Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Следствием этого стало формирование основных видов драматического искусства — трагедии и комедии. Ораторское искусство возникло также на греческой почве
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» обычно рассматривают в качестве истоков греческой литературы. Однако это не так. В них обнаружены наслоения различных исторических эпох. Ныне признано, что греческая поэзия прошла длительный путь развития еще до Гомера. До появления его произведений существовал обширный греческий фольклор. Песни, сказки, мифы, басни стали настоящим фундаментом греческой литературы. Так как сам Гомер жил, очевидно, в VIII в. до н. э., многие реалии, быт и отношения раннего, ахейского общества он знал не очень хорошо. Более того, он воспринимал события прошлого сквозь призму своего времени. Отсюда те многочисленные наслоения разных эпох, имеющие место в его поэмах. Появление дидактического эпоса Гесиода, в отличие от более раннего героического эпоса Гомера, — это уже начало нового этапа в развитии греческой литературы. Если ранее в центре внимания Гомера был родовой коллектив, то в творчестве Гесиода (конец VIII – начало VII в. до н. э.) на первый план выходит человек, творец, личность. Это связано с тем этапом формирования полиса, когда человек и его личность в качестве творца своего будущего были ведущей темой. Гесиод в «Трудах и днях» строго индивидуален, он ведет рассказ о себе, причем повод для этого — реальное происшествие, реальный факт. Вскоре, однако, эпос как отражение опыта всего общества в условиях становления его новой организации, в условиях утверждения полисной системы перестал удовлетворять насущным потребностям этого общества. Поэтому эпос закономерно уступил первенство другим видам и жанрам литературы. В эпоху архаики, насыщенную бурными социальными конфликтами, появлением тиранических режимов, законотворческой деятельностью, стали быстро развиваться лирические жанры, отражавшие личностные переживания человека-индивида, представителя формирующейся полисной гражданской общины. Среди поэтов-лириков этой поры выделяются имена Архилоха, Алкея, Сапфо, Анакреонта и других. Однако к концу VI в. до н. э. творчество лириков постепенно сходит на нет. Сформировавшуюся гражданскую общину — полис уже не устраивало творчество талантливых, но глубоко индивидуалистических лирических поэтов. В новых исторических и общественных условиях оно не отражало интеллектуальные, коллективистские потребности граждан города-государства. На смену им приходят другие жанры литературы, способные отразить патриотические чаяния гражданина полиса как сочлена большого коллектива людей. Прежде всего это греческая драма в виде двух ее жанров — трагедии и комедии. И здесь возникает вопрос о рождении греческого театра. Не случайно он появляется именно в конце архаического времени, в эпоху утверждения полисных структур. Театр был тесно связан с жизнью полиса, являясь, по сути, вторым народным собранием, где обсуждались самые животрепещущие вопросы жизни сограждан. Сходство с народным собранием усиливалось благодаря тому, что театральные представления давались во время полисных праздников. Театр, таким образом, являлся рупором идеологической пропаганды всего полисного коллектива, уже осознавшего себя в качестве творца собственной истории. Развитие древнегреческой трагедии связано с именами Эсхила, Софокла и Еврипида. Два первых — Эсхил и Софокл — творцы античной трагедии в ее классической форме. Но уже в трагедиях Еврипида находит свое отражение приближающийся кризис традиционной полисной идеологии и морали. Через все его творчество проходит идея интереса к личности с ее субъективными устремлениями. Если Софокл сам определял своих героев как людей, «какими они должны быть», то героями Еврипида являлись те, «каковы они были на самом деле». В этом и заключается причина ухода трагедии с литературного небосклона во время начавшегося кризиса полиса. В этих условиях она уже не удовлетворяла требованиям гражданского коллектива «заболевшего» полиса, и, выполнив свою историческую миссию, она так и не возродится. Наиболее острым в политическом отношении драматургическим жанром классического времени являлась т.н. древняя аттическая комедия, черпавшая темы из повседневной жизни полиса, затрагивавшая насущные политические и экономические проблемы, смело критиковавшая видных граждан. Ее ярким представителем был Аристофан. Этот поэт дал смелую сатиру на политическое и культурное состояние Афин в то время, когда полисная демократия уже испытывала симптомы кризиса. Аристофан пока еще интуитивно чувствовал то, что в IV в. до н. э. станет реальностью. Но когда кризис полиса стал явью, древняя комедия, как сатирическое выражение недостатков гражданского коллектива, прекращает свое существование, потеряв свою общественную актуальность и знаменуя упадок демократических институтов. Возродится она уже в виде т.н. средней аттической комедии (примерно с начала IV в. до н. э.), о которой известно очень немного. Исчезает гражданское звучание, политическая и социальная критика, главное место в ней стали занимать пародийно-мифологические сюжеты. Примерно на рубеже IV и III вв. до н. э. на смену средней приходит т.н. новая аттическая комедия (Менандр), или комедия нравов, сюжеты для которой — частная жизнь граждан, а основные действующие лица — отдельный человек с его мелкими житейскими проблемами, рабы, параситы, гетеры. В эллинистическую эпоху при дворах монархов процветала уже утонченная, но лишенная связи с повседневной жизнью литература, образцами которой были идиллии и гимны Каллимаха из Кирены, Арата из Сол, эпическая поэма «Аргонавтика» Аполлония Родосского и др. Все эти произведения были направлены на удовлетворение вкусов привилегированных слоев тогдашнего общества. Об охвате всех его представителей речь уже не могла идти, так как полисная солидарность была исчерпана еще в IV в. до н. э. Новая историческая действительность диктовала писателям и поэтам свои требования, радикально отличавшиеся от требований времени расцвета полисной системы V в. до н. э. Top Date: 2015-09-03; view: 451; Нарушение авторских прав |