Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Внутренний мир. 4 page





Очень важ­ным для вто­ро­класс­ни­ков яв­ля­ет­ся сам факт за­пи­си в биб­лио­те­ку, по­то­му что это при­знак опре­делённой са­мо­сто­я­тель­но­сти, взрос­ло­сти, а это зна­чит и опре­делённой меры от­вет­ствен­но­сти, причём, от­вет­ствен­но­сти не толь­ко за себя, но и перед ро­ди­те­ля­ми. Вто­ро­класс­ни­ки долж­ны усво­ить, что их ха­лат­ность может обер­нуть­ся про­бле­ма­ми для их ро­ди­те­лей.

Если с дет­ства на­учить­ся це­нить книгу, бе­речь её, то можно при­об­ре­сти надёжного друга и по­мощ­ни­ка. В об­ра­ще­нии с кни­гой фор­ми­ру­ют­ся такие важ­ные ка­че­ства че­ло­ве­ка, как от­вет­ствен­ность и са­мо­сто­я­тель­ность.

 

15.3 Если с дет­ства на­учить­ся це­нить книгу, бе­речь её, то можно при­об­ре­сти надёжного друга и по­мощ­ни­ка. В об­ра­ще­нии с кни­гой фор­ми­ру­ют­ся такие важ­ные ка­че­ства че­ло­ве­ка, как от­вет­ствен­ность и са­мо­сто­я­тель­ность. Если вам в жизни уда­лось встре­тить книгу, к ко­то­рой хо­чет­ся воз­вра­щать­ся вновь и вновь, ко­то­рая не оста­ви­ла рав­но­душ­ным, про­бу­ди­ла же­ла­ние ду­мать или де­лать что со­зи­да­ю­щее, то вы со­гла­си­тесь, что книга может стать дра­го­цен­но­стью.

В труд­ное во­ен­ное время, когда книги в биб­лио­те­ке нуж­да­ют­ся в осо­бой со­хран­но­сти, когда их про­сто негде взять, очень важно на­учить своих уче­ни­ков бе­реж­но от­но­сить­ся к книге. Вот по­че­му учи­тель­ни­ца Анна Ни­ко­ла­ев­на, че­ка­ня каж­дое слово, так тща­тель­но зна­ко­мит детей с пра­ви­ла­ми поль­зо­ва­ния кни­га­ми. Вто­ро­класс­ни­ки долж­ны усво­ить, что книгу нужно бе­речь.

Книги могут быть дру­зья­ми. Когда бы­ва­ет груст­но, я беру с полки «Зо­ло­то­го телёнка» Ильфа и Пет­ро­ва. Оп­ти­мизм Оста­па Бен­де­ра пе­ре­даётся и мне. Очень хо­чет­ся ве­рить, что Остап обя­за­тель­но при­ду­ма­ет выход из любой си­ту­а­ции. Успо­ка­и­ва­ясь, я тоже на­чи­наю ис­кать выход из своей про­бле­мы.

Мне ка­жет­ся, что книги нужны будут че­ло­ве­ку все­гда. Ко­неч­но, с по­мо­щью со­вре­мен­ных га­д­же­тов можно найти любую ин­фор­ма­цию го­раз­до быст­рее, чем в книге, но ни­ка­кой га­д­жет не за­ме­нит нам до­ве­ри­тель­но­го об­ще­ния с кни­гой, уюта, со­зда­ва­е­мо­го едва слыш­ным ше­ле­стом стра­ниц.



 

Дружба

«В это утро Динка…»

2.4

3.4

4.Примчался

5.Длинной

6.Ложь, обман

7.Ржаных колосьев

8.Тревожно

9.21

10.5,6

11.2

12.1,2

13.8

14.11

 

15.1 В вы­ска­зы­ва­нии из­вест­но­го линг­ви­ста И. Г. Ми­ло­слав­ско­го: «Любое по­вто­ре­ние, дву­крат­ное или мно­го­крат­ное, об­ра­ща­ет на себя осо­бое вни­ма­ние чи­та­ю­ще­го» го­во­рит­ся о роли по­вто­ре­ния в нашей речи. Автор вы­ска­зы­ва­ния утвер­жда­ет, что по­вто­ре­ние ак­цен­ти­ру­ет вни­ма­ние чи­та­те­ля на ос­нов­ных мо­мен­тах, слу­жит для более точ­но­го вос­при­я­тия тек­ста.

Об­ра­тим­ся к тек­сту В. А. Осе­е­вой-Хме­ле­вой. Так, в пред­ло­же­ни­ях 3−5 ((3)Ни в лес, ни в поле, ни по длин­ной троп­ке среди моря ко­ло­сьев ржи. (4)Ни­че­го этого боль­ше не будет! (5)Не будет и тайн, рас­ска­зан­ных вер­но­му другу дет­ства Хо­хол­ку.) по­вто­ре­ни­ем от­ри­ца­тель­ных ча­стиц до­сти­га­ет­ся эф­фект на­гне­та­ния: чи­та­тель по­ни­ма­ет, что ре­ше­нию сво­е­му Динка не из­ме­нит, что ее слова — ре­зуль­тат се­рьез­ных, му­чи­тель­ных внут­рен­них пе­ре­жи­ва­ний. В пред­ло­же­ни­ях 4−5 по­вто­ря­ет­ся и гла­гол «не будет», ко­то­рый также об­ра­ща­ет вни­ма­ние чи­та­те­ля на се­рьез­ность на­ме­ре­ний ге­ро­и­ни. С этой же целью ис­поль­зу­ет­ся по­втор гла­го­ла «вспом­ни­ла» в пред­ло­же­нии 1 — по­вто­ре­ние сразу на­це­ли­ва­ет чи­та­те­ля на пе­ре­жи­ва­ния Динки.

Таким об­ра­зом, по­вто­ры дей­стви­тель­но яв­ля­ют­ся сред­ством при­вле­че­ния вни­ма­ния чи­та­те­ля к опре­де­лен­ным мо­мен­там тек­ста, по­это­му вы­ска­зы­ва­ние Ми­ло­слав­ско­го, при­ве­ден­ное в на­ча­ле рас­суж­де­ния, впол­не обос­но­ва­но.

 

15.2 Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Да и как можно обманывать друга?»

Данная фраза принадлежит девочке Динке. Она считает, что друга нельзя обманывать ни при каких обстоятельствах, потому что друг – это близкий человек, который доверяет тебе и который не заслуживает лжи. Докажу справедливость своих слов примерами из текста.

Когда Динка осознала, что к одному из своих друзей она испытывает не дружеские, как раньше, а более глубокие чувства, она сразу поняла, что не сможет скрывать случившееся от второго друга, Андрея, и что тот обязательно должен узнать правду о тех изменениях, которые произошли в её жизни. С одной стороны, она понимала, что для Хохолка эта правда будет ударом, незаслуженной обидой, и поэтому испытывала огромные душевные муки (предложения 6, 11), но, с другой стороны, девочка не могла обманывать того, кто был её настоящим, надёжным и преданным другом. Поэтому, когда Лёня попросил Динку ничего не говорить Андрею, она твёрдо решила, несмотря на свою боль и страх, сказать ему правду, как бы тяжело это ни было для всех троих (предложения 25-28).



Таким образом, Динка – очень честный и порядочный человек, который заслуживает уважения. (162 слова)

 

15.2 В при­ведённых сло­вах скрыт, по­жа­луй, один из глав­ных прин­ци­пов дру­же­ских от­но­ше­ний: здесь не может быть об­ма­на, ведь друж­ба –это пол­ное до­ве­рие, друг – это че­ло­век, на ко­то­ро­го ты мо­жешь по­ло­жить­ся. По­че­му же это так вол­ну­ет Динку, ге­ро­и­ню по­ве­сти В. А. Осе­е­вой-Хмелёвой?

Динка вы­рос­ла, у неё по­яви­лось новое чув­ство: она влю­би­лась в Лёню. Рань­ше они дру­жи­ли втроём: Динка, Лёня, Ан­дрей. Но чтобы со­хра­нить друж­бу, нужно ска­зать прав­ду о новом за­ро­див­шем­ся между ней и Лёней чув­стве. Это не­лег­ко, она не знает, как отнесётся к этому Хо­хо­лок, но это чест­но. Вот по­че­му Динка так пе­ре­жи­ва­ет на­ка­ну­не раз­го­во­ра (пред­ло­же­ния номер 1, 6, 7). Но Динка силь­ная, она убеж­де­на, что так будет пра­виль­но.

Пе­ре­жи­ва­ет и Лёня. Но он ко­леб­лет­ся: ска­зать Ан­дрею прав­ду или про­мол­чать (пред­ло­же­ния 20, 22)? Да, он может по­те­рять друга, если ска­жет, но ведь он его по­те­ря­ет и если будет об­ма­ны­вать.

Если Ан­дрей ценит своих дру­зей, а они так при­вя­за­ны к нему, то, хо­чет­ся ве­рить, что им удаст­ся со­хра­нить от­но­ше­ния и про­не­сти свою друж­бу, чи­стую, от­кры­тую, без об­ма­на, через годы и ис­пы­та­ния.

 

15.3 Что такое дружба?

Дружба – это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности. Настоящий друг не станет тебя обманывать ни при каких обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать. Свою точку зрения я могу подтвердить конкретными примерами.

 

Обратимся к тексту В.Осеевой, героиня которого – Динка – оказалась настоящим другом, неспособным на обман. Когда девочка осознала, что к одному из своих друзей испытывает не дружеские, как раньше, а более глубокие чувства, она сразу поняла, что не сможет скрывать случившееся от второго друга, Андрея. Динка была убеждена, что Хохолок обязательно должен узнать правду о тех изменениях, которые произошли в её жизни. Девочка понимала, что для Андрея эта правда будет ударом, незаслуженной обидой, и испытывала от этого огромные душевные муки. Но, несмотря на это, она не стала обманывать того, кто был её настоящим, надёжным и преданным другом. Динка оказалась очень честным и порядочным человеком.

Но, к сожалению, не всегда друзья поступают так, как это сделала героиня текста В.Осеевой. Когда-то у меня был друг, которому я очень доверял. В то время я увлекался игрой на гитаре. Мне казалось, что я очень хорошо играю, и мой друг всегда меня хвалил, слушая мои песни. Но однажды я узнал, что на самом деле другу не нравилось моё исполнение. Но он скрывал это от меня. Может быть, он это делал из лучших побуждений, но наша дружба после случившегося прекратилась. Я не смог простить ему обман и лицемерие. Всё-таки я предпочитаю знать правду, пускай, не очень приятную, но правду.

Таким образом, чтобы сохранить дружбу, нужно быть честным и искренним по отношению друг к другу. (261 слово)

 

15.3 Друж­ба – это вза­и­мо­от­но­ше­ния людей, ос­но­ван­ные на вза­им­ной при­вя­зан­но­сти друг к другу, на общих ин­те­ре­сах, до­ве­рии и бес­ко­рыст­ной вза­и­мо­по­мо­щи. Не­лег­ко в жизни найти на­сто­я­ще­го друга, ко­то­рый ста­нет тебе опо­рой и под­держ­кой и для ко­то­ро­го ты бу­дешь близ­ким и до­ро­гим че­ло­ве­ком. Про­не­сти и со­хра­нить друж­бу ещё слож­нее.

Один из самых тя­же­лых уда­ров в жизни, я счи­таю, это обман. Тем более он не до­пу­стим в друж­бе. И Динка, ге­ро­и­ня по­ве­сти В. А. Осе­е­вой-Хмелёвой, права, когда ре­ша­ет­ся ска­зать Хо­хол­ку о своих новых чув­ствах к Лёне. Это не­лег­ко, она не знает, как отнесётся к этому Хо­хо­лок, но это чест­но. Вот по­че­му Динка так пе­ре­жи­ва­ет на­ка­ну­не раз­го­во­ра. Но Динка силь­ная, она убеж­де­на, что так будет пра­виль­но. Нель­зя раз­ру­шать друж­бу об­ма­ном.

Дру­гим при­ме­ром, как нель­зя по­сту­пать с дру­зья­ми, для меня стал слу­чай с моими од­но­класс­ни­ка­ми. Витя и Миша дру­жи­ли с пер­во­го клас­са: они вме­сте хо­ди­ли в школу, вме­сте иг­ра­ли в фут­бол. Миша по­мо­гал другу с учёбой. Когда Миша по­ло­мал ногу, у Вити быст­ро по­яви­лись новые при­я­те­ли, а к другу он и до­ро­гу забыл. По­лу­ча­ет­ся, что друж­ба-то была «на час», «до пер­во­го дождя». Мне даже ка­жет­ся, что друж­бы и не было вовсе. Жаль Вить­ку: с таким от­но­ше­ни­ем к людям вряд ли он встре­тит в жизни на­сто­я­щих дру­зей, ведь сам он дру­жить не умеет.

Дру­жить надо учить­ся. А ещё самое, по­жа­луй, глав­ное - нужно от­но­сить­ся к людям так, как хо­чешь, чтобы они от­но­си­лись к тебе, тогда тебе удаст­ся найти на­сто­я­щих дру­зей и по­знать ра­дость быть вос­тре­бо­ван­ным.

 

 

«Всё началось на перемене…»

2.4

3.1

4.Прищурился

5.Взбешённый

6.Наверно

7.Будни школы

8.Знай не любят

9.2

10.8,9

11.4

12.2

13.39

14.7

 

15.2 Вы понимаете смысл финала текста: «Васильев и Елисеев сидели передо мной, и я видел, как Петруха посмотрел на Игоря, листавшего учебник, задержал на нём благодарный взгляд и легонько тронул его за локоть, а тот ободряюще кивнул ему в ответ. Настоящий друг!»

Попробую объяснить смысл финала текста Н.Татаринцева. На мой взгляд, выражение "настоящий друг" относится к Игорю Елисееву, потому что в трудной ситуации он понял и поддержал своего друга - Петруху Васильева. И Петруха по достоинству оценил поступок Игоря. Докажу свои слова примерами из текста.

 

Во-первых, когда весь класс ополчился против Петрухи за то, что тот отказался вместе с одноклассниками сбежать с урока, Игорь сразу понял причину поступка своего товарища. Об этом говорится в предложениях 35-36. Игорь не хотел, чтобы в семье Петрухи произошла трагедия. Так мальчик проявил чуткость и заботу по отношению к своему другу.

Во-вторых, Игорь, видя, что ребята враждебно настроены против Петрухи, решил поддержать друга и заступиться за него, при этом он не побоялся пойти против всех, так как дружба для мальчика оказалась важнее чувства коллективизма (предложения 29-34).

Таким образом, настоящий друг всегда протянет руку помощи.

 

15.3 Что такое дружба?

Дружба - это близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и поддержке. Настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его помощи, и обязательно поддержит в трудной ситуации. Свою точку зрения я могу подтвердить конкретными примерами.

Обратимся к тексту Н. Татаринцева, главный герой которого - Игорь Елисеев - оказался настоящим другом. Когда весь класс решил сбежать с урока, друг Игоря - Петруха Васильев - остался. Это не понравилось ребятам. Они обвинили Васильева в подхалимстве, трусости и предательстве. Но Игорь Елисеев догадался, почему Петруха так поступил: у его мамы был инфаркт, и она могла не перенести разбирательств, связанных с побегом. Видя, что весь класс ополчился против его друга, Игорь решил поддержать Петруху и заступиться за него, при этом он не побоялся пойти против всех, так как дружба для мальчика оказалась важнее.

Приведу другой пример, иллюстрирующий мои слова. Недавно в Интернете я прочитала историю одной девочки, у которой диагностировали облысение. Через месяц она потеряла все волосы и из–за этого боялась идти в школу. Но однажды утром девочка услышала стук в дверь. Это оказались десять ее друзей, которые, чтобы поддержать подругу, тоже побрили головы налысо.

Таким образом, эти примеры ещё раз подтверждают мою мысль о том, что в дружбе главное - поддержка и понимание. (194 слова)

 

«Илья и Саня вместе учились с первого класса…»

2. 4

3. 4

4. Рассказал

5. Одновременно

6. Побили

7. Собачья пасть

8. Поколотили

9. 20, 21

10. 5, 6

11. 2

12. 1

13. 22

14. 10

 

15.2 В фи­наль­ных стро­ках тек­ста Люд­ми­лы Улиц­кой утвер­жда­ет­ся, что друж­ба, воз­ник­шая в дет­ские годы, самая креп­кая. С по­мо­щью ме­та­фо­ры срав­ни­ва­ет­ся эта друж­ба с крюч­ком, ко­то­рый «впи­ва­ет­ся в самое серд­це», вы­рвать этот крю­чок можно толь­ко с кро­вью.

Под­твер­жда­ют эти стро­ки при­ме­ры из тек­ста. В пред­ло­же­нии номер 3 рас­ска­зы­ва­ет­ся, что пер­во­на­чаль­но маль­чи­шек объ­еди­ни­ла их «пол­ней­шая не­при­год­ность ни к драке, ни к же­сто­ко­сти». Уже это го­во­рит о том, что они все трое хо­ро­шие, свет­лые люди, у них могут быть общие ин­те­ре­сы.

А при чте­нии пред­ло­же­ния 25 (По­чув­ство­ва­ли од­но­вре­мен­но — как хо­ро­шо: до­ве­рие, дру­же­ство, рав­но­пра­вие) уже не воз­ни­ка­ет со­мне­ния, что ре­бя­та нашли друг друга на­все­гда, по­то­му что они даже ду­ма­ют оди­на­ко­во.

Не вы­зы­ва­ет со­мне­ния, что герои тек­ста Улиц­кой про­не­сут свою друж­бу через годы и с до­сто­ин­ством при под­держ­ке друг друга вы­дер­жат любые ис­пы­та­ния.

 

15.3 Друж­ба — это от­но­ше­ния, стро­я­щи­е­ся на вза­им­ном до­ве­рии, общ­но­сти ин­те­ре­сов, бес­ко­рыст­ной вза­и­мо­по­мо­щи. Не­лег­ко в жизни найти на­сто­я­ще­го друга, ко­то­рый ста­нет тебе опо­рой и под­держ­кой и для ко­то­ро­го ты бу­дешь близ­ким и до­ро­гим че­ло­ве­ком. Про­не­сти и со­хра­нить друж­бу ещё слож­нее.

При­мер за­рож­да­ю­щей­ся на­сто­я­щей друж­бы мы видим в тек­сте Люд­ми­лы Улиц­кой. По­ра­жа­ет, что маль­чиш­ки даже «по­чув­ство­ва­ли од­но­вре­мен­но — как хо­ро­шо: до­ве­рие, дру­же­ство, рав­но­пра­вие». Они доб­рые, их объ­еди­ни­ла ис­то­рия с ко­тен­ком. И уже не воз­ни­ка­ет со­мне­ния, что ре­бя­та нашли друг друга на­все­гда.

О на­сто­я­щей друж­бе пишет Вла­ди­мир Вы­соц­кий. Пом­ни­те? «Если друг ока­зал­ся вдруг…» Имен­но на­сто­я­щий друг в одной связ­ке будет дер­жать до конца, по­ги­бать сам, но спа­сать то­ва­ри­ща. Таких при­ме­ров среди аль­пи­ни­стов зна­ко­мо Вы­соц­ко­му не­ма­ло.

Спо­соб­ность к са­мо­по­жерт­во­ва­нию и бес­ко­рыст­но­му слу­же­нию при­су­ща не всем. Но если вас можно от­не­сти к их числу, то вы счаст­ли­вый че­ло­век, по­то­му что о вас можно ска­зать: «Он на­сто­я­щий друг».

 

«В школе я дружила с Лялей Ивашовой…»

2.3

3.1

4.Бесспорным

5.Жертвенному

6.Легко, без напряжения

7.Красотой Ляли

8.Не сулили

9.13

10.6,7

11.2

12.2

13.12

14.9

 

15.1 Слова каж­дой части речи имеют свою нишу в огром­ном мире слов и вы­пол­ня­ют опре­де­лен­ные функ­ции. Каж­дая из них может быть сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи. Не­слу­чай­но А.М. Пеш­ков­ский утвер­ждал: «У каж­дой части речи свои до­сто­ин­ства». По­про­бу­ем до­ка­зать это на при­ме­ре ис­поль­зо­ва­ния имен при­ла­га­тель­ных и ме­сто­име­ний в от­рыв­ке из про­из­ве­де­ния Ана­то­лия Алек­си­на.

С по­мо­щью ме­сто­име­ний в тек­сте кон­кре­ти­зи­ру­ют­ся яв­ле­ния и по­ня­тия. Бо­га­то ме­сто­име­ни­я­ми пред­ло­же­ние 5 (Она бес­по­щад­но экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ла на себе самой: то вы­ду­мы­ва­ла причёску, ко­то­рую впол­не можно было вы­дви­нуть на пре­мию по раз­де­лу ар­хи­тек­тур­ных со­ору­же­ний, то изоб­ре­та­ла юбку с таким ко­ли­че­ством скла­док, что на ней хо­те­лось сыг­рать, как на гар­мо­ни.) Ав­то­ром ис­поль­зу­ют­ся от­но­си­тель­ные, ука­за­тель­ные, лич­ные ме­сто­име­ния, ко­то­рые по­мо­га­ют из­бе­жать не­оправ­дан­ных по­вто­ре­ний, де­ла­ют нашу речь раз­но­об­раз­нее, вы­ра­зи­тель­нее, гра­мот­нее. От­но­си­тель­ное ме­сто­име­ние «ко­то­рую» свя­зы­ва­ет части слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния. Пред­ло­же­ние 3 свя­зы­ва­ет­ся с преды­ду­щим с по­мо­щью лич­но­го ме­сто­име­ния «с ней». Так, ме­сто­име­ние вы­сту­па­ет в ка­че­стве грам­ма­ти­че­ско­го сред­ства.

С по­мо­щью имен при­ла­га­тель­ных в тек­сте со­зда­ют­ся об­ра­зы, кон-кре­ти­зи­ру­ют­ся яв­ле­ния и по­ня­тия. Так, имена при­ла­га­тель­ные ис­поль­зу­ют­ся ав­то­ром в опи­са­нии де­во­чек: кра­си­вые жен­щи­ны (пред­ло­же­ние №14), лицо ее было по­движ­ным (пред­ло­же­ние №9). Ис­поль­зо­ва­ние при­ла­га­тель­ных по­мо­га­ет ав­то­ру на­ри­со­вать живые, легко пред­став­ля­е­мые порт­ре­ты ге­ро­инь.

Про­ана­ли­зи­ро­вав текст, мы под­твер­ди­ли мысль А.М. Пеш­ков­ско­го о важ­но­сти и не­за­ме­ни­мо­сти каж­дой части речи.

 

 

15.2 Фи­наль­ные стро­ки тек­ста Ана­то­лия Алек­си­на зна­чи­мы. Мама не хочет, чтобы дочь слепо по­кло­ня­лась своим по­дру­гам – имен­но об этом фраза «Сиять отражённым све­том». По­ду­мав, мама до­бав­ля­ет: «Смот­ря чьим све­том!» И это су­ще­ствен­ное до­бав­ле­ние: мама не пред­ла­га­ет от­ка­зы­вать­ся от по­друг; если это на­сто­я­щая друж­ба, то можно жерт­вен­но, бес­ко­рыст­но слу­жить близ­ким тебе по духу людям. Под­твер­дим это при­ме­ра­ми их тек­ста.

Ге­ро­и­ня Алек­си­на гор­дит­ся сво­и­ми по­дру­га­ми. Она, как адъ­ютант, го­то­ва сле­до­вать за ними и ока­зы­вать­ся в нуж­ный мо­мент рядом. Так, за Машей она со­би­ра­ет на­пи­сан­ные и бро­шен­ные стихи (пред­ло­же­ние номер 7). С го­тов­но­стью обо­ро­ня­ет Лялю от на­до­ед­ли­вых по­клон­ни­ков (пред­ло­же­ние номер 17).

На­сколь­ко есте­ствен­ны и бес­ко­рыст­ны эти по­ступ­ки! Имен­но так и ведут себя на­сто­я­щие дру­зья. Сама ге­ро­и­ня го­во­рит об этом в пред­ло­же­нии номер 21: «Я гор­ди­лась Ля­ли­ной кра­со­той и Ма­ши­ны­ми та­лан­та­ми более гром­ко, чем соб­ствен­ны­ми до­сто­ин­ства­ми, имен­но по­то­му, что эти до­сто­ин­ства были всё-таки не моими: в не­скром­но­сти меня об­ви­нить не могли».

Таким об­ра­зом, нам уда­лось под­твер­дить, что в друж­бе нужно быть го­то­вым усту­пить, по­ста­вить ин­те­ре­сы друга выше соб­ствен­ных, а ге­ро­и­ня Алек­си­на – при­мер, как надо дру­жить.

 

15.3 Без дру­зей труд­но. Че­ло­ве­ку свой­ствен­но ис­пы­ты­вать по­треб­ность в об­ще­нии, же­ла­ние с кем-то по­де­лить­ся бедой или ра­до­стью, об­су­дить какие-то про­бле­мы, на­де­ять­ся на чью-то по­мощь или са­мо­му эту по­мощь ока­зы­вать. Всё это можно ре­а­ли­зо­вать, если у тебя есть друг. По­треб­ность в друге ис­пы­ты­ва­ет, я думаю, каж­дый че­ло­век.

Ге­ро­и­ня Ана­то­лия Алек­си­на гор­дит­ся сво­и­ми по­дру­га­ми. Она, как адъ­ютант, го­то­ва сле­до­вать за ними и ока­зы­вать­ся в нуж­ный мо­мент рядом. Так, за Машей она со­би­ра­ет на­пи­сан­ные и бро­шен­ные стихи. С го­тов­но­стью обо­ро­ня­ет Лялю от на­до­ед­ли­вых по­клон­ни­ков. На­сколь­ко есте­ствен­ны и бес­ко­рыст­ны эти по­ступ­ки! Имен­но так и ведут себя на­сто­я­щие дру­зья. Сама она го­во­рит об этом в пред­ло­же­нии номер 21: «Я гор­ди­лась Ля­ли­ной кра­со­той и Ма­ши­ны­ми та­лан­та­ми более гром­ко, чем соб­ствен­ны­ми до­сто­ин­ства­ми, имен­но по­то­му, что эти до­сто­ин­ства были всё-таки не моими: в не­скром­но­сти меня об­ви­нить не могли».

На­сто­я­щие дру­зья были у Алек­санд­ра Сер­ге­е­ви­ча Пуш­ки­на. Ли­цей­скую друж­бу смог­ли через всю жизнь про­не­сти Пуш­кин, Пущин, Дель­виг. Не один де­ся­ток верст при­ш­лось пре­одо­леть Пу­щи­ну, чтобы на­ве­стить опаль­но­го друга в Ми­хай­лов­ском. Нужны были и пре­дан­ность другу, и сме­лость, чтобы по­ехать к во­шед­ше­му в не­ми­лость к царю поэту.

При­ведённые при­ме­ры под­твер­жда­ют, что друж­ба – ве­ли­кий дар и на­гра­да судь­бы. Хо­ро­шо бы, чтобы каж­до­му в жизни встре­тил­ся на­сто­я­щий друг.

 

«Мы с мамой переехали в этот дом недавно…»

2. 3

3. 3

4. Расхотел

5. Решено

6. Разговаривали

7. Голубей из бумаги

8. Я расхотел пускать

9. 13

10. 5,6

11. 2

12. 6

13. 18

13. 30

 

15.1 Рус­ский язык — один из бо­га­тей­ших язы­ков мира и по со­ста­ву языка, и по спо­со­бам его ре­че­вой ор­га­ни­за­ции. Нель­зя не со­гла­сить­ся с вы­ска­зы­ва­ни­ем Н. М. Шан­ско­го: «В мо­но­ло­гич­ной речи за­кон­чен­ная мысль ино­гда не уме­ща­ет­ся в пре­де­лах од­но­го пред­ло­же­ния, и для её вы­ра­же­ния тре­бу­ет­ся целая груп­па свя­зан­ных между собой по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски пред­ло­же­ний». Рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния Шан­ско­го, от­ме­тим, что мо­но­ло­ги­че­ская речь пред­став­ля­ет из себя соб­ствен­но текст, объ­еди­нен­ный общей мыс­лью, об­ла­да­ю­щий смыс­ло­вой и ком­по­зи­ци­он­ной за­кон­чен­но­стью. Для до­ка­за­тель­ства этого об­ра­тим­ся к тек­сту Вла­ди­сла­ва Кра­пи­ви­на.

При­ве­ден­ный от­ры­вок из про­из­ве­де­ния В. Кра­пи­ви­на на­пи­сан от пер­во­го лица и может рас­це­ни­вать­ся как мо­но­ло­ги­че­ский текст. Герой рас­ска­зы­ва­ет нам о пе­ри­о­де своей жизни после пе­ре­ез­да в новый дом. Основ­ной мыс­лью, ко­то­рую он хочет до­не­сти до чи­та­те­ля, яв­ля­ет­ся мысль о том, что маль­чи­ку очень хо­те­лось иметь на­сто­я­ще­го друга, без ко­то­ро­го он чув­ство­вал себя очень оди­но­ко, хотя при­я­те­лей у него было много. Эта мысль, со­сре­до­то­чен­ная в пред­ло­же­ни­ях 27−30, яв­ля­ет­ся сво­е­го ро-да вы­во­дом из мо­но­ло­га о дет­стве ав­то­ра, ко­то­рый пред­став­лен пред­ложе­ни­я­ми 1−27.

Таким об­ра­зом, дей­стви­тель­но, мо­но­ло­ги­че­ская речь за­ча­стую вы­хо­дит за рамки од­но­го пред­ло­же­ния, что яв­ля­ет­ся до­ка­за­тель­ством право­ты вы­ска­зы­ва­ния Н. М. Шан­ско­го.

 

15.2 В при­ведённом фраг­мен­те тек­ста упо­треб­ля­ет­ся ин­те­рес­ное вы­ра­же­ние - друг на час - это о слу­чай­ных людях, ко­то­рых мы, воз­мож­но, даже счи­та­ем сво­и­ми дру­зья­ми. Нас объ­еди­ня­ют какие-то не­зна­чи­мые дела, ин­те­ре­сы. Но такая «друж­ба» может рас­сы­пать­ся без ви­ди­мых при­чин. Такие «дру­зья» есть у героя тек­ста Вла­ди­сла­ва Кра­пи­ви­на.

Пе­ре­ехав в новый дом, маль­чи­ку при­ш­лось на новом месте вы­стра­и­вать новые от­но­ше­ния со сверст­ни­ка­ми. У него по­яви­лись при­я­те­ли. Имен­но при­я­те­ли. Об этом можно су­дить по пред­ло­же­ни­ям номер 10 – 11. Сна­ча­ла рас­сказ­чик го­во­рит о том, что ни­ка­ких серьёзных раз­го­во­ров у них не было, потом как бы в под­твер­жде­ние своих слов до­бав­ля­ет, что и дела сов­мест­ные у них были «не­зна­чи­тель­ные»: пус­ка­ние го­луб­ков, слу­ша­ние пла­сти­нок, игры. В пред­ло­же­нии 23 автор под­во­дит итог таким от­но­ше­ни­ям: «Ре­бя­там это, ко­неч­но, нра­ви­лось, но я всё равно был среди них чужим».

Вот по­че­му герою хо­чет­ся, чтобы по­явил­ся на­сто­я­щий друг, тот, с ко­то­рым будет ин­те­рес­но не толь­ко пус­кать го­луб­ков и слу­шать му­зы­ку, но и сде­лать что-то зна­чи­мое, на­сто­я­щее.

 

15.3 Без дру­зей труд­но. Че­ло­ве­ку свой­ствен­но ис­пы­ты­вать по­треб­ность в об­ще­нии, же­ла­ние с кем-то по­де­лить­ся бедой или ра­до­стью, об­су­дить какие-то про­бле­мы, на­де­ять­ся на чью-то по­мощь или са­мо­му эту по­мощь ока­зы­вать. Всё это можно ре­а­ли­зо­вать, если у тебя есть друг. По­треб­ность в друге ис­пы­ты­ва­ет, я думаю, каж­дый че­ло­век.

Герою Вла­ди­сла­ва Кра­пи­ви­на после пе­ре­ез­да в новый дом при­ш­лось на новом месте вы­стра­и­вать новые от­но­ше­ния со сверст­ни­ка­ми. У него по­яви­лись при­я­те­ли. Имен­но при­я­те­ли. Сна­ча­ла рас­сказ­чик го­во­рит о том, что ни­ка­ких серьёзных раз­го­во­ров у них не было, потом как бы в под­твер­жде­ние своих слов до­бав­ля­ет, что и дела сов­мест­ные у них были «не­зна­чи­тель­ные»: пус­ка­ние го­луб­ков, слу­ша­ние пла­сти­нок, игры. В пред­ло­же­нии 23 он под­во­дит итог таким от­но­ше­ни­ям: «Ре­бя­там это, ко­неч­но, нра­ви­лось, но я всё равно был среди них чужим». Вот по­че­му герою хо­чет­ся, чтобы по­явил­ся на­сто­я­щий друг, тот, с ко­то­рым будет ин­те­рес­но не толь­ко пус­кать го­луб­ков и слу­шать му­зы­ку, но и сде­лать что-то зна­чи­мое, на­сто­я­щее. +

На­сто­я­щие дру­зья были у Алек­санд­ра Сер­ге­е­ви­ча Пуш­ки­на. Ли­цей­скую друж­бу смог­ли через всю жизнь про­не­сти Пуш­кин, Пущин, Дель­виг. Не один де­ся­ток верст при­ш­лось пре­одо­леть Пу­щи­ну, чтобы на­ве­стить опаль­но­го друга в Ми­хай­лов­ском. Нужны были пре­дан­ность другу и сме­лость, чтобы по­ехать к во­шед­ше­му в не­ми­лость к царю поэту.

При­ведённые при­ме­ры под­твер­жда­ют, что друж­ба – ве­ли­кий дар и на­гра­да судь­бы. Хо­ро­шо бы, чтобы каж­до­му в жизни встре­тил­ся на­сто­я­щий друг.

 

 

«И вот появился в моей жизни Павлик…»

2. 3

3. 3

4. Раздумывая

5. Задано

6. Обижаться

7. Отнестись с юмором

8. Не было, я болел

9. 21

10. 4,5

11. 2

12. 2

13. 2

14. 8

15.2 В при­ведённых строч­ках рас­кры­ва­ет­ся суть друж­бы. Нель­зя пре­да­вать дру­зей, как это сде­лал герой. Он под­дал­ся сию­ми­нут­ной сла­бо­сти, стру­сил, со­вер­шил двой­ной про­сту­пок: об­ма­нул учи­тель­ни­цу и пе­ре­ло­жил свою вину на друга, не­за­слу­жен­но его об­ви­нив в соб­ствен­ной ха­лат­но­сти и лени. Вы­го­ду при этом по­лу­чил «гро­шо­вую», про­дал друга, по­лу­ча­ет­ся, за грош. Разве воз­мож­но после этого до­ве­рие к нему? А без до­ве­рия нет друж­бы.

В тек­сте Юрия На­ги­би­на рас­кры­ва­ет­ся цен­ность друж­бы. В пред­ло­же­нии номер 5 герой раз­мыш­ля­ет о дру­же­ских от­но­ше­ни­ях: «Моё дол­гое при­я­тель­ство с Митей не могло прой­ти бес­след­но: я при­вык к из­вест­но­му мо­раль­но­му со­гла­ша­тель­ству, а про­ще­ние пре­да­тель­ства не­мно­гим от­ли­ча­ет­ся от са­мо­го пре­да­тель­ства». В пред­ло­же­нии го­во­рит­ся о том, что в от­но­ше­ни­ях с преж­ним дру­гом герой при­вык под­чи­нять­ся, со­гла­шать­ся во всём с более силь­ным. Такие от­но­ше­ния вряд ли можно счи­тать на­сто­я­щей друж­бой. Там, где нет рав­но­пра­вия, ува­же­ния друг к другу, не может быть до­ве­рия.

Опыт этих от­но­ше­ний герой перенёс в друж­бу с Пав­ли­ком. И те­перь уже сам пре­дал друга, причём по­на­ча­лу даже не за­ме­тил этого (пред­ло­же­ния номер 23 — 24). Пре­да­тель­ство по­доб­но смер­ти. После этого по­ступ­ка друж­ба между маль­чи­ка­ми стала не­воз­мож­ной.

При­ведённые при­ме­ры под­твер­жда­ют, что друж­ба — ве­ли­кий дар. Чтобы в жизни тебе встре­тил­ся на­сто­я­щий друг, надо са­мо­му уметь дру­жить, ведь не­слу­чай­на муд­рость: «От­но­сись к че­ло­ве­ку так, как хо­чешь, чтобы он от­но­сил­ся к тебе.

 

15.3 Без дру­зей труд­но. Че­ло­ве­ку свой­ствен­но ис­пы­ты­вать по­треб­ность в об­ще­нии, же­ла­ние с кем-то по­де­лить­ся бедой или ра­до­стью, об­су­дить какие-то про­бле­мы, на­де­ять­ся на чью-то по­мощь или са­мо­му эту по­мощь ока­зы­вать. Всё это можно ре­а­ли­зо­вать, если у тебя есть друг. По­треб­ность в друге ис­пы­ты­ва­ет, я думаю, каж­дый че­ло­век, но не каж­дый умеет дру­жить, ведь друж­ба пред­по­ла­га­ет вза­и­мо­по­мощь, го­тов­ность по­жерт­во­вать сво­и­ми ин­те­ре­са­ми ради друга, а на это не каж­дый спо­со­бен.

Герой Юрия На­ги­би­на под­дал­ся сию­ми­нут­ной сла­бо­сти, стру­сил, со­вер­шил двой­ной про­сту­пок: об­ма­нул учи­тель­ни­цу и пе­ре­ло­жил свою вину на друга, не­за­слу­жен­но его об­ви­нив в соб­ствен­ной ха­лат­но­сти и лени. Вы­го­ду при этом по­лу­чил «гро­шо­вую», про­дал друга, по­лу­ча­ет­ся, за грош. Разве воз­мож­но после этого до­ве­рия к нему? А без до­ве­рия нет друж­бы.

На­сто­я­щие дру­зья были у Алек­санд­ра Сер­ге­е­ви­ча Пуш­ки­на. Ли­цей­скую друж­бу смог­ли через всю жизнь про­не­сти Пуш­кин, Пущин, Дель­виг. Не один де­ся­ток верст при­ш­лось пре­одо­леть Пу­щи­ну, чтобы на­ве­стить опаль­но­го друга в Ми­хай­лов­ском. Нужна была сме­лость, чтобы по­ехать к во­шед­ше­му в не­ми­лость к царю поэту.

При­ведённые при­ме­ры под­твер­жда­ют, что друж­ба — ве­ли­кий дар. Хо­ро­шо бы, чтобы каж­до­му в жизни встре­тил­ся на­сто­я­щий друг.








Date: 2015-08-24; view: 833; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2022 year. (0.061 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию