Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исследование межличностных отношений
РЕБЕНКА С РОДИТЕЛЯМИ. ТЕСТ «РИСУНОК СЕМЬИ» Данная методика дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно высказать словами, снять напряжение, возникающее в ситуации обследования. Материал: лист белой бумаги 15x20 или 21x29 см, простой карандаш, цветные карандаши, ластик. Инструкция к тесту «Рисунок семьи»: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», можно сказать: «Нарисуй свою семью, как ты ее знаешь и представляешь». При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится около 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15—30 минут. При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоколе: а) последовательность рисования деталей; б) паузы более 15 сек., в) стирание деталей, г) спонтанные комментарии ребенка; д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием. После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем). Обычно задаются следующие вопросы: 1. Скажи, кто тут нарисован? 2. Где они находятся? 3. Что они делают? Кто это придумал? 4. Им весело или скучно? Почему? 5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? 6. Кто из них самый несчастный? Почему? Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что склонен делать не каждый. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на подробном ответе. При опросе психолог должен попытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-то из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: «Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т. п.). Для интерпретации также надо знать: а) возраст исследуемого ребенка; б) состав его семьи, возраст братьев и сестер; в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду. Результаты теста «Рисунок семьи» анализируются по следующим критериям: ♦ общий размер рисунка; ♦ количество членов семьи; ♦ соответствие членов семьи их росту, габаритам фигуры; ♦ расстояние между членами семьи их росту, габаритам фигуры; ♦ наличие каких-либо предметов между ними; ♦ наличие животных; ♦ проявление положительных или отрицательных эмоций.
Date: 2015-09-02; view: 366; Нарушение авторских прав |