Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нравственное воспитание слепых дошкольников
Нравственное воспитание является частью системы воспитательных воздействий, направленных на формирование у детей положительных личностных качеств, черт характера и поведения в соответствии с требованиями общечеловеческой морали. Нравственное воспитание слепых дошкольников имеет те же цели и задачи, что и у нормально видящих: развить нравственные качества и привычки, нравственное сознание, воспитать представления о хорошем и плохом, коллективизм, любовь к Родине, организованность и культуру поведения. Нравственное воспитание детей связано с созданием системы отношений ребенка к окружающему его миру. Это отношение к труду, к людям, к себе самому. У слепых детей эти системы отношений складываются иначе, чем у зрячих, хотя они не должны ни в какой мере отличаться по своим моральным критериям. Слепота не является причиной, приводящей к отклонению от моральных норм. И все-таки среди слепых детей приходится особое внимание обращать на нравственное воспитание, проводить работу по нравственному перевоспитанию чаще, чем среди нормально видящих. Это следствие неправильного воспитания слепых детей, неправильного отношения окружающих к слепым. Окружая слепого чрезмерным вниманием или ограничивая его общение со сверстниками из-за ложного стыда за слепоту, взрослые сами воспитывают в нем нежелательные нравственные качества. Любой здоровый ребенок при таком отношении к нему родителей вырастает человеком, у которого недостаточно развито чувство коллективизма и чрезмерно развиты эгоистические чувства. Нравственное воспитание дошкольника должно быть воспитанием действенным, трудовым. Умение трудиться не только на благо себя и своей семьи, но и общества становится мерилом нравственного отношения к жизни. Неприспособленность слепых детей, приходящих из семьи к жизни, неумение делать все то, что доступно нормально видящим детям даже более раннего возраста, – факт общеизвестный. Особенно отрицательно эта неприспособленность сказывается на развитии у детей активного отношения к жизни. Поэтому одна из самых важных задач нравственного воспитания слепых детей, – это преодоление пассивного иждивенческого отношения к жизни и к труду. Как же складываются отношения к труду у слепого ребенка? В практике семейного воспитания мы можем увидеть две противоположные системы, приводящие, как правило, к одинаково отрицательному отношению слепого ребенка к труду. Первая – это система оберегания и отгораживания ребенка от жизни и труда, приводящая к тому, что все трудовые операции, которые ребенок обязан выполнять сам, делают за него взрослые. У такого ребенка формируется отрицательное отношение к труду из-за неумения, невозможности быстро овладеть элементарными навыками труда. Переход к школьному обучению, где перед ребенком ставятся сложные задачи, требующие ручной умелости и хорошо отработанных навыков, сопровождается негативным, отрицательным отношением к любому труду. Помощь видящих сверстников и взрослых воспринимается как само собой разумеющийся факт и может привести к развитию у детей черт иждивенчества, к противопоставлению себя другим детям, как человека исключительного, которому обязаны все помогать. К подобным явлениям приводит и отсутствие всякого внимания к слепому ребенку. Вторая система семейного воспитания, приводящая к формированию у слепого ребенка неправильного, отрицательного отношения к труду,– предъявление ему непосильных требований. При такой системе отношений к слепому ребенку не учитываются специфические трудности его развития. О слепоте ребенка как бы забывают. Ребенок начинает ненавидеть и учебу, и труд, так как не в состоянии справиться с требованиями родителей и воспитателей. К тому же он часто слышит упреки за неправильно выполненные действия. В воспитательной работе со слепыми детьми следует помнить, что слепого надо специально учить многому, тому, чем видящий овладевает сам, на основе подражания. Требования нужно соотносить также и с тем, чему ребенок был обучен. Сложным вопросом нравственного воспитания слепых детей является формирование доброжелательного, заботливого отношения к людям. Изоляция слепого ребенка от зрячих сверстников, оберегание от трудовой жизни, постоянное обслуживание, как правило, вырабатывают у него иждивенческие, эгоистические настроения. Он высокомерно противопоставляет себя другим детям, требует снисхождения к своим слабостям и т. д. При общении слепых детей с нормально видящими сверстниками наблюдается другая картина. Слепой ребенок, естественно, стремится играть, общаться вместе со своими видящими товарищами. А они порой отстраняют его от игр, не принимают в свою компанию, жестоко ранят его. До сих пор можно встретиться также с тем, что слепого ребенка дразнят, попрекают его слепотой. Все это, естественно, вызывает у него недоверие к окружающим, отчуждение и даже озлобленность. На эти ошибки организации воспитательной работы со слепыми и нормально видящими детьми следует обратить особое внимание, так как они наносят ущерб развитию нравственных качеств личности тех и других. Задача дошкольного учреждения – сгладить эти трудности становления личности слепого ребенка. Труднее и сложнее, чем у нормально видящего, складывается у слепого ребенка отношение и к самому себе, так как у него присутствует переживание своего дефекта. Очень многое зависит от отношения к детям окружающих, особенно – близких людей. В одних случаях может возникнуть чувство неполноценности, в других – деспотизм, переоценка своих возможностей. Все эти отрицательные качества личности слепого могут возникнуть как следствие неправильного воспитания, неправильной организации его жизни и деятельности, общения со сверстниками за стенами школы. Правильная организация жизни слепых детей с учетом специфики их развития позволяет воспитать у них высокие моральные качества, установить адекватное отношение к окружающему миру и людям.
Date: 2015-09-02; view: 881; Нарушение авторских прав |