Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религия и религиозные празднества греков





Top

Эта область народной культуры формировалась у древних греков в условиях жизни, характеризующихся природной жиз­нерадостностью, бодростью и оптимизмом, верой в свои творче­ские силы. Для грека все предметы, явления природы, планеты, звезды, животные, люди и т.п. были сочленами целесообразной, стройной и прекрасной системы, своего рода идеального полиса. Божества занимали здесь высшее место, но их бессмертие, могу­щество и совершенство, которое ставило их намного выше челове­ка, были так же естественны, как разум и способности человека, ставившие его, в свою очередь, выше животных.

В этой системе для греков не было место злу, которое воспри­нималось ими скорее как недостаток добра, как некое отступле­ние, в силу тех или иных обстоятельств, от заданной когда-то са­мой природой нормы. Отсюда — единство природного явления и его олицетворения в конкретном образе (Уран — небо, Гея — зем­ля, Гелиос — солнце, Селена — луна и т.п.). Все эти простейшие формы обоготворения природы пронизывают древнегреческую мифологию.

Согласно мифам, первоначально существовали Хаос и Земля (Гея), подземный мир Тартар и Эрос — жизненное начало. Гея по­родила звездное небо — Урана, который стал первым властителем мира и супругом богини Земли — Геи. От Урана и Геи ведет свое начало второе поколение богов — титанов. Уран был низвергнут своим сыном — титаном Кроносом, богом земледелия. Детьми Кроноса были Аид, Посейдон, Зевс, Гестия, Деметра, Гера.

Дети Кроноса во главе с его младшим сыном Зевсом, свер­гнувшим отца, захватили власть над вселенной. Верховным бо­жеством Олимпа стал Зевс, властитель неба, грома и молнии. Посейдон считался богом влаги, орошавшей землю и моря, Аид (Плутон) стал владыкой подземного мира. Супруга Зевса Гера была покровительницей брака, Гестия — богиней домашнего оча­га. Как покровительницу земледелия почитали Деметру. От бра­ка Зевса и Геры родились Геба, богиня юности, Арес, бог войны, Гефест, олицетворявший вулканический огонь, а также покрови­тельствовавший кузнецам и ремесленникам.

Среди потомков Зевса особо выделяется Аполлон, бог светло­го начала в природе. Он считался также покровителем искусств, богом-врачевателем. Сестра Аполлона Артемида — богиня охоты и покровительница молодежи. Гермес принял на себя множество функций. Первоначально это бог материального достатка, за­тем — торговли, покровитель обманщиков и воров, позже — по­кровитель ораторов и спортсменов. Диониса (Вакха) почитали как божество производящих сил природы, виноградарства и ви­ноделия. Большим почетом пользовалась воинственная Афина, богиня мудрости и рационального начала. Таким образом, боже­ства греческого пантеона стали покровителями и выразителями того или иного явления природы и человеческого занятия.

Характерно, что для греческого религиозного сознания вовсе не характерна идея всемогущества. Боги греков не только были антропоморфны, но и испытывали человеческие страсти и могли страдать, подобно людям. Над миром олимпийских богов царила безликая сила — Судьба. Если боги казались конкретными суще­ствами в человеческом облике, то Судьба являлась обобщением всего непонятного, необъяснимого, неотвратимого.

С точки зрения древнего грека, не существовало непреодоли­мой грани между миром людей и миром богов, причем посредую- щим звеном между ними выступали т.н. герои, т.е. полубоги, ро­дившиеся от связи богов и земных женщин. Таков, например, был Геракл, за свои подвиги приобщенный к сонму богов.

Богам и героям, считавшимся покровителями отдельных по­лисов, строились храмы и приносились многочисленные жертвы. При некоторых храмах молящиеся через жрецов-оракулов могли вопрошать божества о будущем. В греческом мире особенно сла­вились оракулы при храме Аполлона в Дельфах и при храме Зевса в Додоне (Эпир).

При некоторых храмах раз в несколько лет организовывались торжественные празднества, так называемые «игры», на которых в честь богов совершались состязания в гимнастических упражне­ниях, чтении стихов, пении, плясках, ораторском искусстве.

Наиболее популярными в Греции были игры в честь Зевса, со­вершавшиеся раз в четыре года при храме божества в Олимпии (Западный Пелопоннес). Этот четырехлетний срок назывался у греков олимпиадой. С 776 г. до н. э. на олимпийские игры съез­жались участники и зрители со всей Греции и колоний. На время празднества прерывались враждебные действия между воевав­шими греческими полисами, так что богомольцы, направлявши­еся в Олимпию, могли проходить и даже останавливаться на территории врага. Победители на состязаниях в Олимпии полу­чали награду в виде простого венка из листьев священного лавро­вого дерева, росшего подле храма. Получение этого скромного знака отличия считалось великой честью не только для самого на­гражденного, но и для его полиса, воздвигавшего в честь победителя-олимпионика бронзовую или мраморную статую.


Эти состязания способствовали физическому развитию граж­дан и являлись военной тренировкой молодежи. Кроме того, они играли роль объединяющих центров, сближавших культурно и политически разобщенные и часто враждовавшие между собой города и союзы городов Греции. Однако эти связи были непроч­ны.

Для совместной организации празднеств, игр и охраны наибо­лее почитавшихся святилищ греки создавали особые союзы — т.н. амфиктионии, игравшие видную роль в культурной и обще­ственно-политической жизни Греции. Наиболее влиятельной была дельфийско-фермопильская амфиктиония с центром в Дельфах.

Top

Литература и театр

Top

Наиболее характерной особенностью греческой литературы является рождение, расцвет и уход с литературного небосклона ее определенных жанров в различные исторические периоды в за­висимости от качественного состояния такого социально-полити­ческого организма, как древнегреческий полис. Древние греки создали основные литературные жанры — эпос, лирику, прозу. Именно здесь, в Древней Греции, было положено начало и театру.







Date: 2015-09-03; view: 342; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию