Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стимулирование и мотивация учения школьников. Виды мотивов. Познавательный интерес, его проявление и пути формирования на уроке
Важнейшим компонентом учения являются мотивы. Мотивы – это те побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия, либо учебную деятельность в целом. Деятельность учителя состоит в формировании потребности в знаниях и мотивов учебно-познавательной деятельности учащихся, деятельность учащегося – в развитии и углублении потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности. Все многообразие мотивов учебной деятельности можно представить тремя взаимосвязанными группами: - непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях: яркость, новизна, занимательность, внешние привлекательные атрибуты школьника; интересное преподавание, привлекательность личности учителя; желание получить похвалу, награду (непосредственно по мере выполнения задания), боязнь получить отрицательную отметку, быть наказанным, страх перед учителем, нежелание быть объектом обсуждения в классе и т.п.; - перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности: осознание мировоззренческого, социального, практически-прикладного значения предмета, тех или иных конкретных знаний и умений; связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью (поступление в институт, выбор профессии, создание семьи и т.п.); ожидание в перспективе получение награды, признания, воздание почестей; развитое чувство долга, ответственности; - интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень, овладеть определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач и т.п. Обучение как специфический процесс познания, управляемый педагогом, предполагает включение учащегося в познавательную деятельность. Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Поскольку обучение связано с организацией познавательной деятельности учащегося, с целью выявления сущности данного процесса необходимо рассмотрение его методологических основ. Наиболее распространенными в педагогической практике США и Западной Европы являются такие теории познания как бихевиоризм и прагматизм. Бихевиористические теории отождествляют психическую жизнь человека и животных. С их точки зрения процесс обучения – это искусство управления стимулами с целью вызова или предотвращения определенных реакций, сводящийся к формуле «стимул-реакция». Соответственно, процесс учения – совокупность реакций на стимулы. Сознательная деятельность человека в процессе обучения объясняется не психическими, а физиологическими процессами. Прагматисты (Дж. Дьюи) сводят обучение к расширению личного опыта ученика. Основной метод получения знаний, умений и навыков – «обучение через делание», посредством выполнения практических заданий, упражнений. Обучение может способствовать только тому, что заложено в человеке от рождения. Прагматисты отрицают необходимость формирования систематических знаний, умений и навыков. Отечественная дидактика стоит на позиции, что методологической основой процесса обучения является материалистическая теория познания. Данная теория показывает, что процесс познания осуществляется от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. С помощью ощущений воспринимаются внешние свойства, особенности и признаки изучаемых явлений. После накопления в сознании определенного количества представлений, примеров, фактов начинает работать мышление. Результатом осмысления является понимание. Затем полученные знания могут быть применены на практике.
Date: 2015-09-02; view: 1328; Нарушение авторских прав |