Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предписание 20 page
• работники и их представители должны быть ознакомлены под расписку с документами организации, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также их правами и обязанностями в этой области; • работодатель обязан сообщать субъекту по его требованию информацию о наличии персональных данных о нем и предоставить ему сами персональные данные; • работодатель, работники и их представители должны совместно вырабатывать меры защиты персональных данных работников. В свою очередь работник обязан передавать работодателю или его представителю комплекс достоверных и, как правило, документированных персональных данных, состав которых установлен Трудовым кодексом, своевременно сообщать о необходимости внесения изменений в свои персональные данные. Работники не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту своей личной и семейной тайны.
9.1.4. Требования к передаче персональных данных Передача персональных данных от держателя или его представителей внешнему потребителю может допускаться в минимальных объемах и только в целях выполнения задач, соответствующих объективной причине сбора этих данных. Работодатель обязан потребовать от потребителя подтверждения того, что это правило соблюдено. При передаче персональных данных работника потребителям (в том числе в коммерческих целях) за пределы организации работодатель не должен сообщать эти данные третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника или в случаях, установленных федеральным законом. Сведения передаются в письменной форме и должны иметь гриф конфиденциальности. За пределы организации персональные данные целесообразно в большинстве случаев передавать в обезличенной форме, исключающей возможность идентификации субъекта этих данных. При обезличивании режим конфиденциальности данных снимается. Передача персональных данных работника внутри одной организации должна быть ограничена случаями, о которых известно работнику, и осуществляться в соответствии с локальным нормативным актом организации (положением, инструкцией), с которым работник должен быть ознакомлен под роспись. Работодатель вправе разрешать доступ к персональным данным работников только специально уполномоченным лицам (сотрудникам кадровой службы, руководителям структурных подразделений и другим лицам). При этом разрешение о доступе этих лиц к кадровой информации должно быть четко персонифицированным. Работа потребителей персональных данных должна осуществляться в целях, по перечням доступа и в сроки, которые необходимы для выполнения задач, стоящих перед потребителем (пользователем) этих данных. Потребители персональных данных должны подписать обязательство о неразглашении персональных данных работников. Работодатель имеет право передавать персональные данные работника представителям работника в порядке, установленном Трудовым кодексом, но ограничивать эту информацию только теми персональными данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций.
9.1.5. Права работника Процесс защиты персональных данных работодателем предполагает, что работник имеет право: • своевременно получать полную информацию о своих персональных данных, порядке их обработки и использования, иметь свободный и бесплатный доступ к этим данным, включая право на получение заверенной копии любой записи, содержащей персональные данные работника и оформленной в общедоступной документированной форме; • иметь доступ к своим медицинским данным с привлечением медицинского специалиста по своему выбору; • требовать от работодателя своевременного внесения изменений и добавлений в свои персональные данные, если новые сведения подтверждены соответствующими документами; • требовать исключения или исправления неверных или неполных персональных данных, а также данных, обработанных с нарущением требований Трудового кодекса; при отказе в выполнении этих действий работник имеет право обоснованно заявить в письменной форме работодателю о своем несогласии; персональные данные оценочного характера работник имеет право дополнить заявлением, выражающим его собственную точку зрения; • требовать от работодателя оповещения всех лиц, которым ранее были сообщены неверные или неполные персональные данные работника, обо всех произведенных в них исключениях, исправлениях или дополнениях; • обжаловать в суд любые неправомерные действия или бездействие работодателя при обработке и защите его персональных данных. Исправление и дополнение персональных данных работника могут осуществлять работодатели по своей инициативе при условии документального подтверждения достоверности новых данных. Держатель персональных данных, его представители и потребители данных, виновные в нарушении порядка получения, обработки и защиты персональных данных работника, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами. Персональные данные образуют обширные и объемные комплексы документов, составляющие в совокупности достаточно автономную информационно-документационную систему, обеспечивающую потребности держателя и потребителей персональных данных работников организации. Указанные комплексы документации имеют не только текущее, оперативное значение при реализации кадровых функций, но и являются ценным социологическим, биографическим и археографическим источником для исторического исследования и обобщения сложных социальных процессов, протекающих в России.
9.1.6. Структура кадровой информационно-документационной системы Кадровая информационно-документационная система включает в себя следующие связанные информационным единством комплексы (подсистемы, группы) документов: • законодательные акты, нормативную и нормативно-справочную документацию; • плановую документацию; • организационно-правовую документацию; • персональную документацию; • договорную документацию; • распорядительную документацию; • учетную кадровую документацию; • документацию по учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда; • отчетную и отчетно-справочную документацию. Отдельные комплексы документов в крупных организациях обычно имеют целевую принадлежность различным структурным подразделениям - не только службе персонала. Это объясняется исторически сложившимся распределением между ними типовых направлений (функций) ведения кадровой работы. Такое деление функций и соответствующей документации характерно для традиционной (ручной, делопроизводственной) системы обработки документной информации. Так, юридический отдел (юрисконсульт) систематизирует и контролирует исполнение законодательных актов, нормативной документации по труду и социальным вопросам. Плановой и отчетной документацией по труду и кадрам занимаются плановые (планово-экономические, планово-финансовые и другие подобные) отделы и управления. В бухгалтерии обрабатывается учетная и отчетная бухгалтерская документация по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда. Наиболее обширные по составу видов, информационному содержанию, форме и объемам комплексы организационной и распорядительной документации, персональной, договорной, первичной учетной и отчетно-справочной документации обеспечивают работу отделов (управлений) кадров. 9.1.7. Кадровая служба как накопитель документированных персональных данных Кадровая служба (или, как она называется во многих фирмах, служба персонала) является самостоятельным структурным подразделением организации, подчиненным непосредственно первому руководителю или его заместителю по кадрам. Структура кадровой службы зависит от многих факторов: государственная это организация или негосударственная, типа организации (предприятие, банк и т.п.), численности работающих и т.д. В некрупных предпринимательских структурах функции этой службы обычно выполняет один человек - менеджер по персоналу или иногда данные функции делегируются секретарю-референту (управляющему делами). В государственных организациях и крупных фирмах служба (управление, отдел) кадров (персонала) делится на подотделы, секторы, группы. Основная задача кадровой службы - организация и осуществление эффективной кадровой политики, принятой руководящими органами данной организации и направленной на укомплектование трудового коллектива специалистами высокой квалификации и высоких моральных качеств, создание условий для повышения их работоспособности, ответственности за порученное дело, воспитание чувства фирменной гордости. Другой не менее важной задачей можно назвать подбор сотрудников, способных глубоко осознать необходимость выполнения требований информационной безопасности на фирме и неукоснительно соблюдать установленные правила защиты информации. Можно назвать обобщенно следующие функции службы персонала'. • перспективное прогнозирование и планирование потребности организации в кадрах различных профессий, специальностей и т.п.; • обоснование и расчет текущей рациональной численности персонала в разрезе профессиональных групп; • комплектование коллектива организации соответствующим количеством руководителей, специалистов и технических работников; • систематический анализ профессионального, возрастного состава кадров и выработка соответствующих практических рекомендаций; • индивидуальный анализ деловых и моральных качеств руководителей и специалистов, выработка рекомендаций по подбору кандидатур на повышение или понижение в должности; • документирование трудовых правоотношений организации со штатным и временным персоналом, хранение и ведение трудовых книжек и личных дел; • организация системы учета кадров, их движения, анализ текучести; • организация обучения персонала, его инструктирования, повышения квалификации руководителей и специалистов, подбор кандидатур для направления на учебу; • проведение регулярной аттестации кадров, анкетирования и тестирования сотрудников, контроль соблюдения ими правил внутреннего трудового распорядка и требований по обеспечению безопасности информации; • внедрение в практику работы службы персонала современных достижений в области автоматизации информационного обеспечения работы службы, а также психологических основ анализа деятельности персонала, его деловых и личных качеств. Кадровая служба, независимо от ее структуры и численности, призвана выполнять достаточно обширный и трудоемкий комплекс функций, который не ограничивается техническими операциями по документированию трудовых правоотношений и включает в себя организацию творческих операций по подбору и отбору кадров для работы в данной организации или фирме. Следовательно, трудовые правоотношения работодателя и работников организации сопровождаются сбором и обработкой значительных объемов персональных данных, которые в совокупности с регламентирующими документами образуют информационно-документа-ционную кадровую систему.
9.2. Характеристика комплексов кадровой документации В основе информационно-документационной системы с учетом ее особого правового значения лежат Конституция РФ и законодательные акты, которые устанавливают принципы и формы взаимоотношений граждан с учреждениями, организациями и предприятиями, работодателей и работников, диктуют порядок документирования этих взаимоотношений. Основным законодательным актом является Трудовой кодекс РФ. Большую роль в регулировании различных отношений граждан с учреждениями и фирмами играют Закон «Об информации, информатизации и защите информации», проект Закона о персональных данных, Гражданский кодекс РФ, информационное, налоговое, пенсионное законодательство и т.п. Здесь же следует отметить нормативно-правовые документы, регулирующие трудовые правоотношения в специфических отраслях экономики - уставы и положения о дисциплине (на железнодорожном транспорте, в пароходствах и др.).
9.2.1. Нормативная и нормативно-справочная документация Нормативная и нормативно-справочная документация издается различными ветвями власти, органами субъектов федерации, детализирует и регламентирует единообразную практику применения норм права. Например: Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, Тарифно-квалификационные характеристики общеотраслевых должностей служащих и общеотраслевых профессий рабочих, Единая тарифная сетка для служащих государственных организаций и т.д. Субъекты федерации издают свои документы, не противоречащие нормам российского законодательства. Формирование информационной части кадровых документов и их формы основывается на Общероссийских классификаторах (ОК) технико-экономической и социальной информации и унифицированных системах документации (УСД). 9.2.2. Плановая кадровая документация Комплекс плановой документации включает в себя документы перспективного и текущего прогнозирования и планирования в части комплектования кадрами организаций и фирм, численного состава различных категорий рабочих и служащих, нормирования труда, повышения квалификации рабочих и служащих и т.п. Плановые документы составляются совместно сотрудниками планово-экономического управления (отдела), управления (отдела) кадров и других заинтересованных функциональных отделов. Программы и планы подписываются обычно руководителем планово-финансового подразделения и утверждаются первым руководителем организации. Технологическая цепочка процедуры составления плановых документов в обобщенном виде включает в себя: • сбор, обобщение и анализ отчетных экономических показателей в сфере кадрового обеспечения организации за предыдущий и текущий периоды времени; • выработку концепции предполагаемого развития деятельности организации и проектирования новых направлений работы в последующие годы, совершенствования технической и технологической сферы обеспечения направлений деятельности, роста финансовых возможностей, размеров прибыли и состояния рынка продукции и услуг; • прогнозирование динамики изменения должностного состава работников организации в разрезе специальностей, профессий, квалификации; • проектирование динамики роста или уменьшения потребности по каждой должности, рабочему месту; • определение источников пополнения работниками по каждой должностной категории и динамики удовлетворения потребности; • расчет числа сокращаемых работников по должностям и определение перспектив их трудоустройства; • расчет возможностей роста материального обеспечения труда работников по должностям; • расчет возможностей совершенствования социальной инфраструктуры организации; • разработку проектов программ развития и реализующих их долгосрочных и текущих планов; • согласование, подписание и утверждение программ и планов; • детализацию программ и планов по направлениям деятельности организации, структурным подразделениям и филиалам; • текущее корректирование программ и планов с учетом реальных условий деятельности организации. Программа - это плановый документ, содержащий обоснование и основные направления развития того или иного вида деятельности и имеющий, как правило, перспективную направленность. Например: Программа социального развития коллектива работников организации на 2002 - 2015 гг. План - документ, устанавливающий перечень намеченных к выполнению мероприятий, их последовательность, объем (в той или иной форме), сроки, ответственных исполнителей. Например: План комплектования рабочими кадрами производственных подразделений. Планы бывают: перспективные, годовые, квартальные, месячные. В качестве приложений планы и программы могут иметь графики, обоснования и расчеты, которые подписываются руководителями, составившими основной документ. Плановые документы согласовываются с профсоюзным органом и утверждаются первым руководителем предприятия или его заместителем. К плановой документации мы относим также такие документы, как: Структура и штатная численность предприятия, Штатное расписание, График отпусков рабочих и служащих, программы и планы расширения или сокращения числа сотрудников, изменения их квалификационного состава и соответствующие документы-обоснования (докладные записки, заключения, справки и др.). Указанные документы должны составляться в полном соответствии с утвержденными программами и планами развития кадрового обеспечения деятельности организации. Структура и штатная численность организации имеют в содержательной части две графы: наименование структурных подразделений и должностей; штатная численность. Документ подписывается заместителем руководителя организации или руководителем структурного подразделения, утверждается первым руководителем организации и заверяется печатью организации. При необходимости внесения изменений и дополнений в этот документ издается приказ, в вводной части которого указывается основание для корректирования отдельных позиций структуры и штатной численности. Штатное расписание (форма № Т-3) содержит в табличной части следующие гра- с месячным фондом заработной платы_________ рублей»). Гриф заверяется печатью организа- График отпусков (форма № Т-7) в табличной части содержит следующие графы: табельный номер; фамилия, имя, отчество; должность; месяцы для фиксирования продолжительности отпуска и изменений даты ухода в отпуск и выхода на работу; основание изменения даты ухода в отпуск и выхода на работу. График подписывает руководитель кадровой службы, визируют руководители структурных подразделений, график согласовывается с профсоюзным органом и утверждается первым руководителем организации.
9.2.3. Организационно-правовая документация Комплекс организационно-правовой документации по кадрам регламентирует порядок построения и функционирования системы управления персоналом в конкретном учреждении, организации, предприятии или фирме. В комплекс входят: Правила внутреннего трудового распорядка или Положение о персонале, Положение об отделе (управлении) кадров, Положение о службе персонала, положения о структурных подразделениях организации, должностные инструкции сотрудников организации, в том числе сотрудников отдела кадров, приказы (схемы, матрицы) разграничения полномочий между руководителями организации, различные положения, технологические инструкции, правила, методики, памятки по организации, контролю и анализу работы персонала, разнообразные методики по проведению собеседований, тестированию, аттестации и анкетированию претендентов на вакантные должности и работающего персонала и другие документы. Технологическая цепочка процедуры составления организационно-правовой документации в обобщенном виде включает в себя: • сбор и изучение действующих законодательных и нормативных правовых актов, утвержденных типовых и примерных положений, инструкций, рекомендаций и методик, ранее действовавших организационно-правовых документов; • сбор и изучение распорядительных документов организации, касающихся объекта регламентации (учредительные документы, приказы о создании структурных подразг делений, штатное расписание и др.); • собеседование с руководством организации и основных структурных подразделений, ведущими специалистами, работниками по заранее разработанной схеме вопросов, с целью выяснения их мнения по поводу содержания будущего организационно-правового документа; • разработку концепции организационно-правового документа (назначение, структура, основные разделы, принципиальные положения и т.п.); согласование концепции с заинтересованными должностными лицами и работниками; • составление первого варианта организационно-правового документа, рассылку его в копиях заинтересованным должностным лицам и работникам, сбор замечаний, предложений и пожеланий;
• обобщение и анализ полученных отзывов, составление окончательного варианта (проекта) организационно-правового документа; • согласование (визирование) проекта документа с заинтересованными должностными лицами и руководителями соответствующих функциональных структурных подразделений; • подписание, утверждение документа, рассылку его в структурные подразделения для изучения работниками и использования в работе; проставление на документе росписей работников об ознакомлении с документом; • контроль со стороны руководителей всех рангов за реализацией требований и правил, установленных организационно-правовым документом; • регулярное внесение изменений и дополнений в организационно-правовой документ в соответствии с эволюцией направлений деятельности организации, структурных подразделений, методов управления, способов документирования и технологии производства. Правила внутреннего трудового распорядка являются локальным нормативным актом организации, регламентирующим порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания и иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации. Правила составляют на основе утвержденного типового варианта подобных правил совместно с руководителем кадровой службы, юрисконсультом организации и представителем профсоюзного органа. Подписывает правила руководитель кадровой службы. Правила утверждаются работодателем после консультаций с представительными органами работников. Они могут быть приложением к коллективному договору. Положение о структурном подразделении определяет статус подразделения в иерархической структуре организации и имеет следующие разделы содержательной части: Общие положения; Основные задачи; Функции; Права и обязанности руководителя подразделения; Ответственность руководителя; Взаимоотношения, связи; Организация работы. Составляется положение в структурном подразделении по заданию и под контролем заместителя первого руководителя предприятия, согласовывается с заинтересованными функциональными структурными подразделениями, подписывается заместителем первого руководителя (или руководителем вышестоящего структурного подразделения) и утверждается первым руководителем предприятия. Изменения в положение вносятся приказом. Должностная инструкция устанавливает организационно-правовое положение работника и имеет следующую структуру содержательной части: Общие положения; Функции; Должностные обязанности; Права; Ответственность; Взаимоотношения (связи по должности). Инструкция составляется руководителем структурной части подразделения (бюро, группы, участка), подписывается руководителем структурного подразделения и утверждается, как правило, заместителем первого руководителя предприятия, курирующим подразделение. Изменения в инструкцию вносят приказом. Другие организационно-правовые документы могут иметь упрощенную методику составления и основываться на аналогах, используемых в других организациях.
9.2.4. Персональная документация Комплекс персональных документов служит инициативным условием возможности установления, ведения, изменения или прекращения трудовых правоотношений гражданина с учреждением, организацией или предприятием, фирмой. Однако сам по себе факт их выдачи или наличия эти отношения не устанавливает. Комплекс является сложным и включает в себя: • документы, выданные граясданам соответствующими государственными органами, организациями и юридически подтверждающие те сведения, которые граждане сообщают о себе, об образовании, специальности, профессии, стансе работы, семейном положении и т.д. - паспорт, трудовая книжка, военный билет, диплом, свидетельство, аттестат, направление на работу, листок нетрудоспособности (больничный лист), медицинская справка, повестка военкомата и др.; • документы, выдаваемые работникам учреждением или фирмой по месту работы для подтверждения различных правовых фактов и целевого предоставления: копии приказов, согласие на перевод, ходатайство, письмо-рекомендация (иногда - резюме), характеристика, различные виды справок, подтверясдающие место работы, должность, заработную плату, удостоверение, пропуск, командировочное удостоверение (форма № Т-10, Т-10а), Почетная грамота и др.; • документы, составленные и направляемые гражданами или работниками работодателю или профсоюзному органу в целях установления, изменения или прекращения трудовых или иных правоотношений: личные заявления рабочих и служащих, резюме, рекомендательные письма физических лиц, письменные обращения, жалобы, объяснительные записки и др.; • служебные документы, характеризующие профессиональные, деловые, моральные и личные качества работника и не предназначенные для передачи этому работнику: представление к назначению на должность, аттестационный лист, протокол проведения собеседования, результаты тестирования и анкетирования, справка-объективка, переписка по различным вопросам, связанным с конкретными работниками, докладные и служебные записки, протоколы и решения конкурсных, аттестационных комиссий, комитетов, коллегий, ученых и худоясественных советов, заседаний правлений, собраний акционеров и другие документы. Форма персональных документов, правила их составления, заполнения, оформления и восстановления устанавливаются различными нормативными документами и государственными стандартами. Трудовая книжка является единственным персональным документом, в котором последовательно и всесторонне отражаются факты трудовой биографии гражданина, его квалификационный и служебный рост, отношение к труду, длительность работы на одном предприятии, причины увольнения. На основании записей в трудовой книжке определяется общий и непрерывный трудовой стаж при назначении гражданину государственной пенсии, пособия по государственному социальному страхованию. Гражданин должен иметь одну трудовую книжку. Факты наложения дисциплинарных взысканий в трудовую книжку не вносятся, как и сведения об отпусках. Трудовые книжки ведутся на всех лиц, работающих в учреждении, организации или на предприятии свыше пяти дней независимо от условий приема. Форма трудовой книжки и порядок ее ведения установлены постановлением Совета министров СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 г. № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих», Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС в 1974 г., с изменениями и дополнениями 1985 г. и 1990 г. Ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и выдаче трудовых книжек возложена на руководителя организации, который должен приказом назначить специально уполномоченное лицо, несущее ответственность за своевременное и правильное выполнение этой функции. Как правило, таким лицом является начальник или заместитель начальника отдела (управления) кадров. Получение гражданином права на те или иные персональные документы (кроме трудовой книжки) регламентируется не трудовыми, а иными нормами права и обеспечивается самостоятельными специфическими комплексами (системами) документации, которые, по сути, являются ответвлениями от кадровой информационно-документационной системы. Например: документация по получению гражданином среднего и высшего образования, рабочей профессии, документация по присуждению ученых степеней и присвоению ученых званий, документация по прохождению воинской службы, документация по повышению квалификации рабочих и служащих, получению ими смежных профессий, переподготовке специалистов в связи с сокращением штатов и т.д. Документы об образовании, профессии могут выдаваться также негосударственными учебными организациями, имеющими государственную лицензию на выдачу подобных документов. 9.2.5. Договорная документация Комплекс договорной документации по кадрам регламентирует правовые взаимоотношения работников и работодателя в процессе реализации различных аспектов их социального партнерства. Взаимоотношения закрепляются в соглашении, коллективном договоре и трудовом договоре. При невозможности прийти к согласию по каким-либо пунктам в ходе переговоров составляется протокол разногласий. Соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции. Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Содержание и структура, порядок разработки и заключения коллективного договора определяется сторонами. В договоре, например, закрепляются обязанности работодателя по поводу обеспечения необходимых условий и оплаты труда, техники безопасности, гарантий соблюдения трудового законодательства, защиты конфиденциальной информации и т.п. Коллективный договор и соглашение направляются на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Date: 2015-09-02; view: 411; Нарушение авторских прав |