Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы нравственного воспитания





Нравственный облик слепого ребенка формируется под влиянием всей окружающей его жизни. Рядом с ним живут и работают люди, которые детям дороги и чьи поступки, слова, действия являются примером для подражания.

В дошкольном возрасте это обычно родители и воспитатели. Отношения взрослых между собой, отношение их к труду и своим общественным обязанностям – все это образец для маленького ребенка. Поэтому пример взрослых, знакомых детям, используется воспитателем для того, чтобы показать положительные моральные качества человека, обратить на них внимание детей.

Например, воспитатель обращает внимание на то, как чисто и аккуратно работает няня, у нее “все горит в руках”. И посуда и окна чистые, в игровой комнате нет ни одной пылинки. Дети с уважением начинают смотреть на ее работу и стараются меньше сорить в своем доме.

Воспитатель привлекает внимание детей к хорошим поступкам их товарищей.

На занятиях по лепке, оценивая работу одного из детей, воспитатель обратила внимание детей на самостоятельность мальчика и на его трудолюбие. Она показала детям его работу – слепленный из глины дом с крышей, с открывающейся наружу дверью, на которой сделана ручка и даже запор, отметила, какой он трудолюбивый и добросовестный мальчик. Ребенок сидел и улыбался от радости. А когда воспитатель похвалила одну из девочек и рассказала, как трудно ей было слепить человека, то та открыла рот, широко улыбнулась и, чтобы не показать своей радости и смущения, прикрыла рот двумя руками.

Во время знакомства с окружающей жизнью, на экскурсиях и прогулках воспитатель знакомит детей с характерами и моральным обликом окружающих людей, раскрывает их благородные поступки, ответственное отношение к своему делу, помогает правильно оценить то, что дети наблюдают. Так, во время экскурсии на ближайшее предприятие, где работают незрячие, воспитатель обращает внимание детей на то, что рабочие помогают друг другу, когда спускаются по лестнице, что рабочие с остаточным зрением всегда помогают своему слепому товарищу.

“Учитесь помогать тем, кто нуждается в помощи. Нужно всегда заботиться о своих товарищах”,– говорит воспитатель.

Отношения, которые дети видят вокруг себя, они воспроизводят в общении друг с другом, в играх. Например, играя в детский дом, Лена взяла на себя роль няни и очень точно копировала няню своей группы.

Володя, изображая строгого и требовательного директора, делал девочкам замечания, задавал вопросы, выясняющие их знания.

На занятиях, в играх, в повседневной жизни воспитатель приучает детей к организованному культурному поведению, к серьезному и ответственному отношению к своему труду и своим обязанностям.

Детей, пришедших из семьи, сразу необходимо поставить в условия, в которых они почувствовали бы необходимость выполнять требования коллектива. Дети знакомятся с новой для них обстановкой, им необходимо освоить режим дня и правила жизни в коллективе. В группе детям приходится пользоваться общими вещами, общими игрушками. Значит, важно научить их уступать друг другу, считаться с желаниями других детей, действовать согласованно с товарищами. Таким образом у детей вырабатывается привычка к совместным действиям. Ребенок 3–4 лет, поступая в незнакомый ему коллектив, трудно и медленно осваивается в новой обстановке. До этого возраста дети играют небольшими группами по 2–3 человека и даже в одиночку. Постоянное вовлечение детей в коллективные игры предотвращает ссоры между ними. В детский дом для слепых дошкольников г. Уфы поступила девочка Таня. Она держалась очень застенчиво. Таня облюбовала для игры автобус и потянулась за ним, но оказалось, что Гриша тоже хочет им играть. Каждый тянет игрушку к себе. Воспитатель, умело организуя игру детей, говорит: “Гриша, дай Тане куклу и помоги посадить ее в автобус. Таня будет поддерживать куклу, а ты покатаешь ее”. И оба ребенка остались довольны.

В хорошо организованной игре при внимательном наблюдении и участии воспитателя растут и крепнут дружеские отношения детей. Воспитатель следит за взаимоотношениями детей, за тем, чтобы они называли друг друга вежливо, по имени, не допускали грубых выражений, благодарили за товарищескую услугу и т. д.

Приход к малышам старших детей оказывает на них положительное влияние: они приветливо встречают старших, выражая им свое внимание и уважение. Старшие дети помогают малышам убрать игрушки, одеться на прогулку, т. е. проявляют о них заботу.

Задача воспитателя – создать в своей группе атмосферу семьи. Внимательный уход, нежность, ласка, забота, особенно в вечерние часы, способствуют возникновению доверия, непринужденности по отношению к воспитателю. Праздничные дни, дни рождения детей объединяют детский коллектив общим торжественным настроением, переживанием радости и веселья.

Слово взрослого, воспитателя, его одобрение, похвала или порицание – важный метод нравственного воспитания.

Поощрение повышает активность детей, вызывает желание еще лучше выполнить задание. Дети стремятся показать свою работу воспитателю, получить оценку своему поступку.

Важно постоянно хвалить детей, когда они помогают своим товарищам. Например, Игорь и Катя из дошкольной группы московской школы, быстро окончив уборку своих постелей, умываются и начинают помогать Вите и Оле. Воспитатель говорит: “Молодцы, ребята, вы хорошие товарищи. Такие дети никогда не оставят в беде!”

Люда тоже хочет, чтобы ее похвалили. Не убрав свою кровать, не одевшись и не умывшись, она берет за руку Кирилла и ведет умываться, старательно помогает ему намыливать руки, готовит теплую воду для полоскания рта и т. д.

Довольная, гордая своим поступком, она обращается к воспитателю: “Я помогала Кириллу умыться, я сделала хорошо?”

Воспитатель разъясняет, что помощь товарищу очень важна, но нужно сначала справиться со своими обязанностями. А сейчас Люда отстала от всех детей и вся группа будет ее ждать.

Во время занятий по математике дети придумывали задачи для закрепления знаний о составе числа “восемь”. Люда придумала следующую задачу: “Летало восемь птичек, а один мальчик вышел и подстрелил двух птичек. Сколько осталось?”

Воспитатель сказал детям, что Люда сочинила задачу про плохого мальчика: “Вспомните, дети, как мы с вами кормили птиц зимой. Птицы очень полезны. Они собирают червяков, помогают нам бороться с вредителями”.

Люда сказала: “Не нужно решать мою задачу, я сочиню другую, про хорошего мальчика”. Однако решить сразу два вопроса – сочинить задачу и выбрать тему “про хорошего мальчика” – ей оказалось трудно. Девочка не смогла придумать задачу, но предложила рассказ о том, как мальчик положил в гнездо выпавших птенчиков. Воспитатель похвалил рассказ, одобрил поступок мальчика в Людином рассказе и помог ей сделать из него задачу, которую дети начали решать. После этого дети наперебой стали придумывать задачи про детей, совершающих хорошие, добрые поступки.

Витя придумал задачу про мальчика: “Мальчик накормил шесть петухов зернами, а потом еще двух петухов. Сколько петухов накормил мальчик?” – и, обращаясь к воспитателю, спросил: “Это хороший мальчик?” Тима попросил: “Помогите мне сочинить задачу про то, что мальчик защитил котенка от собаки”.

В связи с некоторыми событиями в жизни группы воспитатель проводит небольшие этические беседы, помогающие детям оценивать свои поступки, поступки своих товарищей.

Сережа на прогулке дразнил девочек: “Слепые, слепые”, когда у них не получалась игра в мяч или не удавались прыжки. Девочки плакали. Воспитатель собрал детей, сказал, что Сережа не понимает слова слепой. Оно обозначает только, что дети не видят, и в этом нет ничего оскорбительного. Слово слепой относится также и к самому Сереже, несмотря на то, что он немножко видит.

Дети начали рассказывать, что у них во дворе есть ребята, которые дразнятся, высказывали свое отрицательное отношение к ним. И решили, что никогда не будут никого дразнить.

Сережа очень глубоко переживал эту беседу, особенно то, что слово слепой относится и к нему самому, но после этого никогда никого не дразнил “слепым”. Дети с остатками зрения часто спрашивают совсем слепых детей: “Неужели ты меня не видишь? Ну, посмотри на меня хорошенько!”

Поэтому воспитателю приходится проводить работу, которая снимала бы чувство неполноценности у слепых детей и чувство превосходства у детей, имеющих остаточное зрение, по отношению к совершенно слепым детям, а также чувство ненужной жалости к ним. Задача воспитателя состоит в том, чтобы создать обстановку товарищеской взаимопомощи, сочувствия, внимательного отношения к совершенно слепым детям. Важная сторона этой работы – развитие у слепых чувства благодарности за оказанную помощь. Воспитатель должен добиться, чтобы слепые дети, чувствуя себя равноправными членами коллектива и получая помощь со стороны взрослых или товарищей, принимали ее не как их обязанность, а как дружескую услугу и внимание.

Поэтому особое внимание следует обращать на то, чтобы дети чувствовали и оценивали заботу, оказанную им, и благодарили за помощь.

Нравственное воспитание тесно связано с эстетическим, так как дети, понявшие и прочувствовавшие произведения, прочитанные им воспитателем, переносят на себя черты любимых героев, стремясь подражать им.

Дети, пришедшие в группу из семьи, скучают по привычной домашней обстановке. Некоторые из них плачут, отказываются принимать участие в работе и играх группы, проявляют негативизм по отношению к любому требованию воспитателя.

Так было с Людой. Доброе и ласковое отношение воспитателя, сменяющееся длительным и нарочитым стремлением не обращать внимание на ее выходки, не помогло. Тогда воспитатель на одном из занятий рассказал сказку про девочку Любу, которая все делала наоборот.

Воспитатель рассказал, как Люба ходила по улице в платье, одетом задом наперед, и ботинки надевала наоборот и все делала наоборот, не так, как ей говорили. Дети сначала смеялись, а потом сказали, что и у них в группе есть такая же девочка.

Люда сидела и молчала, что было совсем ей несвойственно: обычно она всегда отвергала обвинения, выкрикивала, скандалила. Воспитатель прочитал также стихотворение С. Михалкова “Фома” и попросил детей ответить на вопрос: “К чему может привести упрямство?”

Прослушав стихотворение, дети начали рассказывать о том, что упрямиться и не выполнять советы взрослых нехорошо. А Витя, обращаясь к Люде, сказал: “Видишь, и тебя может съесть крокодил”. Оля пожалела “упрямого Фому”: “Ведь он мог простудиться и заболеть”. Люда молчала, но во время перемены она тихо подошла к воспитателю и сказала, что будет вести себя хорошо.

Эмоциональность художественных произведений оказывает сильное влияние на формирование нравственного облика слепого ребенка. Огромную роль играют в этом произведения В. Осеевой (“Волшебное слово”, “Просто старушка”, “Три товарища”), “Маленькие рассказы для детей” Л. Н. Толстого (“Котенок”, “Косточка”, “Лев и собачка”), стихотворение В. В. Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо?” и др.

Таким образом, учитывая индивидуальные особенности детей, условия их воспитания дома, педагоги имеют возможность создать у слепого дошкольника основы общечеловеческой морали, нравственного поведения, подготовить их к жизни в коллективе школы.


Date: 2015-09-02; view: 640; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию