Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Воп осы для cAмoкoнтroля
1.Еритериемистиныявллется: —шиsненны йопыт; — наблюдение; — научный эксперимент. 2. В процессе поонания участвуют:
— шорвльные принципы. 3. К формам рационального познания не относятся:
— суждения; — умозаключения; — представления. 4. Особемностью рационального познааия является: — oпopa на здравый смысл;
— наглядность и предметность; — воспроизведение внешних сторон свойств объектов; — абстрактность и обобщённость.
5. Верны ли эти суждения о чувственном поонании? А) Формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и понятие. Б) Понятие — это чувственный обрав предметов и явлений. 1) верно только суждение А 2) верно только суждение Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
6. Верны ли эти суждения об истине? А) Абсолютная истина — полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явление. Б) Истина по своему содержание относительно, а по форме — объективна. 1) верно только суждение А 2) верно только суждение Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. Верны ли эти суждения о субъективной истине? А) Субъективная истина зависит от сознания субъекта по- знания. Б) Истина субъективна, т. к. при её получении в процессе сознания происходит взаимодействие объекта и субъекта по- знания. 1) верно только суждение А 2) верно только суждение Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
8. Впишите слово, пропущенное в схеме.
9. Впишите слово, пропущенное в схеме.
10. Найдите в приведённом ниже списке общенаучны е методм ис- следования: — сиптез; — учеяие; — дедукция; — аналогия; — идеализация. 11. Найдите в приведённом ниже списне видъі истины: — повседневная; — художественная;
l2. Найдите в приведённом ниже списке формъі чувственпого по-
— ощущение; — понятие;
— восприятие; — суждение; — представление. 13. Найдите в приведённом миже списке черты, которые характер- ны только для научного познамия: — получение объективной информации; — получение результатов, не зависящих от воли, чувств и желаний субъекта; — познание навыков выживания в чрезвычайных ситуаци-
— критическая оценка и переоценка знаний о природе и об- ществе; — критическая оценка художественного творчества; — проверка теорий и гипотез. 14. Остановите соответствие между основными методами эмпи - рического исследования и их характеристиками: к каждой позиции, обозначенной цифрой, подберите соответствующие позиции, обоона- ченные буквами. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЭМПИРИ ЧЕСКОРО ИССЈІЕДОВАНИЯ: l) наблюдение; 2) эксперимент. ХАРАКТЕРИСТИКИ: а) целенаправленное и организованное восприятие предме- тов; 6) практическое воздействие на изучаемые явление; в) результаты эксперимента строго фиксируются и контро- лируются; г) в качестве объекта выступают образцы, макеты; д) oпopa на чувственное познание; е) возможность сравнению получаемых каждый раз репуль- татоВ; ж) на первый план выдвигается задача ночного измерения исследуемых параметров процесса или объекта.
Строеяие общества Общество представляет собой особую форму коллективного бы тия людей, которую принято рассматривать: — как особый коллектив людей (например, российское обще- ство, общество ветеранов); — как целостную систему устойчивых связей между взаимо- действующими людьми и социальнмми группами (т. е. общество как органичное соединение различных частей — политической, правовой, экономической сфер, науки, социальных rpyпп). Пo6 обществом может понима ться как определ’ённая группа людей, о0ъединившихся длн общения и совместного вы полнения какой-лdо деятельности, так и конкретньtй этап в иcmopи- ческом равви тии какого-либо народа или страньt. В широком смысле слова оdщесвіао — это обособившаяся от природъі, но тесно связанная с ней, исторически сложившаяся в пределах определённой территории иасть материальпого ми- ра, которая вклкіиает в себя способы взаимодействия и формы объединения людей. Фун кции общества: — производство материальпых благ и услуг; — распределение продуктов труда; — воспроизводство и социализация человека; — регламентация и управление деятельностью и поведением; — духовное производство и регулирование активности лю- дей.
Материальное производство — важнейшая сфера и важней- ший элемент общества.
Осповяые сферы обществеяяой жизни
Социальные институты €оqпольны fi uвсвіивірві — это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности лю- дей, которые реализуют определённые функции в обществе, главной из которых является удовлетворение социальных по- требностей.
Основные социальные институты — алосвіь, собственность, семья, наследование. IN соqиолькы ж инсвіивіртож также относятся: — экономические институты: деньги, обмен, хозяйственные отношения, собственность и др.; — политические институты: власть, парламент, суд, армия, самоуправление и др.; — инcтитyты духовной сферы: образование, средства массо- вой информации, религия и др.
Основные характеристики обществ
Традицпоавое общество (от дRевниzцивиниваций do XPff в.) Экономическая сфера общественной жиг ни: — господство сельского натурального хозяйства и примитив- ного ремесла; — экстенсивпая технология и ручные орудия труда; — человек максимально приспосабливался к окружающей среде и подчинялся ритмам природа; — господство общинной, корпоративной, условной, государ- ственной форм собственности; — распределение материальных благ зависит от положения человека в социальной иерархии. Социальная сфера оdщественной живни: — социальная структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильпа и неподвижна; — социальная мобильность отсутствует: на протяжении всей жизни человек остаётся в одной и той же социальной rpyппe; — основны ми социальными ячейками являются община и семья;
— поведение человека в обществе регулируется корпоратив- ными нормами и принципами, обычаями, верованиями, непи- саными законами; — в общественном сознании социальная реальность, челове- ческая жизнь воспринимаются как осуществление божествен-
Политическая сфера общественной жизни: — господство Церкви и армии; — человек полностью отчуждён от политики; — власть не предста вляется человеку большей ценностью, чем право и закон; — общество консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям; — изменения в обществе происходят медленно и спонтанно, без сознательного вмешательст ва людей. Д ухов ная сфера общественной жизни: — индивидуальность, самостоятельность не поощряются; — социальная rpyппa диктует личности нормы поведения; — человек не анализирует своё положение в мире, и не под- вергает анализу явление окружающей действительности; — количество образованных людей невелико; устная инфор- мация преобладает над письменной; — превалирует духовная, а не акономическая сфера челове- ческого бытия.
Индустриальвое общество (с XPfJ в. бо конце XX а.) Эконом ическая сфера общественной жизни: — экономической базой является промышленность, основан- ная на машинной технике; — увеличение объёма основного капитана, снижение долго- временных издержек на единицу продукции;
— повышение проиаводительности труда в сельском хозяй- стве, разрушение натуральной замкнутости; — вамена экстенсивного хоояйства интенсивнмм и простого воспроизводства расширенным; — зарождение и развитие рыночной экономики; — развитие научно-технического пporpecca; — человек освобождается от прямой зависимости от приро- ды, частично подчиняет её себе; — стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов па душу населения; — возрастает благосостояние населения. Социальная сфера общественной жигни: — значительная социальная мобильность; — резкое сокращение удельного веса крестьянства в составе населения; — развитие процесса урбанизации; — появление аовых классов: промы шленного пролетариата и буржуазии, укрепление средних слоёв;
Политическая сфера общественной жигни: — возрастание роли государства; — постепенное появление демократипеского режима;
— человек вовлекается во властнъіе отношения в качестве активного субъекта. Д уховная сфера общественной жизни. — значительная трансформация системы ценностей; — человек автономен впутри социальной группы, руковод- ствуется своими личпмми интересами; — ипдивидуализм, рационализм личности і — освобождение сознания от влияния религии; — человек стремится к самосовертенствованию.
l коножическая сфера общесіпвенной жигни: — на первый план выдвигается сфера услуг; — индивидуализация производства и потребления; — увеличение удельного веса мелкосерийного производ-
— предпочтение отдаётся ресурсосберегающим, энергосбере- гающим и наукоёмким технологиям; — развитие информационных технологий. Социальная сфера оdщественной жизни: — стирание классовых равличий; — сближение размера доходов различных rpyпп населения, ведущее к ликвидации социальной поляризации и росту удель- ного веса среднего класса; — увеличение роли каждого отдельного человека в обще- стве; — зависимость повседневной жизни общества от имеющейся информации. Политическая сфера общес твенной жизни: — усиление роли государственного прогнозирования. Д уховная сфера общественной жизни: — ведущие роли в обществе принадлежат науке и информа- ции.
Формационный и цивилизационный подкоды к изучению общества Наиболее распространёнными в науне подходами к изуче- нию общества являются формпциоч ны й и gua uлuзoguoвнъш
Авторы формацио нного подходи — К. Маркс и Ф. Энгельс.
Основнмми понятиями формационного подхода являются: оdщественно-экономичес кая формация, производи тельньtе си- лы, производственные отношения. Оdщественно-эконом ическая формация (от лат. [ormatio ‹• образование •›, ‹• вид •›) — это общество, находящееся на oпpe- делённой ступени развития, которая характеризуется способом производства, базисом и надстройкой. В структуре каждой формации выделялись эковолпческ ий
Бозис — это совокупность общественных отношений, скла- дывающихся между людьми в процессе производства, pacпpe- делепия, обмена и потребления материальных благ (главнъіми среди них являются отношения собственности на средства про- изводства). Надстрой ка — жо совокупность политических, правовмх, идеологических, религиозных, культурнмх и инмх взглядов, учреждений и отношений, не охватываеммх базисом. Тип над- стройки определяется характером баоиса. OCHOB О МО Ц YOU Н OAO fIO ХО О ПОЈІОИ££1НЬІ I — представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-истори- ческом процессе. Формационный подход практически отрицает национальную специфику и своеобразие отдельных государств, а›‹дентируя внимание на тех обтцих чертах, т‹оторьzе хара›‹тер- ны дая всех обществ; — решающая роль материального производства в живни об- щества; — необходимость соответствии производствениых отношений проипводительным силам; — неизбежность перевода от одной общественно-экономиче- CT ОЙ фO]3M I1ЦИИ І£ Д]З ГОЙ Существует пять общественно-экономических формаций че- ловеческого общества: пераобы тнооdщиннпя, робоа лоd ельче- ская, феодальная, капиталистическан н коммунистичес кан. 4T
Определяющую роль в жизни общества играет материальное производсіпво. В общественном развитии решающая роль прина- длежит народны м массаж. Общественное развитие определяется его экономической сферой. hfотериальньtе общественные отно- шения, формирующиеся в процессе производства материальных благ, подчиняют себе все другие формы деятельности людей политическу ю, духовну ю, социольнрю и т. д. Мораль, религия, философия являются отражением материальной жизни людей. Основньtе положения материалисггіического понимания ис- тории человеческого обш,ества: — решающая роль материального производства в реальной жизни. Процесс производства порождает форму общения гражданское общество; — возникают различные формы общественного сознания: ре- лигия, философия, мораль, право, на которые оказывает влия- ние материальное производство; — каждая ступень развития общества задаёт определённый материальный результат, определённый уровень производитель- ны х сил, определённые производственные отношения. Авторы циаплвзоqионносо подхода — А. Тойнби, О. Шпен- глер, У. Ростоу — при изучении общества за основу брали раз- ные критерии. Цuвuлuзnquя (от лат. ciuis — ‹• гражданский •›) — это ступень исторического развития; материальная, духовная, социальная жизнь той или иной группы стран и народов на определённом этапе развития. Каждая цивилизация характеризуется не столь- ко экономическим базисом, сколько специфическим для неё образом жизни, системой ценностей, способами взаимосвязи с
Виды социальвых факторов
ОСаОзRые формы этиичесхих обіцwостей
Народаость и нация определяются более крупной общностью людей, нааываемой эвіносол. lвінoc — это устойчивая общность людей, объединённых об- щей территорией, расовмм составом и культурой.
Ilporpecc и perpecc, их критерии R *R€!CC — OAO П8П ВВЛ£1нИ£1 ЈЗВПВИТИЯ О Щ£ІСТВВ ДЛЯ KOTO О- го характерно поступательное движение от низших форм обще- СТВ£ІІ4НОЙ О{ІРПІІИП&ЦПИ l£ ВМСШИМ. Понятию пporpecca противоположно понятие peгpecc. Для perpecca харахтерно обратное поступательноедви жение — от высших форм к низшим; деградация, возврат к устаревшим структурам и отношениям. Формы обществепного развития — революции н рефор мьt. Революция — no пояиое изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивакіщее основы существу- ющего социального строя.
По с‹:Ј:› ерам общес твенно“и жизни реформ ы подразделяют: • на экономические реформы — преобразования форм, мето- дов, организации управления хозяйст вом страны; • на пол итические рефор мы — преобразования в политиче- ской сфере жизни, изменение конституции и избирательной сис- темы страны; • на социальные рефор мьt — изменения в общественной жиз- ни, не затрагивающие социальной системы страны.
Глобализация Тлоdализация — это процесс всемирной экономической, поли- тической, социальной и культурной интеграции и унификации. Следствием глобализации являются: мировое разделение труда, миграция капитана, миграция человеческих и проивводст веІІ- ных ресурсов в масштабах всей планетьт, приведение законода- тельства, а также зкономических и технологических процессов к единому стандарту, сближение культур разных стран.
Date: 2015-09-03; view: 314; Нарушение авторских прав |