Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип саморазвития деятельности





 

Общие черты понимания движущих сил разви­тия личности:

1. постулирование существования некоего «первоисточника» развития лич­ности, неизменного и запрятанного в глубинах индивида (либидо в теории З.Фрейда или самоактуализация в концепции А.Маслоу);

2. преобладание формального, динамического описания движущих сил развития личности над содержательным их анализом и от­сутствие изучения их общественно-исторической обусловленности;

3. подчиненность активности субъекта некото­рой конечной заранее предустановленной цели, понимание человека как преимущественно адаптивного су­щества.

 

Иной взгляд на развитие личности развивался в отечественной психологии.

 

Первая продуктивная недооценен­ная попытка найти источник развития деятельности в ней самой принадлежит классику отечественной психологии Д.Н.Узнадзе. Критикуя гедонистические представления о мотивации К. Бюллера, Д. Н. Узнадзе вводит представле­ния о функциональной тенденции как источнике развития поведения. Именно функциональная тенденция, по мысли Д. Н. Узнадзе, является источником таких форм поведения личности, как игровая, творческая и спортивная деятельность.
Методологические представления о «самостоятельной силе развития» привели к выделению принципа саморазви­тия личности как исходного при изучении мотивации разви­тия личности:

Источник саморазвития деятельности существует в самом процессе движения деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
А.Н. Леонтьев: «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет»

В.А.Петровский на материале экспериментального анализа «бескорыстного риска» ввел представления о «надситуативной активно­сти» как источнике зарождения любой новой деятельности личности. В этих исследованиях показывается, что челове­ку присуща явно неадаптивная по своей природе тенден­ция, проявляющаяся в постановке различного рода сверхзадач, которая и названа «надситуативной активнос­тью». Так происходит cаморазвитие деятельности и возникновение ее новых форм.

Различные виды активности личности (об­щение, восприятие, поисковая активность) могут являться источ­никами мотивации, возникая в самом процессе взаимодействия субъекта с миром. Подобные ги­потезы о механизмах процесса развития деятельности лич­ности закладывают основания анализа мотивации развития человека в персоногенезе.

 

В схеме системной детерминации развития личности выделяют три следующих компонента:

 

o индивидные свойства человека как предпосылки развития личности,

o социально-исторический образ жизни как источник развития личности

o совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.

 

 

Date: 2015-09-03; view: 1546; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию