Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутренний мир. 5 page





 

«В конце третьего класса…»

2. 4

3. 1

4. Приподнимал

5. Стеклянные

6. Случайно

7. Глядел уважительно

8. Мы таскали

9. 3

10. 3,4

11. 3

12. 5

13. 1

14. 16

 

15.1 От того, как че­ло­век го­во­рит, за­ви­сит его вос­при­я­тие окру­жа­ю­щи­ми: какое впе­чат­ле­ние он про­из­ве­дет, как будут вос­при­ни­мать­ся его слова, до­бьет­ся ли он пре­сле­ду­е­мых целей. Имен­но об этом и го­во­рил из­вест­ный линг­вист В.В. Ви­но­гра­дов: «Слова и вы­ра­же­ния при­об­ре­та­ют в кон­тек­сте всего про­из­ве­де­ния раз­но­об­раз­ные смыс­ло­вые от­тен­ки, вос­при­ни­ма­ют­ся в слож­ной и глу­бо­кой об­раз­ной пер­спек­ти­ве».

Об­ра­тим­ся к тек­сту Аль­бер­та Ли­ха­но­ва и по­про­бу­ем на при­ме­рах до­ка­зать, что слова и вы­ра­же­ния могут в за­ви­си­мо­сти от кон­тек­ста по-раз­но­му зву­чать в про­из­ве­де­нии и вы­пол­нять раз­ные функ­ции. С самых пер­вых пред­ло­же­ний мы узна­ем о пред­ме­те за­ви­сти всех ребят в клас­се, от­ли­чав­шем Вить­ку от дру­гих – это пу­го­ви­цы. Под­черк­нуть, на­сколь­ко рас­сказ­чи­ку нра­вят­ся эти пу­го­ви­цы, поз­во­ля­ет по­втор: мор­ски­ми пу­го­ви­ца­ми (пред­ло­же­ние 1), эти пу­го­ви­цы… с яко­ря­ми (пред­ло­же­ние 2), по­свер­ки­вал за­вид­ны­ми пу­го­ви­ца­ми (пред­ло­же­ние 3). Но по­вто­ре­ние слова «пу­го­ви­цы» не толь­ко под­чер­ки­ва­ет ис­клю­чи­тель­ность но­во­го маль­чи­ка в клас­се, но и поз­во­ля­ют со­здать эф­фект на­гне­та­ния за­ви­сти во­круг Вить­ки. В пред­ло­же­нии 3 о Вить­ке ска­за­но: «Вить­ка Бо­рец­кий сидел в клас­се тихо на пред­по­след­ней парте, по­свер­ки­вал за­вид­ны­ми пу­го­ви­ца­ми, был тих и ак­ку­ра­тен, тянул руку, если хотел ска­зать или спро­сить, в общем, был об­раз­цо­вым пай-маль­чи­ком, со­вер­шен­но не­по­хо­жим на нашу шум­ли­вую бра­тию». В со­по­став­ле­нии с этой ха­рак­те­ри­сти­кой зна­чи­мей вы­гля­дят из­ме­не­ния, про­изо­шед­шие с ге­ро­ем к концу по­вест­во­ва­ния в пред­ло­же­нии 31 (Меш­ков гля­дел на Бо­рец­ко­го с ярко вы­ра­жен­ным ува­же­ни­ем, и Вить­ка по­ти­хонь­ку вы­прям­лял спину, при­под­ни­мал под­бо­ро­док).

Таким об­ра­зом, при­ве­ден­ные при­ме­ры под­твер­жда­ют, что можно со­гла­сить­ся с вы­ска­зы­ва­ни­ем В.В. Ви­но­гра­до­ва о том, что слова и вы­ра­же­ния «вос­при­ни­ма­ют­ся в слож­ной и глу­бо­кой об­раз­ной пер­спек­ти­ве».

 

15.2 Фи­наль­ные стро­ки тек­ста по­ка­зы­ва­ют, на­сколь­ко важна была для Вить­ки под­держ­ка друга, про­явив­ше­го не­обык­но­вен­ную сме­кал­ку, чтобы под­нять его ав­то­ри­тет в гла­зах Меш­ко­ва. Очень важно в труд­ные мо­мен­ты по­чув­ство­вать надёжное плечо друга, го­то­во­го прий­ти на по­мощь. И по­мощь эта ока­за­лась бес­цен­ной, по­то­му что пре­кра­ти­ла Во­вки­ны из­де­ва­тель­ства, де­лав­шие жизнь Бо­рец­ко­го не­вы­но­си­мы­ми. Вот по­че­му когда Вить­ка понял это, он «по­ти­хонь­ку вы­прям­лял спину, при­под­ни­мал под­бо­ро­док».

Под­твер­дим это при­ме­ра­ми из тек­ста. Издёвки над Вить­кой про­дол­жа­лись по­то­му, что он был со­вер­шен­но не похож на «шум­ли­вую бра­тию». Рас­сказ­чи­ку было жаль Вить­ку, по­это­му он решил ему по­мочь. В ма­га­зи­не на­гляд­ных по­со­бий его оза­ри­ла мысль, как спа­сти сво­е­го то­ва­ри­ща от обид­ных кли­чек и на­па­док Меш­ко­ва (пред­ло­же­ние номер 17).

Затея уда­лась. Вовка «ку­пил­ся» на фо­то­гра­фию со ске­ле­том, за­ува­жал Вить­ку (пред­ло­же­ние номер 32). Так, воз­мож­но, будет по­ло­же­но на­ча­ло на­сто­я­щей друж­бы Рас­сказ­чи­ка с Вить­кой.

Таким об­ра­зом, нам уда­лось до­ка­зать, что на­сто­я­щий друг готов по­мочь в самую труд­ную ми­ну­ту, а его по­мощь может быть срод­ни спа­се­нию жизни.

 

15.3 Друж­ба –это вза­и­мо­от­но­ше­ния людей, ос­но­ван­ные на вза­им­ной при­вя­зан­но­сти друг к другу, на общих ин­те­ре­сах, до­ве­рии и бес­ко­рыст­ной вза­и­мо­по­мо­щи. Не­лег­ко в жизни найти на­сто­я­ще­го друга, ко­то­рый ста­нет тебе опо­рой и под­держ­кой и для ко­то­ро­го ты бу­дешь близ­ким и до­ро­гим че­ло­ве­ком. Про­не­сти и со­хра­нить друж­бу ещё слож­нее.

В тек­сте Аль­бер­та Ли­ха­но­ва есть при­мер, когда под­держ­ка друга спас­ла Вить­ку Бо­рец­ко­го от на­сме­шек и издёвок, де­лав­ших его жизнь не­вы­но­си­мой. Издёвки над Вить­кой про­дол­жа­лись по­то­му, что он был со­вер­шен­но не похож на «шум­ли­вую бра­тию». Рас­сказ­чи­ку было жаль Вить­ку, по­это­му он решил ему по­мочь. В ма­га­зи­не на­гляд­ных по­со­бий его оза­ри­ла мысль, как спа­сти сво­е­го то­ва­ри­ща от обид­ных кли­чек и на­па­док Меш­ко­ва. И затея уда­лась. Очень важно в труд­ные мо­мен­ты по­чув­ство­вать надёжное плечо друга, го­то­во­го прий­ти на по­мощь.

Не­ма­ло при­ме­ров на­сто­я­щей друж­бы мы можем найти в ки­но­филь­мах. В филь­ме «Офи­це­ры» два друга смог­ли вме­сте пре­одо­леть труд­но­сти фрон­то­вых дорог, про­шли ис­пы­та­ние лю­бо­вью к одной де­вуш­ке, но со­хра­ни­ли вер­ность друж­бе и друг другу.

Дру­жить надо учить­ся. А ещё самое, по­жа­луй, глав­ное - нужно от­но­сить­ся к людям так, как хо­чешь, чтобы они от­но­си­лись к тебе, тогда тебе удаст­ся найти на­сто­я­щих дру­зей и по­знать ра­дость быть вос­тре­бо­ван­ным.

 

 

«Говорят, что самые непримиримые подруги…»

2. 1

3. 4

4. Рассказывала

5. Художественной

6. Если

7. Зал школы

8. Организовали

9. 12

10. 4,5

11. 3

12. 6

13. 15

14. 14

 

15.1 От того, как че­ло­век го­во­рит, за­ви­сит вос­при­я­тие его окру­жа­ю­щими: какое впе­чат­ле­ние он про­из­ве­дет, как будут вос­при­ни­мать­ся его слова, до­бьет­ся ли он пре­сле­ду­е­мых целей. Одним из средств при­вле­ка­тель­но­сти со­бе­сед­ни­ка яв­ля­ет­ся вы­ра­зи­тель­ность его речи, ко­то­рая не­воз­мож­на без вла­де­ния нор­ма­ми куль­ту­ры речи.

В тек­сте Ана­то­лия Алек­си­на в диа­ло­гах одной из ге­ро­инь можно про­сле­дить, как нормы куль­ту­ры речи, или пре­не­бре­же­ние ими ха­рак­те­ри­зу­ет людей. Так, в пред­ло­же­нии 32 (Ну и мерси, до­ро­гая Люси́! – в рифму по­шу­ти­ла Олень­ка) про­ис­хо­дит сме­ше­ние двух язы­ков: рус­ские слова про­из­но­сят­ся на фран­цуз­ский манер, иро­нич­но ис­поль­зу­ет­ся фран­цуз­ское слово «мерси». Ге­ро­и­ня про­из­во­дит на нас не очень при­ят­ное впе­чат­ле­ние, от­тал­ки­ва­ет от себя, хотя по со­дер­жа­нию нам из­вест­ны мно­гие ее хо­ро­шие ка­че­ства. По­доб­ным же об­ра­зом ха­рак­те­ри­зу­ет Олень­ку и пред­ло­же­ние №30 (Как го­во­рят, «за­бе­ри­те ваши иг­руш­ки»). В этом пред­ло­же­нии речь ге­ро­и­ни также не от­ли­ча­ет­ся бо­гат­ством и вы­ра­зи­тель­но­стью: не­умест­но ис­поль­зу­е­мый фра­зео­ло­гизм «за­бе­ри­те ваши иг­руш­ки» де­ла­ет речь об­ры­ви­стой, фразу - куцей.

Таким об­ра­зом, на при­ме­ре при­ве­ден­но­го тек­ста под­твер­жда­ет­ся вы­ска­зы­ва­ние вы­да­ю­ще­го­ся линг­ви­ста С.И. Оже­го­ва: «Вы­со­кая куль­ту­ра речи за­клю­ча­ет­ся в уме­нии найти не толь­ко точ­ное сред­ство для вы­ра­же­ния своей мысли, но и наи­бо­лее до­ход­чи­вое (то есть наи­бо­лее вырази­тель­ное) и наи­бо­лее умест­ное (то есть самое под­хо­дя­щее для дан­но­го слу­чая)».

 

15.2 При­ведённые строч­ки тек­ста при­над­ле­жат маме Олень­ки: «Дру­зей труд­нее найти, чем по­те­рять». Мама с учётом сво­е­го опыта знает, что со­хра­нить друж­бу не­про­сто, для этого нужно об­ла­дать тер­пе­ни­ем, уметь про­щать, если по­тре­бу­ет­ся, жерт­во­вать собой. Её дочь не го­то­ва оце­нить эти жерт­вы, вот по­че­му не со­жа­ле­ет о по­те­ре по­дру­ги. Но мама знает, что придёт время и Олень­ка это обя­за­тель­но поймёт.

В тек­сте А. Алек­си­на рас­ска­зы­ва­ет­ся о друж­бе Оли и Люси. Люси обо­жа­ла свою по­дру­гу. Она ве­ри­ла в боль­шое бу­ду­щее Олень­ки, го­то­ва была стать тенью своей по­дру­ги. Бес­ко­рыст­ность – одно из про­яв­ле­ний друж­бы – было при­су­ще Люси, а Оля не особо это за­ме­ча­ла (пред­ло­же­ния номер 6 – 7).

Слу­чай раз­ру­шил друж­бу, по­то­му что к ис­пы­та­ни­ям обе де­воч­ки го­то­вы не были. В пред­ло­же­ни­ях 22 – 23 рас­ска­зы­ва­ет­ся, что по­во­дом для ссоры стало то, что Оля не смог­ла про­ве­сти по­дру­гу на встре­чу с про­слав­лен­ным ху­дож­ни­ком. Она не при­да­ла зна­че­ния та­ко­му факту, не смог­ла оце­нить, на­сколь­ко важна была для Люси эта встре­ча. Сле­до­ва­тель­но, друж­ба для Оли не была столь зна­чи­мой, как для Люси. Олень­ка не го­то­ва к бес­ко­рыст­но­сти, слу­же­нию, вза­и­мо­вы­руч­ке. Вот по­че­му она с лёгко­стью ссо­рит­ся с по­дру­гой.

По­те­рять друга ока­за­лось очень легко для Олень­ки. Она пока не за­ду­мы­ва­ет­ся о том, что её не­спо­соб­ность дру­жить может ли­шить её дру­зей и в бу­ду­щем. Дру­жить надо учить­ся. А ещё самое, по­жа­луй, глав­ное - нужно от­но­сить­ся к людям так, как хо­чешь, чтобы они от­но­си­лись к тебе, тогда тебе удаст­ся найти на­сто­я­щих дру­зей и по­знать ра­дость быть вос­тре­бо­ван­ным.

 

15.3 Без дру­зей труд­но. Че­ло­ве­ку свой­ствен­но ис­пы­ты­вать по­треб­ность в об­ще­нии, же­ла­ние с кем-то по­де­лить­ся бедой или ра­до­стью, об­су­дить какие-то про­бле­мы, на­де­ять­ся на чью-то по­мощь или са­мо­му эту по­мощь ока­зы­вать. Всё это можно ре­а­ли­зо­вать, если у тебя есть друг. По­треб­ность в друге ис­пы­ты­ва­ет, я думаю, каж­дый че­ло­век, но не вся­кий умеет дру­жить, ведь друж­ба пред­по­ла­га­ет вза­и­мо­по­мощь, го­тов­ность по­жерт­во­вать сво­и­ми ин­те­ре­са­ми ради друга, а на это не каж­дый спо­со­бен.

Слу­чай раз­ру­шил друж­бу ге­ро­инь тек­ста Ана­то­лия Алек­си­на, по­то­му что к ис­пы­та­ни­ям обе де­воч­ки го­то­вы не были. В пред­ло­же­ни­ях 22 – 23 рас­ска­зы­ва­ет­ся, как по­во­дом для ссоры стало то, что Оля не смог­ла про­ве­сти по­дру­гу на встре­чу с про­слав­лен­ным ху­дож­ни­ком. Оля не при­да­ла зна­че­ния та­ко­му факту, она не смог­ла оце­нить, на­сколь­ко важна была для Люси эта встре­ча. Сле­до­ва­тель­но, друж­ба для Оли не была столь зна­чи­мой, как для Люси. Олень­ка не го­то­ва к бес­ко­рыст­но­сти, слу­же­нию, вза­и­мо­вы­руч­ке. Вот по­че­му она с лёгко­стью ссо­рит­ся с по­дру­гой. По­те­рять друга ока­за­лось очень легко для Олень­ки. Она пока не за­ду­мы­ва­ет­ся о том, что её не­спо­соб­ность дру­жить может ли­шить её дру­зей и в бу­ду­щем.

На­сто­я­щие дру­зья были у Алек­санд­ра Сер­ге­е­ви­ча Пуш­ки­на. Ли­цей­скую друж­бу смог­ли через всю жизнь про­не­сти Пуш­кин, Пущин, Дель­виг. Не один де­ся­ток верст при­ш­лось пре­одо­леть Пу­щи­ну, чтобы на­ве­стить опаль­но­го друга в Ми­хай­лов­ском. Нужна была и сме­лость, и пре­дан­ность, чтобы по­ехать к во­шед­ше­му в не­ми­лость к царю поэту.

Уме­ние дру­жить – это дар и та­лант, нис­по­слан­ный свыше. Не каж­дый умеет и может по­жерт­во­вать чем-то важ­ным и до­ро­гим ради друга, не каж­дый умеет со­пе­ре­жи­вать, по­чув­ство­вать и рас­по­знать чужую боль, во­вре­мя найти и ска­зать нуж­ное слово под­держ­ки. Уме­ние ис­крен­не по­ра­до­вать­ся успе­хам дру­го­го че­ло­ве­ка, без ма­лей­ше­го от­тен­ка за­ви­сти – это тоже боль­шая ред­кость. Такие люди умеют дру­жить по-на­сто­я­ще­му.

 

 

«Солнце садилось…»

2. 1

3. 3

4. Прибегал

5. Кончено

6. Простую

7. Прохлада вечером

8. Пахло

9. 5

10. 5,6

11. 2

12. 3

13. 11

14. 15

 

15.2 Про­чи­тав фи­наль­ные строч­ки тек­ста прит­чи, мне вспом­нил­ся Лис из сказ­ки Эк­зю­пе­ри «Ма­лень­кий принц». Очень по­хо­жая зву­чит ис­то­рия про свет­ляч­ка и сле­по­го маль­чи­ка. Ма­лень­кий принц при­ру­чил Лиса, и они стали дру­зья­ми. Свет­ля­чок понял, что сле­по­му маль­чи­ку он нужен «про­сто так», «даже без блес­ка», и запел о друж­бе. Ведь друж­ба и есть от­но­ше­ния, ос­но­ван­ные на до­ве­рии и бес­ко­рыст­ной вза­им­ной при­вя­зан­но­сти друг к другу.

Под­твер­дим это при­ме­ра­ми из тек­ста. В пред­ло­же­нии 13 го­во­рит­ся о том, что свет­ля­чок сна­ча­ла не знал ис­тин­но­го по­ня­тия друж­бы: он счи­тал, что его место «среди лести и вос­хи­ще­ния», ко­то­ры­ми щедро осы­па­ли его те, кого он при­вык счи­тать сво­и­ми дру­зья­ми.

Когда свет­ля­чок по­ста­рел, «дру­зей боль­ше у него не было, в гости его не при­гла­ша­ли, им не вос­хи­ща­лись» (пред­ло­же­ние 14). Вот перед нами по­ня­тие лож­ной друж­бы, пред­по­ла­га­ю­щей от­но­ше­ния, ос­но­ван­ные на вза­им­ной вы­го­де. И толь­ко маль­чик по-преж­не­му сидел и ждал сво­е­го свет­ляч­ка. Сле­по­му маль­чи­ку было всё равно, ста­рый, туск­лый ли его друг, или он по-преж­не­му свер­ка­ет и по­ко­ря­ет окру­жа­ю­щих своим си­я­ни­ем. Он про­сто был его дру­гом и в друж­бе не искал вы­го­ды: «Тебя так долго не было, и я по тебе со­ску­чил­ся» (пред­ло­же­ние 18).

Таким об­ра­зом, при­ведённые при­ме­ры под­твер­жда­ют, что друж­ба — ве­ли­кий дар. Чтобы в жизни тебе встре­тил­ся на­сто­я­щий друг, надо са­мо­му уметь дру­жить, ведь не­слу­чай­на муд­рость: «От­но­сись к че­ло­ве­ку так, как хо­чешь, чтобы он от­но­сил­ся к тебе.

 

15.3 Друж­ба — это вза­и­мо­от­но­ше­ния людей, ос­но­ван­ные на вза­им­ной при­вя­зан­но­сти друг к другу, на общих ин­те­ре­сах, до­ве­рии и бес­ко­рыст­ной вза­и­мо­по­мо­щи. Не­лег­ко в жизни найти на­сто­я­ще­го друга, ко­то­рый ста­нет тебе опо­рой и под­держ­кой и для ко­то­ро­го ты бу­дешь близ­ким и до­ро­гим че­ло­ве­ком.

В пред­ло­же­нии 13 в прит­че о свет­ляч­ке и сле­пом маль­чи­ке го­во­рит­ся о том, что свет­ля­чок сна­ча­ла не знал ис­тин­но­го по­ня­тия друж­бы: он счи­тал, что его место «среди лести и вос­хи­ще­ния», ко­то­ры­ми щедро осы­па­ли его те, кого он при­вык счи­тать сво­и­ми дру­зья­ми. Когда свет­ля­чок по­ста­рел, «дру­зей боль­ше у него не было, в гости его не при­гла­ша­ли, им не вос­хи­ща­лись». И толь­ко маль­чик по-преж­не­му сидел и ждал сво­е­го свет­ляч­ка. Сле­по­му маль­чи­ку было всё равно, ста­рый, туск­лый ли его друг, или он по-преж­не­му свер­ка­ет и по­ко­ря­ет окру­жа­ю­щих своим си­я­ни­ем. Он про­сто был его дру­гом и в друж­бе не искал вы­го­ды: «Тебя так долго не было, и я по тебе со­ску­чил­ся» (пред­ло­же­ние 18).

Клас­си­че­ским при­ме­ром вер­ной муж­ской друж­бы могут по­слу­жить от­но­ше­ния двух вы­да­ю­щих­ся людей: Гер­це­на и Ога­ре­ва. Их друж­ба на­ча­лась еще в дет­стве, затем сту­ден­че­ские годы, общ­ность взгля­дов, зна­ме­ни­тая клят­ва на Во­ро­бье­вых горах, в ко­то­рой они при­сяг­ну­ли быть вер­ны­ми своей идее и бо­роть­ся за сво­бо­ду. Оба про­жи­ли не­про­стую жизнь, а свою друж­бу про­нес­ли через все жиз­нен­ные ис­пы­та­ния и пре­врат­но­сти судь­бы.

Уме­ние дру­жить — это дар и та­лант, нис­по­слан­ный свыше. Не каж­дый умеет и может по­жерт­во­вать чем-то важ­ным и до­ро­гим ради друга. Уме­ние ис­крен­не по­ра­до­вать­ся успе­хам дру­го­го че­ло­ве­ка, без ма­лей­ше­го от­тен­ка за­ви­сти — это тоже боль­шая ред­кость. Такие люди умеют дру­жить по-на­сто­я­ще­му.

 

«Веньке здорово не повезло с именем…»

2. 4

3. 3

4. Испугался

5. Растерянным?

6. Очень

7. Ручкой папы

8. Не повезло

9. 15

10. 2,3

11. 3

12. 1

13. 9

14. 45

 

15.1 Знаки пре­пи­на­ния функ­ци­о­наль­но зна­чи­мы: они имеют за­креплённые за ними обобщённые зна­че­ния. Не­ко­то­рые из них пе­ре­да­ют ло­ги­ку пред­ло­же­ния, связь между его ча­стя­ми – это за­пя­тая, точка с за­пя­той, тире.

Не­ко­то­рые, на­при­мер, тире, мно­го­то­чие, носят до­пол­ни­тель­ную ин­фор­ма­цию, ко­то­рую нель­зя вы­ра­жать сло­ва­ми, пе­ре­да­ют на пись­ме от­тен­ки смыс­ла и даже могут быть сред­ством вы­ра­же­ния со­сто­я­ния пи­шу­ще­го. Н.С. Вал­ги­на, со­вре­мен­ный линг­вист, вы­де­ля­ла осо­бую роль мно­го­то­чия для пе­ре­да­чи эмо­ци­о­наль­но­го со­сто­я­ния, от­но­ше­ния: «Мно­го­то­чие — ча­стый и не­за­ме­ни­мый знак в текстах боль­шо­го эмо­ци­о­наль­но­го на­ка­ла, ин­тел­лек­ту­аль­ной на­пряжённо­сти». По­про­бу­ем до­ка­зать пра­во­моч­ность этого утвер­жде­ния на при­ме­рах из тек­ста С.А. Лу­бе­нец.

В конце пред­ло­же­ния 5 (А Веня – это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя…) стоит мно­го­то­чие, ко­то­рое ука­зы­ва­ет на не­за­вер­шен­ность мысли героя, под­чер­ки­ва­ет на­гне­та­ние не­га­тив­но­го со­сто­я­ния маль­чи­ка от обид­ных кли­чек, ко­то­рым нет конца. В пред­ло­же­нии 33 (Не может быть… я же сам ви­но­ват… – ис­крен­не рас­те­рял­ся Пашка.) мно­го­то­чие ис­поль­зу­ет­ся два­жды, тем самым под­чер­ки­ва­ет­ся осо­бая на­пря­жен­ность мо­мен­та: Пашка ис­крен­не не­до­уме­ва­ет и даже не­го­ду­ет по по­во­ду из­ве­стия о за­яв­ле­нии его ро­ди­те­лей в ми­ли­цию на дру­го­го участ­ни­ка драки.

Таким об­ра­зом, мы убе­ди­лись, что мно­го­то­чие, дей­стви­тель­но, от­ра­жа­ет эмо­ци­о­наль­ную окрас­ку речи - пе­ре­даёт пре­рван­ность мысли, вы­зван­ную общим эмо­ци­о­наль­ным на­пря­же­ни­ем, ука­зы­ва­ет на не­пол­но­ту ин­фор­ма­ции, может пе­ре­да­вать мно­го­зна­чи­тель­ность ска­зан­но­го, ука­зы­вать на под­текст, скры­тый смысл. По­это­му вы­ска­зы­ва­ние Вал­ги­ной о мно­го­то­чии впол­не оправ­да­но.

 

15.2 Текст Свет­ла­ны Лу­бе­нец за­кан­чи­ва­ет­ся сло­ва­ми: «Он решил, что этот день стал самым счаст­ли­вым за по­след­ние шесть лет его жизни». Эти стро­ки под­во­дят итог рас­ска­зу Вень­ки о том, как он при­обрёл друга. День, о ко­то­ром го­во­рит­ся в фи­на­ле, стал днём рож­де­ния друж­бы между Вень­кой и Паш­кой. А путь к этому дню был очень не­прост.

В пред­ло­же­нии 11 ска­за­но обо всех «бедах» Ве­ни­а­ми­на: «Он про­сто был не таким, как все, был осо­бен­ным…» Он мно­го­го на­тер­пел­ся, по­это­му от­лич­но по­ни­мал со­сто­я­ние Пашки, ко­то­ро­го в клас­се не лю­би­ли боль­ше, чем са­мо­го Вень­ку. Чув­ство со­стра­да­ния при­ве­ло героя в боль­ни­цу к Пашке. Как об­ра­до­вал­ся же Винт! Под­твер­жде­ние этому на­хо­дим в пред­ло­же­нии номер 28.

Когда после воз­вра­ще­ния из боль­ни­цы Пашка за­хо­тел сесть рядом с Вень­кой, это стало на­сто­я­щим по­дар­ком. В пред­ло­же­нии 44 го­во­рит­ся о том, что с Вень­кой никто не хотел си­деть со вто­ро­го клас­са. Так нашли друг друга два очень по­хо­жих и очень нуж­ных друг другу че­ло­ве­ка.

Го­во­рят, что мысли ма­те­ри­а­ли­зу­ют­ся и, если скеп­ти­че­ски ду­мать, что друж­бы не су­ще­ству­ет, то, на­вер­ное, ее ни­ко­гда и не об­ре­тешь. А тем, кто верит, обя­за­тель­но будет дан шанс об­ре­сти на­сто­я­щую друж­бу, толь­ко нужно его не упу­стить. Герои Свет­ла­ны Лу­бе­нец этот шанс не упу­сти­ли.

 

15.3 Друж­ба – это вза­и­мо­от­но­ше­ния людей, ос­но­ван­ные на вза­им­ной при­вя­зан­но­сти друг к другу, на общих ин­те­ре­сах, до­ве­рии и бес­ко­рыст­ной вза­и­мо­по­мо­щи. Не­лег­ко в жизни найти на­сто­я­ще­го друга, ко­то­рый ста­нет тебе опо­рой и под­держ­кой и для ко­то­ро­го ты бу­дешь близ­ким и до­ро­гим че­ло­ве­ком.

Вень­ка, герой тек­ста С. Лу­бе­нец, мно­го­го на­тер­пел­ся, по­это­му от­лич­но по­ни­мал со­сто­я­ние Пашки. Чув­ство со­стра­да­ния при­ве­ло героя в боль­ни­цу к Пашке. А когда после воз­вра­ще­ния из боль­ни­цы Пашка за­хо­тел сесть рядом с Вень­кой, это стало на­сто­я­щим по­дар­ком. Так нашли друг друга два очень по­хо­жих и очень нуж­ных друг другу че­ло­ве­ка.

Во мно­гих про­из­ве­де­ни­ях, на­пи­сан­ных луч­ши­ми ро­ма­ни­ста­ми, опи­са­на креп­кая муж­ская друж­ба, скреп­лен­ная бо­е­вы­ми по­дви­га­ми, об­щи­ми иде­я­ми и де­ла­ми. Вспом­ним хотя бы муш­ке­те­ров из ро­ма­на Дюма. Бес­страш­но го­то­вы были они спе­шить на по­мощь дру­зьям, пре­одо­ле­вая рас­сто­я­ния, опас­но­сти, бо­рясь со смер­тью.

Уме­ние дру­жить – это дар и та­лант, нис­по­слан­ный свыше. Не каж­дый может по­жерт­во­вать чем-то важ­ным и до­ро­гим ради друга. Этому нужно учить­ся, тогда, на­вер­ня­ка, су­ме­ешь об­ре­сти на­сто­я­ще­го друга.

 

 

Жизненные ценности

«Меня ждали 16 лет…»

2. 3

3. 4

4. Восхваляют

5. Принесённые

6. Ударил

7. Говорит с радостью

8. Не ругают

9. 12,15,16

10. 3,4

11. 3

12. 3,4

13. 3

14. 34

 

15.1 От того, как че­ло­век го­во­рит, за­ви­сит его вос­при­я­тие окру­жа­ю­щи­ми: какое впе­чат­ле­ние он про­из­ве­дет, как будут вос­при­ни­мать­ся его слова, до­бьет­ся ли он пре­сле­ду­е­мых целей. Наша речь – это по­ка­за­тель нашей куль­ту­ры или бес­куль­ту­рья, нашей ду­хов­но­сти или без­ду­хов­но­сти, на­ше­го внут­рен­не­го бо­гат­ства или ни­ще­ты. Имен­но об этом и го­во­рит Л.С. Су­хо­ру­ко­ва: «Наша речь — важ­ней­шая часть не толь­ко на­ше­го по­ве­де­ния, но и нашей лич­но­сти, нашей души, ума».

По­про­бу­ем под­твер­дить наше пред­по­ло­же­ние при­ме­ра­ми из тек­ста Ана­то­лия Алек­си­на. Текст пред­став­ля­ет собой внут­рен­ний мо­но­лог героя о самом себе, о своем месте в семье и жизни. Так, на­при­мер, в пред­ло­же­ни­ях 3 и 4 (3)Я стал дра­го­цен­ным по­дар­ком, как чашка, ко­то­рая, на­ряд­ная и чи­стая, стоит за стек­лом, но из ко­то­рой ни­ко­гда не пьют чай. (4)Позд­не­го ребёнка ждут не до­ждут­ся и, когда на­ко­нец до­жи­да­ют­ся, на­чи­на­ют про­яв­лять к нему такую лю­бовь, такое вни­ма­ние, что ему хо­чет­ся сбе­жать на край света.) герой рас­ска­зы­ва­ет о своем по­яв­ле­нии на свет с лег­кой иро­ни­ей, так как осо­зна­ет, что в семье к нему от­но­сят­ся слиш­ком ло­яль­но, а сам он, но вме­сте с тем эти раз­мыш­ле­ния по­ка­зы­ва­ют и дру­гую сто­ро­ну ха­рак­те­ра рас­сказ­чи­ка: он че­ло­век, здра­во себя оце­ни­ва­ю­щий, прав­ди­вый и ис­крен­ний. Те же пред­ло­же­ния ин­те­рес­ны с точки зре­ния ре­че­вой ор­га­ни­за­ции. Го­во­ря­щий упо­треб­ля­ет в речи срав­не­ние «как чашка», фра­зео­ло­гизм «сбе­жать на край света». Кроме того, эти пред­ло­же­ния слож­ные с раз­ны­ми ви­да­ми связи. Ана­лиз пред­ло­же­ний по­ка­зы­ва­ет, что герой хо­ро­шо вла­де­ет речью, го­во­рит до­ка­за­тель­но, ло­гич­но вы­стра­и­вая свои мысли.

Таким об­ра­зом, внут­рен­ний мо­но­лог героя – по­ка­за­тель его ума, души, его сути. Сле­до­ва­тель­но, права была Л.С. Су­хо­ру­ко­ва, утвер­ждая, что наша речь мно­гое может ска­зать о че­ло­ве­ке.

15.2 Фи­наль­ные стро­ки тек­ста Ана­то­лия Алек­си­на со­дер­жат раз­мыш­ле­ния героя о сле­пой любви к нему ро­ди­те­лей. Без­мер­ная лю­бовь к сыну, лю­бо­ва­ние им при­ве­ло к тому, что сам маль­чик чув­ству­ет себя не­ком­форт­но. Он на­учил­ся себя здра­во оце­ни­вать и ему не­при­ят­ны не­за­слу­жен­ные по­хва­лы ро­ди­те­лей. Имен­но по­это­му текст за­кан­чи­ва­ет­ся во­про­сом с мно­го­то­чи­ем – герой как бы спра­ши­ва­ет: кого-ни­будь вол­ну­ет, как я себя при этом чув­ствую?

Уже во вто­ром пред­ло­же­нии тек­ста рас­сказ­чик де­ла­ет вывод о своей уча­сти: «Ужас­но быть позд­ним ребёнком!», на­ме­кая на то, что ему не нра­вит­ся, как с ним но­сят­ся.

В пятом пред­ло­же­нии герой рас­ска­зы­ва­ет, что в семье есть дру­гой че­ло­век, ко­то­рым нужно по-на­сто­я­ще­му гор­дить­ся, – это сест­ра Люд­ми­ла. От­рад­но, что он по­ни­ма­ет это и пра­виль­но себя оце­ни­ва­ет, са­мо­кри­тич­но под­хо­дит с себе.

В ос­но­ве вос­пи­та­ния лежит са­мо­оцен­ка. Она может быть за­вы­шен­ной и за­ни­жен­ной. И то, и дру­гое вре­дит са­мо­вос­пи­та­нию. У на­ше­го героя здра­вая са­мо­оцен­ка. Он са­мо­кри­тич­но к себе от­но­сит­ся, по­это­му в жизни, на­вер­ня­ка, смо­жет найти себя и свои жиз­нен­ные ори­ен­ти­ры.

 

15.2 «– 3начит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, – заключила мама. – Мы очень рады.Вот вам и всё! Они очень рады. А я?..» - такими словами заканчивается текст писателя А.А. Алексина. Смысл этой фразы я понимаю так. Мальчик, несмотря на то что воспитывался в атмосфере любви и поклонения ему, долгожданному сыну, не вырос самовлюбленным эгоистом, Хотя он, подросток, не считает это поводом для восторга родителей. Обратимся к тексту.

Во-первых, рассказчик не забывает про свою сестру и считает, что гордиться мама и папа должны ею. Не случайно он говорит: «...гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила...» (предложение 6). Она кандидат наук, работает на приличной работе, но этого родители будто не ценят, а все внимание и любовь отдают сыну.

Во-вторых, мальчик, услышав по радио, что "если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять...», тут же рассказал об этом папе и маме. Этот факт еще раз доказывает, что герой выступает против того, что в семье любят только его, гордятся только им.

Таким образом, большая любовь и забота, действительно, не сделали из мальчика эгоиста.

 

15.3 Жизненные ценности у каждого человека свои. Существуют материальные ценности, которые, к сожалению, становятся все более важными в современном обществе. На мой взгляд, самые главные ценности – это семья, любовь, верность, патриотизм и многое из того, что является нравственной основой жизни любого из нас. Докажу данный тезис, взяв аргументы из предложенного фрагмента произведения А.А.Алексина и проанализировав свой жизненный опыт.

Начать аргументацию вышеизложенного тезиса мне бы хотелось с примера из текста. Родители окружили мальчика чрезмерной заботой и любовью, однако ему не нравилась чрезмерная опека: он старался разобраться в этой, как ему казалось, несправедливости (34-37). Наверное, поэтому рассказчик не вырос эгоистом, а остался добрым и внимательным сыном. Семья для него - главная жизненная ценность.

Кроме этого, сошлюсь на свой жизненный опыт. Уверена, одной из главных нравственных ценностей является память. Мы должны помнить наше героическое прошлое… Моя школа носит имя Героя Советского Союза В.П.Захарченко, который погиб во время Великой Отечественной войны и похоронен на Украине. Последние события, происходящие в мире, говорят о том, что люди начинают забывать подвиг наших дедов и прадедов. Однако в нашей стране День Победы – священный праздник, и россияне никогда не забудут, какой ценой досталось им мирное небо над головой. Важно никогда об этом не забывать.

Таким образом, я доказала, что нравственные ценности намного важнее материальных, ведь деньги, власть, связи не помогут человеку в трудную минуту, а семья, Родина, родная земля всегда будут ему опорой в жизни.

15.3 Цен­ность – это важ­ность, зна­чи­мость, поль­за, по­лез­ность чего-либо. Для кого-то важны ма­те­ри­аль­ные цен­но­сти: день­ги, еда, одеж­да, жилье. Для кого-то при­о­ри­тет­ны­ми яв­ля­ют­ся ду­хов­ные цен­но­сти: ду­хов­ный поиск, рас­кры­тие и ре­а­ли­за­ция сво­е­го пред­на­зна­че­ния, твор­че­ское са­мо­раз­ви­тие.

Герой Ана­то­лия Алек­си­на чув­ству­ет себя не­ком­форт­но из-за без­мер­ной любви ро­ди­те­лей. Лю­бо­ва­ние им толь­ко по­то­му, что он был позд­ним ребёнком, сам герой счи­та­ет не­за­слу­жен­ным. Он кри­тич­но себя оце­ни­ва­ет, по­это­му в жизни, на­вер­ня­ка, смо­жет найти себя и свои жиз­нен­ные ори­ен­ти­ры.

Раз­мыш­ляя, какие цен­но­сти вы­брать для себя в ка­че­стве жиз­нен­но­го ори­ен­ти­ра, вспо­ми­на­ют­ся ли­те­ра­тур­ные герои Го­го­ля: Остап и Ан­дрий из по­ве­сти «Тарас Буль­ба». Остап оста­ет­ся верен ро­ди­не, отцу, при­ни­ма­ет смерть за то­ва­ри­щей, смело глядя врагу в лицо. Ан­дрий пре­дал отца, дру­зей, ро­ди­ну. Мне ближе Остап. Я бы не хо­те­ла в жизни встре­тить на своём пути таких людей, как Ан­дрий.

Спи­сок жиз­нен­ных цен­но­стей у каж­до­го свой. Наши мечты без­гра­нич­ны. Но глав­ное на пути к мечте - по­ни­мать, что для тебя дей­стви­тель­но важно. Твои жиз­нен­ные цен­но­сти иг­ра­ют клю­че­вую роль в твоей судь­бе, по­то­му что от них за­ви­сит при­ня­тие ре­ше­ний, ре­а­ли­за­ция права вы­бо­ра, осу­ществ­ле­ние жиз­нен­но­го пред­на­зна­че­ния, вза­и­мо­от­но­ше­ния с дру­ги­ми лю­дь­ми.

 

15.3 Жизненные ценности – это набор крайне важных для человека моментов, которые служат эталонами в его жизни и определяют его действия. Для многих жизненные ценности- это близкие люди, которыми они очень дорожат, друзья и любимая работа.

Так, в прочитанном тексте жизненной ценностью для родителей является мальчик, которого они ждали шестнадцать лет. Он для них стал "драгоценным подарком" и буквально купался в любви и нежности отца и матери.

Мои жизненные ценности- это друзья. Мы вместе проводим много времени, занимаемся спортом, общаемся в Интернете, гуляем. Я уверен, что мои друзья всегда помогут в трудную минуту, никогда не предадут и не оставят одного в сложной ситуации.

Таким образом, жизненные ценности играют большую роль в нашей судьбе. Важно помнить, что они и определяют то, каким человеком ты являешься.

 

«Софья, Лена и Катя были неразлучны…»

2. 2

3. 4

4. Приподнять

5. Стеклянных

6. Непривлекательный

7. Гладит с нежностью

8. Купили

9. 24

10. 6,7

11. 3

12. 4

13. 5

14. 21

 

 

15.1 Со­вре­мен­ный линг­вист Н.С. Вал­ги­на го­во­ри­ла: «В син­так­си­се пе­ре­да­ют­ся связи и от­но­ше­ния между по­ня­ти­я­ми, пред­ме­та­ми, яв­ле­ни­я­ми окру­жа­ю­ще­го че­ло­ве­ка мира и по­сти­га­е­мо­го че­ло­ве­ком мира». Чтобы по­нять смысл этого вы­ска­зы­ва­ния, нужно вспом­нить, что такое син­так­сис. Син­так­сис – это раз­дел грам­ма­ти­ки – наука о со­еди­не­нии слов и стро­е­нии пред­ло­же­ний. Автор вы­ска­зы­ва­ния убеж­де­на, что связь между пред­ме­та­ми и яв­ле­ни­я­ми в нашем со­зна­нии вы­ра­жа­ет­ся в том числе и через син­так­си­че­ские нормы по­стро­е­ния сло­во­со­че­та­ний и пред­ло­же­ний.

Date: 2015-08-24; view: 872; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию