Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жусупбек Аймауытулы





(1889-1931 гг.)

Казахский поэт, драматург, писатель, переводчик, ли­тературовед и педагог Жусупбек Аймауытулы родился в 1889 г., на территории нынешнего Баянаульского района Павлодарской области.

В 1904-1911 гг. он обучался в русско-казахских шко­лах, затем окончил сельскохозяйственные семинарии в Баянауле и Павлодаре и учительскую семинарию в Семипалатинске (1919). В 1917-1919 гг. Аймауытулы состоял в партии "Алаш". После перехода на сторону Советской власти Аймауытулы активно работает в ее органах. В 1919-1922 гг. он был членом коллегии Наркомпроса республики, начальником Семипалатинского губернского отдела просвещения, работал редактором газеты "Казак тілі". В течение двух лет, с 1922 по 1924 гг. Аймауытулы работал учителем в Каркаралинске.

Следующий период жизни Аймауытулы, включавший в себя отрезок с 1924 по 1929 гг., был очень насыщенным и плодотворным. В 1924-1926 гг. Аймауытулы работал литературным сотрудником Ташкентской газеты "Ақ жол", после этого, с 1926 по 1929 гг. он занимал должность ди­ректора Шымкентского педагогического техникума. В этот период Аймауытулы написал пьесы "Канапия и Шарбану", "Карьеристы" (1925), "Мелодия счастья" и "Шернияз" (1926), романы "Қартқожа" (1926), "Ақбілек" (1928), повесть "Вина Куникей" (1928), рассказы "Непостоянный Кожебай", "Мираж" и другие произведения.

Аймауытулы является автором сказок для детей и юношества: "Негодная шапка", "Старик и старуха", "Три девушки", "Вол-великан".

Аймауытулы написал множество публицистических произведений, литературно-критических статей. Ему принадлежат научные труды: "Психология", "Психология и искусствоведение" и другие работы.

Переводческая деятельность Жусупбека Аймауытулы заслуживает отдельного изучения. Им были переведены на казахский язык монографии "Краткий курс полити­ческой экономии" А.А.Богданова, "Краткое описание русской истории" М.Н.Покровского. Среди литературных произведений, переведенных Аймауытулы, можно назвать трагедии А.С.Пушкина "Скупой рыцарь" и "Каменный гость", рассказы и повести Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, А.М.Горького, У.Шекспира, Дж.Лондона, Ги де Мопассана, А.Дюма, Р.Тагора. В 1929 г. Жусупбек Аймауытулы был подвергнут репрессиям и через два года расстрелян. Лишь в 1988 г он был реабилитирован.

Характерной чертой произведений Аймауытулы является их идейность, богатство эстетических красок, выразительность литературного языка, изящество художественного стиля. Главными сюжетными линиями в произведениях Аймауытулы стали проблемы равноправия женщин, нравственности, борьбы с пережитками прошлого, воспитания подрастающего поколения на идеалах добра и человечности.


Мустафа Чокай (1890-1941 гг.)

Казахский мыслитель, ученый и общественный деятель, Мустафа Чокай родился 7 января 1890 г. в городе Ак-Мечеть (современная Кызылорда). Он был внуком знаменитого Торгай-датхана и сыном смелого Чокай-бека, по материнской линии он был выходцем из династии казахских ханов Хивы.

Начальное образование Мустафа получил в ауле от родителей. Затем он на отлично окончил русскую гимназию в Ташкенте и юридический факультет Петербургского университета.

В 1912 г., когда вспыхнула турецко-балканская война, он принял очень деятельное участие в движении в поддержку Турции.

Мустафа Чокай был единственным представителем народов Туркестана в Политическом бюро Мусульманской фракции Государственной Думы. Он сыграл решающую роль в том, что Дума приняла решение о создании комиссии для расследования зверств казачества и карателей по отношению к участникам восстания 1916 г. Мустафа Чокай возглавлял комиссию представителей по защите прав народов Туркестана в Учредительном собрании. После того, как к власти пришло Временное правительство, его глава, А.Ф.Керенский, предложил Мустафе Чокаю портфель министра, но тот не принял предложение.

Февральская революция 1917 г. стала толчком для подготовки группой М.Чокая создания в Туркестане национальных автономий в составе единой Туркестанской федерации. Но Временное правительство выступило против самоопределения народов Туркестана.

В марте 1917-го М.Чокай возглавил Мусульманский центр, созданный на Конгрессе мусульман Туркестана в Ташкенте. Мусульманский центр, опираясь на "Воззвание к трудящимся мусульманам России и Востока", начал подготовку к созданию автономии.


Октябрь 1917 г. был встречен туркестанцами с ликованием. Но вскоре эта радость была омрачена известием о том, что Советская власть также выступает против Туркестанской автономии.

22 ноября 1917 г. в Коканде состоялся Всетуркестанский конгресс всех политических партий и движений, на котором было объявлено о создании Кокандской автономии. Ее президентом был избран Мустафа Чокай. В декабре 1917 г. Чокай вошел в состав правительства "Алаш-Орды".

После того, как в январе 1918г. Коканд был взят штурмом отрядами вооруженных рабочих и частями красногвардейцев, М.Чокай бежал в Грузию. Там он активно включился в демократическое движение кавказских народов.

В 1920 г., когда Красная армия вошла в Грузию, М.Чокай перешел границу Турции, оттуда переехал в Берлин, затем во Францию, где и обосновался.

Находясь в эмиграции, М.Чокай организует и участвует в издании журналов и газет, освещающих жизнь народов Туркестана. В Стамбуле и Париже, Берлине и Лондоне, в Варшаве он печатает свои статьи, теоретические исследования, исторические и политические обзоры Центральной Азии. Его журналы "Жана Туркестан" и "Жас Туркестан" издавались соответственно в Стамбуле и Берлине.

После начала Великой Отечественной войны М.Чокай был арестован и помещен в Компьенский концлагерь под Парижем. Две недели его продержали в Компьене, а затем освободили. Дома он пробыл недолго, вскоре его увезли в Германию, а потом он побывал в Польше и на Украине, где встречался с пленными туркестанцами, которых вербовали в так называемый Туркестанский легион. В одном из лагерей он заболел, и 27 декабря 1941 г. Мустафы Чокая не стало.

Гуманист, демократ, человек энциклопедических знаний, Мустафа Чокай выступал как просветитель, как глашатай древней и богатейшей культуры и истории народов Средней Азии и Казахстана. Он был знатоком русской литературы, блестяще владел английским, французским, немецким, турецким и арабским языками. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за правду, за достоинство и честь народов Средней Азии и Казахстана, его сердце и душа всегда были с родным народом.








Date: 2015-09-03; view: 495; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию