Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивационная структура личности





А. Н. Леонтьев считал, что мотивы деятельности определяются потребностями личности. В потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность "не знает" своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - побудительную и направляющую деятельность функции, т.е. становится мотивом.

В отличие от развития потребностей у животных, которое зависит от расширения круга потребляемых ими природных предметов, потребности человека порождаются развитием производства. Ведь производство есть непосредственно и потребление, создающее потребность. Иначе говоря, потребление опосредуется потребностью в предмете, его восприятием или мысленным представлением. В этой отраженной форме предмет выступает в качестве идеального, внутренне побуждающего мотива. Таким образом, психологический анализ потребностей неизбежно преобразуется в анализ мотивов.

Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. Напротив, их совпадение есть вторичное явление: либо результат приобретения целью самостоятельной побудительной силы, либо результат осознания мотивов, превращающего их в мотивы-цели. В отличие от целей, мотивы актуально не сознаются субъектом: когда мы совершаем те или иные действия, то в этот момент обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые к ним побуждают. Правда, их мотивировку привести нетрудно, но она вовсе не всегда содержит в себе указание на их истинный мотив. Даже когда мотивы не сознаются, т.е. когда человек не отдает себе отчета в том, что побуждает его совершать те или иные действия, они все же находят свое психическое отражение, но в особой форме - в форме эмоциональной окраски действий.

А. Н. Леонтьев выделяет две основные функции мотивов: побуждение и смыслообразование. Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл. Другие, выполняя роль побудительных факторов - порой остро эмоциональных, аффективных, - лишены смыслообразующей функции; такие мотивы А. Н. Леонтьев назвал мотивами-стимулами.

Распределение функций смыслообразования и побуждения между мотивами одной и той же деятельности позволяет понять главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности - иерархию мотивов.

 

Наиболее популярной и широко используемой считается теория, автором которой является один из основателей гуманистической психологии, американский психолог А. Маслоу (1908-1970). Он разграничил не отдельные мотивы, а целые их группы. Эти группы упорядочены в ценностной иерархии соответственно их роли в развитии личности. Но и потребности высоких и высших уровней при этом трактуются как не менее инстинктоподобные (врожденные), чем низшие потребности. Пока потребность не удовлетворена, она активирует деятельность и влияет на нее. При этом деятельность не столько "толкается изнутри", сколько привлекается извне возможностью удовлетворения. Основная идея классификации А. Маслоу состоит в принципе относительного приоритета актуализации мотивов, гласящего, что прежде чем потребности более высоких уровней активируются и начнут определять поведение, должны быть удовлетворены потребности низшего уровня.

Иерархическая модель мотивации А. Маслоу состоит из пяти уровней.

1. Физиологические потребности - голод, жажда, сексуальность и т.п.

2. Потребности в безопасности, безопасность и защита от боли, страха, гнева, неустроенности.

3. Потребности в социальных связях, потребности в любви, нежности, социальной присоединенное, идентификации.

4. Потребности самоуважения, потребности в достижении, признании, одобрении.

5. Потребности самоактуализации, реализации собственных возможностей и способностей, потребности в понимании и осмыслении.

 

Г. Мюррей, создатель тематического апперцептивного теста (ТАТ), попытался систематизировать различные теоретические подходы в изучении мотивации и их основные понятия. Центральными понятиями, соотносящимися друг с другом, являются потребность со стороны личности и давление со стороны ситуации. Потребность и давление содержательно соответствуют друг другу, их взаимодействие называется темой - это подлинная единица анализа активности человека.

Мюрреем были определены различные основания для классификации потребностей.

Во-первых, выделяют первичные потребности (например, в воде, пище, сексуальной разрядке, избегании холода и многие другие) и потребности вторичны е (психогенные): унижения, достижения, афнфилиации, агрессии, независимости, противодействия, уважения, защиты, доминирования, привлечения внимания к себе, избегания вреда, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, поиска помощи (зависимости), понимания.

Кроме этого Г. Мюрреем были названы потребности приобретения, избегания обвинения, познания, созидания, обучения, признания, сохранения.

Первичные потребности в отличие от вторичных базируются на органических процессах и возникают или циклично (еда), или в связи с необходимостью регуляции (избегание холода).

Во-вторых, потребности можно подразделить на позитивные (поиск) и негативные (избегание), на явные и латентные. Явные потребности свободно и объективировано выражаются во внешнем поведении, латентные проявляются или в игровых действиях (полуобъективировано), или в фантазии (субъективировано). В определенных ситуациях отдельные потребности могут объединяться в мотивации поведения, или конфликтовать друге другом, или подчиняться одна другой и т.д.

 

 

Всякая деятельность человека побуждается не одним мотивом, а несколькими, т.е. деятельность обычно полимотивирована. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного индивида.

Мотивация - это процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации для реализации соответствующего мотива, для осуществления определенного предметного отношения личности к окружающей ситуации. Можно говорить не только о мотивации какой-либо деятельности, но и об общей мотивации, характерной для данного человека, имея в виду совокупность стойких мотивов.

Совокупность устойчивых мотивов, определяющих избирательность отношений и активности человека и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности. Направленность как подструктура личности включает в себя различные побуждения: ее мотивов, потребностей, диспозиций, интересов, стремлений, намерений, идеалов, норм, самооценок, оценок других людей, уровня притязаний, установок и т.п. При этом одни ее компоненты являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль.

В качестве побудителей человеческого поведения, представляющих собой мотивационную сферу личности, выступают влечения, установки, желания, интересы, склонности, идеалы и мировоззрение.

Влечение - первичное эмоциональное проявление потребности человека в чем-либо, побуждение, еще не опосредованное сознательным целеполаганием. В отечественной психологии влечения рассматриваются как этап формирования мотива поведения, т.е. влечение выступает как преходящее явление, и представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается как конкретное желание.

Установка - это неосознаваемое личностью состояние готовности к определенному поведению или деятельности. Чаще всего складывается в результате неоднократного повторения ситуаций, в которых человек реагировал определенным образом.

Желание - одна их форм мотивационного состояния, в основе которого лежит потребность, осознанная по содержанию, но еще не выступающая в качестве сильного побуждения к действию. Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана.

Интерес - это форма проявления познавательной потребности, выражающаяся избирательным отношением личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.

Склонность - это избирательная направленность субъекта на определенную деятельность. В ее основе лежит глубокая и устойчивая потребность в этой деятельности, стремление совершенствоваться в ней. Склонности обычно являются предпосылкой развития соответствующих способностей, хотя возможны случаи несовпадения склонностей и способностей.

Date: 2015-09-03; view: 2012; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию