Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Моsнание мира





Сознание мира — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реаль- ности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.

Сознание мира — это:

— особый вид отражательной деятельности человека;

— духовная сторона практииеской деятельности человека;

— высший уровень информации, достигаемый человеком це- ленаправленно;

— социальный заказ в виде актуальнъіх потребностей обще- ства.

Процесс познания мира предполагает наличие cpdzeкnio и

объекта.

Субаек пі познпнпя — человек, наделённмй волей и сознани- ем; коллектив людей; всё человеческое общество.

Объект познания — весь окружающей мир.

Существуют различные философские направлении, имеющие

своё мнение о позиа ваемос ти мира.

Лсностиq пзж (от греч. ogвostos — ‹• недоступный познанию •›).

Агностики отрицают возможность познания мира.

Скепвіпqизж (от греч. sbeptibos — ‹рассматривающий, иссле- дующий ›). Скептики сомневакітся в том, что все внания о мире носят достоверный характер.

Опвшжвзж (от лат. optimus — «наилучший •›). Оптимисты

уверены в лознаваемости мира.

 


 

 

Сознание мира подразделяют на обы денное, научное, религи- озное, мифологическое, художес твенное и социольное.

Формы поанания

 

Существует две cniy neun познония: чуаственное (эмпириче-

ское) сознание и рациональное (meopemическое) сознание.

Чувственное познание представляет собой первую сту аеиь

Формы чувственного познания — oщpu;eнue, восприятие и

представление.

Ощущение возникает в результате непосредственного воздейст- вия предметов на органы чувств человека. С помощью этих органов он ощущает отдельные свойства предмета: форму, цвет, запах.

Восприя тие позволяет человеку выделить предмет из окру- жающего мира, отобразить его форму и положение в пространс- тве, создать целостный образ предмета или явление. Восприятие служит также основой формирования представлений.

Предс тавление сохраняет в памяти человека чувственный образ предметов и явлений без их непосредственного воздейс- твия на органы чувств.

Чувственное познание всегда субъективно, и это порождает большое количество суждений и оценок одного и того же пред- мета или явление. Но именно этот уровень познания осущест - вляет связь человека с внешним миром.

Особенности чцвственного повнания:

— непосредственность;

— наглядность и предметность;

— воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

Рациональное познание представляет собой вторую сіпупень вознон вя. Формы рационального сознания — понятие, сужде- ние, умозакяючение.

Понятие отражает общие принципы и свойства предметов. Понятия, выраженные в речи отдельным словом, свявываются


 

между собой и образукіт суждение — мысль, в которой утверж- дается или отрицается какая-либо характеристика предмета, явление или события.

Ммоза ключение осуществляет связь между несколькими суж-

дениями.

Индук тивное умозаключение — ох частного к общему. Д едуктивное умозаключение — от общего к частному. Особенности рациона льног о погнания:

— oпopa на результаты чувственного познания;

— абстрактность и обобщённость;

— воспроизведение объектов на основе внутренних законо- мерных связей и отношений.

Интуиция — вид познания, в котором проявляется способ- ность непосредствепного постижения истины без опоры на ло- гические обоснования и доказательства.

Основные признок п uнвipuqun: внезапность, частичная oco-

знанность, непосредственный характер возникновения знаний.

Различают два вида интуиции:

интеллек тцальная интуиция — связана с умственной де-

ятельностью;

чистическая интуиция — связана с эмоциями и чувст -

 

 

Истина, её нритерии

Главная цель познания — достижение истины.

Истина — жо соответствие знаний, полученных субъектом познания, содержанию объекта сознания.

Оdъентивная uctrtuнa ue зависит от человека, т. к. существу- ет в объективной реальности. Объективная истина всегда кон- кретна. Конкретность истины — это зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, а также от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.


 

Суdъек тивная истина зависит от сознания субъекта позна-

 

Истина субъективна, т. к. при её получении в процессе со- знания происходит взаимодействие объекта и субъекта позна- ния, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.

Принято выделять истину абсолютную и истину относитель-

 

Абсолютная истина — полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении.

По своему содержанию истина объективна, а по форме — от-

носительна.

Основные виды истины — обыденная (повседневная), науч- ная, нравственная, художественная. Виды истины соответству- ют видам знания.

Движущей силой процесса сознания, а также критерием ис- тины является практика.

Прак тика (от греч. pro# ti# os — ‹• активный •›) — это активная деятельность человека, направленная на преобразование окру- жающего мира.

Формы практика:

— материальное производство;

— социальные действия (например, революции, реформы, войны);

— научный эксперимент.

Черты прак тика.

— целенаправленность;

— предметно-ч увственный характер;

— преобразование окружающего мира.

Функции практика в процессе сознания:

— источник познания;

— основа познания;

— цель познания;

— критерий истины.


 

Виды практика:

— общественно-производственная (промы шленное и сельско- хозяйственное производство; изготовление продуктов потребле- ния и средств производства);

— социально-политическая (создание государства, формиро- вание партий, реформ ы социальных структур и органов управ- ления, общественные движения);

— научно-экспериментаторская (социальны й, химический, биологический и другие виды эксперимента);

— врачебная (хирургическая, стоматологическая, терапев- тическая и другие отрасли медицины);

— семейно-бытовая (строительство и ремонт жилья, садо- водство, приготовление пищи и другие виды повседневно-хо- зяйственной деятельности).

В зависимости от полученны х результатов различают прак-

ТИК COOtI ОШёЛЬNJЮ И R >Pi1 И Ш€!Л bНfl Ю

Роль практика в процессе сознания:

• практика — источник позвонил. Запросы практики вызы- вают к жизни познавательные потребности и задачи человека. Практика стимулирует развитие новых отраслей познания;

• практика — qeль позноввл. Знания, получаемые человеком, предназначен ы для их использования в жизни;

• практика — критерий истинности человеческих знаний. Но практика не является универсальным способом проверки истинности знаний, т. к. не всё можно проверить практически;

именно поэтому наука использует логические доказательства.

Эмпиризм нрационализм — направлении, представители ко- торых по-разному определяли роль чувств и разума в познании. Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех пнаний является чувственны й опыт.

Представители другого направлении — рационалис тьt —

критерием истины считали разум.

Наdлуждение — эхо непреднамеренное несоответствие ка- ких-либо суждений или понятий познаваемому объекту. Па-


 

блуждение — это ложное знание, принимаемое за истинное. Роль заблуждений в познании неоднознач на. С одной стороны, заблуждение уводит субъекта познания в сторону от истины, мешает познанию. Но с другой стороне, оно способствует воз- никновению проблемных ситуаций, которые служат толч ком для дальнейшего изучения действительности.

 

Выделяют три принциna научного познания:

принцип причинности: всё в мире связано друг с другом

причинно-следственными связями. lЗадача науки — установить

 

принцип истинности научного знания: истина проверяется практикой. Если научное знание подтверждено практикой, то его можно считать истинным;

принцип оіиносительности норчнозо знoния: любое научное знание всегда относительно. Оно ограничено познавательными вопможностями людей в данный момент времени.

 

Виды и формы знаний

Мнения — это результат познания действительности; содер- жание сознания, которое получено человеком в процессе отра- жение, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений окружающего мира.

Биdы зноний — житейское, научное, практическое, художе-

ственное, рациональное, иррациональное, личностное.

Митейское гвание является ориентиром в повседневном по- ведении людей, их взаимоотношений между собой и природой, носит эмпирический характер, основывается на здравом смысле и обыденном сознании.

Научное знание — достоверное обобщепие фактов, предвиде- ние различных явлений.

Прак іпическое знание — преобразование мира, овладение вещами.


 

Х удожес твенное знание строится на образе, представляет

целостное отображение мира и человека в нём.

Рациональное гнание связано с рациональнъім мышлением и отражает реальность в логических понятиях и категориях.

Иррациональное знание не связано с рациональным мышле- нием, его предметом являются страсти, эмоции, переживания. Личностное зноние зависит от способностей субъекта и от

OCO £1ННОСТ£ІЙ £IPO ИНТ£ІЈІЈІ£ІКТ БЈІЬІІОЙ Д£ІЯТ£1ЛЬНОСТИ

 

ненаучное — несистематическое, разрозненное знание, ко- торое противоречит существующей действительности, не под- тверждено законами;

донаучное — предпосылка научного знания;

наранаучное, или околонаучное (от греч. para — ‹• возле+,

‹• около•›) — знание, не соответствующее научному знаник›;

лженаучное — осознанное использование предрассудков и

 

антинаучное — знание, сознательно искажающее научное

Date: 2015-09-03; view: 321; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию