Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Права и свободы человека и гражданина 28 page





Неоправданная дифференциация в условиях предоставления гражданам отдельных видов обеспечения без учета их природы и целевого назначения может привести к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение, нарушению конституционного принципа равенства при его реализации. Например, проверяя по жалобам граждан конституционность ряда норм Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", КС РФ пришел к следующему выводу. Установленная законодателем дифференциация правил определения размера пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и условий назначения им пенсии до достижения установленного законом пенсионного возраста, основанная на том, с каким работодателем (организацией либо индивидуальным предпринимателем) они состояли в трудовых отношениях непосредственно перед увольнением, противоречит ч. ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 3 ст. 37, ч. 1 ст. 39 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

В обоснование такого вывода, в частности, указывается, что в настоящее время финансирование мероприятий по социальной поддержке безработных граждан не имеет источником средства, поступающие от конкретного налога (взноса). Исключается и какая-либо дифференциация при предоставлении мер социальной поддержки безработным гражданам в зависимости от размера платежей, уплачиваемых работодателем, с которым лицо, впоследствии признанное безработным, состояло в трудовых отношениях, и, соответственно, установление определенных пропорций между такими платежами и выплатами, осуществляемыми в пользу безработных. Следовательно, нет оснований полагать, что критерии, избранные законодателем для дифференциации правил определения размера пособия по безработице (в зависимости от того, с организацией или индивидуальным предпринимателем работник состоял в трудовых отношениях до своего увольнения, при том что иные установленные законом условия в равной мере соблюдены), являются объективными и имеют разумное оправдание. В результате лицам, относящимся к одной и той же категории (граждане, ранее состоявшие в трудовых отношениях, лишившиеся работы в силу обстоятельств, не связанных с совершением ими виновных действий, и признанные безработными), не обеспечивается равная социальная защита на период поиска новой работы, что не согласуется с конституционным принципом равенства и целями, ради достижения которых допускается ограничение прав и свобод граждан (см. Постановление КС РФ от 22 октября 2009 г. N 15-П <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2009. N 44. Ст. 5260.

 

Не соответствующими требованиям Конституции КС РФ признал, в частности, установленные законодателем различия в условиях приобретения права на трудовую пенсию по старости матерями инвалидов с детства, воспитывавшими их до восьмилетнего возраста, и отцами таких инвалидов, воспитывавшими их до указанного возраста без матери (см. Определение от 27 июня 2005 г. N 231-О <1>). В решении Суда отмечается, что право женщин-матерей на досрочную пенсию по старости в данном случае представляет собой гарантию особой социальной защиты (льготу) одного из родителей - матери, которая выполняла социально значимую функцию воспитания ребенка - инвалида с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами. Осуществление воспитательной функции отцом в отсутствие матери может служить основанием лишь для дифференциации требований по страховому стажу и возрасту при назначении досрочной пенсии, но не для лишения отца в указанном случае права на нее. Аналогичным образом, как не имеющее объективного и разумного оправдания и несоразмерно ограничивающее конституционное право на пенсионное обеспечение с точки зрения справедливой и равной социальной защиты обоих родителей Суд расценил и предоставление права на пенсию по случаю потери кормильца только женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, занятым уходом за не достигшими восьмилетнего возраста детьми умершего, и исключение возможности назначения этой пенсии на равных условиях в такой же ситуации мужьям погибших военнослужащих-женщин (см. Определение от 1 декабря 2005 г. N 428-О <2>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 29. Ст. 3097.

<2> СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 341.

 

Решениями КС РФ были признаны нарушающими конституционные права граждан законоположения: предусматривающие приостановление выплаты трудовых пенсий за время лишения пенсионера свободы по приговору суда (см. Постановление от 16 октября 1995 г. N 11-П <1>); определяющие прекращение начисления и выплаты трудовых пенсий тем гражданам РФ - пенсионерам, которые выехали с территории РФ на постоянное жительство за границу до 1 июля 1993 г. либо после этой даты, но не проживали непосредственно перед выездом на территории РФ (см. Постановление от 15 июня 1998 г. N 18-П <2>); исключающие возможность назначения пенсии по старости гражданам РФ, приобретшим право на ее получение, но не имеющим регистрации по месту жительства в России (см. Определение от 1 марта 2001 г. N 49-О <3>); некоторые другие нормы законодательства о социальном обеспечении.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 43. Ст. 4110.

<2> СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 3003.

<3> СЗ РФ. 2001. N 18. Ст. 1907.

 

В правовом регулировании отношений в данной сфере особое значение имеет соблюдение конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, именуемого иногда принципом правовой безопасности. Доверие по отношению к установленному правопорядку - важная ценность правового государства, которая связана с достоинством личности, признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью. Отмечая связанность воли законодателя требованиями данного принципа и раскрывая его содержание применительно к регулированию пенсионного обеспечения, КС РФ указал, что он предполагает обеспечение правовой определенности, разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности собственного официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (см. Постановление от 29 января 2004 г. N 2-П <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 6. Ст. 450.

 

В частности, для пенсионного законодательства ввиду его особой значимости и специфики предмета регулирования обеспечение определенной стабильности, гарантирование преемственности в его развитии являются особенно важными, поскольку пенсионные права формируются на протяжении многих лет и право на назначение пенсии гражданин приобретает, как правило, спустя длительное время после начала трудовой деятельности, избирая которую, он принимает во внимание в том числе существующие правила пенсионного обеспечения <1>.

--------------------------------

<1> Необходимость учета законных ожиданий граждан, недопустимость внесения законодателем произвольных изменений в действующее правовое регулирование отмечаются, в частности, в Постановлении КС РФ от 25 декабря 2007 г. N 14-П (СЗ РФ. 2007. N 53. Ст. 6674).

 

Конституционным требованием при внесении изменений в правовое регулирование отношений в данной сфере является и защита приобретенных прав. Она базируется прежде всего на конституционном принципе правового государства, в содержание которого входит и принцип запрета придания нормам, ухудшающим правовое положение граждан, обратной силы. Конституционный Суд РФ неоднократно указывал на недопустимость ретроактивного действия таких норм, т.е. распространения их на факты (правоотношения) и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения этих норм в силу.

Так, в решении по жалобе гражданина, который с 1968 по 1976 г. работал на производстве с особо вредными условиями труда и в соответствии с действовавшими в тот период правовыми актами приобрел специальный трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии на льготных условиях - с 50-летнего возраста, но которому было отказано в назначении пенсии по достижении указанного возраста в связи с принятием в 1990 г. нового пенсионного законодательства, изменившего требования к продолжительности специального стажа, дающего право на пенсию на льготных условиях, Суд сформулировал следующую правовую позицию. Распространение новых правил на граждан, которые уже выполнили ранее установленные требования (отработали необходимый для назначения данной пенсии период времени на указанных работах) и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершили юридически значимые действия, по существу, означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования. Это не только подрывает доверие граждан к действиям государства и закону, но и приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в данном случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного права (см. Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 5. Ст. 500.

 

Основываясь на указанной правовой позиции, КС РФ при выявлении конституционно-правового смысла законодательных норм, предусматривающих условия и порядок сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за лицами, которые трудились на работах с тяжелыми условиями труда, указал следующее. Право гражданина на получение такой пенсии не может ставиться в зависимость от того, являются ли в настоящее время тяжелыми (или перестали считаться таковыми) те работы, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным актам, к работам с тяжелыми условиями труда и засчитывались в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую при пониженном пенсионном возрасте. Иное создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии и приводило бы к неправомерному ограничению права на социальное обеспечение (см. Определение КС РФ от 6 марта 2003 г. N 107-О <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 21. Ст. 2059.

 

Принцип поддержания доверия к закону и действиям государства относится и к толкованию положений закона государственными органами, если это толкование на протяжении определенного времени являлось единообразным. Изменение в толковании закона, приводящее к неблагоприятным для граждан последствиям, должно отвечать требованиям отсутствия обратной силы, защиты приобретенных прав. Такая правовая позиция выражена в решениях КС РФ, касающихся размера ежемесячной денежной выплаты участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами от общего заболевания (см. Определение от 4 апреля 2006 г. N 89-О <1>), права инвалидов из числа ветеранов подразделений особого риска на получение выплат в возмещение вреда (см. Определение от 12 июля 2006 г. N 350-О <2>), права отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение мер социальной поддержки (см. Определение от 14 июня 2006 г. N 273-О <3>) и др.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2553.

<2> СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4941.

<3> СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4739.

 

Конституция не устанавливает организационно-правовых форм (способов) осуществления социального обеспечения - они, как уже указывалось выше, определяются законодателем. Ведущими формами в настоящее время являются обязательное социальное страхование и социальное обеспечение за счет бюджетных средств.

В странах с развитой и социально ориентированной рыночной экономикой социальное страхование является основным институтом социальной защиты работающего населения. С помощью формирования и распределения страховых ресурсов обеспечивается защита работников от массовых видов социальных рисков утраты трудоспособности (болезнь, инвалидность, старость) или места работы (безработица).

Принятый в 1999 г. Закон об основах обязательного социального страхования определяет это страхование как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения ими пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Названный Закон (ст. 4) закрепляет также основные принципы осуществления обязательного социального страхования, к которым, в частности, отнесены: устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования; всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; обязательность уплаты страхователями страховых взносов.

Видами страхового обеспечения согласно данному Закону являются: оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; пенсии по старости, инвалидности и случаю потери кормильца; пособие по временной нетрудоспособности; страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию; пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком, иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; социальное пособие на погребение (ст. 8) <1>.

--------------------------------

<1> В связи с упразднением Фонда занятости, в котором аккумулировались финансовые средства социального страхования на случай безработицы, пособие по безработице теперь финансируется за счет средств федерального бюджета и не имеет страхового характера.

 

Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие фонды - Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Все эти фонды - самостоятельные финансово-кредитные учреждения, их денежные средства не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов являются страховые взносы, дотации и другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, штрафные санкции и пени, доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования, иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Размеры страховых взносов по всем видам обязательного социального страхования и порядок их уплаты определяются федеральными законами. С принятием Закона об основах обязательного социального страхования были созданы предпосылки для полноценного функционирования в России обязательного социального страхования как наиболее адекватной потребностям рынка труда формы социального обеспечения. Однако процесс формирования страховых механизмов и институтов социального страхования, которые позволяли бы обеспечивать высокие жизненные стандарты и уровни защиты для застрахованных лиц, еще далек от завершения.

Некоторые проблемы, касающиеся исходных положений законодательного регулирования отношений по социальному страхованию, были предметом рассмотрения КС РФ. В частности, в решениях Суда обращалось внимание законодателя на необходимость обеспечения при осуществлении правового регулирования в данной сфере соотносимости между платежами на обязательное социальное страхование и страховым обеспечением, предоставляемым при наступлении страхового случая. Согласно правовой позиции КС РФ в России как правовом и социальном государстве устанавливаемый федеральным законодателем правовой режим выплат по обязательному социальному страхованию должен быть основан на универсальных принципах справедливости и юридического равенства и вытекающего из него требования сбалансированности прав и обязанностей (ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 6, ст. 19 Конституции); этим обусловлены, в частности, недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся в пользу застрахованных страхователями в бюджет соответствующего фонда и из которых формируются его средства, и страховым обеспечением. Например, применительно к регулированию размеров пособия по беременности и родам КС РФ отметил, что при установлении в Федеральном законе "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" максимального размера этого пособия за полный календарный месяц законодателем не было обеспечено справедливое соотношение между страховыми платежами в Фонд социального страхования РФ и страховым обеспечением (см. Постановление от 22 марта 2007 г. N 4-П <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 14. Ст. 1742.

 

Пенсионные выплаты являются важнейшим видом социального обеспечения. Действующая в России пенсионная система охватывает все население страны (тем самым реализуется конституционный принцип всеобщности пенсионного обеспечения) и предусматривает предоставление гражданам пенсий по обязательному пенсионному страхованию (трудовые пенсии) и государственному пенсионному обеспечению. Большинство лиц, достигших пенсионного возраста, инвалидов и семей, потерявших кормильца, получают трудовые пенсии, назначаемые в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" <1> и Законом о трудовых пенсиях <2>. На условиях и в порядке, установленных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" <3>, назначаются пенсии по старости и по инвалидности лицам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф, включая аварию на Чернобыльской АЭС, пенсии за выслугу лет и по инвалидности федеральным государственным служащим, пенсии лицам, проходившим военную службу, и некоторым другим категориям граждан, в том числе социальные пенсии нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на другие пенсии.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4832; N 52. Ч. I. Ст. 4920.

<2> Так, на 1 января 2011 г. общая численность пенсионеров составляла 39 млн. 706 тыс. человек, из которых 36 млн. 564 тыс. получали трудовые пенсии, причем 88,7% из них - трудовые пенсии по старости.

<3> СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4831.

 

Для приобретения права на трудовую пенсию определяющим является наличие страхового стажа, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. В частности, для назначения трудовой пенсии по старости на общих основаниях, помимо достижения общеустановленного пенсионного возраста, необходим страховой стаж не менее пяти лет. Для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в особых условиях труда установлены более высокие требования к страховому стажу - он должен составлять от 15 до 25 лет. Размер трудовой пенсии, предоставляемой по обязательному пенсионному страхованию, поставлен в прямую зависимость от суммы поступивших в Пенсионный фонд РФ за весь период трудовой деятельности застрахованного лица и отраженных на его индивидуальном лицевом счете страховых взносов.

До 1 января 2010 г. в составе трудовой пенсии выделялись базовая, страховая и накопительная части. Теперь вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии как компонент страховой части трудовой пенсии по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца. Трудовая пенсия по старости, помимо страховой части, может включать накопительную часть. При этом страховые взносы, поступающие на финансирование накопительной части трудовой пенсии по старости, направляются на инвестирование и вместе с полученным инвестиционным доходом учитываются в специальном индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

В числе основных целей начавшегося в 2002 г. реформирования пенсионной системы (суть которого заключалась в постепенном переходе от чисто распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения) назывались повышение уровня пенсионного обеспечения как будущих пенсионеров (работников более молодых возрастных групп, для которых предусматривалось введение накопительной части пенсии), так и нынешнего поколения пенсионеров, усиление связи между размером назначаемой пенсии и величиной предыдущих заработков работника, а также уплачиваемых в его пользу страховых взносов. Предполагалось, в частности, что формирование у работников, участвующих в накопительной системе, значительных пенсионных накоплений и доходы от их инвестирования позволят снизить финансовую зависимость пенсионной системы от соотношения численности лиц трудоспособного возраста и пенсионеров и тем самым существенно повысить устойчивость этой системы перед неблагоприятными демографическими изменениями. Для успешного осуществления пенсионной реформы намечались меры по легализации теневой заработной платы и стимулированию полной уплаты страховых взносов, изменению системы льготных (досрочных) пенсий (введение профессиональных пенсионных систем), ежегодное информирование каждого работающего об объеме перечисленных работодателем взносов и величине его пенсионного капитала, решение ряда иных задач.

Практическая реализация пенсионной реформы, ее промежуточные результаты показали, что основные цели реформы не достигнуты, в связи с чем необходимы ее корректировка и дальнейшее развитие. Так, несмотря на введение нового механизма расчета пенсий и их регулярную индексацию, общий уровень пенсионного обеспечения остался весьма низким. Размер пенсии у значительной части пенсионеров не достигает прожиточного минимума, а отношение среднего размера пенсии к средней заработной плате в нашей стране существенно ниже минимального норматива (40%), рекомендованного МОТ <1>. Между тем для большей части лиц пенсионного возраста пенсия является основным источником средств к существованию и вопрос ликвидации бедности пенсионеров по-прежнему остается одним из наиболее острых.

--------------------------------

<1> См.: Роик В.Д. Пенсионная система России: история, проблемы и пути совершенствования. М., 2007. С. 407, 408.

 

Серьезные проблемы возникли и в связи с введением обязательного накопительного компонента пенсионной системы (накопительной части трудовой пенсии). Доходы, получаемые от инвестирования средств, поступавших на накопительную часть пенсии у работников, которые принимали участие в данной системе (уплата страховых взносов на формирование накопительной части пенсии с января 2005 г. в обязательном порядке должна была производиться за застрахованных лиц 1967 г. рождения и моложе), не покрывали реальной инфляции, что в итоге существенно обесценивало накапливаемые ресурсы и ставило под вопрос смысл функционирования данной системы в целом.

Правоприменительная практика выявила ряд проблем, свидетельствующих о недостаточной проработанности новых законодательных решений, несовершенстве, пробельности правовых механизмов реализации отдельных концептуальных положений, положенных в основу пенсионной реформы, что в некоторых случаях приводило к ущемлению прав граждан в сфере пенсионного обеспечения.

Так, законодатель, закрепив в Законе о трудовых пенсиях правило о том, что периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ застрахованными лицами, включаются в страховой стаж, необходимый для приобретения права на пенсию, если за эти периоды уплачивались в их пользу страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (п. 1 ст. 10), и установив прямую зависимость размера трудовой пенсии (ее страховой и накопительной частей) от суммы уплаченных страховых взносов, не предусмотрел достаточных гарантий обеспечения прав застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на случай ненадлежащего исполнения их работодателем как страхователем обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В результате в таких случаях граждане лишались возможности получить трудовую пенсию своевременно и в полном объеме, чем нарушались их конституционные права. К такому выводу пришел КС РФ при рассмотрении дела о проверке конституционности п. 1 ст. 10 и п. 2 ст. 13 Закона о трудовых пенсиях и абз. 3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2002 г. N 407 <1> (см. Постановление от 10 июля 2007 г. N 9-П <2>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2311.

<2> СЗ РФ. 2007. N 29. Ст. 3744.

 

В Постановлении по данному делу указывается, что федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование отношений в сфере обязательного пенсионного страхования, должен обеспечивать баланс конституционно значимых интересов всех субъектов этих отношений, а устанавливаемые им правила поддержания устойчивости и автономности финансовой системы обязательного пенсионного страхования не должны обесценивать конституционное право граждан на трудовую пенсию. Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получать трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом РФ и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами должна быть обеспечена (в том числе в порядке принудительного взыскания). В противном случае искажалась бы суть обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.

Конституционный Суд РФ признал п. 1 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях и абз. 3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, не соответствующими ч. ч. 1 и 2 ст. 19, ч. ч. 1 и 2 ст. 39, ч. 1 ст. 45 и ч. 3 ст. 55 Конституции в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий (при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц), позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Определяя порядок исполнения данного решения, КС РФ постановил, что впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета. Это решение позволило восстановить нарушенные пенсионные права значительного числа граждан-пенсионеров.

Вкруг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, законодатель включил и тех работающих граждан, которые уже получали пенсию за выслугу лет за счет бюджетных средств в рамках системы государственного пенсионного обеспечения, а именно на условиях и по нормам Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" <1>. Однако право на получение страхового пенсионного обеспечения в дополнение к имеющейся у них государственной пенсии с учетом уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в их пользу работодателями или самозанятыми гражданами за себя Закон им не гарантировал, поставив тем самым в худшее положение по сравнению с застрахованными лицами, получающими трудовую пенсию. Такое регулирование было признано КС РФ не соответствующим Конституции (см. Определение от 11 мая 2006 г. N 187-О <2>). Во исполнение указанного решения были внесены соответствующие изменения в пенсионное законодательство, обеспечивающие военным пенсионерам возможность получать, помимо военной пенсии, страховую часть трудовой пенсии по старости <3>.

Date: 2015-09-03; view: 280; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию