Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Султанмахмут Торайгыров
(1893-1920 гг.)
Уроженец Кокшетауской области. Казахский поэт-демократ. Отец Торайгырова, Шокпыт (наст, имя Абубакир), сам учил сына арабской грамоте. Под влиянием аульного муллы Мукана, переводчика с арабского и персидского языков, занимавшегося и литературным творчеством, Торайгыров в 13 лет сам стал сочинять стихи и рассказы, которые, к сожалению, были сожжены в Баянауле в медресе муллы Абдрахмана, считавшего их греховными. В 1911 г. Султанмахмут стал учеником приехавшего из Троицка, где в основном обучалась тогда казахская молодежь, Нургали Таушибаева. Сторонник передовых методов обучения, Нургали приобщил своих питомцев к естествознанию, истории, привил им интерес к периодической печати. Видя недостатки своего образования, Султанмахмут мечтает о продолжении учения в городе и пишет стихи, в которых отразились его искания. Стихотворения "К молодежи", "К учащимся", "Какова цель учебы", публицистическая статья "Я опечален" посвящены образованию, призывают молодежь к учению, к овладению высотами культуры, показывают значимость знаний, выработанных человечеством. 1912 г. Торайгыров провел в Троицке в медресе Яушева, которое он был вынужден оставить из-за болезни. В 1912-1913 он лечится и одновременно работает. Произведения этого периода, такие, как "Какой", "О том, о сем", "Оповещение", "Во сне", "Кто они?", "Вчерашний сон — сегодняшнее дело"(1913) проникнуты острой социальной направленностью, смелым протестом против зла и несправедливости, верой в лучшее будущее казахского народа. В эти же годы в стихотворении "Во сне я видел жалостное положение" (1912) Торайгыров впервые обращается к теме, которая впоследствии станет одной из ведущих в его творчестве - к социальному положению и судьбе казахской женщины. Лето 1913г. Торайгыров учительствует в казахском ауле близ Троицка, а осенью, возвратившись в город, становится секретарем редакции казахского журнала "Айқап", на страницах которого впервые выступает как поэт, публицист и литературный критик. Журналистика помогла Торайгырову поверить в свое призвание и навсегда связать свое будущее с поэзией. Из-за расхождения позиций с редактором "Айқапа" М.Сералиным, весной 1914 г. он ушел из этого журнала и попытался издать новый. Его попытка оказалась безуспешной, после чего летом этого же года он пытался открыть просветительную организацию "Шон cepіктігі" для обучения казахских детей на общественные средства, но опять не получил поддержки у зажиточной аульной знати. Скитания, нужда, болезнь, неудачи в личной жизни, но, вместе с тем, напряженная творческая работа и постоянное самообразование характеризуют предреволюционные годы Торайгырова. В 1917 г. он приезжает из Томска в Семипалатинск и поступает на службу в областной комитет по работе среди местного населения, которую он вскоре оставляет из-за болезни. В 1918 г. Торайгыров последний раз приезжает в Семипалатинск, где узнает от врачей, что его болезнь уже неизлечима. Через некоторое время он умирает. Программным для всего творчества С.Торайгырова является стихотворение "Теперешнее направление", в котором он показывает главную цель своей жизни — служение народу. Эта же тема — в стихотворениях "К жизни", "Клятва моей жизни", "К моей родной стране". Жизненное кредо поэта-гражданина выражено и в стихотворении "Зачем я живу". Из произведений 1915 г. наиболее значительным является "Сердце мое, ретиво ты скачешь", которое считается шедевром казахской поэзии. В этом же году поэт написал свою первую поэму "Кто виноват". В одном из лучших своих произведений, "Думы шакирда"(1917), поэт вновь касается своей любимой темы: значение просвещения, культуры для народа. Одной из признанных вершин творчества Торайгырова считается философская поэма "Жизнь в заблуждениях"(1918), в которой каждая глава описывает определенный этап в жизни человека. Поэма представляет собой развернутый монолог, пронизанный размышлениями о добре и зле, о жизни и смерти, о цели и смысле человеческого существования. Поэма "Бедняк", написанная почти одновременно с "Жизнью в заблуждениях", близка к ней и по идейному замыслу. Один из первых казахских романов "Красавица Камар" (1914) явился плодом творческих поисков Торайгырова, возможностей художественной прозы в отражении действительности, нравов и обычаев современного общества. Вклад С.Торайгырова в национальную поэзию очень значителен, его стихи по праву вошли в сокровищницу казахской литературы. Date: 2015-09-03; view: 607; Нарушение авторских прав |