Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение Параклета





Мы отмечали Духов день в комнате Надежды Михайловны. По случаю праздника мы даже сделали по глот­ку вина.

— Такого рода праздники и мистерии, — говорила Надежда Михайловна, — совершаются в Космосе, но при помощи таинства церковного обряда они как бы переме­щаются на физический план.

В пятидесятый день после Воскресения Христа апо­столы собрались, как они привыкли собираться, в доме Богоматери. И там на них сошел Дух Святой в виде ог­ненных языков. Изображение этого события можно ви­деть на многих иконах.

Апостолы получили дар пророчества, дар постижения всех языков земли. Не думайте, однако, что имеется в виду простое знание того или иного языка. Нет, этот дар означает нечто другое. Они получили возможность общения в духе с каждым человеком каждой нации. Они получили возможность убеждения человека надуховном языке.

Такое огненное крещение могло быть воспринято лишь избранными. Так было во времена апостолов, Да и потом тоже. Но сейчас наступило особое время. Огонь Духа Святого пронизывает ауру и атмосферу земного плана. То, что было доступным лишь апостолам, сегодня становится открытым для всех. Если еще несколько лет тому назад мы созидали пути приготовления новой эпохи, то сейчас она наступила.

Надежда Михайловна перекрестилась и торжественно продолжала:

— В высшие слои духовной атмосферы нашей планеты вошли волны Параклета — да святится Имя Его в веках и мирах!

Греческое слово «Параклет», или «Параклитос», пере­водится на русский язык как «Утешитель». Лишь в одном из канонических Евангелий, а именно в Евангелии от Иоанна, содержится весть о Его приходе. По свиде­тельству Иоанна, Христос обещает своим ученикам:

«Утешитель же, Дух Святый, которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит все, что Я говорил вам».

Приход Духа Утешителя заповедан в критический момент существования человечества. Его зов должен быть обращен ко всем и должен быть услышан всеми. Вот почему в пророчествах о Его приходе — а Он вы­ступает под разными именами в священных писаниях равных народов — просматривается тенденция преодо­леть ограничение тем или иным именем, той или иной традицией. Вот почему в Евангелии от Иоанна о Нем го­ворится так: «Когда же приидет Он,... то наставит вас на всякую истину».

Русскому писателю Алексею Ремизову, волею судеб очутившемуся в эмиграции, принадлежат слова, кото­рые, на мой взгляд, могли бы стать паролем новой эпо­хи: «Человек человеку — Дух Утешитель».

Внезапно, как вспышка молнии в безнадежном мра­ке, озарила его эта догадка. И неспроста озарила имен­но его. С чувством высокого внутреннего достоинства принял он свою Голгофу: прошел через страдания, уни­жения, испытание разлукой с Родиной, что для него было смерти подобно. Но не ожесточился, не озлобился, не впал в уныние, а поднялся над личной судьбой и болью и потому смог как бы заглянуть в будущее и увидеть: человек человеку — Дух Утешитель».

Как известно, древние римляне были убеждены в прямо противоположном: «Хомо хомини лупус эст» (Человек человеку — волк).

Спустя какое-то время на гималайских вершинах прозвучит другой лозунг. Он дойдет до нас в виде индий­ской поговорки: «Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но каждый человек тебе Учитель». Иными словами, говоря: «человек человеку — Учитель».

И вот теперь новый — русский — девиз: «человек человеку — Дух Утешитель».

Попытаемся, однако, прикоснуться к его сокровенной глубине. Что значит «Дух Утешитель»? Ведь это Дух Святой — ипостась Божественного начала. А значит, девиз этот мы можем сформулировать следующим образом: «человек человеку — Бог».

Разумеется, пока мы будем воспринимать данный де­виз — «человек человеку — Бог» — на уровне слов, ни­чего не изменится ни в нас, ни в мире, окружающем нас. Более того, мы можем даже измениться в худшую сто­рону, если попадемся в сети умственного искушения: будем тешить себя мыслью о своей божественно­сти, забывая о той же самой божественности в других людях.

Но если мы будем воспринимать его на уровне серд­ца, то это изменит мир решительней, чем все революции, вместе взятые. Если ты будешь видеть Бога в другом человеке, а он будет видеть Бога в тебе, то это значит, что исчезнет гордыня, разделяющая вас. Развеются вза­имные сомнения, затуманивающие истину. И это значит, что в духовной атмосфере, создаваемой вами, может про­явиться и обязательно проявится Бог.

— Людям, строящим всякие догадки и предположе­ния насчет будущего и судьбы человечества в будущем, можно посоветовать лишь одно, — сказала однажды На­дежда Михайловна. — Не насилуйте Грядущее, не кон­струируйте его в соответствии со стереотипами прошло­го: все равно Грядущее не будет похожим на них. Неда­ром говорится: будьте сами Грядущим, то есть живите и действуйте в атмосфере духа и сердечной интуиции, я тогда Грядущее будет проявляться через вас легко, свободно и радостно.

Работа над собой — вот что должно быть поставлено во главу угла. Не стремление к глобальному масштабу и изменению всей Вселенной, а четкое и конструктивное желание изменить и одухотворить тот микрорайон Вселенной, которым вы, собственно, и являетесь. Учителя повторяли и повторяют: вы должны четко проводить различие между своим вечным «я» и личным «я».

— Без понимания этого различия (а отсюда, естественно вытекает необходимость преодоления своего личного «я») никакие Учения вам не помогут.

Не Учение само по себе является фундаментом истинной религии, а люди, сделавшие Учение жизнью своей.

Апостол Павел называлтаких людей живыми камнями христианства.

Сейчас, как вы знаете, растет число последователей Живой Этики и Агни Йоги. Но по моему мнению — а мне приходилось встречаться с ними, — лишь немногие из них смогут стать живыми камнями этого Учения.Ими станут лишь те, которые осознают, но не умственными клетками, а всем существом своим, что Учение Живой Этики — не теория, а практика. Не читать и перечиты­вать параграфы Учения, а практически прилагать его к своей жизни, к повседневному обиходу — вот в чем со­стоит усвоение Учения. Только тогда и можно рассчи­тывать на достижение цели: очищение и преображение при помощи психической энергии, которая есть не что иное, как энергия Духа.

Но, разумеется, эту энергию Духа высвобождает в человеке не только Агни Йога. Тот же самый процесс очищения и преображения может свершаться и в церкви, и в мечети, и в буддийской пагоде — везде, где че­ловек воспринимает не внешнюю сторону религиозных обрядов, а их внутреннюю сущность.

То, что я называю Учением Параклета, строится на очень простой основе. Впрочем, подлинно великое Откро­вение всегда просто. Все, что несет в себе крупицы не­ясного света, имеет право на существование. Все, что несет в себе крупицы небесного света, имеет право на ваше внимание. Поэтому ничто не отрицается. Не отрицается церковь, но не отрицаются и люди, избравшие се­бе путь вне церкви.

Ничто не отрицается, но ничто и не возводится в ранг абсолютной истины. Ибо все воплощенное носит на себе печать ограничения. Поднять над ограничением может лишь Дух. Дух, поднимающий нас над ограничением, есть Дух Святой, Дух Утешитель.

Если в тебе пробудилось это знание, то ты должен поступать лишь по велению сердца: иди в церковь, если это отвечает потребностям твоей души, не иди в церковь если это не отвечает потребностям твоей души. Энергия Духа не терпит ни малейшего насилия с твоей стороны. Она может действовать лишь в чистой атмосфере твоей независимости и внутренней свободы твоей.

Можно ли назвать Учение Параклета религией будущего? Думаю, что нет. Термин «религия», как мне ка­жется, здесь неуместен. Духовная волна Параклета про­нижет все. Произойдет раскрытие тайного и сокровенно­го, что есть в христианской церкви, любой светлой ре­лигии вообще,

— Но попытка такого синтеза, — сказал я, — уже предпринята в Агни Йоге, интегральной йоге Ауробиндо Гхоша, да и других нерелигиозных, а точнее говоря, надрелигиозных духовных учениях нашего века.

— Вы правильно сказали: попытка. Это лишь пер­вый подход к раскрытию тайны, но еще не раскрытие тайны. А что касается Учения Параклета, то оно явит собой синтез всех синтезов.

— То, что происходило с нами, — говорила Надежда Михайловна, — напоминало первые века христианства. Мы, истинно верующие, были загнаны в своеобразные катакомбы. Но насилие над истиной всегда дает обрат­ный результат. Вспомните, чем кончились преследова­ния и казни первых христиан. Тем, что вера утверди­лась, причем в значительной мере за счет ярости пре­следователей, и в конечном итоге завоевала мир.

Аналогичную ситуацию мы наблюдаем и сейчас (правда, время чрезвычайно уплотнилось, и мы имеем дело не с веками, а с десятилетиями и даже годами). На репрессии и гонения всего духовного Россия ответи­ла Новым Откровением, которому суждено (я в этом убеждена) завоевать, а точнее — спасти весь мир.

Это лишь со стороны могло казаться, что все погибло и что Россия превратилась в духовное кладбище. Ничего подобного. Просто ее духовная мощь осела в тайниках, и в уединении и безмолвии выковывалось новое мировоззрение и Новое Учение. Когда тайное станет явным — а это время близко, — люди поймут, что крестные муки распятия, на которые обрекла себя Россия, повторяя подвиг Христа, не были напрасными. Да они и не могут быть напрасными, ибо за распятием следует воскресение и вознесение духа человеческого. Но если это так, то мы должны быть счастливы, да, да, именно счастливы — лично я действительно счастлива, — что оказались причастными величайшему подвигу самопо­жертвования в истории человеческой.

— И вот что примечательно, — продолжала Надежда Михайловна, — проводниками новой духовной волны России стали женщины. Исключительно женщины.

— Ну, это согласуется, — сказал я, — с мыслью Николая Константиновича Рериха о том, что наступает эпоха Матери Мира.

— Она же эпоха Святого Духа, — добавила Надеж­да Михайловна.

— Вот вы высоко чтите, — обратилась Надежда Ми­хайловна ко мне, — автора «Двух жизней» Конкордию Евгеньевну Антарову, сумевшую донести до людей воз­вышенно-гармоничные мысли Учителей Востока[4]. (Меж­ду прочим, Надежда Михайловна была хорошо знакома с Антаровой и даже подарила мне фотографию, запечат­левшую ее в юности в монашеском одеянии: Антарова была послушницей в женском монастыре и собиралась совершить обряд пострижения, но потом раздумала.) Но в том же духовном токе работала и моя старшая подру­га, которую я считала своей наставницей, автор «Книги Египта» — вы недавно ее изучали. Да и сейчас, слава Богу, еще жива и полна энергии женщина высокого ду­ховного плана и огненного характера, которая приобщила меня к Учению Параклета и которой, возможно, — Надежда Михайловна сделала маленькую торжественную паузу, — я когда-нибудь вас представлю.

— К ним, — подхватил я, — нужно присоединить еще одну выдающуюся русскую женщину — Елену Ива­новну Рерих. Она в то же самое время работала над книгами Агни Йоги. Как вы знаете, Елена Ивановна бы­ла уверена в космической миссии России, а скептикам и нытикам из числа эмигрантов она говорила: есть белые сестры России. Им труднее, чем нам, но они живут и действуют в России во имя спасения России. Думаю, что она имела в виду вас и тех женщин, о которых вы упоминали.

— Во всяком случае, — сказала Надежда Михайловна, — ни на мгновение не прерывалась в России духов­ная эстафета. Может быть, сроки физического воплоще­ния нашего были продлены затем, чтоб мы имели воз­можность передать ее вам, по разным причинам столь задержавшимся в пути своем.

Однойиз постоянных тем наших бесед была Индия. Это естественно, потому что я занимался тогда продви­жением книг Рериха в печать, писал книгу о Рерихе, а Надежде Михайловне приходилось в то время общать­ся с нашими российскими йогами, как и она, в силу об­стоятельств вынужденных действовать в подполье. Как я понимаю, Надежда Михайловна служила для них свое­образным мостиком к христианству. С церковниками, гневно обличающими любое инакомыслие, общего языка найти они не могли. А вот Надежда Михайловна — де­ло другое. Нередко общение кончалось тем, что йоги при­нимали обряд крещения и, таким образом, добровольно прибивались к православному берегу.

— Почему так тяготеют друг к другу Россия и Ин­дия? — говорила Надежда Михайловна. — Да потому, что две эти страны заповеданы для будущего. На основе их духовного единения сформируется и будет развивать­ся новая раса человечества. Почему так важна дея­тельность Рериха? Да потому, что она служила делу единения России и Индии, а единение России и Индия будет предшествовать эпохе Параклета, ознаменует со­бою начало этой эпохи.

К Западу Надежда Михайловна относилась скептиче­ски. Порою она была категорична.

— Люди, ориентирующиеся на Запад, не понимают, что европейская культура исчерпала свою миссию. Ждать какого-то откровения оттуда нелепо. Да на Западе и сами прекрасно это ощущают и ждут нового духовного импульса от нас или из Индии.

И снова мысли ее возвращались к русско-индийскому сюжету.

— Мы до конца не подозреваем, — утверждала она, — насколько отвечает православию дух светлой ре­лигии Индии, вернее, древнего истока — «Веды», «Упанишады», — из которого впоследствии выросли совре­менные религии Индии. Так, например, Иисусова молит­ва с ее определенным, организующим ритмом дыхания как бы воскрешает принципы древнеиндийской йоги. Близость России и Индии не всегда была выявлена на физическом плане, но всегда была ощутима в плане ду­ховном. Наши страны насыщали друг друга своими флюидациями. Особенность теперешнего времени состоит в том, что в Индии сейчас воплощены многие христиане, а в России — индийские йоги.

— Этим, очевидно, — вступил я в разговор, — сле­дует объяснить столь широкий интерес в нашей стране к йоге и индийским источникам вообще. Но отсюда сле­дует, что и в Индии по идее должен обнаружиться по­добный же интерес к христианству и христианским книгам.

— Он есть, — убежденно заявила Надежда Михайловна. — И он будет шириться, особенно когда станут доступны неизвестные ныне источники христианского эзотеризма.

Вспомните, кстати, Рамакришну, проделавшего не­обычайный эксперимент. Религиозный опыт разных лю­дей он решил пережить непосредственно. Индуистскую веру, к которой он принадлежал по рождению, он сме­нил на мусульманскую, мусульманскую — на христи­анскую. Вспомните, о чем он заявлял в конце жизни, как бы подводя итоги своего эксперимента: наибольшую радость и духовное удовлетворение он получил от слия­ния с волною Иисуса Христа. Думаю, что недаром он обещал воплотиться в будущей жизни — лет через сто — в России: его притягивают сюда ее христианские токи. Уже само обещание — а великие духи всегда вы­полняют обещанное — является, если хотите, залогом грядущего единения Индии и России.

Майтрейя — это Будда Грядущего. Как известно, Гаутама Будда не призывал людей ограничить себя на веки вечные тем Учением, которое он проповедовал. Он сравнивал свое Учение с лодкой, которая необходима че­ловеку, если он решился переплыть реку. Но, достигнув берега, человек должен оставить лодкуи идти, опираясь на посох Нового Учения.

Майтрейей теософы называют Мирового Учителя, прихода которого они ждут в скором будущем. Где-то в начале века в их среде появился портрет Майтрейи, ны­не достаточно хорошо известный. В облике Будды Гря­дущего или Мирового Учителя угадываются черты Иису­са Христа. Очевидно, это отвечало замыслу автора таин­ственного портрета, — дело в том, что появление его на свет Божий — тайна, и имя его автора тоже тайна — подчеркнуть таким образом мысль о единстве религий.

Надежда Михайловна знала этот портрет («Он произ­вел на меня сильнейшее впечатление в детстве», — при­знавалась она) и знала пророчества о грядущем приходе Майтрейи. В конечном счете, она пришла к выводу (о котором сообщила в одну из очередных наших встреч), что, по ее мнению, Майтрейя является восточной пер­сонификацией Духа Святого. Помню,как она мне гово­рила:

— Христос открыл нам истину, что мы — Сыны Бо­жий. Майтрейя открывает нам другой аспект истины, что мы братья по духу. И то, и другое откровение одинаково божественны.

Я уже говорил и могу лишь повторить, что беседы с Надеждой Михайловной, как правило, находили продол­жение в моих медитациях. Я знакомил ее с итогами сво­их размышлений и переживаний, и это превратилось у нас в традицию. Она внимательно вслушивалась не толь­ко в тексты, но и в ритмику и звучание их, придавая пер­востепенное значение вибрации, пронизывающей матери­ал. Редактировать она не редактировала, но случалось, что слегка корректировала отдельные места, а потом как бы благословляла тексты. Вот почему они являются для меня, если хотите, результатом нашей совместной рабо­ты, а точнее, совместной медитации нашей на тему, ко­торая может быть обозначена греческим именем — Параклет.

I

Новое всегда настолько неожиданно,что его не принимают даже те, кто работал во имя его.

Формы и представления сковывают сознание. Когда же поймут, что Дух — над представлениями и формами, что Дух есть все?

Тот, кто сердцем приблизился к единому источнику Срета, тот не раздражается разнообразными путями, ве­дущими к нему, а благословляет их. Необходимо обра­щать внимание на устремление, а не на формы, в кото­рых оно выявляется.

Единство живет в разнообразии, подобно лучу, кото­рый заставляет по-разному вспыхивать неисчислимые грани кристалла. Не огорчаться надо, а радоваться все­возможным оттенкам цвета. Надо полюбить эти красоч­ные переливы. Это одно из непременных условий воз­вращения в Дом Отца нашего. Путь возвращения — не отрицание, ибо, отрицая, ты отрицаешь Единого, кото­рый проявляется в окружающем мире.

Путь возвращения — утверждение. И если ты хо­чешь утверждать Единого, приучайся видеть Его дыха­ние во всем.

 

II

Бессмертье приблизилось к нам, но вместить его в наше сознанье гораздо труднее, чем смерть. Но ны­не усилия наши должны перестроить сознанье: реаль­ность высшего плана на смену реальностям прежним идет.

Бессмертье должно быть осознано нами в нашем земном воплощенье. Так воскресает твой дух, твое высшее «я».

III

Нет ничего хуже и кощунственней, чем профанация, ложь, суеверие, недомыслие у подножия высшей реаль­ности. Они наказуются с особой силой, ибо возмущены сферы мира Огненного и Духовного, и обратный удар неизбежен, и обратный удар ужасен. Но в нем ты самвиноват, человек.

Наступает время, когда распри и кровь у подножия высшей реальности должны прекратиться. Иначе — ги­бель если не всей планете, то всему живущему на земле. Господь Единый, Отец Небесный, Абсолют — не имеет значения, каким термином обозначишь высшую реаль­ность, лишь бы присутствовала мысль о Единстве. Если же мысль о Единстве далека от тебя, не рассуждай о Нем, а займись изучением законов Тонкого и Духовного Мира, так приблизившихся в наши дни к миру физиче­скому. Если будешь изучать их честно и добросовестно, они приведут тебя к той же мысли о Единстве.

Бог Един, иначе теряется смысл самого слова «Бог» — Отец Един, ибо не бывает двух отцов, один из них ло­жен; Абсолют Единым Светом насыщает все и вся.

Помни об этом — и ты спасен.

Помни об этом —и ты победитель.

IV

Беседы с высшей реальностью или попытки этих бе­сед должны стать такою же необходимостью, как потреб­ность есть, пить, дышать. Но это лишь первый этап. Да не покажется странным то, что услышишь: беседы с выс­шей реальностью должны стать большей необходимостью, чем потребность есть, пить, дышать. Но это придет тогда, когда прочувствуешь и осознаешь, что лишь благодаря высшей реальности ты живешь и дышишь, и когда это осознание не будет лишь красивой фразой, а побудите­лем мыслей и действий. Тогда то, что делают йоги, тебе покажется детской игрой.

V

Ты — волна Света, которая ударяется в монолитные глыбы инертной материи и извлекает их из тьмы и не­бытия и возносит то, что может быть вознесено, к источ­нику Света. Удар за ударом, волна за волною!

...Какие б вихри и бури ни крутили тебя, посылай призывы о помощи ввысь, и всколыхнется материя Све­та, и невидимые корабли причалят к тебе. Но не забывай посылать сигналы бедствия не только в горе, но и в довольстве, особенно в сытости и довольстве.

VI

Распятие Христа имеет слишком много планов, что­бы можно было ограничиться одним соображением. Все, что сказано в Писаниях о распятии — правда; многое из того, что было отмечено в комментариях к Писани­ям — правда; и, наконец, личные переживания каждого в связи с распятием — правда.

Но есть правда всех правд: Бог стал человеком для того, чтобы человек поднялся к Богу. Это указание должно вселить оптимизм: невзирая на все искривления и па­дение в бездну, человечество все же смогло создать приют для Божественного Духа.

Сейчас — иная эпоха. Божественный Духне нуж­дается в физическом воплощении. Он действует по-дру­гому, преобразуя людей. Сейчас предстоит не распятие, но вознесение, если человек откажется от самости и устремится к Свету Единому. Это и просто, и сложно одновременно. Но подвиг Христа и нарастающая волна Параклета дают основания для уверенности: Свет побе­дил тьму. Это уже непреложно.

VII

И еще можно назвать Параклета проводником в Дом Отца Твоего, ибо путь возвращения зарос кустарником и чащобой, а по обочинам воют хищные звери. Имя Его — талисман и пароль. Произноси Его — и отступят стра­шилища мрака, и вынырнет из тьмы, и ляжет перед то­бой полоскою света тропа.

Он послан Отцом Небесным за тобою, жаждущим возвращения и встречи с Отцом, и поэтому Он — твой поводырь, помощник, водитель.

 

VIII

Небеса и земля должны сочетаться в тебе, не рассе­кая тебя на две половины. Только лишь Дух, устремленный к Отцу, может сделать так, чтоб небеса зазвучали, а земля открыла тайну небесного происхождения нашего.

Незримой чертою Огня разделены сегодня те, кто возвращается, те, которые могут возвратиться, и те, которые не могут. Молитесь о тех, кто не может возвратить­ся, в первую очередь, о тех, кто возвращается — во вторую.

IX

Возвращение — это значит вся жизнь твоя идет от­ныне под знаком восхождения. Молитва — восхождение медитация — восхождение, сон — восхождение, явь —восхождение, смерть — восхождение. Даже срывы и па­дения свидетельствуют все о том же подъеме в гору, ко­торый требует сверхчеловеческой терпеливости и сверх­пристальной внимательности и к окружающему миру, и к себе. Всего этого нет в тебе, но обязательно появится, если ты не на словах, а на деле устремлен в Дом Отца своего.

Колокол Отца Небесного созывает детей, разбредших­ся по дальним дорогам. Он беззвучен для тех, кто за­крыл свои уши, для открывших уши он громом стократ­ным гремит.

X

По плодам — как в Евангелии сказано — узнаются деревья. Имена лишь опорные пункты духовного разви­тия, ибо все, решительно все зависит от устремления, от того, каким светом наполнишь ты имена.

Неважно, каким именем — Параклета, Майтрейи или другим — вызываешь ты Безмолвье, лишь бы приблизи­лось Безмолвье к тебе. Безмолвье — это та атмосфера, в которой становится четкой и ясной дорога к Отцу, и сын слышит Отца, и сын видит Отца, если хочет слышать и видеть. Время остановилось и вспять потекло, ибо до­рога восхода параллельна дороге нисхода.

 

Date: 2015-09-02; view: 477; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию