Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Султанбек Ходжанов
(1894-1938 гг.)
Уроженец Шымкентской области. Государственный деятель Средней Азии и Казахстана. В 1917-1918 гг. Ходжанов — слушатель Учительской семинарии в г. Ташкенте, редактор газеты "Бірлік туы". С 1918 по 1919 гг. Ходжанов работал секретарем райпродкома, организатором комиссии помощи голодающим в г. Туркестане, преподавателем педагогического училища и педагогических курсов в Ташкенте, инструктором уездного отдела народного образования, являлся членом исполкома в Туркестане, председателем Сырдарьинского ревкома. В 1920-1924 гг. - член ЦК Компартии Туркестана, заместитель председателя ТурЦИКа, нарком внутренних дел, нарком просвещения, нарком земледелия Туркестанской республики, редактор газеты "Ақ жол" в Ташкенте. С 1924 по 1925 гг. Ходжанов являлся секретарем Казкрайкома, но в 1925 г. в Казахстане развернулась борьба за преодоление так называемой "ходжановщины". Расхождение позиций с Голощекиным в отношении стиля и методов руководства, задач государственного строительства, отрицание необходимости проведения новой революции в республике привело к тому, что Ходжанов был зачислен в лагерь национал-уклонистов. Все последующие годы ему приходилось защищаться от необоснованных обвинений, прямой травли и угроз. Ходжанова вынудили выехать из Казахстана. Он был переведен в аппарат ЦК ВКП (б) на ответработу. Его назначили ответственным инструктором по национальным республикам и областям ЦК ВКП (б) (1925-1926). Затем направили учиться на курсы марксизма-ленинизма в Москву. В 1927-1928 гг. Ходжанов работает заместителем заведующего агитационно-пропагандистского отдела Среднеазиатского бюро ЦК ВКП (б). В эти годы (1928-1937) он продолжает заниматься литературной, научной, публицистической деятельностью. В 1927-1937 гг. - на ответственной работе в советских и хозяйственных органах, организатор и первый директор Среднеазиатского хлопково-ирригационного политехнического института, уполномоченный Наркомата земледелия СССР в Средней Азии, заместитель уполномоченного по Узбекистану Комиссии советского контроля СНК СССР. Как человек глубоких и разносторонних знаний, он состоял в Комиссии по составлению сборника по истории Компартии Туркестана (1922), в редакционной коллегии журнала Истпарта Средазбюро ЦК ВКП (б) "Революция в Средней Азии" (1929), в Совете Среднеазиатского научно-исследовательского Института истории революции (1930), в Президиуме главного ученого совета Наркомпроса (1931) и др. Ходжанов является автором предисловия к 1-му изданию стихов М.Жумабаева, выпущенного в 1923 г. в Ташкенте. В сфере его научных интересов — проблемы национального развития, практика осуществления национальной политики в регионе. В 1928 г. Истпарт Средазбюро ЦК ВКП (б) издал книгу С.Ходжанова "К десятилетию Советской Автономии Туркестана". Ряд выдвинутых им положений и сегодня не потеряли своей актуальности. В его творческом наследии имеются также многочисленные критические и публицистические статьи, опубликованные под псевдонимами Токпак (Колотушка) и Замандас (Современник), которые посвящены судьбам литературного языка, терминологии, алфавита местных национальностей и проблемам нацменьшинств. Султанбек Ходжанов — делегат X, XIII, XIV съездов ВКП (б), IX Всероссийского съезда Советов. Член ВЦИК и ЦИК СССР. Беймбет Майлин (1894-1938 гг.) Уроженец Костанайской области. Писатель, драматург, один из основоположников казахской литературы. Майлин учился в медресе (1911-1912), в школе Уазифа в Троицке (1913), в медресе Галия в Уфе (1913-1915). В 1916-1922 гг. - учитель в родном ауле. В 1923-1925 гг. Майлин являлся литературным сотрудником, редактором Костанайской губернской газеты "Еңбекші қазақ", в 1928-1932 гг. — редактором газеты "Ауыл тілі", в 1932-1934 гг. — заведующим отделом, заместителем редактора газеты "Социалистік Қазақстан", в 1934-1937 гг. — редактором газеты "Қазақ әдебиеті". В 1937 г. Майлина репрессировали, реабилитировали в 1958 г. Свой творческий путь Майлин начал с создания поэтических произведений. В стихах "Черты мусульманина"(1912), "Нужда"(1913), "Скот"(1914), "Богатство"(1915) отразились его раздумья о жизни, о несправедливости, о тяжелой доле трудового народа. События национально-освободительного восстания 1916 г. нашли отражение в стихотворении Майлина "Кровавый туман". Не оправдались надежды, которые он возлагал на Февральскую демократическую революцию 1917 г., связывая с падением самодержавия надежды на обретение свободы и равенства ("В степи", “Казаху”, "Съезд"(1917)). Поэта вдохновляет тема борьбы казахского народа за новую жизнь, за светлое будущее. Вершинами гражданской лирики Майлина являются стихотворения "Кто злодей" (1922), "Бедняку" (1922), "С праздником" (1922), "Сегодня" (1928). Герой многочисленных стихов, поэм, рассказов Майлина - в прошлом забитый бедняк, ставший сознательным строителем новой жизни. Таков, например, герой его лирики - Мырқымбай - в стихотворениях "Мырқымбай" (1922), "Досада бедняка" (1923), "Дай руку, Мырқымбай" (1926) и др. Майлин является автором более десяти поэм. Первый сборник его поэм был издан в 1936 г. под названием "Маржан". В поэмах "Байская дочь" - (1917), "Девушка Разия" (1919), "Беглянка" (1921), "Маржан" (1923) Майлин воспроизвел трагическую судьбу женщины-казашки в дореволюционном ауле, показал пути ее освобождения от тяжелой доли. Весомый вклад внес Майлин в развитие прозы, в особенности рассказа. В "Айранбае" (1924), "Буланом иноходце" (1924), "Оправданном труде" (1928), "Рыжей полосатой шубе" (1928), "Письмах Шапая" (1928) раскрывается тема духовного пробуждения людей. Из них своим идейно-художественным совершенством выделяется рассказ "Рыжая полосатая шуба" (1928). Живость повествования, емкость сюжета, стройность композиции обнаруживают в лице Майлина замечательного мастера малой прозы. В своих рассказах Майлин затрагивал тему коллективизации ("Председатель совета Камиля", "Ұлбосын", "Муқыш, сын Арыстанбая" (1930), и др.), пытался раскрыть духовный мир человека, показывал сложный противоречивый путь общественной жизни, перегибы в колхозном строительстве. Майлин известен и как талантливый очеркист, фельетонист, отразивший напряженную жизнь советских людей в годы индустриализации (сборник фельетонов "Вырезки" (1924); очерка "На стройках гигантов" (1934)). Первая повесть Майлина — "Памятник Шуги" (1915) — о трагической судьбе казахской девушки, явилась этапным произведением в развитии казахской прозы. В дальнейшем Майлин неоднократно обращался к разработке проблемы равноправия женщины, создавая впечатляющие образы казахских женщин. Майлин — автор повестей "Рассказ Амиржана" (1932), "Пятнадцать дворов" (1933), "На току" (1933), в которых созданы образы людей из народа, стремившихся к лучшей жизни. В романе "Азамат Азаматович" (1935) нашли широкое отражение важные исторические события накануне коллективизации. Этот роман в 1935 г. был переведен на русский язык под названием "Дочь казаха". Другие романы Майлина ("Красный флаг", "Соседи", "Схватка") не сохранились, отдельные отрывки из них печатались в журнале "Әдебиет майданы" в 1932-1936 гг. Майлин внес свой вклад в разработку и развитие различных жанров драматургии. В пьесах "Мулла Шаншар" (1916), "Обручение" (1926), "Протокол" (1926) высмеяно невежество мулл. Ряд пьес посвящен революционной тематике: "Жалбыр" (1935), "Амангелді" (1930). Многогранный талант художника, жизненный реализм, глубокое знание истории, поэзии, языка казахского народа, богатый жизненный опыт определили место Майлина в казахской литературе. Турар Рыскулулы (1894-1943 гг.) Уроженец Алматинской области. Государственный, партийный деятель, участник национально-освободительного движения 1916 г., революции 1917 г. В 1907-1910 гг. Турар учится в русско-казахской начальной школе в Мерке, а в 1910-1914 гг. — в сельскохозяйственном училище в Пишпеке (ныне Бишкек), по окончании которого получает специальность садовода. В 1914-1916 гг. Турар работал в Мерке и на полях под Ташкентом. Летом 1916 г. Т. Рыскулулы становится организатором антиколониального вооруженного восстания в Аулие-Атинском уезде и подвергается аресту. Национально-вободительное движение казахского народа 1916 г. стало школой политического созревания молодых интеллигентов и во многом определило их дальнейшую судьбу. С немалым трудом, после неоднократных отказов, осенью 1916 г. ему удается поступить в Ташкентский учительский институт. Во время революции 1917 г., с момента получения сообщения о свержении царя, Т.Рыскулулы оставляет учебу в Ташкенте и прибывает в Меркенский район Аулие-Атинского уезда, где срывает планы местных кулаков об уплате коренным населением огромной контрибуции в возмещение убытков, якобы понесенных русским населением в период восстания 1916 г. В начале 1917 г. в г. Аулие-Ате Рыскулулы организовал "Революционный союз казахской молодежи", ставящий своей целью всемерную борьбу за свободу и независимость. В 1918 г. был заместителем председателя Аулие-Атинского уездного Совдепа. С самого начала своей общественной деятельности он вплотную занимается обустройством кочевых аулов. В октябре 1918 г. на VI съезде Советов Т.Рыскулулы избирается в состав ТуркЦИК, затем назначается наркомом здравоохранения Туркреспублики. Позже выдвигается на пост заместителя председателя ЦИК Туркреспублики. В 1919 г. Рыскулулы - председатель Центральной комиссии по борьбе с голодом при ТуркЦИК, председатель ЧК по борьбе с басмачеством в Фергане. В лице Рыскулулы притесненные и угнетенные видели защитника их насущных интересов. Он становится подлинным лидером всех тюркоязычных народов, населяющих Туркестан. В 1920 г. он становится членом ЦК Компартии Туркестана и избирается председателем ЦИК Туркестанской АССР. Имя Рыскулулы как политика и государственного деятеля стало широко известно в связи с деятельностью Мусульманского бюро. Он стоял у истоков этой организации и был бессменным руководителем на протяжении всего времени его существования. Под его руководством Мусбюро вело последовательную борьбу против засилия и диктата Центра. Он был главным идеологом и теоретиком мусульманской партии, противопоставленной им коммунистической партии России. Направляемое Рыскулулы Мусбюро проделало значительную работу на пути к независимости и привлечению коренного населения к самоуправлению. Взгляды Т.Рыскулулы получили поддержку III конференции Мусбюро, принявшей решение о создании Тюркской Республики и Тюркской Компартии. Но вмешательство Центра подавило волю туркестанцев к национальному самоопределению, Рыскулулы было предъявлено обвинение в пантюркизме и националистическом уклоне, которое преследовало его до конца жизни. В 1920 г. Рыскулулы принимает участие в работе Первого съезда народов Востока в Баку. В декабре 1920 г. его назначают заместителем наркома по делам национальностей РСФСР. В 1922 г. его выдвигают на пост председателя Совета Народных Комиссаров Туркреспублики. В 1924 г., будучи помощником заведующего Средне-Восточным отделом ИККИ, был делегирован в Монголию в качестве уполномоченного Коминтерна. В 1925 г. Рыскулулы — заведующий отделом печати Казкрайкома ВКП (б) и ответственный редактор газеты "Енбекши казак". В 1926-1937 гг., будучи заместителем председателя Постоянного хлопкового совещания, председателем Комитета содействия строительству Турксиба, начальником Главкоммунхоза при СНК РСФСР, возглавлял экспертное совещание и совет содействия общественному питанию, Комитет кустарной промышленности и промысловой кооперации при ЭКОСО РСФСР и др. государственные органы. Его перу принадлежат десятки книг, брошюр, свыше 100 статей, В Алматы в честь Рыскулулы назван проспект. Date: 2015-09-03; view: 623; Нарушение авторских прав |