Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бытие vеловеха





Бьt тие человека — философская категории, которая обозна- чает существование человека, его реальность.

Различают следующие формы бывіия человека:

• индивидуальнмй аспект бытия — жизнь человека от рож- дения до смерти;

• личностный аспект бытия — включённость человека в куль-

 

• духовное бытие — внутренний мир человека, плоды его ду- ховной деятельности;

• социальное бмтие — бытие отдельного человека (индивида) в обществе, природе, истории и бытие человеческого общества. Бытие отдельного человека представляет собой единство его тела и духа. Оно ограничено во времени и пространстве. Буду- чи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бмтия. Обладая способностью позна- вать бытие, он может и влиять на него — позитивно или нега-

 

 

Іlотребвости,

ивтересы и слособвости •тел:овеха

 

Поіиребносіиь — этo нужда в том, что необходимо для сущест- вования человека, его нормального функционирования. Потреб- ности разделяют на нервичньtе н віиоричньtе. ПотребlІОСТИ чёЛО-

 


 

века не могут быть одинаковыми во все времена, они меняются с течением времени. Потребности зависит от условий, в которых живёт человек, от уровня развития хозяйст ва.

Иервичные потребности являются по своей природе физио-

логическими и, как правило, врождёнными.

Физионог ические потребности являются необходимыми для

выживания. 8то потребность в еде, воде, убежище, отдыхе.

В торичньtе потребности являются по своей природе психо- логическими.

Эпгистенцианьные потребности — это потребность в защите от опасностей окружающего мира и потребность в уверенности в том, что все физиологические потребности будут удовлет во- рены.

Социаньннe потребности — это потребности в чувстве при- надлежности к обществу, чувстве социального взаимодействия, чувстве привязанности и поддержки.

Престижные потребности — это потребности в самоуваже-

нии, в признании личных достижений и компетентности.

Д уховн нe потребности — это потребности в самовыражении, в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Потребности человека составляют основу его интересов.

Интерес — эхо целенаправленное отношение человека к объ- екту. Интересы разделяют по их носителю (индивидуальные, групповые и всего общества) и по направленнос ти (экономи- ческие, социальные, политические, духовные).

Способнос ти — это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения им определённого рода деятельности.

Уровень развития способностей выражается понятиями mo-

лонпі и гениальность.

Т'олпн т — это совокупность способностей, которая позволя- ет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и общественной значимостью.


 

Тениальнос ть — высшая ступень развития таланта, позво- ляющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.

 

Основные формы деятельности человека

Деятельность человека — жо его активность, направленная на достижение поставленных целей, которое связаны с удовлет- ворением его потребностей и интересов, на выполнение требова-

“ к нему со стороны общества и государства.

Дeяtгіeльнoc mь человека:

— носит созволіелъны й характер (человек осознаёт цель и

способы её достиження, предвидит результат);

— связана с изготовлением, у потреблением и хранением орудий труда,

— носит общественньtй характер,• опв осуществляется, как

правило, в коллективе и для коллектива.

Основными компонентами деятельности являются субъект п оdъект. Суdъект деятельности — no sox, no осуществляет деятельность. Объект деятельности — эхо хо, на что направ- лена деятельность.

Деятельность имеет определённук› структуру.

 

Структура деятельности

Цель

Средства достижения цели Действия Результат


 

fomna ы деятельности — эхо внутренние побудительные си- лы субъекта деятельности. Мотивами деятельности являются: потребности, социальные Остановки, рбеждения, интерес ы, влечения, эмоции и идеальt.

Цель — это то, чего субъект деятельности хочет достичь.

Средс тва достижения цели — эzo сумма знаний, которой обладает субъект деятельности: орудия труда, физическая сила, жизненный опыт и трудовая квалификация.

Деятельность состоит из ряда действий. Д ействием называ- ется процесс, который направлен на достижение поставленной цели.

Различают следующие аибъі действи’и:


целенаправ ленное действие — действие субъекта деятель- ности, которое отличается рационально поставленной целью и продуманными средствами;

ценностно-рациональное действие — действие, при кото- ром субъект деятельности поступает в соответствии со своими убеждениями о долге, доброте и зле;

аффективное беиствие — действие, связанное с душевным волнением, при котором субъект деятельности стремится удов- летворить свою потребность в чём-либо;

традиционное де’иствие — действие, связанное со сложив-

шейся привычкой.

Резулы иат является завершающим звеном в структуре де- ятельности, которое подтверждает достижение поставленной цели.

 

Виды деятельпости

Основными видами человеческой деятельности являются: общение, игра, рчение, труд. Они соответствуют общим потреб- ностям, которые имеются практически у всех людей и в кото- рые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.


 

Оби(енве — вид деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития человека и направлен на обмен ин- формацией между общающимися людьми.

Общение имеет определённую структуру, в которую входят:

суdъект, цель, содержание, средства информации н получатель

По использ уемы м средствам раоличают следующие виdы общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвен- ное.

При непосредственном общения субъекты находятся в пря- мом контакте друг с другом и обмениваются информацией.

При опосредованном общения прямых контактов нет. Субъ- ект осуществляет обмен информацией через различные средства информации (книги, радио, телефон, телевидение и т. п.).

Пря ое оdщение — личные, непосредственные контакты.

ІГ осаенное odщeвue — общение через посредников.

По субъектам общения разли чают следующие вибы обще-

— общение между реальными субъектами (например, между

двумя людьми);

— общение реальпого субъекта с иллюзорны м партнёров (на- пример, человека с животным, которого он наделяет некоторы- ми несвойственными ему качествами);

— общение реального субъекта с воображаемым партнёром (например, общение человека со своим ‹• внутренним голо- сом•›);

— общение воображаеммх партнёров (например, литератур- ных персонажей).

Функции общения — социвлизация, познавательная функ- ция, психологическая функции, функции отождествления или противопоставления, организационная функции.

*R — ИД Д£ІЯТ£ІЈІЬНОСТИ, KOTO ЫЙ П£І СТПВИТ CBO Й Ц£ІЈІЬЮ

производство каких-либо материальны х благ. Игры, как прави-

ло, имеют характер развлечения и используются для отдыха.


 

М чeниe — вид деятельности, целью которого является при- обретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоит в том, что оно служит средством психологиче- ского развития человека. Учение может быть органигованны м

*Rl1º — ВИД Д£lятельности, который занимает оСОбое место в системе человеческой деятельности. Труд создаёт предметы ма- териальной и духовной культуры, преобразует жизнь.

Труд имеет свойственные только ему черты:

— целесооб разность;

— нацеленность на достижение запрограммированны х ре-

зультатов;

— наличие умений и знаний;

— практическая полепность;

— наличие результата;


— развитие человека;

— преобразование внешней среды обитания человека.

 

Классифинация деятельности

Существуют две основные формы деятельности: ма териаль-

Материально- производ- ственная
Социально- преобразую-
Ценностно- ориентиро- вочнан
Деятельность
Материальная
Познава- тельная
Прогностическая


Материальная деятельность — эхо создание материальных ценностей и вещей, которые необходимы для удовлетвореаия человеческих потребностей. Она включает в себя материально- производственную деятельность, связанную с преобразованием природы, и социольно-преобразующ ую р,енхеяънос zъ, связанную с преобразованием общества.

Д уховная деятельность связана с изменением сознания лю-

дей, созданием научных, художественных, нравственны х цен- ностей и идей. Она включает в себя познавательнук›, ценностно- ориентировочную и прогностическую деятельность.

Мознавательная деятельность отражает действительность в

научной и художественной форме, а также в мифах, сказаниях, религиозных учениях.

Ценнос тно-ориентировочная деятельность — эхо форми-

рование мировоззрения человека и отношения его к окружаю- щему миру.

Мрогностическая деятельность представляет собой пред- видение и осознанное планирование изменений существующей действительности.

Есть различные критерии классификации деятельности.

ffo oбzeквіoэі ирезу льтатам dелвіельносвш — создание ма-

териальных благ или культурны х ценностей.

Мо субъекту деятельности — индивидуальная и коллек -

тивная.

Мо характеру самой деятельности — репродуктивная и

творческая.

Мо соответствию нравовьtм нормам — законная и незакон-

 

ho соответс твию моральньt м нормаж — моральная и амо-

ральная.

Мо соотношению с общественных прогрессом — прогрессив- ная и реакционная.

Мо сферам оdществечной жизни — экономическая, социаль-

ная, политическая.


 

Мо осоdенностям проявления человеческой активности —

внутренняя и внешняя.

Творчество — это деятельность, в результате которой полу- чается новый, оригинальный продукт, имеющий общественную ценность: техническое изобретение, художественное произведе- ние, методы лечения, обучения, воспитание.

Механизжами творчес кой деятельности являкітся:

• комбинирование уже имеющихся знаний;

• воображение — способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании;

• фантазия — плод воображения, яркость и необычность со- здаваемых представлений и образов;

• интуиция — знание, способы получения которого не oco-

ЗНІІЮТСЯ

Деятельность может носить:

• сознотел ьньш характер — сознательное выдвижение целей деятельности и предвидение её результата;

продц ктивньtй характер — стремление получить конкрет-

ный результат;

преобрагу ющий характер — изменение окружающего мира


и самого человека;

общественный характер — в процессе деятельности чело-

век вступает с другими людьми в разнообразные отношения.

 

Мышление

Мышление — это активный процесс отражение объективного мира через понятия, суждения, теории. Средством мышления является язык.

Различают следующие формьt мышления:

— понятийные и категориальные;

— ассоциативно-образные;

— вербальные;

— деятельностно-орудийные.


 

Типы мышлеиия

 

Название Характеристики
    Обратное ммшление Задача даётся в конкретной и наглядной форме. Практическое действие становится cпoco- бом решения задачи. Характерно для первобмтнмх людей и лю- дей первмх земных цивилизаций.
Теоретическое мышление 8адача поставлена в теоретичесиой форме. Теоретические знания становятся способом решения задачи. Характерно для современнмх людей.
    8наковое ммшление Связано с проникновением точны х наук и искусственных, знаковых языков в мировоз- зрение людей. 8нание имеет форму язмковмх знаков. В науке используется символика для выра- жения результатов мы слительной деятель-  

 

 

Ивдивид, иядивидуальвость, личность.

Социализация иддивида

Индивид — жо биологический организм, носитель общих на-

СЛ£ІДСТВ£ІНЧЫХ СОЦИ&ЛЬІІЫХ И ПСИХОЈІОРИЧ£ІСКИХ Ч£І Т Ч£ІЛОВ£1Ч£ІСТВЯ,

таких как разум, воля, потребности, интересы.

Индивибуальнос ть — жо неповторимое своеобразие проявле- пий человека, которое подчёркивает исклк›чительность, много- сторонность, гармоничност ъ и естественность его деятеяъности. Лu vкocm ь (от лат. persona) — no индивид, сформировавший-

ся в результате усвоения общественных форм сознания под вли-

 


 

янием жизни в обществе, воспитание, обучения, общения, взаи- модействия. Первоначально слово ‹• личность•› обозначало маску, которую надевал актёр в античном театре. 8атем его стали при- менять к самому актёру и его роли (отсюда — ‹• персонаж •›).

Личность формируется в процессе воспитание и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Coquoлuзoquл — это процесс усвоения и дальнейшего разви- тия индивидом знаний, культурных норм, традици й и социаль- ного опыта, необходимых для жизнедеятельности в обществе.

Различают следующие эвіппъі coquoлuзnq u n:

• ночольньш — семья, детские дошкольн ы е учреждение;

средний — школа;

заверша ющий — освоение новых ролей: cyпpyra, родители, бабушки и т. д.

На процесс социализации оказывают влияние агентьt социа- лизоцпв — разнооб разнме факторы и конкретные люди, ответ- ственные за обучение других людей культурным нормам и ока- зание им помощи в освоении различных социальных ролей.

Агенты первичной соцвол пзоq ви — родители, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.

Агенты вторичной социализации — средства массовой ин- формации (СМИ), образовательные учреждение, производствен - ные предприятия и т. д.

Института социализации — это социальные учреждение, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Ин- ституты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Перв ичньtм и институ там и социаливации могут быть семья, школа, вуз, втори чны м и — СМИ, армия, Цер-

 

Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере социальных отношений.


 

Агенты u пнсвшлірвіы соqполвзоции:

— обучают людей принятым в обществе культурным нормам

и образцам поведения;

— осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведепия усвоенм людьми.

Элементы социального контроля — жо:

— поощрение в форме положительн ъіх оценок;

— накаааяие в форме отрицательнмх оценок.

В период вторичной социализации личность может быть субъ- ектом процессов десоциали гации н ресоциали зации.

Д есоциаливация — утрата или сознательны й откаа от усвоен- ных ценностей, норм поведения, социальны х ролей, привычного образа жизни. Ресоциализация — восстановление утраченны х ценностей и социвльнъіх ролей, переобучение, возвращение лич- пости к нормальному образу жизни.

 







Date: 2015-09-03; view: 311; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.032 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию