовых» пьес. Эту светлую краску породила великая и нетленная идея патриотизма, идея долга перед родиной. Тут драматург не знает и не ищет компромиссов; полагая, что современность не может осквернить вечного идеала, он не Допускает в этой пьесе вот пессимизма и отчаяния, не боится предельного напряжения конфликта и завершает его лучезарным победным финалом — торжеством дела Жанны Д'Арк. Она перед нами, великая дочь Франции, крестьянка-подросток из деревни Домреми, живая, пылкая, деятельная, умная, такая, какой ее воссоздала на сцене актриса Сюзанн Флон. Иной ей в нашем со-зйании уже не быть. Слава актрисе, которая сумела, сохраняя подлинную правду живого характера, выявить в натуре простой крестьянской девочки замечательные свойства народного типа, не побоимся сказать — самую искру его гения. Огромная, пустая, гулкая сцена, перечерченная черными полосами столбов и перекладин; сутапы судей, восседающих на высоких скамьях, примолкшая толпа свидетелей, теснящихся поодаль, и в центре пространства на маленькой табуретке — подсудимая, худенькая девушка в мужском костюме, со спокойным лицом и большими, устремленными вперед, ярко горящими глазами. Ей велят рассказать кратко свою жизнь. И Сюзанн Флон начинает. Так, будто это класс и Жанна толково и внятно отвечает учителю. Она говорит о том, что слышала «голоса» и видела святого Михаила. Но сразу же становится очевидным, что актриса не допускает в роли ни малейшей мистической экзальтации. Жанна говорит на два голоса (рассказ незаметно становится действием): девушка робко умоляет святого не возлагать на нее непосильного подвига и тут же самой себе отвечает сильно и твердо. Это святой настаивает от имени бога — так кажется Жанне. Но мы явственно слышим голос самой Жанны, голос ее мужества, решимости и долга. За великую истину нужно неустанно бороться. Ведь Жанна — самая обыкновенная девчонка, в ее характере нет ни суровой героич-ности, ни просветленной благостности, а решила она ни более ни менее, как воодушевить войска и изгнать из родной Франции англичан. На Жанну, задыхаясь от гнева, набрасывается с кулаками отец (Жорж Ликан), ее молит мать (Мадлен Солони): родители не допустят, чтобы дочь их стала «шлюхой», пошла к солдатам и надела штаны. И вот Жанна падает перед отцом на колени, рыдает на груди у матери, она в отчаянии молит ей верить, кричит, злится. И даже гоняется за увальнем братом и сбивает его с ног — это он ее выдал, сказав о «голосах». '271 ¶Но вот она одпа — лицо строгое, торжественное, голова высоко поднята, тело вытянулось струной, взор вспыхнул. Можно уже предугадать, что сейчас раздастся «голос»: Жанна с величайшей душевной сосредоточенностью и силой призывает себя к действию, ее пламенная вера в свою божественную миссию — это святое чувство долга. С этого момента Сюзанн Флон с подлинным вдохновением показывает, как растет, ширится духовный мир девушки. На наших глазах зреет блистательный человеческий талант — Жанна Д'Арк. Все в пей рождается само собой, без всякого расчета и пафоса, лишь в силу полной захваченное™ патриотическим долгом, который требует всего человека, всех сил его души, всей энергии, воли, ума, ловкости и обаяния. Одна за другой следуют сцены, когда Жанна раскрывает свою миссию сперва капитану Бодрикуру, а затем Карлу VII. С воякой и простофилей Бодрикуром (с большим обаянием сыгранным Клодом Ришаром) Сюзанн Флон сама как бы становится маленьким Бодрикуром. Ведь она должна внушить свои мысли капитану так, чтобы он воспринял их как собственные и дал ей коня и эскорт. Но, идя на хитрости, Жанна ни на минуту не становится плутовкой — за всеми ее действиями отчетливо ощущается величайшая тревога за дело, которое легло на ее плечи. С этим все нарастающим чувством тревоги Жанна входит в дворцовый зал. Легкомысленный король запрятался в толпу придворных, чтобы испытать «праведницу», но Жанна, кажется, и не заметила этой глупой игры; склонив колени перед Карлом, она взглянула на этого щуплого человека с такой любовью, что слезы увлажнили глаза актрисы. Ведь в нем сейчас была заключена судьба Франции, и она его нежно любила. Жанна говорила с этим пустым человеком с великим терпением, убежденностью и верой в свои слова. Она называла короля на ты и «Шарлем» и, как старшая сестра неразумному брату, внушала мысль за мыслью — о его великих предках, о долге перед народом, о том, что он должен одолеть страх перед своими советниками... Жанна была пламенной, сильной и требовательной, это уже от имени всего парода вела она речь с королем. И Карл (которого превосходно играет Мишель Буке) на наших глазах преображается. Нет, происходит не нравственное перерождение короля (показать это было бы очень наивно), но король стал почти физически наливаться какой-то петушиной отвагой. И это было вовсе не примитивное накачивание комического темперамента. Нет, Мишель Буке показывал, как его незадачливый герой действительно восчувствовал себя великим королем. Нахохлившись и растопырив перья, Карл был необычайно искренен в своей решимости. Но это воодушевление нужно было использовать мгновенно, и Жанна громогласно уже призывала коннетабля и архиепископа. Король кричал, что Жанне должпа быть поручена армия и ее нужно благословить на подвиг. Кричал, и вместе со словами из его уст вырывались какие-то странные шипящие звуки, словно из мяча со свистом выходил воздух. Но гол был забит, дело сделано! И тут Жанна, упав на колени, сказала свое; «Благодарю!» Слова были обращены к небу, ¶но сколько в них было света, радости и земного счастья. Воистину мы услышали веселую песню маленького жаворонка. И его подстрелили!.. ...Церковный процесс подходил к концу. Борясь с жалкими остатками собственной совести, епископ Кошон (Марсель Андре) склонял Жанну признать свое лжепророчество. А инквизитор (Ролан Пьетри) грохотал словами ненависти и задыхался в исступленной злобе. Он видел в Жанне самого страшного врага католической церкви — свободного человека. И теперь за этого человека уже страстно боролась Жанна. Каким лиризмом была проникнута сцена встречи с боевым товарищем Ла Иром (вторая роль Клода Ришара), этим добрым верзилой, от которого так сладко пахло «человеческим запахом» — луком и вином, который своим огромным мечом разил врагов Франции и сейчас любовно глядел на Жанну, видя в ней своего вождя. Как далекое и светлое воспоминание Жанны прошла сцена, когда они с Ла Иром, мерно покачиваясь на ногах (это означало верховую езду), говорили о счастливых днях битв и побед. И снова муки допроса — Жанна бледная, с плотно закрытыми глазами, измученная и усталая. Ее все же принудили подписать отречение. Ей дарована жизнь. Но Сюзанн Флон с огромной силой показывает духовную смерть своей героини, ее великое горе, муку — она разбила собственной же рукой свой идеал. Жанна в мертвенном оцепенении; она жива, но все, что возродилось в народе, все, что было связано с ее именем, теперь погибнет. Погибнут доблесть, вера в победу, погибнет народ, Франция... И торжествует Варвик (циничный, изящный, наглый — таким его превосходно рисует Жорж Декриер). Он пришел поздравить Жанну: она избежала смерти — это хорошо и для нее, и для Англии, а не то в ответ на ее казнь могла бы снова всколыхнуться народная волна. От этих слов Жанна вздрогнула, сразу вышла из оцепенения. Последовавшая сцена спектакля идет в стремительных, бешеных ритмах. Как боевой клич, как радостная весть звучат ликующие слова Жанны: казнь, казнь, пусть ее казнят! Вмиг водружается эшафот, вмиг наваливаются вязанки хвороста, появляется палач, сбегается толпа. Жанна уже привязана к столбу, сейчас вспыхнет огонь. На лице Орлеанской девы счастливая, светлая улыбка: ее великая идея живет и будет жить вечно. И конечно, не потому, что она короновала в Реймсе Карла VII (такой сценой завершается спектакль), а потому, что вечна сама идея преданности народа своей отчизне, вечен сам идеал борьбы и самопожертвования во блага народа. В нашем ощущении спектакль обращен не к прошлому Франции, а полон современной молодой энергии, живого пыла. Пусть звонче льется песня жаворонка — в нашем небе его не подстрелят! ¶ВЕЧЕР ТРИДЦАТЬ ВТОРОЙ ДЕЛО ОБ УБИЙСТВЕ Джон Бойтон Пристли «Инспектор пришел». 1943 КАМЕРНЫЙ ТЕАТР МОСКВА. 1945 Девица Ева Смит — бывшая работница завода Берлинга — приняла сильнодействующий яд, в результате чего последовала смерть. В комнате покойной был обнаружен дневник, ознакомление с которым дало возможность следственным властям распутать клубок преступлений и установить, что Еву Смит принудили к самоубийству следующие лица: 1) хозяин завода, Артур Берлинг, уволивший Ему Смит с работы без достаточных оснований; 2) дочь его, Шейла Берлинг, по настоянию которой Ева Смит была уволена из магазина мод; 3) Джералд Крофт, жених Шейлы, бросивший Еву, бывшую его любовницей; 4) Эрик Берлинг, брат Шейлы, оставивший Еву Смит беременной и без средств; 5) Сибилла Берлинг, жена хозяина завода и мать Шейлы и Эрика, председательница благотворительного общества, отказавшая Еве Смит в материальной помощи. Обвиняемые в процессе следствия, проводимого инспектором Гулем, полностью признали себя виновными. ...Безмятежный покой царил в доме Берлингов. Семейство в полном составе сидело за столом, праздновали радостное событие — помолвку Шейлы и Джералда. Все были веселы, остроумны, милы, поминутно раздавались шутки, смех и звон бокалов. Артур Берлинг — хозяин завода и глава семьи — взял слово. Он произнес торжественный тост, в котором восхвалял мир и благоденствие. Пусть каждый добивается только своего счастья, и все люди будут счастливы. «Через двадцать — тридцать лет,— сказал он,— скажем, в 1940 году, вы будете жить в мире, который давно забудет треволнения от противоречий между капиталом и трудом и все эти глупые опасения войны». Безмятежный покой, царящий в его собственном доме, Берлинг распространял на весь мир и на всю будущую историю человечества. Но семейное торжество внезапно нарушено: в мирную столовую входит инспектор Гуль. Этот господин держит себя достаточно корректно, но он слишком независим, а порой и дерзок. Он осмеливается ¶допрашивать самого Артура Берлинга и доводит его до бешенства. Потом Гуль хладнокровнейшим образом принимается за юную Шей-лу. Потрясенная случившейся катастрофой, девушка с первых же слов созналась в своей вине. Зато ее жених Джералд держит себя подчеркнуто вызывающе: он в первый раз слышит имя Евы Смит и удивлен наглостью инспектора, требующего от него признания какой-то вины. Но выясняется, что Ева Смит называла себя еще и другим именем: иначе ей не удалось бы устроиться на работу, и ее второе имя... Джералд насторожился... Дези Рентой. Джералд вздрогнул и выдал себя. Да, именно так звали соблазненную и покинутую им девушку. Больше всех упорствует хозяйка дома, Сибилла Берлинг. Она никак не может понять, что, отказав в субсидии одинокой беременной женщине, толкнула ее на самоубийство. Председательница благотворительного общества полностью возлагает вину на беспутного отца ребенка и требует его сурового наказания: «Тогда вы, вместо того чтобы задавать здесь ненужные вопросы, действительно выполните свой служебный долг». После этих решительных слов, обращенных к Гулю, миссис Берлинг демонстративно прощается с инспектором. Но Гуль не уходит. «Чего вы ждете?» — «Возможности выполнить свой долг». Шейла, давно уже догадавшаяся, кого именно ждет Гуль, болезненно стонет, и лишь тогда мать понимает, кого она только что так красноречиво разоблачила. В дверях появляется Эрик Берлинг, возбужденный и жалкий, с осунувшимся, бледным лицом и воспаленными блуждающими глазами. Эрик. Я должен был вернуться и выложить все. Вы ведь уже знаете. Инспектор. Да, мы зпаем. Джон Б. Пристли завершает следствие. Состав преступления полностью установлен. Главный обвиняемый признался добровольно. Объявляется перерыв — антракт. Что будет дальше? Чему же посвящен последний акт? Разве не все уже выяснено? Семейство Берлинга принудило Еву Смит покончить жизнь самоубийством. Это доказано вполне убедительно. Итак, мы ждем последнего акта со смешанным чувством опасения и любопытства: детективный сюжет пьесы исчерпан полностью — что же в таком случае станет делать Пристли?.. В последнем акте обнаруживаются потрясающие новости. Оказывается, что Гуль, инспектор Гуль, не служит в государственной полиции. Это просто никому не ведомый человек, которого свободно мояшо было разоблачить и выгнать из дому. Он нагло мистифицировал благородное семейство, представив дело так, будто бы Берлинги довели Еву Смит до самоубийства. Спору пет, те проступки, в которых их обвинял Гуль, были совершены, но в каждом случае фигурировала другая девушка, а не одна и та же злополучная Ева Смит. Таким образом, обвинение в гибели девушки оказалось несостоятельным. Но мало этого — выяснилось, что и самоубийство явилось ¶хитрым обманом Гуля: в городской полиции в течение ночи не было зарегистрировано ни одного случая смерти от отравления. Берлинги снова усаживаются за стол. Однако мир и благоденствие уже не воцаряются под этой крышей. Обвинение в уголовном преступлении с почтенного семейства снято. Но если Берлинги получили алиби в частном деле о Еве Смит, то их общественная вина стала еще очевидней, потому что миллионы малых злодеяний, которые совершает имущий класс, хоть сами по себе не являются уголовными преступлениями, но в совокупности, в общем ходе жизни образуют некую единую силу зла, огромное социальное преступление. Когда червь гложет кору дуба, то причиняемое им зло кажется ничтожным, но, помноженное на количество и усердие этих вредителей, оно становится бедствием, в результате которого дерево чахнет и гибнет. Пусть страдания и смерть Евы Смит вымышлены, но в этом образе обобщено множество человеческих бедствий, порожденных ложным общественным устройством. Свою справедливую мысль Джон Пристли раскрывает очень оригинальным драматургическим приемом. Инспектор Гуль, заставляя Берлингов сознаваться в своих преступлениях, показывал фотографии их жертвы. Но он делал это так, что каждый из них смотрел фотографию отдельно и думал, что ему показывают то же лицо, что и остальным. Таким образом, видя различных девушек, Берлинги полагали, что дело идет об одной и той же Еве Смит. Правда, нам эта счастливая драматургическая находка может показаться несколько легкомысленной для глубокой социальной темы, которую затронул Пристли. Мы нередко ловили себя на том, что развлекаемся остроумными хитросплетениями сюжета и забываем о большой драме, которая как будто бы протекает на наших глазах. Весьма вероятно, что западному зрителю незаметны эти противоречия между серьезной драматической проблемой пьесы и ее прихотливым сюжетным развитием, но нам они видны. Мы не станем отрицать, что с неослабевающим интересом следили за ходом действия, но этот интерес напоминал скорее внимание страстных шахматных болельщиков, погруженных в виртуозную игру чемпионов, чем внимание людей, с захватывающим интересом следящих за ходом действительной битвы жизни. Сравните пьесу Пристли с любой драмой Горького, и эта мысль будет очевидна. Ибо у Пристли показана не сама драма жизни, а как бы ее театральная инсценировка. Но эта инсценировка полна драматической силы, проникнута той жестокой правдой, которую чаще всего можно увидеть в залах судебного заседания. Суд над жизнью — вот что воодушевляло Пристли, когда писал он свою пьесу «Инспектор пришел». Камерный театр (постановщики спектакля А. Таиров и Л. Лукьянов, художник Е. Коваленко) верно понял идею пьесы и поэтому раскрыл ее внутренний пафос. Внешний облик спектакля, само движение действия воспринимаются как суровый и нелицеприятный суд. Барская столовая Бер- ¶лингов на наших глазах преображается в строгий зал суда. Стол, стоящий посредине комнаты, кажется чуть ли не судейским столом, а четыре стула, расположенные по бокам,— скамьями подсудимых. Ход суда неумолим. Один за другим встают обвиняемые и сознаются в своих преступлениях, и каждый раз режиссеры находят яркую, выразительную планировку, продиктованную внутренним драматизмом действия. Мизансцены этого спектакля — образец театрального пластического искусства. Они суровы, сдержанны и лаконичны. Тут нет лишних движений, бытовых переходов, мелочной сценической возни, но здесь не чувствуется и умышленной картинности. Статуарность мизансцен спектакля «Инспектор пришел» глубоко содержательна: режиссер как бы берет центральную тему картины и отыскивает для нее наиболее выразительную пластическую форму. Форма неподвижна, но от этого действие только выигрывает, так как эта неподвижность выражает основную драматическую тему события в такой же степени, как верно найденная живописная композиция передает внутреннюю динамику полотна. Блестящее композиционное мастерство помогло А. Таирову расширить масштабы пьесы Пристли и придать этому произведению черты социальной драмы. Естественно, что сдержанный лаконизм и психологическая насыщенность пластического рисунка спектакля потребовали такой же сдержанности, лаконизма и насыщенности от актерского исполнения. И в этом отношении бесспорна заслуга П. Гайдебурова, исполнявшего роль инспектора Гуля с той затаенной силой, которая одновременно говорит и о подлинной гражданской скорби, и о яростном политическом гневе этого человека. Очень легко было соблазниться традиционным обликом английского следователя и создать образ в манере проницательного Шерлока Холмса или простодушного патера Брауна. Актер не прельстился этим эффектным, но малосодержательным решением роли. Его Гуль — фигура в достаточной степени сложная; ее даже нельзя назвать вполне реальной. Порой кажется, что сам Пристли зашел в дом рядового английского буржуа и раскрыл ему глаза на его собственное существование. Гайдебуров великолепно передал внутреннюю борьбу, которая происходит в душе Гуля, когда чувства рвутся наружу, а разум и воля подавляют их. Актер верно понял замысел Пристли: для полного выяснения общей картины необходимо то мужественное спокойствие, которое дает возможность показать людям не только негодующую душу писателя, исследующего жизнь, но и самую жизнь, во всей ее истинной неприглядности, ибо только так можно поднять на борьбу со злом каждого честного гражданина. Но когда обстоятельства дела оказываются полностью выясненными, Гуль уже не может сдержать своих мыслей и чувств. Он произносит свою речь каким-то странным, «трудным» голосом, и в этом всплеске гнева слышны заглушённые слезы. А затем Гайдебуров — Гуль, вобрав голову в плечи и сгорбившись, выбегает из комнаты — он бежит из этого логова зла. ¶В комнате остается Шейла — Р. Ларина. Это ее Гуль обратил в праведную веру. Он не даром провел сегодняшний вечер. Актриса сумела убедить зрителя в душевной чистоте и юношеской прямолинейности Шейлы. Это хрупкое существо не испорчено: она глубже всех заглянула в пропасть, которую показал семейству Берлингов инспектор, и искреннее всех ужаснулась своей жизнью. Но в этом прозрении не только чистосердечное раскаяние, как пред-ставляется актрисе, здесь еще и начало того озарения, которое приведет Шейлу в лагерь Гуля. Раз отвернувшись от лжи, девушка уже на всю жизнь возненавидит подлость и лицемерие и, возненавидев, будет бороться... Вот этого нравственного подъема, мгновенного рождения новой духовной силы нет в исполнении актрисы. Остальные участники спектакля дают достаточно выразительную Но... Вот оно, трагическое «но» этой якобы миролюбивой пьесы: раздался звонок, и голос из полиции сообщил, что туда только что доставлен труп отравившейся девушки. Грозная тень инспектора снова встала над домом Берлингов. Дело об убийстве продолжается. Возмездие впереди... ВЕЧЕР ТРИДЦАТЬ ТРЕТИЙ КТО ОНА-БЕРДИ? Лилиан Хелман «Лисички». 1939 МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР 1945 Берди — это жена американского негоцианта Оскара Хоббарта, жалкое существо. У нее застывшие, плаксивые глаза, торопливые, испуганные движения, сгорбленная спина и прерывистый, болезненный голос. Она постоянно говорит невпопад и к тому же всякий вздор. На нее нужно хорошенько прикрикнуть, и тогда она утихомирится. Одним словом — жалкое существо. Стоит посмотреть, как она переполошилась и закудахтала, когда сорок лет и она не жена почтенного коммерсанта, а шестнадцатилетняя институтка. И мужу, естественно, пришлось остановить ее и за- ¶претить бежать за автографом. Говорят, что он груб с ней,— можно его понять: невольно станешь раздражительным, ее причуды могут вывести из терпения даже ангела! Действительно, зачем Берди (артистка Фаина Раневская) с таким преувеличенным воодушевлением мчится за этим злосчастным автографом? Неужели она не может спокойно сойти с лестницы и принести гостю то, что он просит?.. Во всяком случае, при первом своем появлении эта дама выглядит явно нелепо. И как она жалка, когда ей приходится врать мистеру Мершалу, что у нее разыгралась мигрень и, видите ли, поэтому она не смогла принести автограф. Мистер Мершал очень любезен с Берди, он вообще прекрасно воспитанный джентльмен и очень любит музыку. Он просит Берди сыграть. В самом деле, пусть Берди поиграет; если это доставляет гостю удовольствие, почему бы ей не поиграть? Она садится за рояль, и, конечно, ее сейчас же охватывает вдохновение. Она воображает, что от ее музыки все должно замереть и даже сам земной шар — прекратить движение. Берди играет какую-то классическую пьесу, а мужчины, естественно, продолжают говорить о своих серьезных делах. Музыка мешает разговаривать, зато она не мешает сыну Берди, Лео, уплетать за обе щеки ужин. У парня завидный аппетит — как весело он постукивает ножом, тарахтит тарелками и звенит стаканом! Старший брат Бен произносит что-то остроумное и смеется. И вдруг Берди прекращает играть и, сорвавшись с места, панически мчится из комнаты, резко оборвав мелодию,— она точно на кончиках пальцев уносит недоигранный аккорд. Но Берди все же одумывается и возвращается. Да, но почему она так неожиданно побежала? Жалкая, забитая женщина, как осмелилась она на подобную демонстрацию? И откуда эта порывистость движений, их необычная, даже гневная решимость? Или в этой сгорбленной убегающей фигуре был какой-то протест отчаяния? Кто же Берди? Во всяком случае, она не так проста, как о ней думают. После отъезда мистера Мершала семейство Хоббартов предается мечтам. Каждый говорит о том, что ему хочется,— один о конюшне, другой, кажется, о собаках. Прелестная Реджина мечтает о красивой жизни... Мечтать разрешено и Берди. Она предается этому занятию с величайшим азартом. Глаза Берди озаряются восторгом, она рассказывает о старом поместье Лионе: там ей хорошо жилось в детстве. Вот если бы выкупить Лионе... Берди вся в мечтах, в этом царстве у нее проторенные дорожки; миг — и она уже умчалась из дома Хоббартов в чудесную страну воображения. В душе Берди накоплены огромные запасы любви и нежности, и так хочется щедро растратить все добро! Берди говорит все громче и возбужденнее, она словно ясновидящая; но чудо, о котором рассказывает это странное существо,— вполне обыкновенная человеческая жизнь. Быть хорошими людьми — это так легко и приятно. Лионе... Берди снова говорит о Лионе — ведь было же это счастье, было! ¶Хоббарты в раздражении кричат на Берди: им до смерти надоела ее трескотня. Но она не унимается. Точно продавец шаров из «Трех толстяков» Олеши, она взлетела и никак не может опуститься на землю... Хоббарты гневаются, но мы видим, что они не так уж страшны этой женщине. Да, Берди здесь — посмешище, ее воля подавлена, личность уничтожена, над ней глумятся, а порой и бьют, и все же она не покорена. У нее есть спасение: запереться у себя в комнате, пить вино и без устали, до одурения мечтать. И вот за долгие и тягостные годы одиночества Берди становится поэтом, поэтом поневоле. У этой робкой, забитой женщины рождаются и крепнут идеалы. Потеряв в жизни все, она ценой огромных нравственных мук сохраняет свои убеждения: Берди Фаины Раневской твердо знает, что такое добро и что такое зло. Остепенив мечтательницу, братья принялись обсуждать свою авантюру; посыпались ругательства, и дело чуть не дошло до драки. А Берди сидела, крепко зажмурив глаза, и покачивала запрокинутой назад головой — казалось, она тихо стонала. На лице ее можно было прочесть трагическую обескураженность, ее ранила человеческая грубость. В своей наивной душе она никогда не могла смириться со злом и питала к нему болезненное отвращение. Она не могла побороть это чувство даже к собственному сыну. Лео был из породы Хоббартов, и мать не в силах скрыть своего презрения к нему. Когда Берди услыхала, что Александру — добрую, честную девушку — хотят из деловых соображений выдать замуж за Лео, она глубоко возмутилась. Она говорит об этом Александре, а сама боязливо поглядывает по сторонам. Может быть, впервые Берди не только мечтает, но и действует — противодействует злу. И все же Берди подслушали: она с ужасом увидела в дверях неумолимую фигуру мужа. Берди вскочила с дивана и пустилась бежать. Оскар окликнул ее, жена остановилась, сгорбилась еще сильней. Оскар дождался, пока Александра поднимется по лестнице, потом медленно перешел по диагонали комнату, стал в противоположном углу и ровным, спокойным голосом позвал жену. Берди быстро обернулась — перед нами была другая женщина. Раневская мгновенно преобразилась, фигура выпрямилась, лицо стало неожиданно суровым и величественным, а сияющие глаза блестели по-особенному ярко. Берди сделала несколько решительных шагов — полпути до палача было пройдено. Берди остановилась у кресла; она видела свирепые глаза мужа и знала, что ее ждет,— и вторую половину пути прошла так, будто это ее Голгофа, она несет тяжелый крест, но не поступится своими убеждениями, как бы ни тяжка была расплата за них... Со всего размаху Оскар бьет жену по лицу. Не от боли, а от стыда и бессильного отчаяния глухо вскрикивает Берди, но стоит она так же прямо, и голова вскинута так же высоко. Мощным аккордом звучит хорал — в музыке тоска и гнев Берди. Падает занавес. Кто сказал, что Берди — жалкое существо? При встрече с Горацием Берди раскрывается целиком: это ее друг и единомышленник. Он давно во всем разуверился, и милая ¶Берди кажется ему немного смешной. А Берди все не унимается, она охвачена восторженными воспоминаниями... и снова за роялем — так лучше мечтать, плакать. Берди играет «Песню без слов» Мендельсона, и из груди у нее вырывается не то стон, не то песня. Трудно понять, рыдает Берди или радуется. Она снова вспоминает Лионе, говорит, говорит, и ей становится легче — горе и обиды, накопленные за долгие годы, точно рассеиваются. Берди пересаживается к столу, пьет ликер, рюмку за рюмкой, плачет и мечтает вслух. Она снова в мире видений, но эти миражи принадлежат реальной, окружавшей ее когда-то действительности. А в живом (в постылом) мире всесильно воцарились фантомы зла. Это не только братья, но и сестра из семейства Хоббартов — ослепительная Реджина, супруга честного Горация. Она упорно и расчетливо ведет свою игру, зная, что каждый ее коварный ход буквально рвет сердце мужа. Не сегодня, так завтра семья Хоббартов избавится от Горация, этого безвольного, но слишком много знающего человека. Что же касается Берди, то эту блаженную старуху можно в расчет не принимать: ее грезы — чистый бред. И хоть смеяться над блаженными грех, но Хоббарты таких тонкостей не признают: на то и существуют дураки, чтобы над ними потешались разумные люди... Но у Берди — Раневской хватает выдержки. Актриса не жалуется на судьбу своей героини: в ее отчаянии гнев и протест против трагической судьбы хорошей, честной женщины. И когда Берди, рыдая, восклицает: «За всю жизнь ни одного счастливого дня, ни одного дня без обиды!», она поистине трагична. Глубина страданий и страстная приверженность нравственному идеалу придают образу Берди огромную внутреннюю силу. Это она — основной обвинитель Хоббартов, это она — совесть пьесы, это она — главное действующее лицо на стороне блага, как Реджина — главное действующее лицо на стороне зла. Фаина Раневская своим искусством придает эпизодической роли такое значение, что мы недоумеваем, почему автор пьесы Л. Хелман так рано уводит со сцены Берди. Ибо она, и только она, потрясенная преступным убийством Горация, сможет взглянуть гневным взором в глаза Реджины: «Ты боишься, Реджина? Бойся!» Потому что Берди, миллионы Берди, униженных, оскорбленных и бесправных женщин, только силой своих страданий, только честностью и прямотой натуры, в Европе и Америке, восстают против зла. И эта малая сила становится великим фактором современности, когда на трибуну истории, вслед за политиком и борцом, поднимается старая женщина с худым изможденным лицом и, рассказав о своих страданиях, гневно поднимает вверх кулаки. Date: 2015-09-03; view: 330; Нарушение авторских прав |