Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина 30 page
-------------------------------- <1> СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 5094.
Социальные жилые помещения (служебные, общежития, маневренный фонд для вынужденных переселенцев и др.) предоставляются по договорам с собственниками помещений, обычно на срок или под условием, что договор может быть расторгнут. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы, действующие на основании их уставов, предоставляют жилье их членам по решениям общих собраний. Требование обязательного вступления собственников жилья в качестве членов в состав товариществ собственников жилья Суд признал неконституционным в Постановлении от 3 апреля 1998 г. N 10-П <1>, объявив неконституционными соответствующие нормы Федерального закона от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (документ утратил силу). -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1998. N 15. Ст. 1794.
При прекращении семейных отношений с собственником жилья право пользования жилыми помещениями за бывшими членами семьи не сохраняется, если иное не предусмотрено договором (ч. 4 ст. 31 ЖК). Иначе решается вопрос в тех случаях, когда семейные отношения (а именно отношения родителей и несовершеннолетних детей) юридически сохраняются, хотя семьи фактически не существует. В 2010 г. КС РФ рассматривал жалобу 17-летней школьницы, отец которой, находясь в колонии, проиграл в карты квартиру, где жили дочь и ее мать. Суды общей юрисдикции разрешили данное дело не в пользу матери и дочери, поскольку по действующему законодательству при продаже квартиры (ином переходе праве собственности) нужно получать согласие органов опеки и попечительства на такую сделку только в тех случаях, когда ребенок находится под опекой или попечительством. Конституционный Суд РФ принял Постановление о необходимости исправить пробелы в законодательстве (Постановление от 8 июня 2010 г. N 13-П) <1>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2010. N 25. Ст. 3246. См. также: Закатнова А., Шаломицкая А. Квартира на кону // РГ. 2010. 17 мая.
При изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд у собственника может быть изъято его жилое помещение, но за выкуп или при предоставлении иного жилья и с его согласия. Если согласие не достигнуто, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском о выселении. На основании судебного решения лицо обязано освободить жилое помещение. Жильцы обязаны поддерживать и сохранять жилище, выполнять требования закона. Произвольно лишить жилища, выселить из него никого нельзя. Но если лица, пользующиеся жилым помещением, используют его не по назначению, систематически нарушают законные права и интересы соседей, бесхозяйственно обращаются с жилищем, допускают его разрушение, длительно (более шести месяцев) не оплачивают жилье и коммунальные услуги, к ним в соответствии с ч. 2 ст. 35 ЖК может быть применено выселение в соответствии с решением суда. Единичные факты такого рода имели место. Выселяемым предоставляется жилая площадь в общежитии. Вместе с тем КС РФ признал неконституционным лишение гражданина и членов его семьи жилья в случае временного отсутствия, указав на неконституционность соответствующих статей прежнего ЖК РСФСР (см. Постановление от 23 июня 1995 г. N 8-П <1>). -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2622.
2. Жилищный кодекс устанавливает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище. Некоторые из этих положений являются общими для всех видов жилья, другие относятся лишь к государственным и муниципальным жилищным фондам. Обеспечивая право на жилище, органы государственной власти и местного самоуправления содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере с целью создания необходимых условий для удовлетворения потребностей в жилище; используют бюджетные средства и иные, не запрещенные законом источники для улучшения жилищных условий граждан; предоставляют субсидии для приобретения или строительства жилых помещений; стимулируют жилищное строительство. Эти органы также предоставляют гражданам жилые помещения по договорам в указанном выше порядке, обеспечивают защиту законных прав и интересов лиц, приобретающих жилые помещения или пользующихся ими на законных основаниях, а также защиту потребителей коммунальных услуг, наконец, они обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, сохранностью жилого фонда, соответствия его установленным санитарным и техническим требованиям, за соблюдением требований законодательства при осуществлении жилищного строительства. Для осуществления этих задач ст. 12 ЖК устанавливает разграничение компетенции органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления в сфере правового регулирования. К компетенции Российской Федерации относится определение порядка государственного учета жилья, установление требований к жилым помещениям (включая содержание общего имущества жителей), порядка предоставления жилых помещений малоимущим гражданам по договорам социального найма, предоставления помещений из Жилищного фонда РФ, определение порядка пользования жилыми помещениями, правил выселения граждан из жилых помещений и др. Компетенция органов государственной власти субъектов РФ включает: учет жилых помещений фонда субъектов РФ, определение порядка предоставления жилья из специального фонда субъекта РФ, определение критериев для признания граждан малоимущими и др. Муниципальные органы самоуправления ведут учет муниципального жилищного фонда, устанавливают размеры доходов граждан для признания их малоимущими для получения жилья из муниципального фонда для договоров социального найма, ведут учет малоимущих граждан и др. С обеспечением конституционного права на жилище тесно связаны нормы Конституции о неприкосновенности жилища и защите от проникновения в него других лиц помимо воли проживающих в нем (см. комментарий к ст. 25), о неприкосновенности частной жизни (см. комментарий к ст. 23). Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, кроме как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения. Проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц допустимо в двух случаях: при непредвиденных чрезвычайных обстоятельствах (пожары, землетрясения, аварии водопровода, газоснабжения и т.д.) и при защите правопорядка (предупреждение преступлений, совершающихся в жилище, преследование преступника, укрывшегося в жилище, и т.д.). При проведении оперативно-следственных мероприятий возможны различные формы применения технических средств для прослушивания и наблюдений, но для этого необходимо постановление судьи. Для проведения следственных действий в жилище (обыски, выемки и др.) также необходимо постановление судьи. 3. Приобретение, строительство жилья и даже его аренда требуют больших затрат. Малоимущие семьи, иные лица (дети-сироты, инвалиды и др.) не в состоянии нести такие расходы. Им нужна социальная помощь. Для этого органы государства, субъектов РФ, муниципальных образований предусматривают различные меры. В концентрированном виде они обозначены в приоритетной социальной программе "Гражданам России - достойное и комфортное жилье". К числу таких мер относятся: - массовое строительство жилья за счет средств Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований; - помощь и предоставление дешевых кредитов индивидуальным застройщикам; - переселение жильцов из домов, грозящих обвалом (аварийных). Это должны делать исполнительные органы субъектов РФ и соответствующие органы муниципальных образований, поскольку на них закон возлагает контроль за состоянием жилых домов, находящихся на подведомственной территории (Постановление КС РФ от 5 февраля 1993 г. N 2-П <1>); -------------------------------- <1> Ведомости РФ. 1993. N 12. Ст. 445.
- жилищные субсидии для определенных категорий лиц (например, для работников Крайнего Севера) при определенном стаже работы; - государственные жилищные сертификаты, выдаваемые военнослужащим по контракту; - предоставление жилья гражданам, увольняемым с военной службы; - предоставление жилого помещения для проживания в нем по договорам из государственного жилищного фонда, фондов субъектов РФ и муниципальных образований; - приватизация жилья из государственного жилищного фонда, фондов субъектов РФ и муниципальных образований; - предоставление нуждающимся и малообеспеченным категориям лиц жилья из государственного фонда, фондов субъектов РФ и муниципальных образований и др. Одной из наиболее сложных проблем в связи с правом на жилище является урегулирование вопросов о приватизации разных категорий жилых помещений. Подробная практика КС РФ по этой проблеме приводится в книге "Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации" <1>, и в частности вывод Суда, что ограничение круга объектов жилого фонда, которые могут быть приватизированы, не нарушает конституционных прав лица только в том случае, если правовой режим жилого помещения, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи этого помещения в частную собственность (особый правовой режим существует, например, для общежитий, служебных помещений). Запрет на приватизацию тех или иных объектов государственного или муниципального жилищного фонда может быть обусловлен только особенностями правового режима данных объектов. Жилые помещения, полученные гражданами по договорам социального найма как до, так и после 1 марта 2005 г., были предоставлены лицам из государственного или муниципального фонда, а следовательно, их правовой режим был одинаковым с правовым режимом тех жилых помещений, которые подлежали бесплатной приватизации. Таким образом, не должно быть различий в правах граждан, приобретающих такие помещения, в том, что относится к их приватизации. -------------------------------- <1> Правовые позиции Конституционного Суда России / Под ред. Л.В. Лазарева. 2-е изд. М., 2008. С. 332.
Статья 41
Комментарий к статье 41
1. Здоровье - одно из высших благ человека, без которого могут утратить значение многие другие блага, возможность пользоваться другими правами (выбор профессии, свобода передвижения и др.). В Уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов. О праве на охрану здоровья и медицинскую помощь говорится в ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. <1>. -------------------------------- <1> Международное публичное право: Сб. док. М., 1996. С. 464 - 470.
Под охраной здоровья населения понимается комплекс мер различного характера (экономического, социального, правового, научного, санитарно-эпидемиологического и др.), направленных на поддержку и укрепление здоровья каждого человека в целях активной долголетней жизни, а также предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Состояние здоровья человека зависит от социально-экономических условий, работы систем жизнеобеспечения, психического состояния человека, удовлетворенности условиями жизни и т.д. Несмотря на то что социально-экономические условия жизни населения в России постоянно улучшаются, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в России в первом полугодии 2010 г. составила 19,1 млн. человек <1> (по неофициальным данным, намного больше). При этом медицинское обслуживание имеет существенные недостатки (считается, что для того, чтобы обеспечить приемлемый уровень медицинской помощи, необходимо расходовать не менее 500 долл. США в год на человека, в России подушевые нормативы финансового обеспечения медицинской помощи в расчете на одного человека в год составляют в 2011 г. 7633 руб.) <2>. В Указе Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" <3> здравоохранение названо одним из приоритетов устойчивого развития России. С учетом всех этих обстоятельств в России была принята и действует национальная программа в области здравоохранения - одна из четырех важнейших национальных программ (о национальных приоритетных программах см. комментарий к ст. 38), которая уже привела к существенным изменениям, а в перспективе эти изменения должны стать кардинальными. Однако на здравоохранение в России тратится 3,5% ВВП, или немногим более 4% государственного бюджета (меньше, чем в Польше или Чехии). Россия занимает по этому показателю 65-е место (между Ливией и Македонией) <4>, по уровню здравоохранения - 125-е место, по продолжительности жизни - 162-е место среди 244 стран и территорий, по которым Всемирная организация здравоохранения ведет статистику <5>. -------------------------------- <1> URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_51kv.htm. <2> См.: Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год (утверждена Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2010 г. N 782) // СЗ РФ. 2010. N 41. Ч. II. Ст. 5239. <3> СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444. <4> См.: РГ. 2007. 30 нояб. <5> См.: URL: http://www.who.int/whosis/whostat/RU_WHS10_Full.pdf.
В целях обеспечения охраны здоровья населения в России принят ряд Федеральных законов: от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза" <1>, а также Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и др. Правительство РФ в соответствии с этим законодательством приняло несколько специальных федеральных программ в области здравоохранения (о них - ниже). -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1995. N 14. Ст. 1212; 1998. N 38. Ст. 4736; 1999. N 14. Ст. 1650; 2000. N 2. Ст. 150; 2001. N 26. Ст. 2581.
Законодательство Российской Федерации устанавливает, что принципами охраны здоровья граждан являются: соблюдение прав человека и гражданина в области здравоохранения и соответствующие государственные гарантии; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов и учреждений публичной власти, должностных лиц, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. Для реализации этих принципов в России созданы системы государственного, муниципального и частного здравоохранения <1>. Первые две системы финансируются из соответствующих бюджетов, взносов обязательного медицинского страхования, других поступлений (включая благотворительные). Пациенты, пользующиеся услугами этих медицинских систем, самостоятельно не оплачивают базовые услуги, установленные перечнем Минздравсоцразвития России (они оплачиваются из Федерального фонда обязательного медицинского страхования). Оплачиваться могут медицинские услуги, оказываемые государственными и муниципальными медицинскими учреждениями, если такие услуги не входят в базовый перечень (например, зубное протезирование при определенных условиях). Предприятия, учреждения и организации вправе заключать с государственными и муниципальными медицинскими учреждениями договоры о медицинском обслуживании их работников на возмездной основе (оплачивают предприятия, организации). -------------------------------- <1> По установившейся терминологии собственная власть субъектов РФ (в пределах компетенции их органов) тоже считается государственной, как и власть Российской Федерации, а органы и учреждения субъектов РФ - государственными органами, что вряд ли верно (на территории страны есть одно государство - Российская Федерация). В связи с утвердившейся терминологией обычно говорится об одинаковой государственной системе здравоохранения Российской Федерации и субъектов РФ. В принципе это верно и не должно быть иначе. На деле же система здравоохранения в более развитых субъектах РФ может отличаться от базового уровня федеральных медицинских услуг в благоприятную сторону, а в субъектах, живущих на дотациях и субвенциях, такая система не всегда дотягивает до базового уровня.
Для неграждан РФ медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается за плату (в соответствии с постановлениями Правительства РФ в определенных случаях оплачиваемой является для неграждан РФ и скорая помощь). Частные лечебно-профилактические учреждения осуществляют свою деятельность за счет собственных доходов, пациенты сами оплачивают их услуги. В России существуют два вида медицинского страхования: обязательное и добровольное. Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения. В настоящее время, с упразднением единого социального налога, подлежат уплате страховые взносы на обязательное медицинское страхование, уплачиваемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Новая система уплаты страховых взносов установлена Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" <1>, вступившим в силу с 1 января 2011 г. С этого момента страховые взносы должны перечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3738.
Действие нового Закона не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые регулируются федеральными законами о соответствующих конкретных видах обязательного социального страхования. К таковым относится, в частности, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательным социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Страховые взносы уплачиваются предприятиями, организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, которые производят выплаты физическим лицам; сюда же относятся также индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, которые не осуществляют выплат физическим лицам, т.е. те лица, которые до 1 января 2010 г. в соответствии с гл. 24 НК уплачивали единый социальный налог (ст. 5 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"). Плательщиками страховых взносов для неработающих граждан являются органы исполнительной власти субъектов РФ (ст. 11 названного Федерального закона). Бесплатно проводится периодическая диспансеризация населения, бесплатно или за плату определенным категориям лиц делаются профилактические прививки против некоторых эпидемических инфекционных болезней. За плату предоставляются дополнительные виды медицинской помощи, не входящие в базовую программу обязательного медицинского страхования (гомеопатическое лечение, нетрадиционные методы лечения и др.). Выплаты, производимые государством в связи с заболеваниями граждан, периодически индексируются. Закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, с одной стороны, сохранил прежние принципы здравоохранения, а с другой - перераспределил полномочия в сфере социальной политики между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями <1>. Как и прежде, все граждане РФ получают лечение по Федеральному фонду обязательного медицинского страхования бесплатно в стационарных условиях (больницах) и при амбулаторном приеме у врача в соответствии с программой бесплатной медицинской помощи. Лекарства, выписанные по рецепту врача при амбулаторном приеме, необходимо оплачивать лицам, на которых не распространяется "социальная поддержка" в области медицины (этими словами Закон заменил термины "льготы" и "меры защиты"). Меры социальной поддержки (разные в зависимости от круга лиц) распространяются на определенные категории граждан РФ. Предусмотрены денежные компенсации за утрату здоровья и ежемесячные специальные выплаты лицам, подвергнувшимся радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС <2>, их семьям, детям, лицам, живущим на определенных территориях с правом на отселение, и т.д. Применяются меры социальной поддержки для оказания медицинских услуг участникам Великой Отечественной войны, участникам других боевых действий, определенным категориям инвалидов и др., которые получают лекарства бесплатно. Есть иные категории лиц, которые получают лекарства бесплатно или со скидкой (пенсионеры и др.). Детально эти вопросы регулируются Постановлениями Правительства РФ от 12 декабря 2004 г. N 769 "О мерах по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг" и от 29 октября 2010 г. N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" <3>, которые предусматривают меры по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, и по совершенствованию государственного регулирования цен на лекарственные средства. В 2010 г. Правительство РФ приняло меры по регулированию цен на лекарства. Установлены предельные цены на 500 важнейших лекарств, а всего государственному регулированию подверглись около трети лекарственных форм из 18 тыс. <4> Виды болезней и списки лекарств для лиц, пользующихся социальной поддержкой государства, перечисляются в приказах Минздравсоцразвития России. Такие списки систематически обновляются. Приказом Минздравсоцразвития России от 11 октября 2010 г. N 873-н утвержден Перечень 788 санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются бесплатные путевки (с оплатой транспортных расходов) на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи <5>. С другой стороны, при перераспределении в 2004 г. полномочий некоторые из них (в том числе в области здравоохранения) были переданы на муниципальный уровень, где материальных средств не всегда достаточно для организации полноценного медицинского обслуживания. -------------------------------- <1> Данный Закон вызвал поток обращений в КС РФ. В первый год действия Закона (2005 г.) поступило более 700 обращений по поводу неконституционности отдельных его положений. См.: Бондарь Н.С. Конституционализация социально-экономического развития российской государственности (в контексте решений Конституционного Суда РФ). М., 2006. С. 217. <2> Лица, подвергшиеся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, получают ежемесячные денежные компенсации и иные выплаты, которые индексируются (см., например: Постановление Правительства РФ от 3 марта 2007 г. N 143 // РГ. 2007. 14 марта). <3> СЗ РФ. 2004. N 51. Ст. 5184; 2010. N 45. Ст. 5851. <4> См.: РГ. 2010. 12 янв. <5> См.: РГ. 2007. 22 февр.
Рассматривая вопросы о мерах социальной защиты, льготах, социальной поддержке, КС РФ в ряде решений указывал, что возможна дифференциация прав по социальнооправданным категориям, устанавливал, что нужно учитывать экономические возможности государства, но если человек не может трудиться и обеспечить прожиточный минимум себе и семье, он вправе рассчитывать на получение поддержки от общества и государства. Выбирая формы социальной помощи (денежную, натуральную и др.), законодатель не должен допускать отказа от ранее принятых обязательств без введения соответствующих компенсационных механизмов. Меры компенсации законодатель выбирать вправе (льготы, субсидии, услуги и др.), но снижение жизненного уровня человека не может быть допущено, это противоречило бы Конституции (см. Постановление от 16 декабря 1997 г. N 20-П <1>; Определение от 27 декабря 2005 г. N 502-О <2>). В Определении от 17 июля 2007 г. N 624-О-П <3> Суд указал на обязанность государства обеспечить инвалидам Великой Отечественной войны бесплатную замену транспортных средств после семи лет их эксплуатации. Это решение Суда относится к инвалидам войны, имеющим соответствующие медицинские показания, но затем высшие органы государства приняли решение об обеспечении всех инвалидов войны транспортными средствами к 2010 г. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5878. <2> СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 944. <3> СЗ РФ. 2007. N 42. Ст. 5083.
Конституционный Суд РФ неоднократно рассматривал вопросы иных льгот и социальной поддержки различных слоев населения. В связи с этим Председатель КС РФ В.Д. Зорькин указал на общее правило, которым, по его мнению, руководствовался Суд, а именно: изменения социального законодательства возможны (в том числе в сфере льгот), но "изменения форм, способов социальной защиты должны сопровождаться, во-первых, предоставлением гражданам возможности в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям, во-вторых, созданием компенсаторного механизма, позволяющего устранить либо смягчить негативные последствия такого изменения" <1>. -------------------------------- <1> Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. 2-е изд. М., 2008. С. 320.
Наряду с фондами обязательного медицинского страхования (федеральным и территориальными) существует другой внебюджетный целевой фонд - Фонд социального страхования РФ. Он формируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Согласно статистическим данным Фонда, более 50% расходов Фонда приходится на этот вид выплат; так, в 2009 г. 52% средств Фонда были израсходованы на пособия по временной нетрудоспособности <1>. С 2007 г. согласно Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" при расчете пособия по временной нетрудоспособности учитывается не стаж непрерывной работы, а общий стаж (100% средней заработной платы в период временной нетрудоспособности получает работник, имеющий минимум восемь лет общего стажа, до пяти лет стажа - 60% средней заработной платы, пять - восемь лет - 80%). Теперь при назначении пособия учитывается совместительство (врач выписывает два больничных листа), т.е. общий размер суммы, начисленной по больничному листу, увеличивается. При расчете пособий учитываются календарные дни. С 2010 г. величина пособия не ограничена максимальным фиксированным размером, но размеры пособий лимитируются через ограничение максимального среднедневного заработка, который, по данным за 2010 г., не может быть выше 1136 руб. 99 коп. (если человек зарабатывает больше, пособие будет рассчитываться исходя из этой суммы). Данная сумма умножается на число дней болезни, указанное в больничном листе, и на определенный процент в зависимости от стажа работы (если стаж пять - восемь лет - на 80%, полностью 100% оплаты можно получить при стаже более восьми лет <2>). После четырех месяцев болезни пациент должен перейти на инвалидность или решать вопрос иначе (например, путем увольнения). -------------------------------- <1> См.: РГ. 2007. 7 марта. <2> См.: Аргументы и факты. 2010. N 8. С. 22.
Особое внимание уделяется охране здоровья детей. В Федеральном законе от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <1> содержится специальная ст. 10 об обеспечении прав детей на охрану здоровья. Она предусматривает бесплатную медицинскую помощь детям, диспансерное наблюдение, лечебно-оздоровительную работу, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, санаторно-курортное лечение детей. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802. Date: 2015-09-03; view: 383; Нарушение авторских прав |