Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Бытие vеловехаСтр 1 из 51Следующая ⇒
Бьt тие человека — философская категории, которая обозна- чает существование человека, его реальность. Различают следующие формы бывіия человека: • индивидуальнмй аспект бытия — жизнь человека от рож- дения до смерти; • личностный аспект бытия — включённость человека в куль-
• духовное бытие — внутренний мир человека, плоды его ду- ховной деятельности; • социальное бмтие — бытие отдельного человека (индивида) в обществе, природе, истории и бытие человеческого общества. Бытие отдельного человека представляет собой единство его тела и духа. Оно ограничено во времени и пространстве. Буду- чи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бмтия. Обладая способностью позна- вать бытие, он может и влиять на него — позитивно или нега-
Іlотребвости, ивтересы и слособвости •тел:овеха
Поіиребносіиь — этo нужда в том, что необходимо для сущест- вования человека, его нормального функционирования. Потреб- ности разделяют на нервичньtе н віиоричньtе. ПотребlІОСТИ чёЛО-
века не могут быть одинаковыми во все времена, они меняются с течением времени. Потребности зависит от условий, в которых живёт человек, от уровня развития хозяйст ва. Иервичные потребности являются по своей природе физио- логическими и, как правило, врождёнными. Физионог ические потребности являются необходимыми для выживания. 8то потребность в еде, воде, убежище, отдыхе. В торичньtе потребности являются по своей природе психо- логическими. Эпгистенцианьные потребности — это потребность в защите от опасностей окружающего мира и потребность в уверенности в том, что все физиологические потребности будут удовлет во- рены. Социаньннe потребности — это потребности в чувстве при- надлежности к обществу, чувстве социального взаимодействия, чувстве привязанности и поддержки. Престижные потребности — это потребности в самоуваже- нии, в признании личных достижений и компетентности. Д уховн нe потребности — это потребности в самовыражении, в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности. Потребности человека составляют основу его интересов. Интерес — эхо целенаправленное отношение человека к объ- екту. Интересы разделяют по их носителю (индивидуальные, групповые и всего общества) и по направленнос ти (экономи- ческие, социальные, политические, духовные). Способнос ти — это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения им определённого рода деятельности. Уровень развития способностей выражается понятиями mo- лонпі и гениальность. Т'олпн т — это совокупность способностей, которая позволя- ет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и общественной значимостью.
Тениальнос ть — высшая ступень развития таланта, позво- ляющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.
Основные формы деятельности человека Деятельность человека — жо его активность, направленная на достижение поставленных целей, которое связаны с удовлет- ворением его потребностей и интересов, на выполнение требова- “ к нему со стороны общества и государства. Дeяtгіeльнoc mь человека: — носит созволіелъны й характер (человек осознаёт цель и способы её достиження, предвидит результат); — связана с изготовлением, у потреблением и хранением орудий труда, — носит общественньtй характер,• опв осуществляется, как правило, в коллективе и для коллектива. Основными компонентами деятельности являются субъект п оdъект. Суdъект деятельности — no sox, no осуществляет деятельность. Объект деятельности — эхо хо, на что направ- лена деятельность. Деятельность имеет определённук› структуру.
Структура деятельности Цель Средства достижения цели Действия Результат
fomna ы деятельности — эхо внутренние побудительные си- лы субъекта деятельности. Мотивами деятельности являются: потребности, социальные Остановки, рбеждения, интерес ы, влечения, эмоции и идеальt. Цель — это то, чего субъект деятельности хочет достичь. Средс тва достижения цели — эzo сумма знаний, которой обладает субъект деятельности: орудия труда, физическая сила, жизненный опыт и трудовая квалификация. Деятельность состоит из ряда действий. Д ействием называ- ется процесс, который направлен на достижение поставленной цели. Различают следующие аибъі действи’и: • целенаправ ленное действие — действие субъекта деятель- ности, которое отличается рационально поставленной целью и продуманными средствами; • ценностно-рациональное действие — действие, при кото- ром субъект деятельности поступает в соответствии со своими убеждениями о долге, доброте и зле; • аффективное беиствие — действие, связанное с душевным волнением, при котором субъект деятельности стремится удов- летворить свою потребность в чём-либо; • традиционное де’иствие — действие, связанное со сложив- шейся привычкой. Резулы иат является завершающим звеном в структуре де- ятельности, которое подтверждает достижение поставленной цели.
Виды деятельпости Основными видами человеческой деятельности являются: общение, игра, рчение, труд. Они соответствуют общим потреб- ностям, которые имеются практически у всех людей и в кото- рые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.
Оби(енве — вид деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития человека и направлен на обмен ин- формацией между общающимися людьми. Общение имеет определённую структуру, в которую входят: суdъект, цель, содержание, средства информации н получатель По использ уемы м средствам раоличают следующие виdы общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвен- ное. При непосредственном общения субъекты находятся в пря- мом контакте друг с другом и обмениваются информацией. При опосредованном общения прямых контактов нет. Субъ- ект осуществляет обмен информацией через различные средства информации (книги, радио, телефон, телевидение и т. п.). Пря ое оdщение — личные, непосредственные контакты. ІГ осаенное odщeвue — общение через посредников. По субъектам общения разли чают следующие вибы обще- — общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми); — общение реальпого субъекта с иллюзорны м партнёров (на- пример, человека с животным, которого он наделяет некоторы- ми несвойственными ему качествами); — общение реального субъекта с воображаемым партнёром (например, общение человека со своим ‹• внутренним голо- сом•›); — общение воображаеммх партнёров (например, литератур- ных персонажей). Функции общения — социвлизация, познавательная функ- ция, психологическая функции, функции отождествления или противопоставления, организационная функции. *R — ИД Д£ІЯТ£ІЈІЬНОСТИ, KOTO ЫЙ П£І СТПВИТ CBO Й Ц£ІЈІЬЮ производство каких-либо материальны х благ. Игры, как прави- ло, имеют характер развлечения и используются для отдыха.
М чeниe — вид деятельности, целью которого является при- обретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоит в том, что оно служит средством психологиче- ского развития человека. Учение может быть органигованны м *Rl1º — ВИД Д£lятельности, который занимает оСОбое место в системе человеческой деятельности. Труд создаёт предметы ма- териальной и духовной культуры, преобразует жизнь. Труд имеет свойственные только ему черты: — целесооб разность; — нацеленность на достижение запрограммированны х ре- зультатов; — наличие умений и знаний; — практическая полепность; — наличие результата; — развитие человека; — преобразование внешней среды обитания человека.
Классифинация деятельности Существуют две основные формы деятельности: ма териаль-
Материальная деятельность — эхо создание материальных ценностей и вещей, которые необходимы для удовлетвореаия человеческих потребностей. Она включает в себя материально- производственную деятельность, связанную с преобразованием природы, и социольно-преобразующ ую р,енхеяънос zъ, связанную с преобразованием общества. Д уховная деятельность связана с изменением сознания лю- дей, созданием научных, художественных, нравственны х цен- ностей и идей. Она включает в себя познавательнук›, ценностно- ориентировочную и прогностическую деятельность. Мознавательная деятельность отражает действительность в научной и художественной форме, а также в мифах, сказаниях, религиозных учениях. Ценнос тно-ориентировочная деятельность — эхо форми- рование мировоззрения человека и отношения его к окружаю- щему миру. Мрогностическая деятельность представляет собой пред- видение и осознанное планирование изменений существующей действительности. Есть различные критерии классификации деятельности. ffo oбzeквіoэі ирезу льтатам dелвіельносвш — создание ма- териальных благ или культурны х ценностей. Мо субъекту деятельности — индивидуальная и коллек - тивная. Мо характеру самой деятельности — репродуктивная и творческая. Мо соответствию нравовьtм нормам — законная и незакон-
ho соответс твию моральньt м нормаж — моральная и амо- ральная. Мо соотношению с общественных прогрессом — прогрессив- ная и реакционная. Мо сферам оdществечной жизни — экономическая, социаль- ная, политическая.
Мо осоdенностям проявления человеческой активности — внутренняя и внешняя. Творчество — это деятельность, в результате которой полу- чается новый, оригинальный продукт, имеющий общественную ценность: техническое изобретение, художественное произведе- ние, методы лечения, обучения, воспитание. Механизжами творчес кой деятельности являкітся: • комбинирование уже имеющихся знаний; • воображение — способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании; • фантазия — плод воображения, яркость и необычность со- здаваемых представлений и образов; • интуиция — знание, способы получения которого не oco- ЗНІІЮТСЯ Деятельность может носить: • сознотел ьньш характер — сознательное выдвижение целей деятельности и предвидение её результата; • продц ктивньtй характер — стремление получить конкрет- ный результат; • преобрагу ющий характер — изменение окружающего мира и самого человека; • общественный характер — в процессе деятельности чело- век вступает с другими людьми в разнообразные отношения.
Мышление Мышление — это активный процесс отражение объективного мира через понятия, суждения, теории. Средством мышления является язык. Различают следующие формьt мышления: — понятийные и категориальные; — ассоциативно-образные; — вербальные; — деятельностно-орудийные.
Типы мышлеиия
Ивдивид, иядивидуальвость, личность. Социализация иддивида Индивид — жо биологический организм, носитель общих на- СЛ£ІДСТВ£ІНЧЫХ СОЦИ&ЛЬІІЫХ И ПСИХОЈІОРИЧ£ІСКИХ Ч£І Т Ч£ІЛОВ£1Ч£ІСТВЯ, таких как разум, воля, потребности, интересы. Индивибуальнос ть — жо неповторимое своеобразие проявле- пий человека, которое подчёркивает исклк›чительность, много- сторонность, гармоничност ъ и естественность его деятеяъности. Лu vкocm ь (от лат. persona) — no индивид, сформировавший- ся в результате усвоения общественных форм сознания под вли-
янием жизни в обществе, воспитание, обучения, общения, взаи- модействия. Первоначально слово ‹• личность•› обозначало маску, которую надевал актёр в античном театре. 8атем его стали при- менять к самому актёру и его роли (отсюда — ‹• персонаж •›). Личность формируется в процессе воспитание и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации. Coquoлuзoquл — это процесс усвоения и дальнейшего разви- тия индивидом знаний, культурных норм, традици й и социаль- ного опыта, необходимых для жизнедеятельности в обществе. Различают следующие эвіппъі coquoлuзnq u n: • ночольньш — семья, детские дошкольн ы е учреждение; • средний — школа; • заверша ющий — освоение новых ролей: cyпpyra, родители, бабушки и т. д. На процесс социализации оказывают влияние агентьt социа- лизоцпв — разнооб разнме факторы и конкретные люди, ответ- ственные за обучение других людей культурным нормам и ока- зание им помощи в освоении различных социальных ролей. Агенты первичной соцвол пзоq ви — родители, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д. Агенты вторичной социализации — средства массовой ин- формации (СМИ), образовательные учреждение, производствен - ные предприятия и т. д. Института социализации — это социальные учреждение, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Ин- ституты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Перв ичньtм и институ там и социаливации могут быть семья, школа, вуз, втори чны м и — СМИ, армия, Цер-
Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере социальных отношений.
Агенты u пнсвшлірвіы соqполвзоции: — обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения; — осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведепия усвоенм людьми. Элементы социального контроля — жо: — поощрение в форме положительн ъіх оценок; — накаааяие в форме отрицательнмх оценок. В период вторичной социализации личность может быть субъ- ектом процессов десоциали гации н ресоциали зации. Д есоциаливация — утрата или сознательны й откаа от усвоен- ных ценностей, норм поведения, социальны х ролей, привычного образа жизни. Ресоциализация — восстановление утраченны х ценностей и социвльнъіх ролей, переобучение, возвращение лич- пости к нормальному образу жизни.
Date: 2015-09-03; view: 311; Нарушение авторских прав |