Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Шакарим Кудайбердиев
(1858-1931 гг.)
Казахский поэт, просветитель, композитор и переводчик Шакарим Кудайбердиев родился 24 июля 1858 г. в селе Караул нынешнего Абайского района Семипалатинской области. Рано оставшись без родителей, Шакарим воспитывался у своего двоюродного дяди - великого казахского поэта и просветителя Абая Кунанбаева. Начав писать стихи с раннего детства, Шакарим на протяжении всей жизни старался использовать в своем творчестве традиции, заложенные в казахской литературе Абаем. Поэтому Щакарим по праву считается его преемником, продолжавшим нести идеи просвещения в широкие народные массы. Щакарим получил хорошее для того времени образование. Особое внимание Шакарим уделял изучению восточной и западной классической литературы. Он овладел арабским, персидским, тюркским и русским языками. В своих ранних произведениях Шакарим призывал молодежь учиться у Абая ("О молодости", "О старости", "Давайте, молодежь, найдем свою дорогу"), выступал за чистоту нравов ("Жизнь", "Обидчики", 'Страстность", "Балагур"), воспевал искренние чувства, человечность, стремление к знаниям ("Молодежи", "Сокровенное", "Истинная святость"). Шакариму Кудайбердиеву были чуждыми нравы и мораль той среды, из которой он произошел, он глубоко переживал из-за раздоров между родами и племенами, социального неравенства, существовавшего в казахском обществе. Все это Шакарим выразил в своих поэмах "Қалқаман-Мамыр" (1888), "Еңлік-Кебек" (1891), "Айсұлу-Нар-тайлақ", "Царь Крез", романе "Әділ-Мәрия". В 1905-1906 гг. Щакарим совершил хадж. В течение этой поездки поэт делал остановки в Париже и, по одной из версий, в Стамбуле. На основе материала, собранного в библиотеках этих городов, Шакарим написал и опубликовал книги "Родословная" и "Основы мусульманства", посвященные истории казахского народа. В поэме "Лейди и Меджнун" (1907) Шакарим обратился к широко известным в восточной литературе сюжетам, воспевавшим любовь и страсть, которые, в то же время, не выходили за рамки нравственных устоев патриархального общества. С надеждой встретил Щакарим Кудайбердиев Октябрьскую революцию 1917 г., посвятив ей стихотворения "Взошла заря свободы" и "Реет знамя свободы". Несмотря на то, что творчество Шакарима пользовалось в народе большой популярностью, он был обвинен в пособничестве классовым врагам Советской власти и арестован. Вскоре Шакарима освободили. Однако в 1931 г. поэт был предательски убит. Шакариму Кудайбердиеву принадлежат философский трактат "Уш анык", многочисленные переводы лучших образцов восточной и русской литератур. Он осуществил стихотворное переложение повестей А.С.Пушкина "Дубровский" и "Метель", перевод рассказов Л.Н.Толстого, поэм Физули и Хафиза. Шакарим Кудайбердиев является крупным поэтом и мыслителем, талантливым последователем и продолжателем реалистических традиций великого Абая. Творчество Шакарима отличается широтой диапазона; для него характерны мотивы радости, оптимизма и веры в лучшую долю для народа. Его наследие многогранно: им написано множество книг по философии, этнографии, этике, истории и религии. Шакарим был талантливым ученым и композитором.
Date: 2015-09-03; view: 759; Нарушение авторских прав |