Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Религия и религиозные празднества греков
Top Эта область народной культуры формировалась у древних греков в условиях жизни, характеризующихся природной жизнерадостностью, бодростью и оптимизмом, верой в свои творческие силы. Для грека все предметы, явления природы, планеты, звезды, животные, люди и т.п. были сочленами целесообразной, стройной и прекрасной системы, своего рода идеального полиса. Божества занимали здесь высшее место, но их бессмертие, могущество и совершенство, которое ставило их намного выше человека, были так же естественны, как разум и способности человека, ставившие его, в свою очередь, выше животных. В этой системе для греков не было место злу, которое воспринималось ими скорее как недостаток добра, как некое отступление, в силу тех или иных обстоятельств, от заданной когда-то самой природой нормы. Отсюда — единство природного явления и его олицетворения в конкретном образе (Уран — небо, Гея — земля, Гелиос — солнце, Селена — луна и т.п.). Все эти простейшие формы обоготворения природы пронизывают древнегреческую мифологию. Согласно мифам, первоначально существовали Хаос и Земля (Гея), подземный мир Тартар и Эрос — жизненное начало. Гея породила звездное небо — Урана, который стал первым властителем мира и супругом богини Земли — Геи. От Урана и Геи ведет свое начало второе поколение богов — титанов. Уран был низвергнут своим сыном — титаном Кроносом, богом земледелия. Детьми Кроноса были Аид, Посейдон, Зевс, Гестия, Деметра, Гера. Дети Кроноса во главе с его младшим сыном Зевсом, свергнувшим отца, захватили власть над вселенной. Верховным божеством Олимпа стал Зевс, властитель неба, грома и молнии. Посейдон считался богом влаги, орошавшей землю и моря, Аид (Плутон) стал владыкой подземного мира. Супруга Зевса Гера была покровительницей брака, Гестия — богиней домашнего очага. Как покровительницу земледелия почитали Деметру. От брака Зевса и Геры родились Геба, богиня юности, Арес, бог войны, Гефест, олицетворявший вулканический огонь, а также покровительствовавший кузнецам и ремесленникам. Среди потомков Зевса особо выделяется Аполлон, бог светлого начала в природе. Он считался также покровителем искусств, богом-врачевателем. Сестра Аполлона Артемида — богиня охоты и покровительница молодежи. Гермес принял на себя множество функций. Первоначально это бог материального достатка, затем — торговли, покровитель обманщиков и воров, позже — покровитель ораторов и спортсменов. Диониса (Вакха) почитали как божество производящих сил природы, виноградарства и виноделия. Большим почетом пользовалась воинственная Афина, богиня мудрости и рационального начала. Таким образом, божества греческого пантеона стали покровителями и выразителями того или иного явления природы и человеческого занятия. Характерно, что для греческого религиозного сознания вовсе не характерна идея всемогущества. Боги греков не только были антропоморфны, но и испытывали человеческие страсти и могли страдать, подобно людям. Над миром олимпийских богов царила безликая сила — Судьба. Если боги казались конкретными существами в человеческом облике, то Судьба являлась обобщением всего непонятного, необъяснимого, неотвратимого. С точки зрения древнего грека, не существовало непреодолимой грани между миром людей и миром богов, причем посредую- щим звеном между ними выступали т.н. герои, т.е. полубоги, родившиеся от связи богов и земных женщин. Таков, например, был Геракл, за свои подвиги приобщенный к сонму богов. Богам и героям, считавшимся покровителями отдельных полисов, строились храмы и приносились многочисленные жертвы. При некоторых храмах молящиеся через жрецов-оракулов могли вопрошать божества о будущем. В греческом мире особенно славились оракулы при храме Аполлона в Дельфах и при храме Зевса в Додоне (Эпир). При некоторых храмах раз в несколько лет организовывались торжественные празднества, так называемые «игры», на которых в честь богов совершались состязания в гимнастических упражнениях, чтении стихов, пении, плясках, ораторском искусстве. Наиболее популярными в Греции были игры в честь Зевса, совершавшиеся раз в четыре года при храме божества в Олимпии (Западный Пелопоннес). Этот четырехлетний срок назывался у греков олимпиадой. С 776 г. до н. э. на олимпийские игры съезжались участники и зрители со всей Греции и колоний. На время празднества прерывались враждебные действия между воевавшими греческими полисами, так что богомольцы, направлявшиеся в Олимпию, могли проходить и даже останавливаться на территории врага. Победители на состязаниях в Олимпии получали награду в виде простого венка из листьев священного лаврового дерева, росшего подле храма. Получение этого скромного знака отличия считалось великой честью не только для самого награжденного, но и для его полиса, воздвигавшего в честь победителя-олимпионика бронзовую или мраморную статую. Эти состязания способствовали физическому развитию граждан и являлись военной тренировкой молодежи. Кроме того, они играли роль объединяющих центров, сближавших культурно и политически разобщенные и часто враждовавшие между собой города и союзы городов Греции. Однако эти связи были непрочны. Для совместной организации празднеств, игр и охраны наиболее почитавшихся святилищ греки создавали особые союзы — т.н. амфиктионии, игравшие видную роль в культурной и общественно-политической жизни Греции. Наиболее влиятельной была дельфийско-фермопильская амфиктиония с центром в Дельфах. Top Литература и театр Top Наиболее характерной особенностью греческой литературы является рождение, расцвет и уход с литературного небосклона ее определенных жанров в различные исторические периоды в зависимости от качественного состояния такого социально-политического организма, как древнегреческий полис. Древние греки создали основные литературные жанры — эпос, лирику, прозу. Именно здесь, в Древней Греции, было положено начало и театру. Date: 2015-09-03; view: 342; Нарушение авторских прав |