Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Асет Найманбайулы
(1867-1922 гг.)
Знаменитый казахский поэт, композитор и исполнитель Асет Найманбайулы родился в 1867 г. на территории нынешнего Актогайского района Жезказганской области. Начальное образование он получил в медресе имама Зейноллы, когда ему было 7-8 лет. В медресе Асет увлекался изучением арабского языка и восточной поэзии. В 14-15-летнем возрасте Асет начинает свой творческий путь как композитор и певец. И все-таки в большей степени Асет известен как акын. Наиболее полно его талант поэта-импровизатора раскрылся в айтысах с такими акынами, как Карабай, Барабай, Кали, Самат, Арген, девушкой Малике. Айтыс Асета с девушкой Рымжан считается одним из лучших в казахской дореволюционной литературе. Славу Асету принесли его кисса-дастаны "Салиха-Сәмен", "Деревянный конь", "Шеризат", "Мәлік-Дарай", "Кешубай" и другие. Кисса-дастаны способствовали знакомству широких народных масс с популярными на Востоке классическими литературными произведениями и сделали их достоянием казахского фольклора. Кроме классики Востока, Асет обращался и к русской литературе. Так, например, роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин" был переложен Асетом Найманбайулы в кисса-дастан. Национально-освободительное движение 1916 г. в казахской степи было воспринято поэтом как единый народный порыв в будущее. К этому времени определились стиль и творческое направление композитора, который в своей песне "Інжу-Маржан" достиг совершенства музыкальной формы. Это произведение является классическим образцом народного песенного искусства, сохранившим в себе свойственные творчеству знаменитого акына мелодическое разнообразие и музыкально-синтаксические особенности. Данные черты несут в себе ранние произведения Асета: "Кіші Ардақ", "Үлкен Ардақ", "Қарагөз" и "Мақпал". На дальнейшее развитие поэтического и музыкального дарования Асета оказали влияние политические события 1916 г. Он вынужден был покинуть родную землю и обосноваться в Китае. Октябрьская революция 1917 г. вселила в поэта надежду на возвращение, но этой мечте не суждено было сбыться. В своих произведениях Асет воспевает любовь к жизни, горячую привязанность к родной земле, родному народу. Стихам и песням поэта присущи точное отражение черт кочевого быта, истории и этнографии казахского народа. Для поэтического стиля Асега Найманбайулы характерны образное выражение мыслей, яркая метафоричность, меткость сравнений. Асет продолжил и развил традиции великих акынов Сарыарки: Биржан-сала Кожагулова и Акан-сере Корамсаулы. Больше того, он способствовал распространению песен своего края по всему Семиречью, Тарбагатаю и Алтаю. Многие произведения Асета вошли в музыкально-поэтическую сокровищницу казахского народа. Его песни исполняются современными профессиональными певцами, составляют репертуар фольклорно-этнографических ансамблей во многих областях Казахстана.
Мухамеджан Сералин (1872-1929 гг.) Уроженец Костанайской области. Казахский писатель, поэт, публицист, журналист. В 1800 г. учился в медресе в Троицке, в 1891 г. окончил 2-классную русско-татарскую школу в Костанае. В дальнейшем он не смог продолжить учебу из-за материальных трудностей и уехал учительствовать в Приаралье. Его благородная деятельность на ниве просвещения была замечена А.Е.Алекторовым и другими деятелями народного образования. Учительская работа способствовала более близкому знакомству Сералина с жизнью народа и осмыслению им причин социальной несправедливости, царящей в обществе. В эти годы он создает великолепные поэмы ''Топжарған" и "Гульхашима", в которых бичует господствующие в обществе вредные обычаи, принижающие человеческое достоинство. Первая историко-реалистическая поэма "Топжарған" (1900) Сералина отображает казахский быт с воспроизведением картин восстания под предводительством Кенесары Касымова. Поэма "Гульхашима" (1903) - о трагической любви юноши и девушки. Главная заслуга Сералина как поэта связана с утверждением в казахской литературе жанра сюжетной поэмы. М.Сералин ищет возможность пропаганды знаний и приобщения казахов к достижениям культуры передовых народов Европы. В связи с этим он предпринимает попытку издания журнала на казахском языке. В результате возросшей революционной активности края под влиянием революции 1905-1907 гг. ему удалось начать издание журнала "Айқап" в Троицке. Большую поддержку оказали Х.Сосновский, редактор троицкой типографии "Энергия", революционеры С.С.Ужгин, Ф.Ф. Сыром слотов и другие представители передовой России и демократически настроенной казахской интеллигенции. В течение пяти лет журнал "Айқап", собрав вокруг себя прогрессивных общественных деятелей, осуществлял просветительскую миссию среди простого народа. Прогрессивный журнал "Айқап" сыграл важную роль в развитии казахской письменной литературы. Включившийся в борьбу против царского самодержавия, М.Сералин тесно сотрудничает с подпольными революционными кружками, печатает свои статьи в газете "Степь". С радостью восприняв Великую Октябрьскую социалистическую революцию, он создает в родном поселке одно из самых первых коллективных хозяйств в Казахстане. Сералин активно проводит в жизнь мероприятия новой власти, во всем поддерживает коммунистов. 1919-1921 гг. были связаны с работой в газете "Ұшқын" (Оренбург). С 1921 по 1922 гг. он являлся председателем Шубарской волости. В 1923 г. Сералин направляется в Костанайскую губернию в качестве зампреда губисполкома. Здесь он издает газету "Аул", где освещает основные идеи Советской власти доступным и ясным для народа языком, публикует материалы об истории революционного движения в России и за рубежом. В 1923-1926 гг. - редактор газеты "Ауыл". В 1924 г. М.Сералин едет в Москву для участия во II Всероссийском съезде Советов. Здесь он застал смерть В.И.Ленина, участвовал в его похоронах. Возвратившись, он публикует стихи, посвященные Ленину. Выехав в родной поселок из-за слабого здоровья, Сералин отдался благоустройству поселка, ликвидации безграмотности и внедрению нового образа жизни. В 1929 г. он скончался. Сералин опубликовал около 40 публицистических статей и очерков в журнале "Айқап". После этого Сералин опубликовал в газетах "Ауыл", "Енбекші қазақ", "Ұшқын", в журнале "Қызыл Қазақстан" более 20 статей о революции и ее последствиях, о политике коммунистов. Сералин перевел на казахский язык поэму "Рустем и Сухраб" (с вольного переложения В.А.Жуковского) из эпопеи "Шахнаме" Фирдоуси (1911), повесть "Полынь" А.С. Сорокина (1915). Date: 2015-09-03; view: 567; Нарушение авторских прав |