Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Поведенческо-интеракционистская стратегия изучения организации личности
В качестве элементов организации личности рассматриваются те или иные компоненты взаимодействия между организмом и средой, личностью и обществом. Так в бихевиоризме в качестве основных характеристик организации личности предлагаются реакции и навыки; в интеракционистских подходах – роли, социальные установки, поступки.
(В пяти очерченных стратегиях изучения психологической организации личности, при всем отличии стоящих за ними теоретических позиций, выбора «элементов» построения организации личности, методов диагностики черт, мотивов, темперамента, то есть разных подструктур личности, проявляется общая тенденция размещать «индивидные» свойства человека в основе организации личности, характеризовать их как базовый или базальный уровень организации человека. Подобное представление о месте индивидных свойств в организации личности выступит более наглядно при сопоставлении трех различных конкретных описаний организации личности, принадлежащих стоящим на диаметрально противоположных позициях исследователям — основателю гуманистической психологии А. Маслоу, видному представителю факторной стратегии изучения личности Дж. Гилфорду и известному польскому психологу К. Обуховскому. А. Маслоу в качестве центральной характеристики личности выделяет разные иерархические уровни потребностей. Соотношение этих уровней он передает с помощью следующей схемы (см. рис. 3). В контексте факторной стратегии исследования организации личности Гилфорда выделяют следующие уровни «мотивационных факторов» в поведении личности. А. Факторы, соответствующие органическим потребностям: голод (не обнаружен в факторных исследованиях); сексуальное побуждение; общая активность. Б. Потребности, относящиеся к условиям среды: потребность в комфорте, приятном окружении. В. Потребности, связанные с работой: общее честолюбие; упорство. Г. Потребности, связанные с положением индивида: потребность в свободе (нонконформизм). Д. Социальные потребности: потребность находиться среди людей; агрессивность. Е. Общие интересы: потребность в риске или, напротив, в безопасности.)
Стратегия анализа личности по элементам и по единицам. Выделение «единиц» анализа как системообразующих характеристик описания личности. Для того чтобы раскрыть структуру Личности, необходимо перейти от принципа анализа структуры личности по элементам к анализу по единицам и вычленить требования к единицам анализа структуры личности, ориентируясь на представления о параметрах единиц анализа, сформулированные Л.С.Выготским: через элементы нельзя увидеть целое, а единица – это часть целого. Единица анализа структуры личности должна раскрыть механику функционирования и развития, определяющую направленность Личности Единицами мог быть мотивы деятельности, личностные смыслы, установки, поступки и деяния (а не выдергивая их по одному) и раскрывая их генетические, функциональные и структурные связи друг с другом, мы вычленяем единицу анализа. В качестве таких единиц могут выступить динамические смысловые системы (ДСС) Личности. Это понятие введено ЛСВ, он охарактеризовал ДСС как единство аффективных и интеллектуальных процессов. Деятельность выступает как системообразующее основание ДСС. Производность ДС систем от порождающей их совокупности деятельностей, реализующих объективные общественные отношения, представляет собой центральную характеру ДСС, отражающую их социальную детерминацию. Леонтьев А.Н.: предложил единицу - деятельности субъекта, а не действия, не операции, не психофизиологические функции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не непосредственно личность. Божович Л.И. Личность- такой уровень психического развития, который позволяет человеку управлять и обстоятельствами своей жизни и самим собой. Личность не равно индивид. Единицей исследования Л как целостной иерархической системы должен стать поступок (связь с мотивами).
2.Типологические подходы к личности. Ограничения типологического подхода. При типологическом подходе исходят из положения, что тип личности является целостным образованием, не сводимым к комбинации отдельных личностных факторов (черт). Его содержание раскрывается описанием типичного или усредненного представителя группы лиц, относимых к данному типу. Например, такой тип личности, как «авторитарная личность», - конгломерат по крайней мере четырех факторов личности, не сводящийся к одному из них - доминантности. Одно из самых разительных отличий авторитарности от доминантности заключается в том, что авторитарная личность угнетает находящихся на более низкой ступени и раболепствует перед вышестоящими, в то время как доминантная личность является лидером для занимающих более низкое положение и борется за более высокое положение. Общие подходы к типологии индивидуальности определяются основными познавательными и практическими задачами ее изучения. Тут будут рассмотрены три соответствующих им подхода, открытые в психологической науке и прикладных областях: Date: 2015-09-03; view: 2188; Нарушение авторских прав |