Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Жусупбек Аймауытулы
(1889-1931 гг.) Казахский поэт, драматург, писатель, переводчик, литературовед и педагог Жусупбек Аймауытулы родился в 1889 г., на территории нынешнего Баянаульского района Павлодарской области. В 1904-1911 гг. он обучался в русско-казахских школах, затем окончил сельскохозяйственные семинарии в Баянауле и Павлодаре и учительскую семинарию в Семипалатинске (1919). В 1917-1919 гг. Аймауытулы состоял в партии "Алаш". После перехода на сторону Советской власти Аймауытулы активно работает в ее органах. В 1919-1922 гг. он был членом коллегии Наркомпроса республики, начальником Семипалатинского губернского отдела просвещения, работал редактором газеты "Казак тілі". В течение двух лет, с 1922 по 1924 гг. Аймауытулы работал учителем в Каркаралинске. Следующий период жизни Аймауытулы, включавший в себя отрезок с 1924 по 1929 гг., был очень насыщенным и плодотворным. В 1924-1926 гг. Аймауытулы работал литературным сотрудником Ташкентской газеты "Ақ жол", после этого, с 1926 по 1929 гг. он занимал должность директора Шымкентского педагогического техникума. В этот период Аймауытулы написал пьесы "Канапия и Шарбану", "Карьеристы" (1925), "Мелодия счастья" и "Шернияз" (1926), романы "Қартқожа" (1926), "Ақбілек" (1928), повесть "Вина Куникей" (1928), рассказы "Непостоянный Кожебай", "Мираж" и другие произведения. Аймауытулы является автором сказок для детей и юношества: "Негодная шапка", "Старик и старуха", "Три девушки", "Вол-великан". Аймауытулы написал множество публицистических произведений, литературно-критических статей. Ему принадлежат научные труды: "Психология", "Психология и искусствоведение" и другие работы. Переводческая деятельность Жусупбека Аймауытулы заслуживает отдельного изучения. Им были переведены на казахский язык монографии "Краткий курс политической экономии" А.А.Богданова, "Краткое описание русской истории" М.Н.Покровского. Среди литературных произведений, переведенных Аймауытулы, можно назвать трагедии А.С.Пушкина "Скупой рыцарь" и "Каменный гость", рассказы и повести Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, А.М.Горького, У.Шекспира, Дж.Лондона, Ги де Мопассана, А.Дюма, Р.Тагора. В 1929 г. Жусупбек Аймауытулы был подвергнут репрессиям и через два года расстрелян. Лишь в 1988 г он был реабилитирован. Характерной чертой произведений Аймауытулы является их идейность, богатство эстетических красок, выразительность литературного языка, изящество художественного стиля. Главными сюжетными линиями в произведениях Аймауытулы стали проблемы равноправия женщин, нравственности, борьбы с пережитками прошлого, воспитания подрастающего поколения на идеалах добра и человечности. Мустафа Чокай (1890-1941 гг.) Казахский мыслитель, ученый и общественный деятель, Мустафа Чокай родился 7 января 1890 г. в городе Ак-Мечеть (современная Кызылорда). Он был внуком знаменитого Торгай-датхана и сыном смелого Чокай-бека, по материнской линии он был выходцем из династии казахских ханов Хивы. Начальное образование Мустафа получил в ауле от родителей. Затем он на отлично окончил русскую гимназию в Ташкенте и юридический факультет Петербургского университета. В 1912 г., когда вспыхнула турецко-балканская война, он принял очень деятельное участие в движении в поддержку Турции. Мустафа Чокай был единственным представителем народов Туркестана в Политическом бюро Мусульманской фракции Государственной Думы. Он сыграл решающую роль в том, что Дума приняла решение о создании комиссии для расследования зверств казачества и карателей по отношению к участникам восстания 1916 г. Мустафа Чокай возглавлял комиссию представителей по защите прав народов Туркестана в Учредительном собрании. После того, как к власти пришло Временное правительство, его глава, А.Ф.Керенский, предложил Мустафе Чокаю портфель министра, но тот не принял предложение. Февральская революция 1917 г. стала толчком для подготовки группой М.Чокая создания в Туркестане национальных автономий в составе единой Туркестанской федерации. Но Временное правительство выступило против самоопределения народов Туркестана. В марте 1917-го М.Чокай возглавил Мусульманский центр, созданный на Конгрессе мусульман Туркестана в Ташкенте. Мусульманский центр, опираясь на "Воззвание к трудящимся мусульманам России и Востока", начал подготовку к созданию автономии. Октябрь 1917 г. был встречен туркестанцами с ликованием. Но вскоре эта радость была омрачена известием о том, что Советская власть также выступает против Туркестанской автономии. 22 ноября 1917 г. в Коканде состоялся Всетуркестанский конгресс всех политических партий и движений, на котором было объявлено о создании Кокандской автономии. Ее президентом был избран Мустафа Чокай. В декабре 1917 г. Чокай вошел в состав правительства "Алаш-Орды". После того, как в январе 1918г. Коканд был взят штурмом отрядами вооруженных рабочих и частями красногвардейцев, М.Чокай бежал в Грузию. Там он активно включился в демократическое движение кавказских народов. В 1920 г., когда Красная армия вошла в Грузию, М.Чокай перешел границу Турции, оттуда переехал в Берлин, затем во Францию, где и обосновался. Находясь в эмиграции, М.Чокай организует и участвует в издании журналов и газет, освещающих жизнь народов Туркестана. В Стамбуле и Париже, Берлине и Лондоне, в Варшаве он печатает свои статьи, теоретические исследования, исторические и политические обзоры Центральной Азии. Его журналы "Жана Туркестан" и "Жас Туркестан" издавались соответственно в Стамбуле и Берлине. После начала Великой Отечественной войны М.Чокай был арестован и помещен в Компьенский концлагерь под Парижем. Две недели его продержали в Компьене, а затем освободили. Дома он пробыл недолго, вскоре его увезли в Германию, а потом он побывал в Польше и на Украине, где встречался с пленными туркестанцами, которых вербовали в так называемый Туркестанский легион. В одном из лагерей он заболел, и 27 декабря 1941 г. Мустафы Чокая не стало. Гуманист, демократ, человек энциклопедических знаний, Мустафа Чокай выступал как просветитель, как глашатай древней и богатейшей культуры и истории народов Средней Азии и Казахстана. Он был знатоком русской литературы, блестяще владел английским, французским, немецким, турецким и арабским языками. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за правду, за достоинство и честь народов Средней Азии и Казахстана, его сердце и душа всегда были с родным народом. Date: 2015-09-03; view: 495; Нарушение авторских прав |