Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутренний мир. 2 page





 

15.3 Что такое внутренний мир человека?

Внутренний мир человека – это мир, который состоит из эмоций, чувств, переживаний, мировоззрения и определяет сущность человека, его внутренние черты, качества. Приведу примеры, подтверждающие это.

В тексте Виктора Драгунского мальчику, решившему стать боксёром, предложили старого потрёпанного мишку в качестве тренировочной груши. Добрый и верный взгляд игрушки напомнил рассказчику все лучшие моменты его детства, поэтому он не смог поднять руку на своего друга.

Наш внутренний мир – это хрупкий мир. Любые впечатления от увиденного или услышанного могут оставить след в душе. Я с ужасом смотрю на сегодняшние боевые действия, происходящие в Украине. Меня поражает то, как относится власть к мирным жителям. Уже многие невинные погибли. Я могу только сопереживать и сочувствовать людям, попавшим в страшную беду.

Таким образом, внутренний мир человека – это то, чем каждый из нас отличается от других. Он зависит от жизненного опыта и влияния окружающего мира.

 

 

Выбор.

«Мама, когда я ещё не учился в школе…»

2. 1

3. 2

4. Испортил

5. Необыкновенно

6. Инструментами принадлежностями

7. Хор студентов

8. Хотелось учиться

9. 22,23

10. 5

11. 2

12. 2

13. 7

14. 20

 

15. 1 От того, как че­ло­век го­во­рит, за­ви­сит его вос­при­я­тие окру­жа­ю­щи­ми: какое впе­чат­ле­ние он про­из­ве­дет, как будут вос­при­ни­мать­ся его слова, до­бьет­ся ли он пре­сле­ду­е­мых целей. Имен­но об этом и го­во­рил из­вест­ный фи­ло­лог А.А. Аве­рин­цев: «За­да­ча ав­то­ра рас­суж­де­ния — как можно убе­ди­тель­нее обос­но­вать свою точку зре­ния. Для этого не­об­хо­ди­мо при­во­дить как можно боль­ше до­ка­за­тельств, рас­по­ла­гая их в опре­делённой по­сле­до­ва­тель­но­сти».

Об­ра­тим­ся к тек­сту Ев­ге­ния Гриш­ков­ца и по­про­бу­ем на при­ме­рах до­ка­зать, что по­сле­до­ва­тель­ность из­ло­же­ния иг­ра­ет боль­шую роль в успеш­но­сти рас­суж­де­ния. При­ве­ден­ный от­ры­вок из про­из­ве­де­ния Е. Гриш­ков­ца на­пи­сан от пер­во­го лица и может рас­це­ни­вать­ся как мо­но­ло­ги­че­ский текст. Герой рас­ска­зы­ва­ет нам о своих раз­мыш­ле­ни­ях по по­во­ду пред­сто­я­ще­го вы­бо­ра про­фес­сии. Ос­нов­ной мыс­лью, ко­то­рую он хочет до­не­сти до чи­та­те­ля, яв­ля­ет­ся мысль о том, что маль­чи­ку очень хо­те­лось, чтобы этот выбор поз­во­лил ему жить «на­сто­я­щей» жиз­нью. Эта мысль, со­сре­до­то­чен­ная в пред­ло­же­ни­ях 32 – 34, яв­ля­ет­ся сво­е­го рода вы­во­дом из мо­но­ло­га о дет­стве ав­то­ра, ко­то­рый пред­став­лен пред­ло­же­ни­я­ми 1 – 31. На про­тя­же­нии всего тек­ста автор по­сле­до­ва­тель­но до­ка­зы­ва­ет свою точку зре­ния. Так, в пред­ло­же­ни­ях 5 – 12 герой обос­но­вы­ва­ет, по­че­му не может за­ни­мать­ся точ­ны­ми на­у­ка­ми. В пред­ло­же­ни­ях 16 – 20 вскры­ва­ют­ся при­чи­ны, по ко­то­рым ему вряд ли удаст­ся за­нять­ся ме­ди­ци­ной. Далее идут раз­мыш­ле­ния об ин­сти­ту­те куль­ту­ры, но «от­сут­ствие на­деж­ды на ра­дость за­ста­ви­ло меня твёрдо от­ка­зать­ся от мысли по­сту­пить в ин­сти­тут куль­ту­ры» (пред­ло­же­ние 27).

Так, по­сле­до­ва­тель­но и убе­ди­тель­но автор до­ка­зы­ва­ет свою точку зре­ния, при­во­дя при­ме­ры, до­ка­за­тель­ства. Имен­но по­это­му можно со­гла­сить­ся с вы­ска­зы­ва­ни­ем А.А. Аве­рин­це­ва о том, что для до­ка­за­тель­ства своей точки зре­ния ав­то­ру «не­об­хо­ди­мо при­во­дить как можно боль­ше до­ка­за­тельств, рас­по­ла­гая их в опре­делённой по­сле­до­ва­тель­но­сти».

 

15.2 Жить пол­но­кров­ной жиз­нью удаётся не вся­ко­му. Не­ко­то­рые люди, с дет­ства при­вы­кая плыть по те­че­нию, так и не на­хо­дят сво­е­го пути, сво­е­го един­ствен­но­го пред­на­зна­че­ния, а без пра­виль­но­го вы­бо­ра не­воз­мож­на «ин­те­рес­ная, на­сто­я­щая жизнь». Об этом и го­во­рит­ся в фи­на­ле тек­ста Ев­ге­ния Гриш­ков­ца.

Рас­сказ­чик, раз­мыш­ляя о вы­бо­ре сво­е­го жиз­нен­но­го пути, при­во­дит соб­ствен­ный опыт: сна­ча­ла он пы­тал­ся сде­лать выбор под вли­я­ни­ем ро­ди­те­лей, чер­те­жи ко­то­рых ма­ни­ли какой-то за­га­доч­но­стью (пред­ло­же­ния номер 1 и 2). Потом ему хо­те­лось по­бли­же быть к дяде и брату, ко­то­рых он любил (пред­ло­же­ния номер 16-18). Мо­ло­дой че­ло­век по­пы­тал­ся найти свою нишу, на­блю­дая сту­ден­че­скую жизнь ин­сти­ту­та куль­ту­ры, но и тут увле­че­ние ока­за­лось не­дол­гим, по­то­му что не было внут­рен­ней тяги к этим за­ня­ти­ям.

Ино­гда мы де­ла­ем выбор, ста­ра­ясь не силь­но пе­ре­труж­дать себя. Имен­но этого хочет герой. Но вме­сте с тем, он меч­та­ет о жизни, на­пол­нен­ной смыс­лом, а зна­чит есть на­деж­да, что он всё-таки найдёт свой соб­ствен­ный путь.

 

15.3
Жить пол­но­кров­ной жиз­нью удаётся не вся­ко­му. Не­ко­то­рые люди, с дет­ства при­вы­кая плыть по те­че­нию, так и не на­хо­дят сво­е­го пути, сво­е­го един­ствен­но­го пред­на­зна­че­ния, а без пра­виль­но­го вы­бо­ра не­воз­мож­на «ин­те­рес­ная, на­сто­я­щая жизнь».

О том, как сде­лать пра­виль­ный выбор, раз­мыш­ля­ет герой Ев­ге­ния Гриш­ков­ца. Сна­ча­ла он пы­тал­ся сде­лать выбор под вли­я­ни­ем ро­ди­те­лей. Потом ему хо­те­лось по­бли­же быть к дяде и брату, ко­то­рых он любил. Ино­гда мы де­ла­ем выбор, ста­ра­ясь не силь­но пе­ре­труж­дать себя. Имен­но этого хочет герой. Но вме­сте с тем, он меч­та­ет о жизни, на­пол­нен­ной смыс­лом, а зна­чит есть на­деж­да, что он всё-таки найдёт свой соб­ствен­ный путь.

Свой пер­вый серьёзный выбор пред­сто­ит сде­лать и нам после окон­ча­ния де­вя­то­го клас­са. И выбор этот у меня, на­при­мер, воз­ник не се­год­ня, не сию ми­ну­ту. Я давно меч­та­ла свя­зать свою жизнь с ме­ди­ци­ной, чтобы при­но­сить поль­зу людям, чтобы по­мо­гать им, когда, ка­жет­ся, нет спа­се­ния от боли и стра­да­ния. Вот по­че­му я иду в ме­ди­цин­ский кол­ледж. На­де­юсь, что у меня всё по­лу­чит­ся - я смогу осу­ще­ствить свою мечту и быть счаст­ли­вым че­ло­ве­ком, утром идя на ра­бо­ту, а ве­че­ром - домой.

 

15.3 Что такое ВЫБОР?

Выбор - это одно решение человека из нескольких вариантов, обдуманных им самим или предложенных окружающими: родителями, друзьями, знакомыми.

 

Мы ежедневно принимаем решения, важные и не очень. Иногда нам бывает сложно сделать выбор, иногда - легко. Один из важных жизненных выборов – это выбор профессии.

Например, в тексте Е.В.Гришковца главный герой долго не мог выбрать, кем ему быть, куда пойти учиться, какую профессию выбрать. Он перебрал несколько вариантов: университет, где можно было получить профессию инженера, институт культуры, медицинский. Однако всё это по тем или иным причинам рассказчику не подходило. И всё же он понял главное, к чему именно лежит душа: ему «хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни» (28-33)..

Кроме этого, приведу пример и из жизни. Я очень люблю читать, и однажды причла роман Колин Маккалоу "Поющие в терновнике". Ральф, главный герой произведения, выбрал путь служение Господу взамен любви и семейного счастья. Это решение далось ему нелегко: с одной стороны, он мог быть счастливым, обретя семью, любимую, с другой – он не мог представить свою жизнь без служения Бога, ведь он считал,что именно для этого Господь послал его на землю. Сделав выбор, он не раз жалел, но остался верен своему долгу.

Таким образом, мы убедились, что выбор профессии - это важное решение, которое каждый человек принимает сам, никто ему в этом не помощник.

 

 

«В первый год моей жизни…»

2. 2

3. 3

4. Рассказывая

5. Жизненную

6. Отказаться

7. Читал с увлечением

8. Это было

9. 19,21

10. 1,2

11. 2

12. 6

13. 22

14. 1

 

15.1 У каж­дой части речи свои до­сто­ин­ства. Ин­те­рес­на, по мне­нию рос­сий­ско­го линг­ви­ста А. А. Ре­фор­мат­ско­го, роль ме­сто­име­ния в нашей речи. Не­слу­чай­но он утвер­ждал: «Ме­сто­име­ния вы­де­ля­ют­ся в осо­бый класс слов-за­ме­сти­те­лей, ко­то­рые как "за­пас­ные иг­ро­ки" …вы­хо­дят на поле, когда вы­нуж­ден­но "осво­бож­да­ют игру" зна­ме­на­тель­ные слова». По­про­бу­ем до­ка­зать это на при­ме­ре тек­ста Ан­то­на Ива­но­ви­ча Де­ни­ки­на.

С по­мо­щью ме­сто­име­ний в тек­сте кон­кре­ти­зи­ру­ют­ся яв­ле­ния и по­ня­тия. Уже в пер­вом (В пер­вый год моей жизни, в день ка­ко­го-то празд­ни­ка, по ста­ро­му по­ве­рью, ро­ди­те­ли мои устро­и­ли га­да­ние: они раз­ло­жи­ли крест, дет­скую саблю, рюмку и книж­ку.) ав­то­ром ис­поль­зу­ют­ся при­тя­же­тель­ные, не­опре­де­лен­ные, лич­ные ме­сто­име­ния, ко­то­рые по­мо­га­ют из­бе­жать не­оправ­дан­ных по­вто­ре­ний, де­ла­ют нашу речь раз­но­об­раз­нее, вы­ра­зи­тель­нее, гра­мот­нее. Не­опре­де­лен­ное ме­сто­име­ние «ка­ко­го-то» об­ла­да­ет обоб­щен­ным зна­че­ни­ем.

Пред­ло­же­ние 2 свя­зы­ва­ет­ся с преды­ду­щим с по­мо­щью от­но­си­тель­но­го ме­сто­име­ния «к чему», вы­сту­па­ю­ще­го в роли союза. В дан­ном слу­чае ме­сто­име­ние вы­сту­па­ет не толь­ко в ка­че­стве за­ме­сти­те­ля дру­гой части речи, но и в роли грам­ма­ти­че­ско­го сред­ства.

Про­ана­ли­зи­ро­вав текст, мы без труда нашли под­твер­жде­ния сло­вам Ре­фор­мат­ско­го о роли ме­сто­име­ний и их важ­но­сти в нашей речи.

 

15.2 Не­труд­но за­ме­тить в фи­на­ле тек­ста А. И. Де­ни­ки­на не­ко­то­рую иро­нию: «Я из­брал во­ен­ную ка­рье­ру. Было ли это след­стви­ем га­да­ния? Не знаю...» В чём же смысл этой иро­нии? По­про­бу­ем разо­брать­ся по со­дер­жа­нию тек­ста.

Герой Де­ни­ки­на рас­ска­зы­ва­ет, что ду­мать о вы­бо­ре жиз­нен­но­го пути сво­е­го чада ро­ди­те­ли на­ча­ли едва ли не с са­мо­го рож­де­ния, ис­поль­зо­вав в шутку даже ста­рин­ное га­да­ние, якобы пред­на­чер­тав­шее даль­ней­шую во­ен­ную ка­рье­ру рас­сказ­чи­ка. Об этом го­во­рит­ся в пред­ло­же­ни­ях номер 1 – 6. Не­уже­ли всё так про­сто может опре­де­лить выбор жиз­нен­но­го пути? Ко­неч­но, нет. В пред­ло­же­ни­ях номер 11 – 14 рас­кры­ва­ют­ся ис­тин­ные при­чи­ны этого вы­бо­ра. На маль­чи­ка по­вли­я­ли рас­ска­зы отца, за­ня­тия в гим­на­сти­че­ском го­род­ке Стрел­ко­во­го ба­та­льо­на, су­ро­вая ро­ман­ти­ка стрель­бищ. Всё это не толь­ко укре­пи­ло дет­скую мечту, но и по­мог­ло до­бить­ся ре­аль­ных ре­зуль­та­тов в во­ен­ном деле.

А га­да­ние? Га­да­ние, ко­неч­но, здесь со­вер­шен­но ни при чём, вот по­че­му и зву­чат иро­нич­но фи­наль­ные стро­ки тек­ста. Че­ло­век де­ла­ет себя и свою жизнь сво­и­ми соб­ствен­ны­ми ру­ка­ми. По­ни­мая это, можно до­бить­ся же­ла­е­мых ре­зуль­та­тов.

15.3 Выбор – глав­ный этап про­цес­са при­ня­тия ре­ше­ния, со­сто­я­щий в от­бо­ре од­но­го ва­ри­ан­та из не­сколь­ких воз­мож­ных. Шекс­пир был прав, под­чер­ки­вая ис­клю­чи­тель­ную важ­ность таких мо­мен­тов в жизни: «Быть или не быть, вот в чем во­прос...». Че­ло­век часто ока­зы­ва­ет­ся в си­ту­а­ции вы­бо­ра: про­фес­сии, ин­сти­ту­та, лю­би­мо­го че­ло­ве­ка и дру­зей, ми­ро­воз­зре­ния… Ему при­хо­дит­ся от­да­вать пред­по­чте­ние одним цен­но­стям и нор­мам, от­вер­гая дру­гие.

Глав­ный герой тек­ста А. И. Де­ни­ки­на ста­но­вит­ся во­ен­ным вовсе не по­то­му, что когда-то ему вы­па­ло это пред­на­чер­та­ние по ста­рин­но­му по­ве­рью. Для осу­ществ­ле­ния своей дет­ской мечты ему по­на­до­би­лось упор­ство и огром­ное же­ла­ние. На маль­чи­ка по­вли­я­ли рас­ска­зы отца, за­ня­тия в гим­на­сти­че­ском го­род­ке Стрел­ко­во­го ба­та­льо­на, су­ро­вая ро­ман­ти­ка стрель­бищ. Всё это не толь­ко укре­пи­ло дет­скую мечту, но и по­мог­ло до­бить­ся ре­аль­ных ре­зуль­та­тов в во­ен­ном деле.

Свой пер­вый серьёзный выбор пред­сто­ит сде­лать и нам после окон­ча­ния де­вя­то­го клас­са. И выбор этот у меня, на­при­мер, воз­ник не се­год­ня, не сию ми­ну­ту. Я давно меч­та­ла свя­зать свою жизнь с ме­ди­ци­ной, чтобы при­но­сить поль­зу людям, чтобы по­мо­гать им, когда, ка­жет­ся, нет спа­се­ния от боли и стра­да­ния. Вот по­че­му я иду в ме­ди­цин­ский кол­ледж. На­де­юсь, что у меня всё по­лу­чит­ся - я смогу осу­ще­ствить свою мечту и быть счаст­ли­вым че­ло­ве­ком, утром идя на ра­бо­ту, а ве­че­ром - домой.

 

«Ещё в детском саду…»

2. 2

3. 1

4. Привели

5. Куплена

6. Громко

7. Кружок музыки

8. Повели

9. 28

10. 3,4

11. 3

12. 2

13. 3

14. 16

 

15.1 О мно­го­знач­но­сти слов в рус­ском языке не­ма­ло ска­за­но, на­пи­сан не один труд. Рус­ское слово – яв­ле­ние уни­каль­ное, не­по­вто­ри­мое, порой, за-га­доч­ное. Не­слу­чай­но из­вест­ный линг­вист Л.А. Но­ви­ков го­во­рил: «Слово в речи об­ла­да­ет спо­соб­но­стью обоб­щать и в то же время обо­зна­чать ин­ди­ви­ду­аль­но не­по­вто­ри­мое».

Под­твер­жде­ния спра­вед­ли­во­сти при­ве­ден­но­го вы­ска­зы­ва­ния на­хо­дим в тек­сте Ана­то­лия Алек­си­на. В пред­ло­же­нии 17 ис­поль­зу­ет­ся фра­зео­ло­гизм «дер­жать в руках», ко­то­рый об­ла­да­ет не­де­ли­мым смыс­лом. Как и любой фра­зео­ло­гизм, зна­че­ние его пе­ре­нос­ное: в пред­ло­же­нии озна­ча­ет «за­ни­мать­ся в те­че­ние жизни, иг­рать на скрип­ке». В пред­ло­же­нии 20 упо­треб­ле­но вы­ра­же­ние «дер­жал в руках и ру­ба­нок», где слово «дер­жал» обла-дает пря­мым зна­че­ни­ем. Так, одно и то же слово в со­ста­ве раз­ных ре­че­вых ком­по­нен­тов об­ла­да­ет раз­ным зна­че­ни­ем. Дру­гим при­ме­ром может слу­жить ис­поль­зо­ва­ние слова «руки» в тек­сте. С одной сто­ро­ны, руки – это ин­ди­ви­ду­аль­ный орган че­ло­ве­ка, с дру­гой, слово может об­ла­дать и обоб­щен­ным зна­че­ни­ем: руки как «твор­цы» соб­ствен­ной судь­бы. Так, в пред­ло­же­ни­ях 18-19 слово «руки» упо­треб­ле­но в ин­ди­ви­ду­аль­ном зна­че­нии, а в пред­ло­же­нии 20 – в обоб­щен­ном.

При­ве­ден­ные при­ме­ры поз­во­ли­ли нам до­ка­зать право­ту утвер­жде­ния Л.А. Но­ви­ко­ва.

 

15.2 В при­ведённых фи­наль­ных стро­ках тек­ста Ана­то­лия Алек­си­на нель­зя не за­ме­тить па­ра­док­саль­ной си­ту­а­ции: «эта­жер­ки и книж­ные полки в доме были сде­ла­ны ру­ка­ми Олега», но в то же время ба­буш­ка утвер­жда­ет, что он будет му­зы­кан­том.

Явное не­со­от­вет­ствие про­сле­жи­ва­ет­ся в том, что Олег ре­аль­но умеет де­лать и де­ла­ет с удо­воль­стви­ем, и вы­бо­ром ба­буш­ки. Её не­ре­а­ли­зо­ван­ные воз­мож­но­сти те­перь дол­жен был ре­а­ли­зо­вать внук, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­ни­ях под но­ме­ра­ми 7 – 9.

Герой со­гла­ша­ет­ся с вы­бо­ром ба­буш­ки: «Олег тоже любил ба­буш­ку, по­это­му со­гла­сил­ся учить­ся му­зы­ке» (пред­ло­же­ние номер 12). Од­на­ко с боль­шим удо­воль­стви­ем ма­сте­рит что-то сво­и­ми ру­ка­ми.

Часто бы­ва­ет, что мы, под­чи­ня­ясь воле дру­гих людей, пусть даже самых лю­би­мых и ав­то­ри­тет­ных, сво­ра­чи­ва­ем со сво­е­го пути, как это про­ис­хо­дит с ге­ро­ем тек­ста, но нель­зя по­стро­ить свою жизнь по чу­жо­му, пусть даже са­мо­му уни­вер­саль­но­му ре­цеп­ту. Вот по­че­му Олега вле­кут ру­бан­ки, пилки, плос­ко­губ­цы. У него дол­жен быть свой жиз­нен­ный выбор, и луч­шим со­вет­чи­ком здесь может быть толь­ко соб­ствен­ное серд­це.

 

15.3 Жить пол­но­кров­ной жиз­нью удаётся не вся­ко­му. Не­ко­то­рые люди, с дет­ства при­вы­кая плыть по те­че­нию, так и не на­хо­дят сво­е­го пути, сво­е­го един­ствен­но­го пред­на­зна­че­ния, а без пра­виль­но­го вы­бо­ра не­воз­мож­на «ин­те­рес­ная, на­сто­я­щая жизнь».

Часто бы­ва­ет, что мы, под­чи­ня­ясь воле дру­гих людей, пусть даже самых лю­би­мых и ав­то­ри­тет­ных, сво­ра­чи­ва­ем со сво­е­го пути, как это про­ис­хо­дит с ге­ро­ем тек­ста Ана­то­лия Алек­си­на, но нель­зя по­стро­ить свою жизнь по чу­жо­му, пусть даже са­мо­му уни­вер­саль­но­му ре­цеп­ту. Вот по­че­му Олега вле­кут ру­бан­ки, пилки, плос­ко­губ­цы, а не му­зы­ка, ко­то­рая опре­де­ле­на для него в ка­че­стве бу­ду­щей про­фес­сии ба­буш­кой. У каж­до­го дол­жен быть свой жиз­нен­ный выбор, и луч­шим со­вет­чи­ком здесь может быть толь­ко соб­ствен­ное серд­це.

Свой пер­вый серьёзный выбор пред­сто­ит сде­лать и нам после окон­ча­ния де­вя­то­го клас­са. И выбор этот у меня, на­при­мер, воз­ник не се­год­ня, не сию ми­ну­ту. Я давно меч­та­ла свя­зать свою жизнь с ме­ди­ци­ной, чтобы при­но­сить поль­зу людям, чтобы по­мо­гать им, когда, ка­жет­ся, нет спа­се­ния от боли и стра­да­ния. Вот по­че­му я иду в ме­ди­цин­ский кол­ледж. На­де­юсь, что у меня всё по­лу­чит­ся - я смогу осу­ще­ствить свою мечту и быть счаст­ли­вым че­ло­ве­ком, утром идя на ра­бо­ту, а ве­че­ром - домой.

Любой че­ло­век обя­зан про­бо­вать фор­ми­ро­вать себя. В любом че­ло­ве­ке есть по­тен­ци­ал, не­об­хо­ди­мо толь­ко рас­крыть себя. Сде­лать зна­чи­мой и ин­те­рес­ной свою жизнь под силу каж­до­му из нас, нужно толь­ко стре­мить­ся к этому, осо­знав своё ис­тин­ное пред­на­зна­че­ние.

 

 

«На первой перемене Жека…»

2. 3

3. 2

4. Бесследно

5. Отгорожен

6. Неинтересные, пустые

7. Гусиная стая

8. Надо иметь

9. 11

10. 7,8

11. 4

12. 3

13. 32

14. 19

 

15.1 Вы­ска­зы­ва­ние М. Н. Ко­жи­ной ста­но­вит­ся более по­нят­ным, если вспом­нить, что слово «текст», при­шед­шее к нам из ла­тин­ско­го языка, обо­зна­ча­ло в нём «ткань», «связь», «со­еди­не­ние». Таким об­ра­зом, «ре­че­вая ткань» — это и есть текст, то есть сплетённые друг с дру­гом пред­ло­же­ния, как нити в ткани. Читая слова, сплетённые в сло­во­со­че­та­ния, пред­ло­же­ния, по­стро­ен­ные из них, мы вос­со­зда­ем в своем во­об­ра­же­нии тот ху­до­же­ствен­ный мир, ко­то­рый рож­ден пером пи­са­те­ля. И чем точ­нее, ярче нити-пред­ло­же­ния, нити-фразы, тем мы боль­ше по­ни­ма­ем ав­то­ра и то, что он хотел ска­зать.

По­про­бу­ем найти в тек­сте такие нити.

Вот в пред­ло­же­нии 2 «»Мчав­ша­я­ся между пар­та­ми Ли­са­пе­та Вто­рая". Не бе­жав­шая, не иду­щая, а имен­но «мчав­ша­я­ся» — и мы уже по­ни­ма­ем, какой у этой дев­чон­ки ха­рак­тер. Нашу мысль под­твер­жда­ют пред­ло­же­ния 19—20: «она су­е­ти­лась и вра­ща­лась», «ка­за­лось, на­хо­дит­ся в не­сколь­ких ме­стах сразу».

А вот образ Жень­ки: (9)Стис­нув до по­бе­ле­ния губы, зыр­кая ис­под­ло­бья — ряд де­е­при­част­ных обо­ро­тов очень точно пе­ре­даёт со­сто­я­ние героя, сте­пень его обиды и зло­сти. Даль­ней­шие фразы из пред­ло­же­ний 13—14 не остав­ля­ют со­мне­ний в том, что герой ушёл в себя от обиды: «от всех от­го­ро­жен, за­мкнут, защёлкнут на замок», «ди­карь».

Таким об­ра­зом, мы, чи­та­те­ли, про­ни­ка­ем в мир об­ра­зов, со­здан­ных пи­са­те­лем, через вдум­чи­вое и осмыс­лен­ное про­чте­ние тек­ста.

 

15.2 Ино­гда мы со­вер­ша­ем по­ступ­ки, за ко­то­рые потом бы­ва­ет стыд­но. Бы­ва­ет, из­ме­ня­ет наше от­но­ше­ние к про­ис­хо­дя­ще­му слово, не­зна­чи­тель­ное, на пер­вый взгляд, дей­ствие. Об этом ска­за­но в фи­на­ле тек­ста Эду­ар­да Шима.

Даже бес­ша­баш­ная Ли­са­пе­та, ге­ро­и­ня тек­ста, за­ду­мы­ва­ет­ся, когда узнаёт, что со­вер­ша­е­мое Жекой бла­гое дело не при­несёт ре­зуль­та­та: пись­ма, от­прав­ля­е­мые им Лизке Ра­ки­ти­ной, по­те­ря­ют­ся в пути, по­то­му что де­воч­ка по­ме­ня­ла адрес. Куда де­лись сразу на­смеш­ли­вость и яз­ви­тель­ность Ли­са­пе­ты? На­вер­ное, она за­ду­ма­лась не толь­ко о пись­мах, но и о том, что рядом с ней живёт ничем не при­мет­ный Жека, ко­то­рый, ока­зы­ва­ет­ся, очень от­зыв­чи­вый и доб­рый че­ло­век. А она?..

Не под­дер­жи­ва­ет Ли­са­пе­ту и Вера, ко­то­рая знает, что Жека со­би­ра­ет от­крыт­ки ар­ти­стов для плохо ви­дя­щей Лизы про­сто так, чтобы по­мочь ей пред­ста­вить и раз­гля­деть по­бли­же то, что в кино она уви­деть не может. Вера не раз­дра­жа­ет­ся, а спо­кой­но объ­яс­ня­ет по­дру­ге си­ту­а­цию, про­яв­ляя тер­пи­мость к её ха­рак­те­ру. И это тоже про­яв­ле­ние от­зыв­чи­во­сти и доб­ро­ты.

Кто-то из из­вест­ных ска­зал: «Добро в оправ­да­нии не нуж­да­ет­ся». И, на­вер­ное, это пра­виль­но. Добро может быть толь­ко бес­ко­рыст­ным, иначе оно пе­ре­ста­нет быть доб­ром.

 

15.3 Доб­ро­та – это про­яв­ле­ние ис­крен­них, доб­рых чувств по от­но­ше­нию к кому или чему-либо. Доб­ро­та де­ла­ет нас от­зыв­чи­вы­ми и тер­пи­мы­ми, спо­соб­ны­ми да­рить окру­жа­ю­щим за­бо­ту и лю­бовь. Все мы с дет­ства знаем по сказ­кам, что добро все­гда по­беж­да­ет зло, верим в это, по­то­му что тогда легче жить, по­то­му что вера эта все­ля­ет на­деж­ду.

Герой тек­ста Эду­ар­да Шима Жека со­би­ра­ет от­крыт­ки ар­ти­стов для плохо ви­дя­щей Лизы про­сто так, чтобы по­мочь ей пред­ста­вить и раз­гля­деть по­бли­же то, что в кино она уви­деть не может из-за про­блем со зре­ни­ем. Он не ки­чит­ся своим по­ступ­ком, для него это про­яв­ле­ние доб­ро­ты есте­ствен­но и аб­со­лют­но бес­ко­рыст­но.

Когда у наших со­се­дей слу­чил­ся пожар, все наши зна­ко­мые от­клик­ну­лись на беду: при­но­си­ли вещи, ме­бель, день­ги. Эта беда стала нашей общей бедой. Прой­ти мимо озна­ча­ло пе­ре­стать быть че­ло­ве­ком. Че­ло­ве­ку долж­но быть свой­ствен­но со­стра­да­ние и же­ла­ние прий­ти на по­мощь – важ­ные про­яв­ле­ния доб­ро­ты.

Когда мы тво­рим добро, жизнь во­круг ста­но­вит­ся ярче, вот по­че­му пре­умно­же­ние добра все­гда воздаётся сто­ри­цей.

 

«У Юры Хлопотова…»

2. 2

3. 3

4. Приедет

5. Сосредоточенно

6. Худой

7. Языка собаки

8. Три окна были темны

9. 19

10. 4,5

11. 2

12. 4,5

13. 17

14. 11

 

15.2 «– Со­ба­ки не оши­ба­ют­ся, не оши­ба­ют­ся... — бур­чал себе под нос ин­же­нер Мол­ча­нов». Так за­кан­чи­ва­ет­ся текст Вла­ди­ми­ра Же­лез­ни­ко­ва. Этой фра­зой под­во­дит­ся итог раз­мыш­ле­ни­ям ин­же­не­ра Мол­ча­но­ва о том, что ис­крен­ность маль­чи­ка смог­ла «раз­гля­деть» со­ба­ка, ко­то­рая серд­цем по­чув­ство­ва­ла в нём сво­е­го.

Ва­лер­ка не смог прой­ти мимо во­ю­щей со­ба­ки, он на­пра­вил­ся вы­яс­нять, в чём при­чи­на её та­ко­го по­ве­де­ния. А когда узнал, что со­ба­ка воет, по­то­му что с ней не­ко­му гу­лять, с го­тов­но­стью пред­ло­жил свою по­мощь. Зачем ему это по­на­до­би­лось? Про­сто он не­рав­но­душ­ный че­ло­век, в нём уже за­ло­же­ны очень важ­ные ка­че­ства — со­стра­да­ние и доб­ро­та.

Со­всем по-дру­го­му ведёт себя Юрка. Он пред­ла­га­ет не об­ра­щать вни­ма­ния на вой со­ба­ки, он с рас­су­ди­тель­ным видом за­клю­ча­ет: «Мой папа го­во­рит: если не уме­ешь уха­жи­вать, не за­во­ди собак...» А ведь если ему се­год­ня ока­за­лась без­раз­лич­на судь­ба со­ба­ки, зав­тра он пройдёт мимо беды ближ­не­го, про­сто по­то­му, что у него нет же­ла­ния за­ни­мать­ся чу­жи­ми про­бле­ма­ми, да ещё и оправ­да­ет это своей за­ня­то­стью или, что ещё пе­чаль­нее, чу­жи­ми просчётами. Очень страш­но, когда нас окру­жа­ют такие люди, как Юрка.

Че­ло­ве­ку долж­но быть свой­ствен­но со­стра­да­ние и же­ла­ние прий­ти на по­мощь — важ­ные про­яв­ле­ния доб­ро­ты. Когда мы тво­рим добро, жизнь во­круг ста­но­вит­ся ярче, вот по­че­му пре­умно­же­ние добра все­гда воздаётся сто­ри­цей.

 

15.3 Доб­ро­та — это про­яв­ле­ние ис­крен­них, доб­рых чувств по от­но­ше­нию к кому или чему-либо. Доб­ро­та де­ла­ет нас от­зыв­чи­вы­ми и тер­пи­мы­ми, спо­соб­ны­ми да­рить окру­жа­ю­щим за­бо­ту и лю­бовь. Все мы с дет­ства знаем по сказ­кам, что добро все­гда по­беж­да­ет зло, верим в это, по­то­му что тогда легче жить, по­то­му что вера эта все­ля­ет на­деж­ду.

Герой тек­ста Вла­ди­ми­ра Же­лез­ни­ко­ва Ва­лер­ка не смог прой­ти мимо во­ю­щей со­ба­ки, он на­пра­вил­ся вы­яс­нять, в чём при­чи­на её та­ко­го по­ве­де­ния. А когда узнал, что со­ба­ка воет, по­то­му что с ней не­ко­му гу­лять, с го­тов­но­стью пред­ло­жил свою по­мощь. Зачем ему это по­на­до­би­лось? Про­сто он не­рав­но­душ­ный че­ло­век, в нём уже за­ло­же­ны очень важ­ные ка­че­ства: со­стра­да­ние и доб­ро­та. Он не ки­чит­ся своим по­ступ­ком, для него это про­яв­ле­ние доб­ро­ты есте­ствен­но и аб­со­лют­но бес­ко­рыст­но.

Когда у наших со­се­дей слу­чил­ся пожар, все наши зна­ко­мые от­клик­ну­лись на беду: при­но­си­ли вещи, ме­бель, день­ги. Эта беда стала нашей общей бедой. Прой­ти мимо озна­ча­ло пе­ре­стать быть че­ло­ве­ком. Че­ло­ве­ку долж­но быть свой­ствен­но со­стра­да­ние и же­ла­ние прий­ти на по­мощь — важ­ные про­яв­ле­ния доб­ро­ты.

Когда мы тво­рим добро, жизнь во­круг ста­но­вит­ся ярче, вот по­че­му пре­умно­же­ние добра все­гда воздаётся сто­ри­цей.

 

«-Няня, где Жучка?..»

2. 2

3. 4

4. Вспоминает

5. Сделано

6. Спасти

7. Колодезное дно

8. Светает

9. 20

10. 3,4

11. 3

12. 4

13. 15

14. 5

 

15.2 Доб­ро­та — это про­яв­ле­ние ис­крен­них, доб­рых чувств по от­но­ше­нию к кому или чему-либо. Доб­ро­та де­ла­ет нас от­зыв­чи­вы­ми и тер­пи­мы­ми, спо­соб­ны­ми да­рить окру­жа­ю­щим за­бо­ту и лю­бовь. Все мы с дет­ства знаем по сказ­кам, что добро все­гда по­беж­да­ет зло, верим в это, по­то­му что тогда легче жить, по­то­му что вера эта все­ля­ет на­деж­ду.

Герой тек­ста Вла­ди­ми­ра Же­лез­ни­ко­ва Ва­лер­ка не смог прой­ти мимо во­ю­щей со­ба­ки, он на­пра­вил­ся вы­яс­нять, в чём при­чи­на её та­ко­го по­ве­де­ния. А когда узнал, что со­ба­ка воет, по­то­му что с ней не­ко­му гу­лять, с го­тов­но­стью пред­ло­жил свою по­мощь. Зачем ему это по­на­до­би­лось? Про­сто он не­рав­но­душ­ный че­ло­век, в нём уже за­ло­же­ны очень важ­ные ка­че­ства: со­стра­да­ние и доб­ро­та. Он не ки­чит­ся своим по­ступ­ком, для него это про­яв­ле­ние доб­ро­ты есте­ствен­но и аб­со­лют­но бес­ко­рыст­но.

Когда у наших со­се­дей слу­чил­ся пожар, все наши зна­ко­мые от­клик­ну­лись на беду: при­но­си­ли вещи, ме­бель, день­ги. Эта беда стала нашей общей бедой. Прой­ти мимо озна­ча­ло пе­ре­стать быть че­ло­ве­ком. Че­ло­ве­ку долж­но быть свой­ствен­но со­стра­да­ние и же­ла­ние прий­ти на по­мощь — важ­ные про­яв­ле­ния доб­ро­ты.

Когда мы тво­рим добро, жизнь во­круг ста­но­вит­ся ярче, вот по­че­му пре­умно­же­ние добра все­гда воздаётся сто­ри­цей.

 

15.3 Доб­ро­та — это одно из цен­ней­ших че­ло­ве­че­ских ка­честв, про­яв­ле­ние ко­то­ро­го поз­во­ля­ет су­дить об ис­тин­ной цен­но­сти че­ло­ве­ка. Доб­ро­та — это спо­соб­ность к со­пе­ре­жи­ва­нию, же­ла­ние прий­ти на по­мощь, бес­ко­рыст­ное слу­же­ние людям.

В тек­сте Н. Г. Га­ри­на-Ми­хай­лов­ско­го рас­ска­зы­ва­ет­ся о са­мо­от­вер­жен­ной борь­бе маль­чи­ка за жизнь со­ба­ки. Перед нами при­мер ис­крен­не­го про­яв­ле­ния доб­ро­ты. Тёма не может прой­ти мимо не­счаст­ной со­ба­ки. Оста­вить её уми­рать в ко­лод­це — всё равно что сво­и­ми ру­ка­ми убить друга. Доб­ро­та, от­зыв­чи­вость, боль­шая душа ма­лень­ко­го маль­чи­ка по­ра­жа­ет.

Доб­ро­та не поз­во­лит прой­ти мимо чужой боли, чужой беды. У нас в крае есть по­сто­ян­но дей­ству­ю­щая акция «Цве­тик-се­ми­цве­тик». В ходе этой акции со­би­ра­ют­ся сред­ства на ле­че­ние боль­ных детей. Не­сколь­ко сот ма­лень­ких па­ци­ен­тов самых тяжёлых от­де­ле­ний дет­ских боль­ниц воз­вра­ще­ны к пол­но­цен­ной жизни бла­го­да­ря этой акции. Спа­си­бо всем не­рав­но­душ­ным людям, людям, ко­то­рые не­за­мет­но тво­рят добро.

Кто-то из из­вест­ных ска­зал: «Добро в оправ­да­нии не нуж­да­ет­ся». И, на­вер­ное, это пра­виль­но. Добро может быть толь­ко бес­ко­рыст­ным, иначе оно пе­ре­ста­нет быть доб­ром.

 

 

Драгоценные книги

«На столе в комнатушке лежали…»

2. 3

3. 4

4. Приходят

5. Нарисованной

6. Приходилось, требовалось

7. Сражений в Париже

8. Я улыбался, утирал

9. 12

10. 1,2,9,10

11. 5

12. 1,7

13. 5

14. 11

 

15.1 Самое уди­ви­тель­ное изоб­ре­те­ние че­ло­ве­ка – это язык. Од­на­ко, как и вся­кое изоб­ре­те­ние, язык «рас­кры­ва­ет­ся» в пол­ной мере толь­ко в уме­лых руках. Не каж­дый может с лег­ко­стью пе­ре­дать свои мысли и чув­ства - этому не­об­хо­ди­мо учить­ся. Толь­ко в этом слу­чае можно по до­сто­ин­ству оце­нить утвер­жде­ние из­вест­но­го линг­ви­ста В.В. Ви­но­гра­до­ва: «Все сред­ства языка вы­ра­зи­тель­ны, надо лишь умело поль­зо­вать­ся ими».

На­гляд­но можно это до­ка­зать на при­ме­рах из тек­ста Аль­бер­та Ли­ха­но­ва. На­при­мер, в пред­ло­же­нии 1 ис­поль­зу­ют­ся слова с суф­фик­са­ми оцен­ки: умень­ши­тель­но-лас­ка­тель­ные суф­фик­сы по­мо­га­ют со­здать яркий образ ком­на­ты, где про­ис­хо­дит дей­ствие (ком­на­туш­ке), пе­ре­дать, на­сколь­ко бе­реж­но от­но­сит­ся герой к кни­гам, ко­то­рые «лечит» (се­ре­дин­ке, ко­ре­шок).

В пред­ло­же­нии 2 («Оде­тую» мной книгу Жит­ко­ва «Что я видел» Та­тья­на Львов­на при­зна­ла об­раз­цо­вой, и я, уеди­нив­шись в биб­лио­теч­ных ку­ли­сах, мно­жил, вдох­новлённый по­хва­лой, свои об­раз­цы) автор ис­поль­зу­ет ме­та­фо­ры: оде­тая книга, биб­лио­теч­ные ку­ли­сы, поз­во­ля­ю­щие чи­та­те­лю уло­вить на­стро­е­ние героя, его от­но­ше­ние к сво­е­му за­ня­тию, к биб­лио­те­ке.

Date: 2015-08-24; view: 1187; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию