Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутренний мир. 8 page





У каж­до­го из нас в жизни были си­ту­а­ции, за ко­то­рые стыд­но всю жизнь. Герой при­ведённого тек­ста оби­дел маму, и из-за чего! Из-за кол­ба­сы! Он хлоп­нул две­рью, думая толь­ко о себе, и не за­ме­тил ма­ми­ных «без­звуч­ных слёз». Рас­сказ­чик приз­наётся, что го­речь от обиды, ко­то­рую он нанёс маме, тем силь­нее, чем яснее ты по­ни­ма­ешь, что в ответ уже ни­ко­гда не будет про­из­не­се­но «Про­щаю!»

В сти­хо­тво­ре­нии Дмит­рия Кед­ри­на «Серд­це ма­те­ри» чи­та­ем о том, как сын в угоду лю­би­мой отдал ей серд­це своей ма­те­ри. При этом ма­те­рин­ское серд­це про­дол­жа­ло лю­бить сво­е­го ребёнка. В сти­хо­тво­ре­нии за­ло­жен глу­бо­кий смысл: зву­чит при­зыв: «Люди, за­ду­май­тесь! Нель­зя так от­но­сить­ся к маме! Не раз­ру­шай­те свою связь с самим собой, раз­ры­вая свя­зу­ю­щую ни­точ­ку с мамой!»

Мать для ре­бен­ка — это его связь с дет­ством, самой без­за­бот­ной и чи­стой порой жизни. Пока жива мама, че­ло­век чув­ству­ет себя защищённым. Очень часто мы ожи­да­ем, что к нам будут от­но­сить­ся все­гда и везде так, как от­но­си­лась к нам род­ная мать. Но нель­зя за­бы­вать и о том, что мама нуж­да­ет­ся в нашей за­бо­те, нашем вни­ма­нии не мень­ше, чем мы в ней.

 

 

«Мы задержались в школе…»

2. 4

3. 3

4. Растерялся

5. Забинтованы

6. Быстро

7. Метели в степи

8. Навалило

9. 5

10. 6,7

11. 3

12. 6

13. 3

14. 9

 

15.1 Аб­зац­ное чле­не­ние тек­ста – это одно из важ­ных усло­вий его оформ­ле­ния. Абзац и пунк­ту­а­ция поз­во­ля­ют пра­виль­но по­нять ин­фор­ма­цию, ос­нов­ную мысль и ав­тор­ский за­мы­сел. Чтобы до­ка­зать это, об­ра­тим­ся к тек­сту Ев­ге­ния Пер­мя­ка.

Ввод­ная часть в тек­сте пред­став­ле­на пред­ло­же­ни­я­ми №1-3 и яв­ля­ет­ся от­дель­ным аб­за­цем, в ко­то­ром сразу же об­ри­со­вы­ва­ет­ся ос­нов­ная про­бле­ма, под­ни­ма­е­мая рас­сказ­чи­ком: герой опа­са­ет­ся, как ему с дру­зья­ми удаст­ся до­брать­ся домой в не­по­го­ду. Так, с пер­во­го аб­за­ца мы можем опре­де­лить тему тек­ста.

В конце по­вест­во­ва­ния герой под­во­дит итог своим раз­мыш­ле­ни­ям о роли ма­те­ри в его жизни. Этот вывод автор объ­еди­ня­ет в от­дель­ный абзац (пред­ло­же­ния 43-47). Об­ра­тим вни­ма­ние и на пунк­ту­а­цию в по­след­нем аб­за­це: она пре­дель­но про­ста. В конце каж­до­го пред­ло­же­ния стоит точка как по­ка­за­тель за­кон­чен­но­сти мысли, ее не­оспо­ри­мо­сти. Кроме того, об­ра­ща­ет на себя вни­ма­ние то, что из пяти пред­ло­же­ний по­след­не­го аб­за­ца че­ты­ре яв­ля­ют­ся про­сты­ми не­ослож­нен­ны­ми, по­это­му они не пе­ре­гру­же­ны зна­ка­ми, от­вле­ка­ю­щи­ми вни­ма­ние чи­та­те­ля от ос­нов­ной мысли ав­то­ра, вы­ска­зан­ной ла­ко­нич­но и точно.

Таким об­ра­зом, прав был рус­ский пи­са­тель И.Э. Ба­бель: «Все аб­за­цы и вся пунк­ту­а­ция долж­ны быть сде­ла­ны пра­виль­но с точки зре­ния наи­боль­ше­го воз­дей­ствия тек­ста на чи­та­те­ля».

 

15.3 Что такое материнская любовь?

Без материнской любви не было бы жизни! Разве можно жить без её заботы о нас? Безграничная любовь матери - это опора настоящего и будущего. В трудную минуту она поддержит, обогреет, поможет словом, в минуты радости искренне разделит наши чувства. Думаю, мы не могли бы жить, если бы о нас не заботилась мать, так как её ласку и заботу никто и ничто не заменит. Только мать сможет приголубить своего ребенка так, что его невзгоды уйдут на второй план, сразу найдётся решение всех проблем. В народе говорят: если хочешь прикоснуться к ангелу, обними маму. Она наш ангел-хранитель. За аргументами обратимся к тексту Е. А. Пермяка и жизненному опыту.

Во-первых, в предложениях 43-45 рассказчик, оглядываясь в прошлое, говорит о материнской заботе. Во время пурги именно её забота, её безграничная любовь спасла ему жизнь (10-11). И вот спустя годы он понимает, что «любящая и заботливая мать» способна на многое (43). Герой благодарен ей за то, что она воспитала его и брата хорошими людьми (45-47). Он понимает, что мать желает ему только добра.

Во-вторых, я хотела бы рассказать о своей маме – самом любимом и удивительном человеке. Однажды, когда мне было семь лет, я сломала правую руку и меня после операции положили в больницу. Все это время со мной была мама. Она меня кормила, заботилась обо мне, помогала одеваться, учила читать, развлекала меня. Я поправлялась быстрее, чем ожидали врачи, благодаря любви и заботе мамы.

Таким образом, я доказала, что материнская любовь сильнее всего на свете, потому что, как сказал Илья Шевелев, «есть особый талант – талант материнства», который проявляется в безграничной любви матери к своим детям.

15.2 Очень часто бы­ва­ет так, что мы не можем во­вре­мя оце­нить, насколь­ко любит нас самый близ­кий, до­ро­гой нам че­ло­век — мама. Это не все­гда по­ка­за­тель нашей чёрст­во­сти, рав­но­ду­шия, нет. Порой мы на­столь­ко при­вы­ка­ем, что мама есть, и нам ка­жет­ся, что она будет все­гда, а зна­чит ещё успе­ет­ся ска­зать ей доб­рые слова, по­ка­зать ей свою лю­бовь. Осо­зна­ние соб­ствен­ных оши­бок при­хо­дит го­раз­до позже. От­рад­но, что герой тек­ста Ев­ге­ния Пер­мя­ка понял, как силь­но пе­ре­жи­ва­ла мама из-за него, и оце­нил это, о чём сви­де­тель­ству­ют фи­наль­ные стро­ки тек­ста: «Я ни­ко­гда ещё не был так лас­ков с нею. Я ни­ко­гда ещё так не любил свою мать».

Рас­сказ­чик с дру­ги­ми ре­бя­та­ми за­блу­дил­ся в ме­тель. Когда им под утро уда­лось вы­брать­ся из снеж­но­го плена и он от­крыл дверь дома, маль­чик бро­сил­ся к маме и рас­пла­кал­ся. Мама сде­ла­ла вид, что ни­че­го не про­изо­шло. По­че­му же она так от­ре­а­ги­ро­ва­ла? Рас­сказ­чик оце­нил это уже бу­дучи взрос­лым: мама хо­те­ла, чтобы сын рос го­то­вым к пре­одо­ле­нию жиз­нен­ных труд­но­стей, чтобы потом без неё смог не рас­кис­нуть под вли­я­ни­ем об­сто­я­тельств.

На самом деле мама всю ночь места себе не на­хо­ди­ла. Она ушла в ночь, в ме­тель, чтобы спа­сти сво­е­го ребёнка, даже ценой здо­ро­вья, а воз­мож­но, и жизни (пред­ло­же­ния номер 29—31).

Мама го­то­ва на любую жерт­ву ради бла­го­по­лу­чия своих детей, ма­ми­на лю­бовь «силь­нее смер­ти и стра­ха смер­ти». Ма­те­рин­ская лю­бовь — это без­дон­ная чаша ан­гель­ско­го тер­пе­ния; жи­тей­ской муд­ро­сти; ду­шев­ной доб­ро­ты; не­ис­ся­ка­е­мо­го сер­деч­но­го тепла; не­уто­ми­мой, бес­ко­рыст­ной за­бо­ты и бес­ко­неч­ной пре­дан­но­сти.

 

15.3 Слово «мама» очень важно для каж­до­го из нас. Оно и по­нят­но, ведь имен­но мама даёт нам жизнь, потом с тре­пе­том по­мо­га­ет де­лать пер­вые шаги, с вол­не­ни­ем от­прав­ля­ет в школу, со сле­за­ми — в ин­сти­тут. Не­за­ви­си­мо от воз­рас­та для нашей мамы мы все­гда будем детьми, она все­гда будет за­бо­тить­ся о нас, пе­ре­жи­вать из-за наших не­удач и безум­но ра­до­вать­ся даже самым ма­лень­ким по­бе­дам, по­то­му что ма­те­рин­ская лю­бовь не знает гра­ниц.

Герой рас­ска­за Ев­ге­ния Пер­мя­ка с дру­ги­ми ре­бя­та­ми за­блу­дил­ся в ме­тель. Когда им под утро уда­лось вы­брать­ся из снеж­но­го плена и он от­крыл дверь дома, маль­чик бро­сил­ся к маме и рас­пла­кал­ся. Мама сде­ла­ла вид, что ни­че­го не про­изо­шло. По­че­му же она так от­ре­а­ги­ро­ва­ла? Рас­сказ­чик оце­нил это уже бу­дучи взрос­лым: мама хо­те­ла, чтобы сын рос го­то­вым к пре­одо­ле­нию жиз­нен­ных труд­но­стей, чтобы потом без неё смог не рас­кис­нуть под вли­я­ни­ем об­сто­я­тельств. На самом деле мама всю ночь места себе не на­хо­ди­ла. Она ушла в ночь, в ме­тель, чтобы спа­сти сво­е­го ребёнка, даже ценой здо­ро­вья, а воз­мож­но, и жизни.

С при­ме­ра­ми ма­те­рин­ской любви мы встре­ча­ем­ся в по­все­днев­ной жизни, бо­га­та ими и рус­ская ли­те­ра­ту­ра. В про­из­ве­де­нии А. Н. Тол­сто­го «Рус­ский ха­рак­тер» глав­ный герой Дре­мов, на­граж­ден­ный от­пус­ком, по­ехал домой, пред­ста­вив­шись дру­гим че­ло­ве­ком. Но не про­жив там и дня, вер­нул­ся об­рат­но в часть. Дре­мо­ву ка­за­лось, что он стал чужой ро­ди­те­лям. Но серд­це ма­те­ри под­ска­за­ло ей, что при­ез­жал сын. Маме не важно, кра­сив или нет их сын, глав­ное, чтобы он остал­ся жив.

Связь че­ло­ве­ка с мамой про­хо­дит креп­кой, не­ви­ди­мой нитью через всю его жизнь. На­чи­ная от тихой песни у ко­лы­бе­ли, мама ста­но­вит­ся самым пре­дан­ным дру­гом и муд­рым на­став­ни­ком. Мамы мудро ведут по жизни, и все­гда ста­ра­ют­ся найти оправ­да­ние нашим оплош­но­стям, по­то­му что дня них мы все­гда оста­ем­ся детьми — са­мы­ми лю­би­мы­ми и са­мы­ми луч­ши­ми.

 

«Все мамы разные: молодые…»

2. 3

3. 2?

4. Прижали

5. Натружены

6. Тайком, незаметно

7. Совет мамы

8. Они остаются мамами

9. 15

10. 1

11. 2

12. 2

13. 14

14. 9

 

15.1 Из­вест­ный фи­ло­лог Г.Я. Со­лга­ник, раз­мыш­ляя над за­ко­на­ми по­стро­е­ние тек­ста, писал: «Как пред­ло­же­ние стро­ит­ся по опре­делённым син­так­си­че­ским мо­де­лям, точно так же и пред­ло­же­ния в тек­сте со­еди­ня­ют­ся по опре­делённым пра­ви­лам». Про­сле­дим это на при­ме­рах тек­ста И. Се­ли­вер­ство­вой.

Пер­вый абзац тек­ста сразу вво­дит нас в суть про­бле­мы, ко­то­рую в тек­сте рас­кры­ва­ет автор. В него вхо­дят про­стые пред­ло­же­ния – со­зда­ет­ся впе­чат­ле­ние ла­ко­нич­но­сти, с одной сто­ро­ны, и не­оспо­ри­мо­сти, с дру­гой, раз­мыш­ле­ний о маме.

Пред­ло­же­ния № 12 – 13 при­ве­ден­но­го тек­ста свя­зы­ва­ют­ся друг с дру­гом по­сред­ством лек­си­че­ско­го по­вто­ра слова «руки», ак­цен­ти­руя вни­ма­ние чи­та­те­ля на глав­ном из того, что хотел до­не­сти до нас автор: об­ра­ти­те вни­ма­ние на на­тру­жен­ные ма­ми­ны руки, по­жа­лей­те их, увидь­те. В пред­ло­же­ни­ях 14 – 15 слово «руки» уже за­ме­ня­ет­ся ме­сто­име­ни­ем «они», ко­то­рое также слу­жит сред­ством связи пред­ло­же­ний между собой. Таким об­ра­зом, об­ра­зу­ет­ся целый абзац вза­и­мо­свя­зан­ных, объ­еди­нен­ных общей темой пред­ло­же­ний.

Мы уви­де­ли, что пре­сле­дуя опре­де­лен­ные цели, автор по­вест­во­ва­ния сле­ду­ет опре­де­лен­ным за­ко­нам со­зда­ния тек­ста. Таким об­ра­зом, нам уда­лось до­ка­зать вы­ска­зы­ва­ние Со­лга­ник.

 

15.2 Мамы мудро ведут по жизни, за­бо­тят­ся, обе­ре­га­ют. Любая мама хочет, чтобы её ребёнок был счаст­ли­вым, здо­ро­вым, успеш­ным, чтобы в жизни ему со­пут­ство­ва­ла удача, чтобы её сын или дочка вы­рос­ли хо­ро­ши­ми лю­дь­ми, чтобы они стали доб­ры­ми, от­зыв­чи­вы­ми, по­ря­доч­ны­ми. Об этом го­во­рит­ся в фи­на­ле тек­ста Инны Селивёрсто­вой: «Мама от­даст всё за то, чтобы ты стал на­сто­я­щим че­ло­ве­ком».

В при­ведённом тек­сте автор раз­мыш­ля­ет о ма­те­рин­ской любви. Так, в пред­ло­же­нии 28 го­во­рит­ся о том, что мамы огор­ча­ют­ся от не­удач сво­е­го чада, и ра­ду­ют­ся хо­ро­шим пе­ре­ме­нам в нём. И всё это на­прав­ле­но толь­ко на благо ребёнка: во­вре­мя под­ска­зать, ис­пра­вить, по­мочь.

Вос­пи­та­ние хо­ро­ше­го че­ло­ве­ка на­чи­на­ет­ся, в том числе, и с вос­пи­та­ния чув­ства бла­го­дар­но­сти к своей ма­те­ри. Если ребёнок не умеет це­нить то, что ему даёт самый близ­кий и род­ной че­ло­век, то вряд он смо­жет по жизни объ­ек­тив­но оце­ни­вать окру­жа­ю­щих. Раз­мыш­ле­ния об этом на­хо­дим в пред­ло­же­ни­ях 19 — 22.

Мама — наш пер­вый и самый глав­ный учи­тель. Она учит че­ло­вечес­кой доб­ро­те, уме­нию дру­жить и лю­бить, по­мо­гать и со­стра­дать. Быть от­кры­тым, чест­ным и че­ло­веч­ным. Бе­речь и охра­нять при­ро­ду и жи­вот­ных, по­пав­ших в беду. Эти уроки нужно бе­реж­но нести через всю жизнь.

 

15.3 Ма­те­рин­ская лю­бовь — это огром­ная сила, со­зи­да­ю­щая, тво­ря­щая, вдох­нов­ля­ю­щая. Она спо­соб­на тво­рить чу­де­са, воз­рож­дать к жизни, спа­сать от опас­ных бо­лез­ней. Она может на­ка­зать, но чаще всего при­вык­ла ми­ло­вать. Кто лучше ма­те­ри по­жа­ле­ет, при­лас­ка­ет и успо­ко­ит? Толь­ко неж­ные, род­ные руки своим при­кос­но­ве­ни­ем сни­мут боль и уста­лость. Толь­ко теп­лые ма­те­рин­ские губы об­лег­чат фи­зи­че­ские и мо­раль­ные стра­да­ния.

Вос­пи­та­ние хо­ро­ше­го че­ло­ве­ка на­чи­на­ет­ся, в том числе, и с вос­пи­та­ния чув­ства бла­го­дар­но­сти к своей ма­те­ри. Если ребёнок не умеет це­нить то, что ему даёт самый близ­кий и род­ной че­ло­век, то вряд он смо­жет по жизни объ­ек­тив­но оце­ни­вать окру­жа­ю­щих. Раз­мыш­ле­ния об этом на­хо­дим в тек­сте Инны Селивёрсто­вой.

Малыш по­бе­жал за ле­тя­щей пест­рой ба­боч­кой, спо­ткнул­ся, упал на­вз­ничь, со­драл ла­до­шки, за­ре­вел от ис­пу­га и боли. Мама под­хва­ти­ла на руки, при­жа­ла к груди, по­ду­ла на кро­во­то­ча­щие ранки, при­кос­ну­лась лег­ким по­це­лу­ем к за­пла­кан­ным глаз­кам. Ре­бе­нок затих, из­ред­ка всхли­пы­вая, обвил ру­чон­ка­ми ма­ми­ну шею, скло­нил на род­ное плечо го­лов­ку и счаст­ли­во улыб­нул­ся. По­верь­те, что со­дран­ные ла­до­шки сына пекут в ма­те­рин­ском серд­це болью, пре­вос­хо­дя­щей в разы любую, ее соб­ствен­ную, боль. Она за­бра­ла его боль, отдав вза­мен спо­кой­ствие и за­бо­ту.

Мама, слов­но птица, за­бот­ли­во при­кры­ва­ет на­деж­ным кры­лом свое дитя от не­взгод и опас­но­сти. Не спит но­ча­ми у кро­ват­ки боль­но­го ма­лы­ша. Креп­ко дер­жит за руку, когда ему страш­но или оди­но­ко. Не­за­ви­си­мо от воз­рас­та для нашей мамы мы все­гда будем детьми, она все­гда будет за­бо­тить­ся о нас, пе­ре­жи­вать из-за наших не­удач и безум­но ра­до­вать­ся даже самым ма­лень­ким по­бе­дам.

 

«Городской человек не ведает…»

2. 4

3. 1

4. Приоткрыть

5. Похоронена

6. Знает

7. Горем народа

8. Я стал звать

9. 17

10. 5,6

11. 3

12. 3

13. 13

14. 8

 

15.1 Аб­зац­ное чле­не­ние тек­ста – это одно из важ­ных усло­вий его оформ­ле­ния. Абзац поз­во­ля­ет пра­виль­но по­нять ин­фор­ма­цию, ос­нов­ную мысль и ав­тор­ский за­мы­сел. Чтобы до­ка­зать это, об­ра­тим­ся к тек­сту Юрия Яко­вле­ва.

Ввод­ная часть в тек­сте пред­став­ле­на пред­ло­же­ни­я­ми №1-5, при­чем пер­вый абзац со­сто­ит из од­но­го пред­ло­же­ния, а 2 - 5 пред­ло­же­ния объ­еди­не­ны в от­дель­ный абзац. В этих пред­ло­же­ни­ях об­ри­со­вы­ва­ет­ся основная про­бле­ма, под­ни­ма­е­мая рас­сказ­чи­ком: род­ная земля – сим­вол Ро­ди­ны, за нее можно жизнь от­дать, но она же и лечит, и спа­са­ет. Бла­го­да­ря пер­вым аб­за­цам мы имеем воз­мож­ность по­зна­ко­мить­ся с дей­ству­ю­щим лицом про­из­ве­де­ния и опре­де­лить тему тек­ста уже с са­мо­го на­ча­ла по­вест­во­ва­ния.

В по­след­нем аб­за­це (пред­ло­же­ния 44 – 50) автор при­хо­дит к сле­ду­ю­ще­му очень важ­но­му вы­во­ду: Ро­ди­на – это род­ная земля и мать – это Ро­ди­на, по­то­му что серд­це ма­те­ри и есть серд­це род­ной земли.

Таким об­ра­зом, прав со­вре­мен­ный рос­сий­ский линг­вист Л.В. Щерба, ко­то­рый утвер­ждал: «Абзац, или крас­ная стро­ка, ко­то­рую тоже надо счи­тать сво­е­го рода зна­ком пре­пи­на­ния, углуб­ля­ет пред­ше­ству­ю­щую точку и от­кры­ва­ет со­вер­шен­но иной ход мыс­лей».

 

15.2 Связь че­ло­ве­ка с мамой про­хо­дит креп­кой, не­ви­ди­мой нитью через всю жизнь. На­чи­ная от тихой песни у ко­лы­бе­ли, мама ста­но­вит­ся самым пре­дан­ным дру­гом и муд­рым на­став­ни­ком. Тя­же­ло ра­не­нно­го бойца воз­вра­ща­ет к жизни далёкое вос­по­ми­на­ние о маме, он чув­ству­ет её при­кос­но­ве­ние, и боль при­туп­ля­ет­ся, жажда от­сту­па­ет, ведь он почти явно ощу­ща­ет, что мама рядом и в труд­ную ми­ну­ту при­ш­ла ему на по­мощь. Об этом при­ведённые стро­ки тек­ста Юрия Яко­вле­ва.

Зна­че­ние слово «мама» мно­го­ли­ко. В об­ра­зе ма­те­ри пред­стаёт для героя род­ная земля: она также обе­ре­га­ет, со­гре­ва­ет, стра­да­ет (пред­ло­же­ния под но­ме­ра­ми 4 и 5). У род­ной земли ищет спа­се­ния наш герой в су­ро­вом бою, прося за­щи­ты. С ней он чув­ству­ет себя защищённым.

По­сто­рон­няя жен­щи­на, встре­тив­ша­я­ся ра­не­но­му рас­сказ­чи­ку, на­по­и­ла водой, как сде­ла­ла бы это его род­ная мать. Быть ма­те­рью — это ве­ли­кое пред­на­зна­че­ние жен­щи­ны: по­мо­гать, за­бо­тить­ся, обе­ре­гать. Не­бы­ва­лой силой на­пол­не­ны стро­ки: «Ви­ди­мо, у всех ма­те­рей есть ве­ли­кое сход­ство, и если одна мать не может прий­ти к ра­не­но­му сыну, то у его из­го­ло­вья ста­но­вит­ся дру­гая».

Ма­те­рин­ская лю­бовь — это огром­ная сила, со­зи­да­ю­щая, тво­ря­щая, вдох­нов­ля­ю­щая. Она спо­соб­на тво­рить чу­де­са, воз­рож­дать к жизни, спа­сать от опас­ных бо­лез­ней. При­мер из тек­ста Ю. Яко­вле­ва — тому под­твер­жде­ние.

 

15.3 Ма­те­рин­ская лю­бовь — это самая силь­ная, по­сто­ян­ная и бес­ко­рыст­ная лю­бовь на земле. Она все­про­ща­ю­ща, не ждёт бла­го­дар­но­сти и ни­че­го не тре­бу­ет вза­мен.

Юрий Яко­влев рас­ска­зы­ва­ет, как тя­же­ло ра­не­нно­го бойца воз­вра­ща­ет к жизни далёкое вос­по­ми­на­ние о маме. Он чув­ству­ет её при­кос­но­ве­ние, и боль при­туп­ля­ет­ся, жажда от­сту­па­ет, ведь он почти явно ощу­ща­ет, что мама рядом и в труд­ную ми­ну­ту при­ш­ла на по­мощь. По­сто­рон­няя жен­щи­на, встре­тив­ша­я­ся ра­не­но­му рас­сказ­чи­ку, на­по­и­ла водой, как сде­ла­ла бы это его род­ная мать. Быть ма­те­рью — это ве­ли­кое пред­на­зна­че­ние жен­щи­ны: по­мо­гать, за­бо­тить­ся, обе­ре­гать. Не­бы­ва­лой силой на­пол­не­ны стро­ки: «Ви­ди­мо, у всех ма­те­рей есть ве­ли­кое сход­ство, и если одна мать не может прий­ти к ра­не­но­му сыну, то у его из­го­ло­вья ста­но­вит­ся дру­гая».

 

 

Настоящее искусство

«Динка огляделась…»

2. 1

3. 2

4. Притихший

5. Насторожённо

6. Пугало

7. Шарф из кружева

8. Сыграйте

9. 19

10. 1,2

11. 2

12. 3

13. 8

14. 5

 

15.1 Ос­нов­ное на­зна­че­ние пунк­ту­а­ции — пе­ре­да­вать ло­ги­ку пред­ло­же­ния, связь между его ча­стя­ми. Со­вре­мен­ный линг­вист Н. С. Вал­ги­на счи­та­ет, что пунк­ту­а­ци­он­ные знаки «по­мо­га­ют пи­шу­ще­му сде­лать очень тон­кие смыс­ло­вые вы­де­ле­ния, за­ост­рить вни­ма­ние на важ­ных де­та­лях, по­ка­зать их зна­чи­мость». Дей­стви­тель­но, знаки пре­пи­на­ния функ­ци­о­наль­но зна­чи­мы, они имеют за­креплённые за ними обобщённые зна­че­ния, вно­сят до­пол­ни­тель­ную ин­фор­ма­цию, ко­то­рую нель­зя вы­ра­жать сло­ва­ми.

Для под­твер­жде­ния этого утвер­жде­ния об­ра­тим­ся к тек­сту В. А. Осе­е­вой-Хме­ле­вой. В тек­сте много слож­ных и про­стых ослож­нен­ных пред­ло­же­ний, в ко­то­рых часто ис­поль­зу­ют­ся за­пя­тые, они, как и дру­гие знаки пре­пи­на­ния, по­мо­га­ют по­нять струк­ту­ру пред­ло­же­ния, а зна­чит, смысл на­пи­сан­но­го. За­пя­тые могут от­де­лять части слож­но­го пред­ло­же­ния или од­но­род­ные члены друг от друга, а могут вы­де­лять обособ­лен­ные члены или слова, грам­ма­ти­че­ски не свя­зан­ные с пред­ло­же­ни­ем. Так, на­при­мер, в пред­ло­же­нии 19 (Порт­рет Катри, её живые, го­ря­щие глаза, при­тих­ший двой­ник порт­ре­та, Иось­ка, и сам не­счаст­ный, уеди­нив­ший­ся здесь после смер­ти жены скри­пач — всё это вну­ша­ло ей ужас) за­пя­тые от­де­ля­ют од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния: живые, го­ря­щие; не­счаст­ный, уеди­нив­ший­ся; а также вы­де­ля­ют уточ­ня­ю­щий член пред­ло­же­ния «Иось­ка». С по­мо­щью тире вы­де­ле­но обоб­ща­ю­щее слово «все». В пред­ло­же­ни­ях 3, 4, 5 с по­мо­щью за­пя­тых обособ­ля­ют­ся об­сто­я­тель­ства, вы­ра­жен­ные де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми или оди­ноч­ны­ми де­е­при­ча­сти­я­ми («сбе­гая вниз», «скло­нив­шись», «раз­ма­хи­вая ру­ка­ми»), тем самым выде-ляют в со­ста­ве вы­ска­зы­ва­ния спе­ци­фи­че­ские кон­струк­ции, пе­ре­да­ют на пись­ме от­тен­ки смыс­ла.

Таким об­ра­зом, нам уда­лось под­твер­дить на при­ме­рах ис­поль­зо­ва­ния за­пя­тых, что пунк­ту­а­ци­он­ные знаки очень важны, без них смысл пред­ло­же­ния был бы не ясен.

 

15.2 Ге­ро­и­ня тек­ста В. А. Осе­е­вой-Хмелёвой ока­за­лась у из­буш­ки Якова и не­мно­го ис­пу­га­лась, ведь доб­ро­же­ла­тель­но­го приёма она, не­про­шен­ная го­стья, не могла ожи­дать. Яков не­ма­ло ис­пы­тал в жизни, по­это­му был угрюм и суров. Когда он за­иг­рал на скрип­ке, Динка успо­ко­и­лась, по­то­му что му­зы­ка со­тво­ри­ла с ним чу­де­са: он за­улы­бал­ся. Да и на неё саму му­зы­ка ока­за­ла ча­ру­ю­щее дей­ствие. Об этом го­во­рит­ся в фи­на­ле тек­ста.

В пред­ло­же­ни­ях под но­ме­ра­ми 18—20 го­во­рит­ся о со­сто­я­нии Динки, когда она очу­ти­лась в из­буш­ке скри­па­ча. Поражённая порт­ре­том Катри и пе­чаль­ным видом не­счаст­но­го скри­па­ча, оро­бев­шая, она не знала, что ей де­лать даль­ше.

Яков всю свою беду, всю свою душу мог до­ве­рить скрип­ке, по­то­му что му­зы­ка спо­соб­на пе­ре­да­вать со­сто­я­ние че­ло­ве­ка, его горе и ра­дость. Он отдаётся му­зы­ке без остат­ка. Вот по­че­му на су­ро­вом лице Якова улыб­ка по­яв­ля­ет­ся толь­ко тогда, когда за­зву­ча­ла скрип­ка (пред­ло­же­ние 25).

Таким об­ра­зом, нам уда­лось под­твер­дить, что му­зы­ка об­ла­да­ет ве­ли­кой силой. Ис­кус­ство пре­крас­но, по­то­му что несет кра­со­ту и добро в мир, а зна­чит вечно.

 

15.3 Ис­кус­ство — это все самое пре­крас­ное, что со­зда­но ру­ка­ми и разу-мом че­ло­ве­ка. Ве­ли­ко­ле­пие при­род­но­го мира своей не­ру­ко­твор­ной кра­со­той спо­дви­га­ет че­ло­ве­ка с по­мо­щью та­лан­та за­пе­чат­леть не­по­вто­ри­мость мо­мен­тов жизни. Дух за­хва­ты­ва­ет, когда ста­ра­ешь­ся ра­з­умом охва­тить всё, со­тво­рен­ное ге­ни­я­ми, со­хра­нен­ное и про­дол­жен­ное их по­том­ка­ми и по­сле­до­ва­те­ля­ми. Сей­час не­воз­мож­но пред­ста­вить себе, что нашу жизнь не со­про­вож­да­ло бы ис­кус­ство, твор­че­ство.

Яков, герой тек­ста В. А. Осе­е­вой-Хмелёвой, всю свою беду, всю свою душу мог до­ве­рить скрип­ке, по­то­му что му­зы­ка спо­соб­на пе­ре­да-вать со­сто­я­ние че­ло­ве­ка, его горе и ра­дость. Он отдаётся му­зы­ке без остат­ка. Вот по­че­му на су­ро­вом лице Якова улыб­ка по­яв­ля­ет­ся толь­ко тогда, когда за­зву­ча­ла скрип­ка.

Когда я слу­шаю по­ло­нез Огин­ско­го «Про­ща­ние с Ро­ди­ной», у меня в душе что-то на­чи­на­ет ще­мить от не­из­быв­ной тоски. Я пред­став­ляю со­сто­я­ние ком­по­зи­то­ра, когда он писал это про­из­ве­де­ние, если на меня спу­стя столь­ко лет оно так дей­ству­ет. Какое стра­да­ние! Ка­ко­ва же долж­на быть сила му­зы­ки, если через сто­ле­тие она может про­не­сти пе­ре­жи­ва­ние че­ло­ве­ка!

Без ис­кус­ства наша жизнь была бы туск­лой, груст­ной и обы­ден­ной. По­это­му, низ­кий по­клон та­лант­ли­вым ма­сте­рам про­шло­го, на­сто­я­ще­го и бу­ду­ще­го, ко­то­рые своим твор­че­ством на­пол­ня­ют нашу жизнь ощу­ще­ни­ем со­при­част­но­сти к ве­ли­ко­му.

 

 

Date: 2015-08-24; view: 1138; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию