Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структурные компоненты процесса обучения
1. Целевой компонент. Реализуя цели обучения, учитель определяет цель и задачи учебно-познавательной деятельности учащихся, учащийся осознает цель и задачи учения. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире, выражающаяся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии. 2. Потребностно-мотивационный компонент. Деятельность учителя состоит в формировании потребности в знаниях и мотивов учебно-познавательной деятельности учащихся, деятельность учащегося – в развитии и углублении потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности. Все многообразие мотивов учебной деятельности можно представить тремя взаимосвязанными группами: - непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях. - перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности: осознание мировоззренческого, социального, практически-прикладного значения предмета, тех или иных конкретных знаний и умений; связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью. - интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания. 3. Содержательный компонент. В процессе обучения учитель, в соответствии с основными нормативными документами, определяет содержание материала, подлежащего усвоению учащимися. Им выделяются главные теоретические положения и те мировоззренческие и нравственно-этические идеи, которые заключены в изучаемом материале. Продумываются вопросы, связывающие новый материал с ранее изученным, определяются умения и навыки, которые необходимо выработать в процессе обучения. Учеником осмысливается тема нового материала и основные вопросы, подлежащие усвоению. 4. Деятельностный компонент. Учитель организовывает учебно-познавательные действия учащихся по овладению изучаемым материалом. Овладение изучаемым материалом происходит под руководством учителя и представляет собой своеобразный процесс самостоятельного «открытия» учеником уже имеющихся в науке знаний. Система познавательных действий включает в себя: восприятие нового материала, его осмысление, последующее повторение, более глубокое и прочное овладение знаниями, умениями и навыками. Восприятие – это отражение в сознании человека ощущаемых внешних свойств, качеств и признаков познаваемых предметов, явлений, процессов. Сущность восприятия состоит в том, что учащиеся с помощью органов чувств, т.е. слуховых, зрительных, осязательных и обонятельных ощущений воспринимают внешние свойства и признаки изучаемых явлений. Ощущение – это простейшее субъективное переживание, данное каким-то внешним раздражителем органам чувст в (И. П. Павлов). После прекращения ощущения и восприятия в сознании человека остаются следы восприятий в виде слуховых, зрительных, осязательных, вкусовых представлений. Представление – это низшая форма знания, единичное образное знание. Деятельность учащихся по осмыслению изучаемого материала и формированию научных понятий означает работу мысли. Мышление работает только тогда, когда в сознании имеется для этого необходимый материал, наличие определенного количества представлений, примеров, фактов. Чем больше образовано в сознании представлений, чем они четче и ярче, тем больше имеется материала для работы мысли. Мыслительные операции: - анализ воспринятых свойств и признаков изучаемых предметов и явлений; - логическая группировка существенных и несущественных признаков и свойств изучаемых предметов и явлений; - мысленное постижение сущности изучаемых предметов и явлений; - проверка обоснованности, истинности сделанных выводов. Суть осмысления состоит в том, что как бы доходчиво учитель ни объяснял новый материал, учащиеся должны самостоятельно открыть для себя научную истину. Результатом осмысления является образование понятий. Понятие– форма научного знания, в которой раскрывается сущность познаваемых предметов и явлений, и которая выражается через четкие и ясные формулировки. В понятиях выражается то единичное и особенное в познаваемых предметах и явлениях, которое одновременно является и всеобщим, характеризует сущность этих предметов и явлений. Результатом осмысления является не только понимание, но и умственное развитие личности в целом. Применение усвоенных знаний на практике предполагает формирование умений и навыков, которые формируются в процессе упражнений. На каждом этапе усвоения знаний, с точки зрения М. А. Данилова, к известному присоединяется неизвестное, к главному и существенному присоединяется производное, менее существенное. Это требует обобщения и систематизации. Как бы хорошо ни был усвоен материал, знания поступают в кратковременную память и быстро забываются. Чтобы предотвратить забывания и перенести знания в долговременную память необходимо повторение. 5. Эмоционально-волевой компонент. Эмоциональность обучения означает такой характер организации учебной работы, при котором у учащихся возбуждается интерес и внутреннее влечение к активной учебно-познавательной деятельности. 6. Результативный компонент. Учитель осуществляет регулирование и контроль за ходом учебно-познавательной деятельности учащихся. Ученик осуществляет самоконтроль и внесение коррективов в учебно-познавательную деятельность.
Date: 2015-09-02; view: 16799; Нарушение авторских прав |