Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Права и свободы человека и гражданина 27 page





--------------------------------

<1> См.: Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. 46.

 

Дети (подростки с 14 лет) могут допускаться к определенным видам труда (в сельском хозяйстве, в больницах, по уборке улиц), но для них запрещены работы в ночное время, тяжелые работы с вредными и опасными условиями труда. Они вправе распоряжаться своим заработком. Забота родителей относится прежде всего к несовершеннолетним детям. Что же касается детей, достигших совершеннолетия, то родители обязаны содержать тех, кто нетрудоспособен и нуждается в помощи (ст. 85 СК).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, неисполнении родителями обязанностей по воспитанию, защите, образованию, при злоупотреблении родительскими правами (в том числе одним из родителей) ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства (такие органы действуют в системе местного самоуправления), а по достижении 14 лет - в суд (ст. 56 СК). Права ребенка защищает также прокуратура. При утрате родителей или лишении их родительских прав права и интересы ребенка непосредственно обеспечиваются органами опеки и попечительства. В 2009 г. Президент РФ учредил должность Уполномоченного по правам ребенка <1>, который обеспечивает защиту прав детей. Такие уполномоченные действуют на сегодняшний день и в большинстве субъектов РФ <2>.

--------------------------------

<1> См.: РГ. 2009. 4 сент.

<2> По данным официального сайта Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, деятельность региональных уполномоченных по правам ребенка осуществляется в 63 субъектах РФ (URL: http://www.rfdeti.ru/predstav).

 

Забота о детях, их воспитание - право и обязанность обоих родителей, которые имеют равные права и несут равные обязанности. Каждый из них до достижения детьми 18 лет имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии. Родители являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами и органами, в том числе в суде, без специальных полномочий. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка, решаются матерью и отцом совместно, исходя из интересов детей. Мнение детей должно быть учтено. Разногласия между родителями разрешаются органами опеки и попечительства или судом.

Родители, осуществляющие свои права в ущерб правам и интересам детей, злоупотребляющие своими правами, могут быть по суду в них ограничены или полностью лишены родительских прав. Они могут быть привлечены к уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по отношению к несовершеннолетним детям, если это соединено с жестоким обращением (ст. 156 УК).

В 2007 г. Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу "Дети России" на 2007 - 2010 гг. В нее входит несколько подпрограмм: "Здоровое поколение", "Одаренные дети", "Дети и семья" и др. На осуществление Программы из государственного бюджета выделено 50 млрд. руб.

Важное значение для защиты жилищных прав детей имели решения ВС РФ и КС РФ. В 2007 г. ВС РФ изменил прежнее толкование ст. 31 ЖК РФ и указал, что права ребенка сохраняются и после расторжения брака родителей, а "лишение ребенка права пользоваться жилым помещением одного из родителей - собственника этого помещения может повлечь нарушение прав ребенка" <1>. Конституционный Суд РФ решил этот вопрос в связи с правом собственности детей на жилище (см. комментарий к ст. 40).

--------------------------------

<1> Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2007 г. М., 2007.

 

3. На определенной стадии развития родственных отношений на смену заботе родителей о своих детях приходит забота достигших совершеннолетия трудоспособных детей о своих родителях. Такая забота имеет характер моральной поддержки, внимания к проблемам и интересам родителей, но она может приобрести и обязывающий правовой характер материального обеспечения, если родители нетрудоспособны и нуждаются в помощи (ст. 87 СК). Для этого, однако, необходимо, чтобы дети были трудоспособны, способны оказать помощь. При отсутствии помощи и при наличии исключительных обстоятельств - увечья родителя, тяжелой болезни, необходимости постоянного ухода и т.д. суд может обязать совершеннолетних детей нести дополнительные расходы в связи с названными обстоятельствами. Однако дети могут быть освобождены от обязанности содержать своих нетрудоспособных и нуждающихся в помощи родителей и от участия в дополнительных расходах, если судом будет установлено, что родители уклонялись от своих обязанностей по воспитанию детей (п. 5 ст. 87, п. 2 ст. 88 СК).


 

Статья 39

 

Комментарий к статье 39

 

1. Провозглашенные Конституцией цели политики России как социального государства (см. комментарий к ст. 7) предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, об их социальной защищенности. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности участвовать в общественно полезном труде, и если человек в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от него причинам не может трудиться и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны общества и государства. Социальное обеспечение является определенной формой жизнеобеспечения граждан в указанных случаях, служит гарантией их социальной защиты и включает комплекс необходимых мер, принимаемых государством. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 декабря 1997 г. N 20-П <1> отметил, что социальное обеспечение может охватывать различные виды помощи и поддержки граждан, однако по смыслу конституционных норм основное его содержание заключается в материальном обеспечении, предоставлении человеку средств к существованию.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5878.

 

Обеспечение, предоставляемое человеку обществом, государством в тех случаях, когда он в силу различных жизненных обстоятельств нуждается в поддержке, призвано гарантировать определенный социальный комфорт, восстанавливать и поддерживать статус полноценного члена социума. То, как осуществляются социальная защита, социальное обеспечение граждан, характеризует качественное состояние государства и общества. В сфере социального обеспечения находят отражение моральные устои общества, такие общечеловеческие ценности, как социальная справедливость, равенство, гуманизм.

К основополагающим сущностным признакам социального обеспечения обычно относят: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты, который направлен на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.п.); наличие особых фондов, источников финансирования социального обеспечения, способов предоставления средств к существованию; закрепление правил назначения социального обеспечения в законе. Выделяют и такие признаки, как государственный характер устанавливаемых организационно-правовых форм и способов социального обеспечения, закрепление в нормах права либо договорах, санкционированных государством, перечня лиц, подлежащих обеспечению, нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть.

Законодательство не содержит определения социального обеспечения; однозначного универсального понятия социального обеспечения как многоаспектного явления не выработано и в научных исследованиях. В учебной и научной литературе данное понятие формулируется по-разному в зависимости от того, какие признаки рассматриваются в качестве основных. Наиболее общее понятие социального обеспечения как феномена в жизни любого общества и государства сводится к следующему. Это один из способов распределения части ВВП путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случае наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса <1>.


--------------------------------

<1> См.: Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2005. С. 31.

 

Право на социальное обеспечение, закрепленное в ст. 22 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. <1> и ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. <2>, гарантируется в России в соответствии с Конституцией РФ каждому. При этом комментируемая статья, как и названные международно-правовые акты, не устанавливает исчерпывающего перечня оснований предоставления обеспечения. В ч. 1 данной статьи названы лишь основные случаи (социальные риски), с которыми связывается обязанность государства по социальному обеспечению. Иные случаи могут устанавливаться законом. К ним в настоящее время закон относит: приобретение статуса безработного; пребывание в отпуске по беременности и родам; погребение умершего; вынужденное переселение; бедность и др. С многообразием оснований связано и многообразие видов социального обеспечения: оно может осуществляться посредством назначения денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций, субсидий); оказания социальных услуг (социальное обслуживание); предоставления различных социальных льгот.

--------------------------------

<1> Международное публичное право: Сб. док. М., 1996. Т. 1. С. 460 - 464.

<2> Там же. С. 464 - 470.

 

Право каждого на социальное обеспечение, закрепленное в ст. 39, некоторые ученые-правоведы не относят к числу конституционных прав, отмечая, что конституционный принцип, в соответствии с которым Конституция имеет прямое действие, а права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими (ч. 1 ст. 15 и ст. 18), к данному праву неприменим, а поэтому в ч. 1 ст. 39 речь идет лишь о программной части Конституции, которая должна служить ориентиром для законодателя <1>.

--------------------------------

<1> См.: Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции Российской Федерации "Права и свободы человека и гражданина" / Под ред. К.А. Экштайна. М., 2000. С. 265.

 

Безусловно, положение ст. 39 о том, что каждому гарантируется социальное обеспечение, не означает, что тем самым гражданин наделяется конкретным набором субъективных прав (например, на получение пенсии в определенном размере или с определенного возраста, определенных социальных услуг). Конкретное содержание (наполнение) права на социальное обеспечение и механизмы его реализации устанавливаются законодателем. В то же время отнесение решения указанных вопросов к прерогативе законодателя не предполагает освобождения государства от конституционной обязанности по гарантированию материальной обеспеченности граждан при наступлении социальных рисков, а, напротив, обусловливает выработку оптимальных механизмов регулирования отношений в этой сфере, основанных на балансе социальных потребностей населения и экономических возможностей государства на конкретном этапе его развития <1>.


--------------------------------

<1> См.: Бондарь Н.С. Конституционное правосудие - универсальный институт разрешения социальных противоречий современного общества // Конституционное правосудие. Ереван, 2007. Вып. 1 (35). С. 23.

 

Выявляя смысл конституционных положений, относящихся к социальным правам, КС РФ в ряде решений подчеркивал, что соответствующее конституционное право человека и гражданина шире конкретных субъективных прав в данной сфере; сущность права на социальное обеспечение проявляется в обязанности государства предоставить каждому в случаях, указанных в Основном Законе, такое обеспечение. Конституционное предписание о гарантировании права обязывает государство выполнять указанную функцию, в частности путем создания соответствующего правового регулирования (см. Постановление КС РФ от 15 мая 2006 г. N 5-П <1>). Законодатель не только вправе, но и обязан принимать законы, обеспечивающие социальную защиту тех категорий населения, которые в ней нуждаются, и определять конкретные механизмы реализации этих законов (см. Определение КС РФ от 6 ноября 1998 г. N 149-О <2>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 22. Ст. 2375.

<2> Архив КС РФ. 1998.

 

2. Основными законами, регламентирующими предоставление гражданам социального обеспечения в виде пенсий и пособий, в настоящее время являются: Закон об основах обязательного социального страхования, Закон о трудовых пенсиях, Федеральные законы от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонда обязательного медицинского страхования", от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и др.

Отдельные нормы по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления социальных пособий содержатся также в Законах РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральных законах от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах" и некоторых других законодательных актах. Положения перечисленных законов конкретизированы в подзаконных нормативных актах.

Установленная законодателем система пенсионного обеспечения включает: предоставление гражданам пенсий по старости; инвалидности; потере кормильца; за выслугу лет; социальной пенсии.

Социальные пособия охватывают различные виды пособий: по временной нетрудоспособности; безработице; беременности и родам; при рождении ребенка; беженцам; гражданам из числа детей-сирот; на погребение; ежемесячное пособие на ребенка и пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; единовременные пособия при возникновении поствакцинальных осложнений, при заражении вирусом иммунодефицита человека; единовременные пособия вынужденным переселенцам; и др.

Комментируемая статья упоминает только о денежной форме социального обеспечения. Однако денежные выплаты при необходимости могут дополняться (а иногда и заменяться) натуральными формами: социальным обслуживанием на дому; содержанием в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах; и др.

Система социального обслуживания граждан получила законодательное закрепление в Федеральных законах от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". В порядке реализации этих Законов принят ряд подзаконных актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов и подзаконных актов субъектов РФ.

Социальное обслуживание определено законодателем как деятельность социальных служб по поддержке, оказанию бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации (восстановлению физических и духовных сил) граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В законе раскрывается понятие "трудная жизненная ситуация" - это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, отсутствие определенного места жительства и т.п.), а также определяется круг лиц, имеющих право на социальное обслуживание, устанавливаются формы обслуживания, перечень основных гарантированных государством услуг, которые могут оказываться им бесплатно или с частичной оплатой.

К социальному обеспечению (в широком смысле) многие специалисты относят и предоставление социальных льгот, именуемых ныне мерами социальной поддержки. Они установлены для различных категорий граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основание для дополнительной социальной защиты этих граждан. К мерам социальной поддержки относятся льготные условия оплаты жилья, коммунальных услуг, пользования транспортом, приобретения лекарств, а также санаторно-курортное лечение, право на внеочередное медицинское обслуживание и т.п.

Законодательную основу обеспечения граждан мерами социальной поддержки составляют Федеральные законы от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", а также Законы РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 15 января 1993 г. N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и др. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан (в частности, ветеранов труда, жертв политических репрессий, тружеников тыла, малоимущих) устанавливаются законами субъектов РФ (о компетенции субъектов РФ в правовом регулировании социальной защиты и социального обеспечения см. комментарий к ст. 72).

Содержание законодательных актов, относящихся к сфере социального обеспечения, свидетельствует о многообразии видов предоставляемого гражданам обеспечения, об установлении широкого круга получателей пенсий, пособий, услуг и о расширении оснований их предоставления, значительной дифференциации норм и условий обеспечения по различным социально значимым критериям.

Определяя организационно-правовые формы и виды социального обеспечения, правовые основания и порядок предоставления пенсий, пособий, услуг, размеры денежных выплат, объем услуг и мер поддержки, предоставляемых тем или иным категориям граждан, а также решая иные вопросы, касающиеся механизма реализации гражданами конституционного права на социальное обеспечение, законодатель обладает широкой свободой усмотрения, в том числе при внесении в регулирование необходимых изменений. Вместе с тем Конституция очерчивает границы, в которых должен действовать законодатель (пределы его усмотрения), с тем чтобы не нарушались конституционные права граждан. В конституционных положениях заложены критерии, ориентиры, которые предопределяют развитие правового регулирования данной сферы отношений. Законодатель обязан не только следовать конституционным принципам и предписаниям общего характера, в частности принципам правового и социального государства, равенства, справедливости, гарантированности государством прав и свобод, соблюдения баланса прав и свобод субъектов соответствующих отношений, но и действовать в рамках международно-правовых обязательств России (ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17 Конституции РФ). Принимаемые законодателем решения должны соотноситься и с конституционно значимыми принципами правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения <1>.

--------------------------------

<1> Это неоднократно подчеркивалось в решениях КС РФ, касающихся права граждан на социальное обеспечение. См., например: Постановление КС РФ от 22 марта 2007 г. N 4-П // СЗ РФ. 2007. N 14. Ст. 1742; Постановление КС РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П // СЗ РФ. 2007. N 29. Ст. 3744.

 

Некоторые такие принципы, вытекающие из положений Основного Закона, обозначены в решениях КС РФ. Так, конституционными положениями обусловлены принцип всеобщности социального, в том числе пенсионного, обеспечения и необходимость использования различных правовых механизмов для его реализации (см., например, Постановление от 23 декабря 2004 г. N 19-П <1>; Определение от 12 апреля 2005 г. N 164-О <2>). Изменения, вносимые в действующее законодательство, не должны приводить к тому, чтобы субъекты, обладающие при наступлении социального риска правом на тот или иной вид социального обеспечения, были лишены его (допустимость изменения не означает допустимости отмены) <3>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 52. Ч. III. Ст. 5585.

<2> СЗ РФ. 2005. N 27. Ст. 2812.

<3> Такой вывод следует из правовой позиции КС РФ, выраженной им, в частности, при рассмотрении жалоб граждан, занимающихся адвокатской деятельностью, на нарушение их конституционных прав вследствие исключения законодателем адвокатов из числа лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, а также беременности и родов. См., например: Определение КС РФ от 7 февраля 2003 г. N 65-О // ВКС РФ. 2003. N 4.

 

Принципиальные положения, характеризующие пределы дискреции законодателя при регулировании отношений по социальному обеспечению, важнейшей частью которого является пенсионное обеспечение, сформулированы КС РФ в Определении от 15 февраля 2005 г. N 17-О <1>. В нем, в частности, указывается, что при осуществлении законодательного регулирования пенсионных отношений обязанностью государства, вытекающей из положений Конституции и международно-правовых актов, выступающих частью российской правовой системы, является создание условий, гарантирующих достоинство личности, и установление (исходя из имеющихся экономических ресурсов) такого порядка пенсионных отношений, который гарантировал бы лицам, утратившим способность к труду и самообеспечению, их общую материальную обеспеченность на уровне, необходимом для удовлетворения основных жизненных потребностей. С учетом того, что в рамках действующего правового регулирования стоимостной оценкой минимальных естественных потребностей соответствующих социально-демографических групп населения является прожиточный минимум, при установлении государственных пенсий и социальных пособий показатели прожиточного минимума должны рассматриваться как элемент нормативного содержания конституционного права на социальное обеспечение по возрасту.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 16. Ст. 1479.

 

Это, однако, не означает, что Суд обязал законодателя ориентироваться на прожиточный минимум в качестве единственно возможного критерия. Законодатель может ввести в правовое регулирование и иные критерии, которые позволяют дать объективную оценку уровня пенсионного обеспечения. Размер пенсий должен устанавливаться с учетом необходимости гарантирования достойной жизни. Специалисты справедливо отмечают, что прожиточный минимум как социальный стандарт в большей степени пригоден для сферы социальной помощи, а в системе социального страхования, связанного с личным трудом и (или) финансовым участием гражданина, должен действовать более высокий уровень социальных стандартов, например минимальный потребительский бюджет, который следовало бы закрепить в законодательстве в качестве необходимого ориентира <1>.

--------------------------------

<1> См.: Федорова М.Ю. Применение минимальных социальных стандартов в российской системе социального обеспечения // Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности и совершенствование методики преподавания права социального обеспечения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2004. С. 93.

 

В решениях КС РФ конкретизированы вытекающие из Конституции требования, которые должны соблюдаться законодателем при дифференциации правового регулирования, установлении различий в правах граждан в сфере социального обеспечения. Подтверждая право законодателя использовать дифференцированный подход при определении норм, условий и порядка предоставления конкретных видов обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда, профессии и т.д.), местность, где выполняется работа (служба) или живет человек, субъективные особенности человека (пол, возраст, состояние здоровья, наличие детей и др.), его материальное положение, Суд вместе с тем неоднократно указывал следующее. Дифференциация должна осуществляться законодателем с соблюдением принципов справедливости и равенства, в силу которых различия в условиях приобретения прав, объеме прав и возможностей в сфере социального обеспечения допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В частности, применительно к пенсионному обеспечению соблюдение принципа равенства означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в сходных ситуациях). Критерии (признаки) установления специальных норм пенсионного обеспечения должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть сущностно взаимообусловлены (см. Постановление КС РФ от 3 июня 2004 г. N 11-П <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 24. Ст. 2476.

 

Так, рассматривая вопрос о том, нарушаются ли конституционные права индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в медицинской сфере, нормой пенсионного законодательства, в соответствии с которой право на досрочное назначение пенсии имеют медицинские работники, чья лечебная деятельность протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, КС РФ признал, что в данном случае дифференциация не вступает в противоречие с конституционными требованиями. Организация труда в учреждениях здравоохранения жестко регламентируема и предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки; профессиональная же деятельность индивидуальных предпринимателей организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях. В связи с этим установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут расцениваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного ч. 1 ст. 39 Основного Закона (см. Определение КС РФ от 18 апреля 2006 г. N 84-О <1>).

--------------------------------

<1> См.: Пенсия. 2006. N 10.

 

В то же время Суд пришел к выводу, что при определении условий назначения трудовой пенсии по старости лицам, работавшим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, то обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и др., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий, а потому форма собственности как таковая (т.е. является учреждение государственным, муниципальным или частным) не может служить достаточным основанием (критерием) для установления различий в условиях досрочного назначения трудовой пенсии по старости работникам этих учреждений (см. Постановление КС РФ от 3 июня 2004 г. N 11-П).







Date: 2015-09-03; view: 510; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.023 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию