Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка слепого ребенка к школе в условиях семьи





В условиях, когда общественным воспитанием охвачена незначительная часть слепых детей дошкольного возраста, важное значение приобретает семейное воспитание.

Особенностью семейного воспитания является эмоциональный контакт детей с родителями, самыми близкими и дорогими для детей людьми. К сожалению, правильно организовать семейное воспитание слепого дошкольника могут лишь немногие родители. Это обстоятельство объясняется, в первую очередь, особенностями отношения родителей к своему проблемному ребенку.

Л. С. Выготский говорил, что положение в семье аномального ребенка совсем особое не только потому, что у него отсутствует зрение, слух и т. д., а потому, что родители видят в нем обиженного и вследствие этого проявляют к нему чрезмерную любовь. Аномальный ребенок занимает в семье исключительное положение. Он становится объектом, к которому подходят с иными педагогическими требованиями, чем к нормально видящему или нормально слышащему. Требования к ребенку снижаются, в результате чего родители или стараются выполнить за него все необходимое, беря на себя все обязанности ребенка, или, не понимая поведения ребенка, не зная возможностей его развития, оставляют совершенно без внимания.

Незнание возможностей развития аномальных детей вызывает, весьма распространенную ошибку семейного воспитания слепых детей: ограничение их общения со зрячими сверстниками.

Тифлопсихология и тифлопедагогика показали, что развитие слепого ребенка идет по тем же законам, что и развитие нормально видящего. У слепого имеется такая же потребность в движении и деятельности. Он так же, как и любой нормально развивающийся ребенок, любит играть. Это должно учитываться и стать основой воспитания ребенка в семье. Нужно дать ему возможность развивать свои способности.

Основные принципы воспитания слепого дошкольника, сформулированные нами в данном пособии, распространяются и на семейное воспитание слепых. Приведем примеры того, как эти принципы могут осуществляться в семье.

Многие матери слепых детей допускают большую ошибку, когда ограничивают самостоятельность своего ребенка в движении; ребенок вырастает пассивным, не способным к активной творческой деятельности. Это очень плохо отражается и на его физическом состоянии – походка становится шаркающей, все движения – скованными.

Чтобы избежать этого, необходимо разрешать слепому малышу самостоятельно ходить и бегать, научив правильно выполнять основные движения, отработав с ребенком технику ходьбы. Первоначально следует убирать с его пути предметы, на которые он мог бы наткнуться. Чтобы он быстрее и лучше привык ориентироваться в своей комнате, не следует менять расположение мебели. Ребенок привыкает к определенному месту каждой вещи и это облегчает ее нахождение. Родители не должны разрешать себе и класть вещи, которыми он пользуется, в разные места. Каждая вещь должна иметь строго определенное место, иначе слепой ребенок никогда не научится самостоятельно себя обслуживать, самостоятельно играть, т. к. постоянно будет нуждаться в помощи окружающих.

Обучая ребенка ориентироваться, не следует водить его постоянно за руку, нужно учить его самостоятельно находить дорогу в кухню, в коридор, в туалет. Родители должны обращать его внимание на те признаки (ориентиры), по которым он сам может отыскать то, что ему нужно, используя обонятельные ощущения (“Чувствуешь, как из кухни вкусно пахнет?”), осязательное восприятие (например, до туалетной комнаты следует положить коврик, который ребенок ощущает ногами) и слуховые (“Слышишь, как журчит вода в водопроводном кране?”). Используя все сохранные возможности слепого ребенка, можно довольно быстро научить его ориентироваться в знакомом помещении.

Для развития движений очень хорош велосипед. Велосипед должен быть устойчивым, это позволит ребенку не бояться упасть с него. Ребенок может кататься на нем в безопасном месте. Самым главным в этот период является воспитание у детей стремления к движению. Ограничение движений слепого ребенка приводит к тому, что у него не развивается вся двигательная сфера, в особенности руки – основные орудия познания слепого, появляются навязчивые стереотипные движения.

Знания маленькому ребенку следует давать в занимательной форме. Очень важным в воспитании слепого является знакомство с предметами и явлениями окружающего мира. В первую очередь необходимо дать своему ребенку представления о тех предметах, которыми он пользуется и с которыми он сталкивается каждый день, с тем, что происходит вокруг него.

В дошкольном возрасте ребенок накапливает первоначальные знания об окружающем мире, усваивает родной язык, у него развиваются умственные способности. Накопление представлений и знаний у слепого затруднено вследствие выключения зрительного анализатора. Поэтому особой задачей родителей становится ознакомление ребенка с предметным миром на основе использования осязания, а при наличии остаточного зрения – и зрения. Необходимо научить ребенка обследовать предметы, выработать у него желание познавать мир, не бояться незнакомых предметов. Для этого родители должны использовать любые подходящие ситуации – прогулки, экскурсии, поездки в гости, за город и т. д. Очень важно, чтобы сами родители не стеснялись дефекта своего ребенка, останавливались у каждого незнакомого ребенку предмета и давали ему возможность его обследовать, направляли руки, указывая существенные и характерные признаки предмета. В процессе ознакомления с окружающим родители должны учить ребенка узнавать предметы, явления по доступным для восприятия слепых признакам (например, узнавать предметы по звукам, которые они издают), учить делать простейшие умозаключения. С теми предметами, которые ребенку нельзя дать в руки, его можно познакомить через игрушки. Нужно покупать игрушки, исходя из их полезности для развития слепого. В некоторых из них не выдержаны правильные пропорции изображаемого предмета. Это создает у слепого неправильные представления о реальных предметах. Такие игрушки покупать не следует. Для слепого ребенка очень важно, чтобы поверхность игрушки была похожей на поверхность натурального предмета. Хороши озвученные игрушки. Многие родители могут их сделать сами. Например, чтобы ребенок мог играть с мячом, нужно его озвучить. Сделать это очень просто: в обыкновенную волейбольную камеру положить горох. В такой мяч слепой ребенок сможет без специальной помощи играть вместе со своими видящими товарищами.

С раннего детства следует приучать слепого ребенка к самостоятельности в самообслуживании – научить его одеваться, обуваться. Это нужно не только для того, чтобы он был независим от окружающих. Есть еще очень важная задача в воспитании слепого ребенка – развитие его рук, чувствительность пальцев рук, что очень важно при овладении чтением и письмом по Брайлю. Руки слепого должны быть физически крепкими и очень ловкими, способными к нежным и легким движениям. Застегивая пуговицы, определяя с помощью осязанию лицевую и изнаночную сторону одежды, ребенок упражняет руку.

В трудовом и нравственном воспитании слепого на первый план выступает воспитание правильного отношения к своему труду и труду своих близких. Родители слепых детей часто делают ошибку, освобождая ребенка от трудовых обязанностей (включая и самообслуживание), что невольно вызывает и формирует у него сознание исключительности своего положения, мнение о том, что взрослые и вообще все окружающие видящие должны заботиться о нем. В дальнейшем это может перерасти в эгоизм и иждивенчество. Поэтому, незаметно помогая своим слепым детям справиться с трудовыми операциями, родители должны приучать их самостоятельно справляться с простейшими видами бытового труда, труда по самообслуживанию, укрепляя веру ребенка в то, что он может непосредственно участвовать в труде всей семьи.

Музыкальное воспитание служит одним из главных средств эстетического воспитания слепого. Детские музыкальные передачи по радио, телевидению, магнитофонные записи детских песен, пьес позволят родителям научить детей понимать мир музыки, научить прислушиваться к ритму жизни, понимать и слышать природу.

В эстетическом воспитании слепого огромную роль играет чтение родителями художественной литературы. Пока ребенок не умеет читать, родители выбирают стихи, рассказы и сказки, знакомящие слепых с жизнью. Одновременно с чтением необходимо объяснять слова, непонятные детям, знакомить с предметами, стоящими за незнакомыми словами. Огромное место в эстетическом воспитании занимает активное воспроизведение – заучивание и рассказывание стихотворений, разучивание песен.

В семейном воспитании слепого дошкольника следует широко использовать лепку, аппликации. Они развивают руки, подготавливают к письму и к восприятию шрифта Брайля.

Вся эта работа подготавливает слепого ребенка к школе.

Семейное воспитание – это решение задачи подготовки слепого ребенка к жизни в современном обществе.


ЛИТЕРАТУРА

Анисимова Н. Л. Совместная работа семьи и детского сада по воспитанию и развитию детей с нарушением зрения. // Дефектология, 1999, № 1, С. 56-62.

Брамбринг М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье. Пер. с нем. Б.Т. Алтухова. Научн. ред. рус. текста Н.М. Назарова.– М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Бугельский Ю. А. Игрушки-самоделки в детском саду. М., “Просвещение”, 1966.

Быкова А. И. Обучение детей дошкольного возраста основным движениям. М., Учпедгиз, 1962.

Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. В кн.: “Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста”. М., 1968.

Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М., “Просвещение”, 1965.

Венгер Л. А. О развитии восприятия в раннем и дошкольном детстве. “Дошкольное воспитание”, 1963, № 7.

Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., Просвещение, 1973.

“Вопросы психологии дошкольного возраста”. Под ред. А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца.– М., Изд-во АПН РСФСР, 1948.

“Воспитание ребенка в детском саду”. Под ред. Т. А. Марковой.– М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.

“Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. Библиотечка для родителей. Под ред. В. А. Феоктистовой.– М., Логос, 1993.

“Воспитательная работа в школе слепых”. Под ред. Л. И. Солнцевой.– М., “Просвещение”, 1964.

Гандер В. А. Первоначальное воспитание и обучение слепых детей. М., Учпедгиз, 1934.

Головина Т. Н. Осязательное узнавание объектов слепыми и зрячими. // “Специальная школа”, 1960, № 3.

Горовец И. Е. Пути совершенствования брайлевской системы письменности для слепых. // “Специальная школа”, 1963, № 1.

Гольденберг А. М. Роль музыкального воспитания в школе слепых детей. // “Специальная школа”, 1963, № 2.

Гребнев А. Ф. Методика обучения музыке в школе слепых. М., Учпедгиз, 1949.

Данилова В. П., Кораблева Е. В. Первые уроки по обучению письму в I классе. “Специальная школа”, 1964, № 2.

Дыдина П. М., Леушева А. М., Музалевская Т. В. Из опыта работы по обучению чтению и письму в первых классах школы слепых. // “Специальная школа”, 1963, № 2.

Ерастова Е. А. Воспитание слепых детей в семье. М., Учпедгиз, 1956.

Ерастова Е. А. Изучение натурального ряда чисел и их состава в пределах десяти. // “Специальная школа”, 1963, № 4.

Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

Земцова М. И. Особенности познавательной деятельности слепых. В кн.: “Психологическая наука в СССР”, т. II. Изд-во АПН РСФСР, 1960.

Земцова М. И. Пути компенсации слепоты. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.

Земцова М. И., Солнцева Л. И. Психолого-педагогическое изучение детей, поступающих в I классы школ слепых. // “Специальная школа”, 1964, № 4; 1965, № 3.

“Книга для учителя школ слепых”. Под ред. М. И. Земцовой.– М., Учпедгиз, 1962.

Каплан А. И. Охрана остаточного зрения в школе для слепых детей. М., “Просвещение”, 1965.

Корзина Г. И. Индивидуальная работа со слепыми детьми первого класса. // “Специальная школа”, 1967, № 1.

Корнилова И.Г. Игра и творчество в психокоррекции. Развитие общения старших дошкольников с нарушением зрения в креативной игре-драматизации. М., 2000.

Кочева В. И. Предметные уроки в начальной школе для слепых детей. В кн.: “Опыт работы школ слепых и слабовидящих”. Под ред. Ю. А. Кулагина и Л. И. Солнцевой.– М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.

Леушина А. М. Занятия по счету в детском саду. М., “Просвещение”, 1965.

Люблинская А. А. Беседы с воспитателем о развитии ребенка дошкольного возраста. М., Учпедгиз, 1962.

Маллаев Д. М. Игры для слепых и слабовидящих. М., Советский спорт, 2002.

Мельников П. Г. Чтение и письмо и речь слепых. М, Учпедгиз, 1934.

Мисина М. И. Общение, личность, психика ребенка. М. – Воронеж, 1997.

Насибулова Е. А. Дать надежу, веру и силу..: Письма дочери. М., РГБС, 2002.

Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., Триволо, 1995.

Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. СПб., Образование, 1995

“Особенности познавательной деятельности слепых”. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.

Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения в дошкольном учреждении. Метод. рекомендации. Под ред. Л.И. Солнцевой.– М., 2001

Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. М., 1998

Подколзина Е. Н. Некоторые особенности коррекционного обучения детей с нарушением зрения // Дефектология.– 2001 –№ 2.– С. 84-88.

Подколзина Е. Н. О семейном воспитании дошкольника с нарушением зрения // Физическое воспитание детей с нарушением зрения.– 2002.– № 2.– С. 56-59.

“Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов”. Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М., “Просвещение”, 1964.

“Психология и педагогика игры дошкольника”. Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. М., “Просвещение”, 1966.

“Роль игры в детском саду”. Под ред. А. П. Усовой. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.

Самбикин Л. Б. Игры для слепых детей. М., Учпедгиз, 1950.

Сверлов В. С. Дошкольное воспитание слепых детей и тифлотехника. В кн.: “Вопросы учебно-воспитательной работы в школах слепых и слабовидящих”. “Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена”, т. 253, 1964.

Сеченов И. М. Участие органов чувств в работе рук у зрячего и слепого. Осязание, как чувство, соответствующее зрению. В кн.: “Избранные философские и психологические произведения”. М., Огиз, 1949.

“Система эстетического воспитания в детском саду”. Под ред. Н А. Ветлугиной. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.

Скребицкий А. И. Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе. Спб., 1903.

Слепой ребенок в семье. Книга для родителей. Под ред. Л. И. Солнцевой. М., 1989

Солнцева Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. М., Полиграф Сервис, 1997

Солнцева Л. И. О некоторых особенностях восприятия окружающего мира слепыми детьми дошкольного возраста. “Специальная школа”, 1967, № 4.

Солнцева Л. И. Семейное воспитание слепых детей. “Специальная школа”, 1965, № 2.

Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М., Полиграф Сервис, 2000

Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. Под ред. В. А. Феоктистовой. СПб.: Образование, 1995

Толпыго К. А. Наглядные средства обучения и математические игры при обучении первому десятку. “Специальная школа”, 1966, № 2.

Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.

Якобсон С. Г. Соотношение зрения и осязания в восприятии формы детьми дошкольного возраста. “Вопросы психологии”, 1957, № 3.

Das blinde und das seheschwache Kind. Berlin. Voks und Wis-sen. 1960.

Hatwell J. Les enfants aveugles.–“Espit”, 1965, № 11.

Pittam V. G. Reading Readiness. “The new outlook for the blind”, November, 1965.

Serbe S. Das Spilzeug im Internal der Blindenschule – “Die Sonderschule” № 1, 1966.

Szuman W. Wychowanie niewidomego dziecka. Warszawa, 1961


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие......................................................................................................................................

Глава I. О некоторых особенностях развития слепого ребенка дошкольного возраста..

Глава II. Развитие ориентировки в пространстве у слепых дошкольников и обучение их основным движениям.....................................................................................................................................

Глава III. Умственное воспитание слепых дошкольников......................................................

Глава IV. Трудовое воспитание слепых дошкольников...........................................................

Глава V. Эстетическое воспитание слепых дошкольников.....................................................

Глава VI. Нравственное воспитание слепых дошкольников...................................................

Глава VII. Игра слепого дошкольника.........................................................................................

Глава VIII. Подготовка слепого ребенка к школе в условиях семьи....................................

Литература.........................................................................................................................................


[1] А. И. Скребицкий. Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе. Спб., 1903, стр. 106.

[2] См.: Л.А. Венгер. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве. В кн.: “Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников”. Под ред. А.В. Запорожца и Я.З. Неверович. М., “Просвещение”, 1965.

[3] И.М. Сеченов. Осязание, как чувство, соответствующее зрению. Избранные философские и психологические произведения. М., Госполитиздат, 1947, стр. 551.

[4] А. И. Скребицкий. Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе. Спб., 1903, стр. 106.

[5] Там же, стр. 106.

Date: 2015-09-02; view: 1250; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию