Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Моsнание мира
Сознание мира — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реаль- ности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Сознание мира — это: — особый вид отражательной деятельности человека; — духовная сторона практииеской деятельности человека; — высший уровень информации, достигаемый человеком це- ленаправленно; — социальный заказ в виде актуальнъіх потребностей обще- ства. Процесс познания мира предполагает наличие cpdzeкnio и объекта. Субаек пі познпнпя — человек, наделённмй волей и сознани- ем; коллектив людей; всё человеческое общество. Объект познания — весь окружающей мир. Существуют различные философские направлении, имеющие своё мнение о позиа ваемос ти мира. Лсностиq пзж (от греч. ogвostos — ‹• недоступный познанию •›). Агностики отрицают возможность познания мира. Скепвіпqизж (от греч. sbeptibos — ‹рассматривающий, иссле- дующий ›). Скептики сомневакітся в том, что все внания о мире носят достоверный характер. Опвшжвзж (от лат. optimus — «наилучший •›). Оптимисты уверены в лознаваемости мира.
Сознание мира подразделяют на обы денное, научное, религи- озное, мифологическое, художес твенное и социольное. Формы поанания
Существует две cniy neun познония: чуаственное (эмпириче- ское) сознание и рациональное (meopemическое) сознание. Чувственное познание представляет собой первую сту аеиь Формы чувственного познания — oщpu;eнue, восприятие и представление. Ощущение возникает в результате непосредственного воздейст- вия предметов на органы чувств человека. С помощью этих органов он ощущает отдельные свойства предмета: форму, цвет, запах. Восприя тие позволяет человеку выделить предмет из окру- жающего мира, отобразить его форму и положение в пространс- тве, создать целостный образ предмета или явление. Восприятие служит также основой формирования представлений. Предс тавление сохраняет в памяти человека чувственный образ предметов и явлений без их непосредственного воздейс- твия на органы чувств. Чувственное познание всегда субъективно, и это порождает большое количество суждений и оценок одного и того же пред- мета или явление. Но именно этот уровень познания осущест - вляет связь человека с внешним миром. Особенности чцвственного повнания: — непосредственность; — наглядность и предметность; — воспроизведение внешних сторон и свойств объектов. Рациональное познание представляет собой вторую сіпупень вознон вя. Формы рационального сознания — понятие, сужде- ние, умозакяючение. Понятие отражает общие принципы и свойства предметов. Понятия, выраженные в речи отдельным словом, свявываются
между собой и образукіт суждение — мысль, в которой утверж- дается или отрицается какая-либо характеристика предмета, явление или события. Ммоза ключение осуществляет связь между несколькими суж- дениями. Индук тивное умозаключение — ох частного к общему. Д едуктивное умозаключение — от общего к частному. Особенности рациона льног о погнания: — oпopa на результаты чувственного познания; — абстрактность и обобщённость; — воспроизведение объектов на основе внутренних законо- мерных связей и отношений. Интуиция — вид познания, в котором проявляется способ- ность непосредствепного постижения истины без опоры на ло- гические обоснования и доказательства. Основные признок п uнвipuqun: внезапность, частичная oco- знанность, непосредственный характер возникновения знаний. Различают два вида интуиции: • интеллек тцальная интуиция — связана с умственной де- ятельностью; • чистическая интуиция — связана с эмоциями и чувст -
Истина, её нритерии Главная цель познания — достижение истины. Истина — жо соответствие знаний, полученных субъектом познания, содержанию объекта сознания. Оdъентивная uctrtuнa ue зависит от человека, т. к. существу- ет в объективной реальности. Объективная истина всегда кон- кретна. Конкретность истины — это зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, а также от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.
Суdъек тивная истина зависит от сознания субъекта позна-
Истина субъективна, т. к. при её получении в процессе со- знания происходит взаимодействие объекта и субъекта позна- ния, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего. Принято выделять истину абсолютную и истину относитель-
Абсолютная истина — полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении. По своему содержанию истина объективна, а по форме — от- носительна. Основные виды истины — обыденная (повседневная), науч- ная, нравственная, художественная. Виды истины соответству- ют видам знания. Движущей силой процесса сознания, а также критерием ис- тины является практика. Прак тика (от греч. pro# ti# os — ‹• активный •›) — это активная деятельность человека, направленная на преобразование окру- жающего мира. Формы практика: — материальное производство; — социальные действия (например, революции, реформы, войны); — научный эксперимент. Черты прак тика. — целенаправленность; — предметно-ч увственный характер; — преобразование окружающего мира. Функции практика в процессе сознания: — источник познания; — основа познания; — цель познания; — критерий истины.
Виды практика: — общественно-производственная (промы шленное и сельско- хозяйственное производство; изготовление продуктов потребле- ния и средств производства); — социально-политическая (создание государства, формиро- вание партий, реформ ы социальных структур и органов управ- ления, общественные движения); — научно-экспериментаторская (социальны й, химический, биологический и другие виды эксперимента); — врачебная (хирургическая, стоматологическая, терапев- тическая и другие отрасли медицины); — семейно-бытовая (строительство и ремонт жилья, садо- водство, приготовление пищи и другие виды повседневно-хо- зяйственной деятельности). В зависимости от полученны х результатов различают прак- ТИК COOtI ОШёЛЬNJЮ И R >Pi1 И Ш€!Л bНfl Ю Роль практика в процессе сознания: • практика — источник позвонил. Запросы практики вызы- вают к жизни познавательные потребности и задачи человека. Практика стимулирует развитие новых отраслей познания; • практика — qeль позноввл. Знания, получаемые человеком, предназначен ы для их использования в жизни; • практика — критерий истинности человеческих знаний. Но практика не является универсальным способом проверки истинности знаний, т. к. не всё можно проверить практически; именно поэтому наука использует логические доказательства. Эмпиризм нрационализм — направлении, представители ко- торых по-разному определяли роль чувств и разума в познании. Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех пнаний является чувственны й опыт. Представители другого направлении — рационалис тьt — критерием истины считали разум. Наdлуждение — эхо непреднамеренное несоответствие ка- ких-либо суждений или понятий познаваемому объекту. Па-
блуждение — это ложное знание, принимаемое за истинное. Роль заблуждений в познании неоднознач на. С одной стороны, заблуждение уводит субъекта познания в сторону от истины, мешает познанию. Но с другой стороне, оно способствует воз- никновению проблемных ситуаций, которые служат толч ком для дальнейшего изучения действительности.
Выделяют три принциna научного познания: • принцип причинности: всё в мире связано друг с другом причинно-следственными связями. lЗадача науки — установить
• принцип истинности научного знания: истина проверяется практикой. Если научное знание подтверждено практикой, то его можно считать истинным; • принцип оіиносительности норчнозо знoния: любое научное знание всегда относительно. Оно ограничено познавательными вопможностями людей в данный момент времени.
Виды и формы знаний Мнения — это результат познания действительности; содер- жание сознания, которое получено человеком в процессе отра- жение, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений окружающего мира. Биdы зноний — житейское, научное, практическое, художе- ственное, рациональное, иррациональное, личностное. Митейское гвание является ориентиром в повседневном по- ведении людей, их взаимоотношений между собой и природой, носит эмпирический характер, основывается на здравом смысле и обыденном сознании. Научное знание — достоверное обобщепие фактов, предвиде- ние различных явлений. Прак іпическое знание — преобразование мира, овладение вещами.
Х удожес твенное знание строится на образе, представляет целостное отображение мира и человека в нём. Рациональное гнание связано с рациональнъім мышлением и отражает реальность в логических понятиях и категориях. Иррациональное знание не связано с рациональным мышле- нием, его предметом являются страсти, эмоции, переживания. Личностное зноние зависит от способностей субъекта и от OCO £1ННОСТ£ІЙ £IPO ИНТ£ІЈІЈІ£ІКТ БЈІЬІІОЙ Д£ІЯТ£1ЛЬНОСТИ
• ненаучное — несистематическое, разрозненное знание, ко- торое противоречит существующей действительности, не под- тверждено законами; • донаучное — предпосылка научного знания; • наранаучное, или околонаучное (от греч. para — ‹• возле+, ‹• около•›) — знание, не соответствующее научному знаник›; • лженаучное — осознанное использование предрассудков и
• антинаучное — знание, сознательно искажающее научное Date: 2015-09-03; view: 352; Нарушение авторских прав |