Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сейтек Оразалыулы





(1861-1939 гг.)

 

Казахский народный композитор, кюйши, один из основателей казахской домбровой школы Сейтек Оразалыулы родился в 1861 г. на территории современного Урдинского района Западно-Казахстанской области.

С раннего детства Сейтек проявил незаурядные музыкальные способности. Его дядя, Султангали, обучил Сейтека игре на домбре. Затем Сейтек постигал искусство исполнения кюев у учеников знаменитого Даулеткерея.

В молодости Сейтек Оразалыулы неоднократно подвергался гонениям и преследованиям со стороны царской власти за то, что высказывал в своих произведениях свободолюбивые идеи. Сейтек несколько лет провел в тюрьмах Урды, Иркутска, Карабайлы, Астрахани и Москвы. В 1897 г. он был сослан на Сахалин как политический заключенный. Ему было предъявлено обвинение в связях с русскими революционно настроенными рабочими. К этому периоду его жизни относятся кюи "Отчаяние", "Надежда", "Ссылка".

После возвращения из ссылки в 1905 г. Сейтек создает такие кюи, как "Разиз", "Жоктау", "Сарыдала", посвященные тяжелым утратам, которые пережил композитор: умерли его мать, сын и лучший друг.

Сейтек воспел в своих кюях революцию 1905-1907 гг. и народно-освободительное восстание 1916 г. (кюи "Шестнадцатый год").

Октябрьская революция 1917 г. вдохновила Сейтека на создание кюев "Партсъезд", "17-й год", "Свобода".

Сейтек активно участвовал в преобразованиях, начатых Советской властью. Он стал членом комитета бедняков аула Шонай Урдинского района.

Известность Сейтеку принесли его патриотические кюи "Марш", "80 храбрых" и ряд других.

Сейтек Оразалыулы выступал со своими кюями на ВДНХ в 1923 г.; во время декады, посвященной 10-летию Октябрьской революции в 1927 г., он исполнил свой кюи 'Тойбастар".

Композитор в своих кюях воспел красоту души, отразил бесправное положение народа, его скорбь и гнев.

Сейтек стал первым, кто использовал основную струну домбры при исполнении кюев. Именно благодаря этому приему его произведения звучали выразительно и неповторимо. Сейтек, наряду с казахскими мотивами, использовал в своих произведениях туркменскую, русскую, украинскую и калмыцкую мелодику. Кюи Сейтека Оразалыулы вошли в сборник А.В.Затаевича "1000 песен казахского народа" под названием "Песни Сейтека".

Его кюй "Заман-ай", являющийся вершиной творчества композитора, использован в симфонической поэме Г.А. Жубановой "Батырлык".

Многие кюи Сейтека, такие как "Арлалыс", "Айман", "Шарипа", "Карашаш", "Пять девушек", "Кекала ат" и другие, вошли в репертуар Государственного оркестра казахских народных инструментов им. Курмангазы.

 


Дина Нурпеисова (1861-1955 гг.)

Народная исполнительница-домбристка, композитор, деятель казахской культуры Дина Нурпеисова родилась в 1861 г. в Жангалинском районе Западно-Казахстанской области.

Отец Дины Нурпеисовой, известный домбрист, помог дочери освоить все тонкости игры на домбре, когда ей было восемь лет. Примерно в этом возрасте происходит ее первая встреча с великим казахским композитором и исполнителем Курмангазы, после которой Дина стала продолжателем исполнительского искусства, своеобразного стиля своего знаменитого земляка.

Присоединившись к своему учителю, после того как Курмангазы поселяется в местечке Сахма под Астраханью, Дина сама начинает сочинять кюи. Среди ее первых произведений можно назвать "Бұлбұл", "Байжұма", "Көгентүп", в которых прослеживаются музыкальные традиции казахского народа.

Большое влияние на творчество Дины Нурпеисовой оказало национально-освободительное движение 1916 г. Один из кюев, созданных в этот период, так и называется - "1916 год", и носит отпечаток влияния кюя Курмангазы "Кішкентай", посвященного восстанию Махамбета Утемисова и Исатая Тайманова.

Композиторское дарование и исполнительское мастерство Дины Нурпеисовой получили свое дальнейшее развитие в советский период. В 1937 г. она становится участницей Республиканского смотра исполнителей-музыкантов, а через два года участвует во Всесоюзном смотре исполнителей народных музыкальных инструментов в Москве. На этом конкурсе ее называют "Жамбылом домбры".

Произведения, созданные Диной Нурпеисовой после Октябрьской революции, разнообразны по своей музыкальной палитре, глубокому психологическому содержанию. Наиболее известными произведениями этого периода являются кюи "Асем коныр", "Тойбастар", "Ана аманаты", "Восьмое марта" и другие.


После возвращения из Москвы Нурпеисову привлекли новые темы и сюжеты, отражающие труд простых людей. Искусство неутомимого композитора из народа растет и крепнет, знаменуя собой начало нового этапа в ее большой творческой жизни.

В пору наибольшего расцвета таланта Дины Нурпеисовой у нее рождается стремление к своеобразному объединению двух музыкальных направлений в развитии инструментальной культуры дореволюционного Казахстана - темпераментного и динамичного искусства школы Курмангазы с мягким, по преимуществу лирическим творчеством Даулеткерея и его последователей.

Богатый материал как прошлой, так и современной музыкальной культуры казахского народа Нурпеисова творчески перерабатывала, создавая при этом свои оригинальные кюи, свои особые приемы их исполнения.

В суровые годы Великой Отечественной войны, когда знаменитой домбристке было уже 80 лет, ни на минуту не прекращалась ее композиторская деятельность. Разделяя всеобщий патриотический подъем, она создает кюй "Наказ матери", а радостную весть об окончании войны она встречает кюем "Победа".

В творческом наследии выдающейся казахской домбристки и народного композитора Дины Нурпеисовой особенно ценными являются те произведения, в которых она, путем синтеза разных стилевых элементов, закладывает основы нового стиля казахской домбровой музыки. Ее кюи отличаются не только широким размахом музыкально-тематического развития, но и большой задушевностью, искренностью эмоционального выражения. Много замечательных кюев с помощью Нурпеисовой освоил Государственный оркестр казахских народных инструментов им. Курмангазы. Она обогатила его исполнительскую культуру целым рядом оригинальных приемов игры на домбре. Через нее пришли в оркестр и зазвучали в мощном симфоническом ансамбле кюи Курмангазы и многих других представителей казахской инструментальной музыки.








Date: 2015-09-03; view: 1012; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию