Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философские основания
В «Контрреволюции в науке» Хайек рассматривает разницу между естественными и социальными науками, отношение которых к предмету их исследования, как он считает, фундаментально различно. В естественных науках прогресс происходит при осознании того, что некоторые вещи представляют собой совсем не то, чем кажутся. Наука обесценивает непосредственно воспринимаемые категории субъективного опыта и заменяет их на лежащие в их основе и часто невидимые причины. Изучение же общества, с другой стороны, должно считать своим сырьем идеи и убеждения людей этого общества. Факты, изучаемые социальными науками, отличаются от фактов физических наук в том, что это - убеждения или взгляды отдельных людей, и эти взгляды и есть наши исходные данные, независимо от того, правильны ли они или нет. Более того, мы не можем прямо наблюдать их в умах людей, но можем познать их, наблюдая, что люди говорят или делают, просто потому, что обладаем таким же умом, что и эти люди (Hayek, 1955, с. 28). Он указывает, что в самом предмете исследования социальных наук имеется субъективный элемент, от которого избавиться нельзя, и который отсутствует в физических науках: Действительно, объекты социальной, или человеческой, деятельности, чаще всего не представляют собой "объективных фактов" в том специфическом, узком смысле, в каком этот термин используется Наукой, противопоставляющей "объективные факты" и "мнения", и вообще не могут быть описаны в физических терминах. Постольку, поскольку речь идет о человеческих действиях, вещи являют такими, какими считает их действующий человек (Hayek, 1955, с. 27). Парадигма Хайека для социальных или моральных наук состоит в следующем: общество должно пониматься в терминах сознательно обдуманных людьми поступков. Предполагается, что люди непрерывно сознательно выбирают между различными возможными программами действий. Любой коллективный феномен должен таким образом считаться как ненамеренный результат решений индивидуальных сознательных действующих лиц. Отсюда фундаментальная дихотомия между изучением природы и общества: для натуральных феноменов разумно предполагать, что отдельный исследователь может собрать всю необходимую информацию, в социальном контексте это условие выполнить нельзя. Date: 2015-09-03; view: 273; Нарушение авторских прав |