Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Российской экономике
Переход к рыночной экономике и предполагаемое в ближайшие годы вступление России во Всемирную торговую организацию определили необходимость поиска новых путей регулирования социально-экономических процессов в обществе. Применяемые в Европе и на других континентах методы и формы регулирования экономики адаптированы к особенностям стран, с одной стороны, с другой стороны - имеют специфические характеристики, которые с успехом могут быть использованы и в России. К одной из таких форм государственного регулирования, возможность использо- вания которой приемлема дляРоссии, относится «техническое регулирование». Эта форма государственного регулирования экономики введена в России с принятием 27 декабря 2002 г. Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Рассмотрим место и роль технического регулирования в общем понятии государственного регулирования. Государственное регулирование в соответствии с общепринятыми нормами представляет собой совокупность форм участия государства в экономической жизни страны с помощью таких методов и рычагов воздействия на социально-экономические процессы, которые обеспечивают эффективное формирование рыночных отношений. Государственное регулирование экономики охватывает все стороны общественного воспроизводства. В период перехода к рыночным отношениям государственное регулирование особенно необходимо в проведении экономических реформ - реформировании материального производства (оказания услуг), собственности, рынка труда, финансового рынка. Важна роль государственного регулирования в территориальном развитии, определении внутринациональных и межрегиональных пропорций, выравнивании уровней социально-экономического развития региона. Важнейшей функцией государственного регулирования является регулирование природопользования и внешнеэкономических связей. Государство регулирует процесс структурной перестройки экономики в соответствии с главной целью рыночных отношений — социологизацией, повышением материального благосостояния населения. Успех государственного регулирования возможен при условии базирования его на объективных экономических законах общественного развития. В условиях рыночных отношений - это законы спроса и предложения, закон стоимости и др. Целью государственного регулирования является обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы, установление законных и эффективных взаимоотношений между участниками рынка: поставщиками, производителями (исполнителями) и потребителями (клиентами). Государственное регулирование выступает главным регулятором ведения цивилизованного бизнеса и создает условия для относительного нивелирования социального неравенства среди населения страны и развития рыночных отношений. Переход к рынку является сложным процессом и характеризуется спадом производства, разрушением многих хозяйственных связей, расстройством денежного обращения и потребительского рынка, ростом цен, стагнацией производства. Исторический опыт развития свидетельствует о необходимости применения регуляторов и стимулов, основанных на использовании отношений рынка для утверждения эффективной рыночной экономки. Насыщение спроса и развитие конкуренции между производителями (исполнителями) создает товарный рынок, который подчиняет производство удовлетворению общественных потребностей и обеспечивает более надежный механизм реализации его целей. Одновременно он формирует экономическую основу для непрерывного наращивания средств для обновления выпускаемой продукции (оказываемых услуг), внедрение новых технологий, оборудования и материалов в производство. Это определяет главную задачу создания современного рынка - удовлетворение спроса на разнообразные товары и услуги, ликвидация товарного дефицита. Рынок требует регулирующих воздействий и поиска новых форм регулирования, в первую очередь, нетарифных. К тарифным формам регулирования можно отнести регулирование рынка на основе планируемых рыночных нормативов: цены и тарифов, ставки налоговых платежей, ставки банковского процента, централизованных инвестиций и дотаций. Тарифная форма регулирования успешно применялась в период планового ведения экономики. Современное техническое законодательство является принципиально новой формой государственного регулирования экономики. У многих исследователей теории технического регулирования оно получило еще второе название «нетарифное регулирование экономики» (рис. 10).
Рис.10. Место технического регулирования в экономике России Под техническим регулированием в соответствии с действующим Федеральным законом «О техническом регулировании» понимается: правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Техническое регулирование, также как и экономика России, в переходный период носит смешанный характер. С одной стороны, оно устанавливает строгие регуляторы (в части безопасности), с другой - предоставляет максимальную свободу для бизнеса, развивая конкуренцию по видам деятельности, не представляющим потенциальную опасность для потребителей. Техническое регулирование выполняет регулирующую функцию между спросом и предложением, защищая при этом интересы как государства, так и бизнеса. В качестве регуляторов при этом выступают технические нормы. К числу технических норм могут быть отнесены: вес, цвет изделия, размеры помещения, необходимость установления очистных сооружений при проектировании предприятий и т. д. Предлагаемая норма может носить смешанный, двойственный характер. С одной стороны, она может диктоваться как обязательная, регламентируемая государством, с другой - добровольно устанавливаться предпринимателями, либо сообществом предпринимателей (ассоциацией, союзом, лигой). Таким образом, понятие «техническое регулирование» совпадает с принятым понятием государственного регулирования экономики, суть которого заключается в том, что государство оставляет за собой право применять административные меры, сфера действия которых направлена на защиту населения и окружающей среды, в то же время допускает применение косвенных (экономических) методов регулирования. Инструментом, устанавливающим возможность использования предлагаемых методов, становится система норм и правил, основной задачей которых является обеспечение функционирования рыночных структур (банков, бирж и т. д.), предпринимательства, защиты прав потребителей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов. Как форма государственного регулирования экономики техническое регулирование во многом определяет антимонопольную политику, на добровольной основе создает равные условия для субъектов рынка и стимулирует формирование добросовестной конкуренции. Устанавливаемые обязательные нормы безопасности, исключающие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, содействуют выполнению экологической функции государства по защите населения. Информация, предоставляемая через техническое регулирование и его «носители»: технические регламенты, стандарты, сертификаты, правила и т. д., позволяет доводить до потребителей и заинтересованных хозяйствующих субъектов сведения о товарах, услугах, организациях и т. д., об их качестве и безопасности; обеспечивает решение экономической функции государства по созданию условий для получения гражданами информации, не вводящей их в заблуждение. Реализация указанных функций предполагает применение административных и экономических методов и инструментов воздействия на субъектов рынка. Суть данной формы государственного регулирования рассматривается с двух сторон. С одной стороны, она заключается в установлении для хозяйствующих субъектов жестких критериев безопасности продукции и процессов и их оценке, регламентируемых в федеральных законах, указах и постановлениях правительства. Законами, указами и постановлениями являются технические регламенты, принимаемые на уровне государства и обязательные для исполнения всеми участниками рынка. Закон вводит понятие «технический регламент» - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или связанным с требованиями к продукции, процессам производства, проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). С другой стороны - сущность данной формы регулирования заключается в определении государством условий для применения на доброволь-
ной основе критериев качества к продукции, процессам, работам и услугам и их оценке, способствующих развитию добросовестной конкуренции. Вмешательство в экономику через механизм технического регулирования, осуществляется в соответствии со следующими принципами, рассматриваемыми в законе: • применения единых правил установления требований к продукции или связанных с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; • соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития; • независимости органов по аккредитации и сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей; • единства системы и правил аккредитации; • единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия; • единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок; • недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации; • недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации; • недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию; • недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов; • недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. Основными целями принятия технических регламентов в условиях рынка являются: защита жизни и здоровья граждан, имущества юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей. Date: 2015-09-02; view: 415; Нарушение авторских прав |