Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Следствием этого стало формирование основных видов драмати­ческого искусства — трагедии и комедии. Ораторское искусство возникло также на греческой почве





Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» обычно рассматривают в качестве истоков греческой литературы. Однако это не так. В них обнаружены наслоения различных исторических эпох. Ныне признано, что греческая поэзия прошла длительный путь разви­тия еще до Гомера. До появления его произведений существовал обширный греческий фольклор. Песни, сказки, мифы, басни ста­ли настоящим фундаментом греческой литературы. Так как сам Гомер жил, очевидно, в VIII в. до н. э., многие реалии, быт и от­ношения раннего, ахейского общества он знал не очень хорошо. Более того, он воспринимал события прошлого сквозь призму своего времени. Отсюда те многочисленные наслоения разных эпох, имеющие место в его поэмах.

Появление дидактического эпоса Гесиода, в отличие от более раннего героического эпоса Гомера, — это уже начало нового эта­па в развитии греческой литературы. Если ранее в центре внима­ния Гомера был родовой коллектив, то в творчестве Гесиода (ко­нец VIII – начало VII в. до н. э.) на первый план выходит человек, творец, личность. Это связано с тем этапом формирования поли­са, когда человек и его личность в качестве творца своего будуще­го были ведущей темой. Гесиод в «Трудах и днях» строго индиви­дуален, он ведет рассказ о себе, причем повод для этого — реаль­ное происшествие, реальный факт.

Вскоре, однако, эпос как отражение опыта всего общества в условиях становления его новой организации, в условиях утверж­дения полисной системы перестал удовлетворять насущным по­требностям этого общества. Поэтому эпос закономерно уступил первенство другим видам и жанрам литературы. В эпоху архаи­ки, насыщенную бурными социальными конфликтами, появле­нием тиранических режимов, законотворческой деятельностью, стали быстро развиваться лирические жанры, отражавшие лич­ностные переживания человека-индивида, представителя фор­мирующейся полисной гражданской общины. Среди поэтов-ли­риков этой поры выделяются имена Архилоха, Алкея, Сапфо, Анакреонта и других.

Однако к концу VI в. до н. э. творчество лириков постепенно сходит на нет. Сформировавшуюся гражданскую общину — по­лис уже не устраивало творчество талантливых, но глубоко инди­видуалистических лирических поэтов. В новых исторических и общественных условиях оно не отражало интеллектуальные, коллективистские потребности граждан города-государства. На смену им приходят другие жанры литературы, способные отра­зить патриотические чаяния гражданина полиса как сочлена большого коллектива людей.

Прежде всего это греческая драма в виде двух ее жанров — трагедии и комедии. И здесь возникает вопрос о рождении грече­ского театра. Не случайно он появляется именно в конце архаиче­ского времени, в эпоху утверждения полисных структур. Театр был тесно связан с жизнью полиса, являясь, по сути, вторым на­родным собранием, где обсуждались самые животрепещущие во­просы жизни сограждан. Сходство с народным собранием усили­валось благодаря тому, что театральные представления давались во время полисных праздников. Театр, таким образом, являлся рупором идеологической пропаганды всего полисного коллекти­ва, уже осознавшего себя в качестве творца собственной истории.

Развитие древнегреческой трагедии связано с именами Эсхила, Софокла и Еврипида. Два первых — Эсхил и Софокл — творцы античной трагедии в ее классической форме. Но уже в трагедиях Еврипида находит свое отражение приближающийся кризис традиционной полисной идеологии и морали. Через все его творчество проходит идея интереса к личности с ее субъектив­ными устремлениями. Если Софокл сам определял своих героев как людей, «какими они должны быть», то героями Еврипида яв­лялись те, «каковы они были на самом деле». В этом и заключает­ся причина ухода трагедии с литературного небосклона во время начавшегося кризиса полиса. В этих условиях она уже не удо­влетворяла требованиям гражданского коллектива «заболевше­го» полиса, и, выполнив свою историческую миссию, она так и не возродится.

Наиболее острым в политическом отношении драматургиче­ским жанром классического времени являлась т.н. древняя атти­ческая комедия, черпавшая темы из повседневной жизни полиса, затрагивавшая насущные политические и экономические про­блемы, смело критиковавшая видных граждан. Ее ярким пред­ставителем был Аристофан. Этот поэт дал смелую сатиру на по­литическое и культурное состояние Афин в то время, когда по­лисная демократия уже испытывала симптомы кризиса. Аристофан пока еще интуитивно чувствовал то, что в IV в. до н. э. станет реальностью. Но когда кризис полиса стал явью, древняя комедия, как сатирическое выражение недостатков гражданско­го коллектива, прекращает свое существование, потеряв свою общественную актуальность и знаменуя упадок демократических институтов.

Возродится она уже в виде т.н. средней аттической комедии (примерно с начала IV в. до н. э.), о которой известно очень немно­го. Исчезает гражданское звучание, политическая и социальная критика, главное место в ней стали занимать пародийно-мифоло­гические сюжеты. Примерно на рубеже IV и III вв. до н. э. на сме­ну средней приходит т.н. новая аттическая комедия (Менандр), или комедия нравов, сюжеты для которой — частная жизнь граж­дан, а основные действующие лица — отдельный человек с его мелкими житейскими проблемами, рабы, параситы, гетеры.

В эллинистическую эпоху при дворах монархов процветала уже утонченная, но лишенная связи с повседневной жизнью ли­тература, образцами которой были идиллии и гимны Каллимаха из Кирены, Арата из Сол, эпическая поэма «Аргонавтика» Аполлония Родосского и др. Все эти произведения были направ­лены на удовлетворение вкусов привилегированных слоев тог­дашнего общества. Об охвате всех его представителей речь уже не могла идти, так как полисная солидарность была исчерпана еще в IV в. до н. э. Новая историческая действительность диктовала пи­сателям и поэтам свои требования, радикально отличавшиеся от требований времени расцвета полисной системы V в. до н. э.

Top

Date: 2015-09-03; view: 418; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию