Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Права и свободы человека и гражданина 33 page





Законодательство предусматривает возможность различных форм обучения. В Законе об образовании говорится, что с учетом потребностей и возможностей обучающихся образовательные программы по той или иной учебной дисциплине могут быть освоены: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной. Возможны также семейное образование, самообразование, экстернат. При любой форме образования аттестация должна проходить в образовательном учреждении, имеющем на это право. Для всех форм образования действует единый государственный стандарт и общие учебные программы по дисциплинам; по другим системам учащиеся обязаны знать и выполнять требования учебных программ. Некоторые профессии и специальности не могут быть освоены в заочной форме или в форме экстерната (например, медицина, иностранные языки, военное дело и др.). Перечень таких специальностей установлен Правительством РФ.

Государство различными способами поддерживает развитие образования. Создаются новые крупные государственные университеты (в 2006 г. создан Южный федеральный университет с крупными научными центрами и почти 50 тыс. студентов, создаются аналогичные университеты в Сибири и некоторых других регионах страны), государство выделяет средства из бюджета, платит небольшие стипендии студентам и аспирантам, в последние годы неоднократно повышалась заработная плата преподавательскому составу.

 

Статья 44

 

Комментарий к статье 44

 

1. Развивая положения ст. 2 Конституции о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод - обязанность государства, ч. 1 ст. 44 гарантирует каждому свободу во всех областях творческой деятельности. Данная гарантия опирается как на другие положения Конституции - о защите интеллектуальной собственности, о защите от недобросовестной конкуренции, о свободе информации, мысли и слова, так и на общепризнанные принципы и нормы международного права. Так, согласно Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. <1>, участвующие в нем государства обязуются уважать свободу, безусловно необходимую для научных исследований и творческой деятельности.

--------------------------------

<1> Международное публичное право: Сб. док. М., 1996. Т. 1. С. 464 - 470.

 

Российская Федерация участвует в значительном количестве конвенций и международно-правовых договоров, в той или иной мере посвященных регулированию творческих отношений в самых различных сферах и проявлениях: в Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), 1967 г. <1>, Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. <2>, Договоре о патентной кооперации 1970 г., Мадридском соглашении о международной регистрации знаков 1891 г., Договоре о законах по товарным знакам 1994 г., а также с 1995 г. Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1886 г. <3>, Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. <4> и ряде других.

--------------------------------

<1> Документ опубликован не был.

<2> ВВАС РФ. 1996. N 2.

<3> Бюллетень международных договоров. 2003. N 9.

<4> Бюллетень международных договоров. 1999. N 8.

 

С учетом этого выстраиваются государственная политика и правовое регулирование отношений, возникающих в связи с созданием и использованием результатов научного, технического и художественного творчества. Творческие отношения обладают целым рядом особенностей. С одной стороны, они формируются в сфере духовного производства, сущность которого заключается в создании духовных (нематериальных) благ - произведений искусства, литературы и т.п. А с другой - к числу нематериальных благ относятся также и произведения научного и технического творчества, такие как изобретения и полезные модели, промышленные образцы, конструкции машин и оборудования и т.д., от применения и использования которых зависит развитие экономики, медицины, культуры и во многом все прочие сферы общественной жизни.

Конституция называет в ч. 1 ст. 44 только основные виды творчества, оставляя перечень открытым. Разница отдельных видов творческой деятельности вполне понятна. Научное творчество - это такая творческая деятельность, которая направлена на открытие новых законов и закономерностей природы, общества, мышления, на разработку фундаментальных (или прикладных) теорий, концепций, математических методов и других научных результатов. Техническое творчество предполагает создание новых конструкций, технических решений прикладного характера, устройств, веществ и т.п., которые могут быть использованы в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, других отраслях экономики или социальной сфере. Художественное творчество охватывает собой литературу, музыку, театр, живопись, скульптуру, графику, дизайн, архитектуру, градостроительство, фотографию и многие другие сферы приложения творческого труда, результатом которого являются различного рода творческие произведения, "общающиеся" со зрителем или слушателем посредством созданных автором художественных образов.


С учетом специфики отдельных видов творческой деятельности осуществляется основанное на положениях Конституции и содержащее гарантии свободы творчества комплексное нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих по поводу создания, использования и охраны результатов творческой деятельности. Так, применительно к сфере художественного творчества Основы законодательства РФ о культуре рассматривают творческую деятельность как создание культурных ценностей и их интерпретацию. К числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений, Римской конвенцией об охране прав артистов - исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания (ст. 3 Основ). Согласно ст. ст. 10 и 11 Основ каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями; право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на любительской основе, что, в свою очередь, предполагает также право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности.

Исходя из Рекомендации ООН по вопросам образования, науки и культуры, в сфере художественного творчества государствам следует создавать социальные, экономические и финансовые условия, которые могут обеспечить работникам искусств, писателям и композиторам необходимую основу для свободного творческого труда. Российская Федерация, признавая исключительную роль творческого работника в культурной деятельности (ст. 27 Основ), разрабатывает федеральные государственные программы сохранения и развития культуры (ст. 29 Основ).

Согласно требованиям закона, развивающего положения ч. 1 ст. 44 Конституции, представительная, исполнительная и судебная власти выступают гарантами прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, защищают эти права и свободы посредством законодательной и иной нормативной деятельности, разработки и осуществления государственной политики культурного развития, пресечения посягательств на права и свободы в области культуры. Однако наделение указанных органов подобными обязанностями не дает им права вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.


Помимо названных важнейших гарантий свободы творчества, иные гарантии, предусматривающие ряд обязанностей государства в творческой сфере, закреплены также в ст. ст. 32 - 34 Основ законодательства РФ о культуре, Законе о СМИ, Федеральных законах от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле", от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах", от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" <1> и др. Свобода научного творчества юридически гарантируется целым комплексом правовых актов различной отраслевой принадлежности, среди которых важнейшее значение имеет Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" <2>. В нем не только определены общие цели и принципы государственной научно-технической политики, но и возложены конкретные обязанности на органы государственной власти (ст. 3 Закона).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2591; 1995. N 1. Ст. 2; 1999. N 2. Ст. 234; 1996. N 35. Ст. 4136.

<2> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.

 

В ч. 1 ст. 44 Конституции каждому наряду со свободой литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества гарантируется свобода преподавания. По сути преподавание с точки зрения Конституции рассматривается как особая разновидность творческой деятельности, связанной с воспитанием и обучением. Согласно Закону об образовании при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников (ст. 55). Из этого же исходит и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (п. 4 ст. 20), Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71 (п. 87) <1>, и другие нормативные акты, принятые в образовательной сфере.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135; 2008. N 8. Ст. 731.

 

Поскольку преподавание (и педагогическая деятельность) осуществляется в интересах человека, общества, государства, то и реализация свободы преподавания предполагает учет соответствующим субъектом общих принципов, на которых базируются в России воспитание и обучение. <1> Федеральный законодатель среди прочих к таким принципам относит: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (ст. 2 Закона об образовании).


--------------------------------

<1> См.: Комментарий к Конституции РФ (постатейный) / Отв. ред. И.А. Конюхова. М., 2006.

 

Носителями свободы преподавания могут выступать как профессиональные педагоги, научно-преподавательские работники, лица, занимающиеся индивидуальной преподавательской деятельностью, так и родители в отношении своих несовершеннолетних детей. В силу ст. 18 Закона об образовании родители являются первыми педагогами. Что касается профессиональных педагогов, то их допуск к педагогической деятельности в образовательных учреждениях обусловливается соответствием образовательному цензу, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ. Не допускаются к педагогической деятельности лица, которым она запрещена вступившим в законную силу приговором суда, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке, а также имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (ст. 331 ТК).

Дополнительную гарантию свободы преподавания для педагогических работников образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих ученую степень, устанавливает п. 7 ст. 55 Закона об образовании, в соответствии с которым такой работник имеет право безвозмездно читать учебный курс, параллельный существующему, а руководство образовательного учреждения обязано создать для этого необходимые условия.

Гарантированная Конституцией свобода творчества предполагает также и надлежащую правовую охрану результатов творческой деятельности. В связи с этим ч. 1 ст. 44 Конституции содержит принципиально важное положение о том, что интеллектуальная собственность охраняется законом. Истоки этой нормы заложены во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. <1>, согласно п. 2 ст. 27 которой каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом созданных им научных, литературных или художественных трудов. Аналогичная по содержанию норма включена в Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 15), она также предусматривает обязанность государства принимать меры для полного осуществления этого права, включая те, которые необходимы для охраны, развития и распространения достижений науки и культуры.

--------------------------------

<1> Международное публичное право: Сб. док. Т. 1. С. 460 - 464.

 

Само понятие "интеллектуальная собственность" <1> прочно вошло в понятийный аппарат из ст. 2 Конвенции 1967 г., учреждающей ВОИС. В соответствии с п. VIII ст. 2 Конвенции интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. Из такого широкого подхода к существу интеллектуальной собственности исходит и Конституция, согласно которой любая интеллектуальная собственность охраняется законом, а правовое регулирование отношений в области интеллектуальной собственности в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации.

--------------------------------

<1> Исторически понятие интеллектуальной собственности постепенно формировалось в XIX - XX вв., когда появились "промышленная", "литературная", "художественная" собственность в отдельных правовых актах (например, французский Патентный закон, а затем Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г.). Подробнее см.: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2004; Дозорцев В.А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации. М., 2003.

 

Действующее федеральное законодательство, которое регламентирует отношения в сфере интеллектуальной собственности, носит комплексный характер, поскольку только во взаимодействии всего спектра многообразного и разноотраслевого регулирования возможно реальное обеспечение охраны интеллектуальной собственности. Вполне понятно, что, когда имеет место общественно опасное посягательство на объект интеллектуальной собственности, грубо нарушающее исключительные или личные неимущественные права и интересы их правообладателей, подлежат применению соответствующие нормы УК (например, ст. 146 "Нарушение авторских и смежных прав"). Специальные меры административной ответственности предусмотрены КоАП для случаев "пиратского" использования объектов авторского права - экземпляров произведений и фонограмм, которые квалифицируются согласно действующему гражданскому законодательству как контрафактные (ст. 7.12). Тем не менее с учетом характера и природы складывающихся по поводу интеллектуальной собственности отношений главенствующая роль в их законодательной регламентации принадлежит гражданскому законодательству. Последнее претерпело сравнительно недавно значительные изменения, нашедшие свое формально-юридическое отражение в принятой 18 декабря 2006 г. и введенной в действие с 1 января 2008 г. части четвертой ГК.

В данном нормативном акте содержатся фундаментальные положения относительно оснований возникновения и порядка осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), а охраняемые результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность) рассматриваются в качестве объектов гражданских прав (ст. ст. 2, 128 ГК), которые участвуют в гражданском обороте путем отчуждения соответствующих прав, принадлежащих их правообладателям (п. 4 ст. 129).

Со вступлением части четвертой ГК в действие утратил силу ряд отдельных нормативных актов, которыми осуществлялось регулирование авторских, патентных и иных отношений в сфере интеллектуальной собственности, а в самом законодательстве по сути юридически оформилась творческая подотрасль российского гражданского права, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных гражданско-правовых институтов, регулирующих творческие общественные отношения, т.е. такие, которые складываются и реализуются в связи с созданием, охраной и использованием продуктов научного, технического, художественного творчества и иных результатов интеллектуальной деятельности <1>. При этом ГК исходит из предельно четкого различия между правом собственности и правом интеллектуальной собственности, что следует из соотношения ст. ст. 8, 34, 35 и 44 Конституции, поскольку право собственности является важнейшей разновидностью вещных прав, а исключительные права (интеллектуальные права) не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражен соответствующий результат интеллектуальной деятельности. Переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности, выраженной в этой вещи (ст. 1227 ГК).

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Красавчиков О.А. Категории науки гражданского права. Избранные труды. М., 2005. Т. 2. С. 465 - 477.

 

Подробно регулируя права авторов произведений литературы, науки и искусства, изобретений и полезных моделей и других объектов интеллектуальной собственности, ГК идет по пути расширения средств и способов защиты интеллектуальных и исключительных прав, преследуя цель более полной, надежной и эффективной защиты интеллектуальной собственности во всех ее проявлениях. Насколько удачным окажется новое правовое регулирование, покажет еще только складывающаяся практика его применения <1>.

--------------------------------

<1> Вопросы регулирования отношений в творческой сфере, касающиеся, в частности, авторского и патентного права, товарных знаков, до принятия части четвертой ГК рассматривались в ряде решений КС РФ. См., например: Постановление КС РФ от 28 марта 2000 г. N 5-П // СЗ РФ. 2000. N 14. Ст. 1533.

 

В Постановлении КС РФ от 28 апреля 1992 г. N 4-П <1> оценивалась конституционность Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 февраля 1992 г. "О Всероссийском агентстве по авторским правам", которым, в частности, одобрялся Устав ВААП. Поскольку данный Устав приводил к существенному нарушению авторских прав (лишал авторов возможности самостоятельно распоряжаться своими правами), Суд признал это противоречащим Конституции, согласно которой права авторов охраняются законом.

--------------------------------

<1> Ведомости РФ. 1992. N 21. Ст. 1141.

 

2. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет триаду культурных прав - на участие в культурной жизни, на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Содержание этой нормы Конституции покоится на важнейших международно-правовых актах, в той или иной мере затрагивающих основные права человека в культурной сфере. Так, согласно ст. 27 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. В силу ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах участвующие в Пакте государства (и Россия в том числе) признают право каждого человека на участие в культурной жизни. С учетом этих положений и Декларации принципов международного культурного сотрудничества 1966 г. <1>, ЮНЕСКО была разработана Рекомендация об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь 1976 г. Доступ к культуре и участие в культурной жизни взаимно дополняют друг друга. Согласно Рекомендации под участием в культурной жизни подразумевается эффективная и гарантированная для всех - групп и индивидуумов - возможность свободного самовыражения, общения, действия, созидания в целях обеспечения своего собственного расцвета, гармоничной жизни и культурного прогресса общества. Свободное участие в культурной жизни связано с политикой развития, направленной на обеспечение экономического роста и социальной справедливости, а свободный демократический доступ народных масс к культуре предполагает проведение соответствующей экономической и социальной политики. С учетом данных принципов ООН рекомендовала всем государствам-членам гарантировать как права человека права, касающиеся доступа к культуре и участия в культурной жизни.

--------------------------------

<1> Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993. С. 404 - 406.

 

Именно указанный подход и нашел свое отражение в ч. 2 ст. 44 Конституции, закрепившей в качестве прав человека ("каждого") юридически обеспеченную возможность в полной мере и свободно участвовать в создании культуры и использовании ее благ. Это обязывает государство гарантировать рассматриваемые конституционные права, в том числе с использованием различных законодательных возможностей, с тем, чтобы законодательство Российской Федерации развивалось прежде всего в направлении обеспечения культурных прав, закрепленных в Конституции.

В действующем российском законодательстве о культуре в качестве нормативного акта, содержащего наиболее общие положения в этой сфере и принципы государственной культурной политики, ставящего своей задачей обеспечение и защиту конституционного права на культурную деятельность, выступают Основы законодательства РФ о культуре. И хотя за время, прошедшее с момента принятия Основ, ряд содержащихся в них норм и положений нуждаются в развитии, дополнении, переосмыслении и адаптации к современным экономическим и социальным реалиям <1>, заложенные в Основах принципиально значимые подходы к регулированию культурной деятельности отражают соответствующие международно-правовые стандарты в области основных культурных прав человека и гражданина.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Карякин В.В. Современное состояние и перспективы развития правового регулирования сферы культуры // Культура: управление, экономика, право. 2006. N 1.

 

Так, общая концепция Основ предполагает, что сохранение, развитие и распространение культуры, деятельность государства по ее поддержке, управление в сфере культуры - все это подчинено, направлено и имеет свой истинный смысл только тогда, когда результатом является реальное обеспечение и защита конституционного права каждого на участие в культурной жизни. Это предполагает значительный объем публично-правового регулирования в культурной сфере <1>, связанного в первую очередь с обязанностями государства и соответствующими полномочиями его органов в этой области (ст. ст. 29 - 34, 36, 37, 39, 40 Основ). Специальный раздел Основ посвящен правам и свободам человека в области культуры.

--------------------------------

<1> См.: Социальное законодательство: Науч.-практ. пособие / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Н. Зенков. М., 2005.

 

Дальнейшее развитие, конкретизацию и специализацию данные положения Основ находят в иных федеральных нормативных актах. Так, например, для обеспечения сохранности, недопущения утраты культурных ценностей, культурного наследия народов Российской Федерации соответствующие механизмы заложены в Законе РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", Федеральных законах от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", от 13 мая 2008 г. N 68-ФЗ "О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий", от 15 апреля 1998 г. N 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Ведомости РФ. 1993. N 20. Ст. 718; СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519; 2008. N 20. Ст. 2253; 1998. N 16. Ст. 1799. Последний из названных Законов был предметом рассмотрения КС РФ, который в Постановлении от 20 июля 1999 г. N 12-П одновременно с признанием ряда его положений не соответствующими Конституции признал соответствующими Конституции положения о том, что достоянием Российской Федерации, находящимся в федеральной собственности, являются перемещенные культурные ценности, которые были прежде собственностью бывших неприятельских государств (СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3989).

 

Осуществление права на участие в культурной жизни предполагает также предусмотренную законом и обеспеченную государством возможность пользования учреждениями культуры. Право создавать учреждения культуры принадлежит как отдельным физическим и юридическим лицам, так и в пределах своей компетенции федеральным и региональным органам государственной власти, органам местного самоуправления (ст. ст. 15 и 41 Основ законодательства РФ о культуре). Однако сами услуги, оказываемые учреждениями культуры, не могут быть сведены только к уровню соответствующего традиционного гражданско-правового договора, а предполагают предоставление своего рода публичных услуг, направленных на обеспечение конституционных культурных прав граждан. Из факта наличия и признания данных прав вытекают и соответствующие обязанности государственных и муниципальных органов по их обеспечению, которые находят свою конкретизацию в действующем законодательстве. С учетом государственной культурной политики обязанности государственных и муниципальных органов предполагают не просто следование общим принципам и нормам, которыми государство руководствуется в своей деятельности с целью сохранения, развития и распространения культуры, но и конкретную деятельность, обеспечивающую фактическую реализацию конституционных культурных прав, выражающуюся в поддержке и развитии сети учреждений культуры - музеев, библиотек, театров, кинотеатров, картинных галерей и т.д., сохранении, функционировании и развитии общероссийских библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото- и иных аналогичных фондов; в создании доступных информационных баз, иной деятельности, направленной на пополнение и хранение культурных ценностей, образующих культурное наследие и достояние народов Российской Федерации.

Таким образом, соответствующие публичные услуги призваны создавать возможность приобщения к культурным ценностям более широкого круга лиц, в том числе за счет доступности библиотек, музеев, архивных и иных фондов, иным собраниям во всех сферах культурной деятельности (см. Федеральный закон "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации").

Предусмотренное ч. 2 ст. 44 Конституции право на доступ к культурным ценностям неразрывно связано с правом на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры. Его конституционное закрепление было во многом предопределено присоединением России к важнейшим международно-правовым актам, определяющим осуществление государственной культурной политики для достижения целей, провозглашенных в Уставе ООН, Уставе ЮНЕСКО, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и в Декларации принципов международного культурного сотрудничества. Так, согласно ст. IV последней одной из целей международного культурного сотрудничества является "обеспечение каждому человеку доступа к знаниям и возможности наслаждаться искусством и литературой всех народов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни".

В соответствии с Рекомендацией ЮНЕСКО об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь государствам - членам ООН рекомендуется применять соответствующие положения Рекомендации, приняв в законодательном или ином порядке, в зависимости от характера рассматриваемых вопросов и соответствующих конституционных положений, меры для проведения в жизнь на территориях под их юрисдикцией принципов и норм, провозглашенных ООН. При этом под доступом к культуре подразумевается эффективная возможность для всех, в частности с помощью создания социально-экономических условий, свободно получать информацию, формироваться как личность, познавать, понимать и пользоваться культурными ценностями и достоянием. Одной из форм реализации доступа к культуре и участия в культурной жизни и является гарантируемое Конституцией право на доступ к культурным ценностям, включая находящиеся в государственном библиотечном, музейном, архивном фондах, иных собраниях во всех областях культурной деятельности.







Date: 2015-09-03; view: 378; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию