Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Агрессивность
Многим маленьким детям свойственна агрессивность. Агрессивное поведение нельзя рассматривать однозначно отрицательно. С одной стороны, оно является врожденным защитным механизмом, способствующим адаптации и выживанию в социальной среде. С другой — может серьезно осложнять жизнь ребенка, негативно влиять на его контакты с окружающими людьми и на личностное развитие в целом. Агрессивным называют разные типы поведения. Например, враждебность, форма агрессии, чреватая неприятностями и для самого носителя, и для его окружения. Упорство — тоже форма агрессии, но без него трудно получить результат, достичь цели. Существует несколько категорий агрессивного поведения [31], мы остановимся на двух главных формах, с которыми часто приходится сталкиваться родителям и педагогам. 1. Недеструктивная агрессия — настойчивое, невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку. Такая форма агрессии проявляется у детей с первых месяцев жизни и служит для защиты потребностей, собственности, прав, она тесно связана с удовлетворением личностных желаний, достижением цели, способностью к адаптации. 2. Враждебная деструктивность — злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение. Проявляется как результат сильных негативных переживаний, дискомфорта. Переживания и разочарования ребенка, которые взрослым кажутся незначительными, для маленького человека могут оказаться труднопереносимыми именно в силу незрелости его нервной системы, поэтому физическая реакция может быть для него наиболее удовлетворительной и результативной, особенно при ограниченной способности К самовыражению. Враждебная деструктивность проявляется в форме, физической и вербальной (словесной) агрессии. Физическая может выражаться как в драках, так и в разрушительном отношении к вещам (ребенок разбрасывает и ломает игрушки, рвет книги и т. п.). Иногда агрессивность и разрушительность совпадают — тогда ребенок швыряет различные предметы в других детей и взрослых. Оскорбления, ругань, дразнилки — выражение вербальной агрессии, за которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или желание отыграться за собственные обиды. Причины агрессивного поведения могут отражать различные эмоциональные переживания ребенка. Например: ♦ боязнь быть обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения; ♦ переживание обиды или душевной травмы; ♦ неудовлетворенная потребность в любви и внимании; ♦ протест против ограничения каких-либо естественных желаний или потребностей (скажем, в активной деятельности). Решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка имеют характер взаимоотношений в семье и стиль воспитания. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия — вот те параметры, которые психолог должен выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком [54]. Для эффективного взаимодействия с ребенком и коррекции его поведения взрослому (педагогу, психологу, родителю) необходимо, прежде всего, выяснить причины таких проявлений. Общая тактика работы с агрессивными детьми состоит в том, Чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах. Важны постоянство и последовательность в реализации выбранных взрослыми*; мер влияния на ребенка. Основные направления содержания коррекционной работы: 1. Конструктивное вмешательство с целью снижения переживания чрезмерного неудовольствия.
2. Удовлетворение потребности ребенка в активности, достаточной и приемлемой самостоятельности в исследовательской и познавательной деятельности. 3. Конструктивное определение пределов разрешенного. 4. Обучение ребенка приемлемому выражению враждебности. 5. Управление реакциями агрессивности ребенка с целью его психологического развития. 6. Помощь ребенку и участие при болезненных для него переживаниях. 7. Гармонизация отношений родителей и детей. Для предупреждения и преодоления агрессивного поведения маленьких детей целесообразно использовать коллективные и ролевые игры, способствующие выработке произвольности правильного поведения, способности к сопереживанию и взаимовыручке.
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ (ИМПУЛЬСИВНОСТЬ)
Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью — СДВГ) проявляется у детей в импульсивности, неустойчивости внимания, двигательной расторможенности. Таким детям трудно соблюдать предписания, сосредоточиться на занятиях, долгое время заниматься одним делом. Для них собственное желание «Я так хочу!» является более значимым, чем любые правила; даже четкое знание правил поведения отнюдь не является условием их выполнения. Интеллектуальный уровень и творческая активность у гиперактивных детей могут быть достаточно высокими, однако продуктивность выполнения задания невелика из-за повышенной утомляемости. Фаза сосредоточения составляет от 5 до 15 минут, после чего в течение 3—7 минут мозг нуждается в отдыхе для накопления энергии. Естественно, что перечисленные выше особенности влияют и на процесс общения со взрослыми и сверстниками: неумение регулировать свое поведение, равно как и неспособность сдерживать ситуативные желания, может приводить к конфликтам. Для взрослых особой проблемой при взаимодействии с импульсивными Детьми является невозможность контролировать ситуацию. В основе гипердинамического синдрома могут лежать микроорганические поражения головного мозга, возникшие в результате осложнений беременности матери и родов, соматические заболевания раннего возраста, физические и психические травмы. Первые его проявления можно заметить уже в младенчестве, к 6—7 годам он достигает пика, в благоприятных случаях к 14—15 годам его острота сглаживается. Выявить гиперактивного ребенка в детсадовской группе можно по критериям, предложенным педагогами-психологами Г. Моникой и Е. Лютовой. Оценка, внимания: ♦ имеет много незаконченных проектов ♦ непоследователен в поведении ♦ не может долго удерживать внимание ♦ не слышит, когда к нему обращаются ♦ с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его ♦ имеет трудности в организации поведения ♦ теряет вещи ♦ избегает задач скучных и требующих умственных усилий ♦ часто бывает забывчив. ♦ ерзает, крутится ♦ беспокоен (барабанит пальцами, двигается в кресле, забирается куда-либо) ♦ спит намного меньше, чем другие дети (даже в младенчестве) ♦ находится в постоянном движении, «с мотором» ♦ очень говорлив. Оценка импульсивности: ♦ отвечает уже до того, как его спросят ♦ не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях ♦ часто вмешивается, прерывает говорящего ♦ плохо сосредоточивает внимание ♦ не может отложить момент вознаграждения ♦ не может регулировать свое поведение, не умеет подчиняться правилам ♦ на некоторых занятиях спокоен, на других — нет (вариативность выполнения заданий). Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных характеристик, воспитатель может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок является гиперактивным. Коррекционная работа с гиперактивным ребенком наиболее эффективна, если она проводится параллельно с вмешательством психоневролога. Что касается воспитательных воздействий, то педагогу и родителю необходимо, прежде всего, учитывать особенности нервной системы ребенка. Истощаемость внимания. Учитывая данную особенность, предлагайте ребенку поэтапное выполнение действий, инструкция должна быть простой и краткой. В обучающих занятиях используйте различные методы — чередование активности (вашей и ребенка), чередование деятельности — интеллектуальной и физической (показать что-либо мимикой, в движении, изобразить чувство, психогимнастический этюд). Смена деятельности — послушать, пересказать, рассмотреть картинки, представить, нарисовать, поиграть — не только позволяет ребенку получить разнообразный опыт, потренировать различные способности, но и поддерживает интерес к занятию. В качестве физкультминутки актуальными будут подвижные игры для развития внимания и наблюдательности. Конечно, не следует использовать сразу все методы, выбирайте наиболее соответствующие вашим целям и возможностям. Физическая подвижность. Ели ее не удается ограничивать, то необходимо преобразовывать из спонтанной в конструктивную. Неумение регулировать свои эмоции и поведение. Главная стратегия в работе с такими детьми должна быть направлена на повышение субъективной значимости правила и осознанности собственных действий. Необходимо, чтобы действие стало личностно значимым и эмоционально привлекательным. Лучше всего это достигается в играх с правилами. Для достижения развивающего эффекта в играх с правилами взрослый должен быть и организатором, и участником игры одновременно. В роли участника взрослый вызывает у детей интерес к игре, создает субъективную значимость правил, демонстрирует правильные действия; в роли организатора он следит за соблюдением правил, оценивает и контролирует результаты тех или иных действий детей. Следует заметить, что для ребенка до 5—6 лет предварительное объяснение правил, оторванное от реальных действий, неэффективно для регуляции его поведения. Правила должны выделяться постепенно, входе самой игры, действия которой неоднократно проиграны, т. е. необходимо опираться на опыт ребенка. Кроме игр с правилами, следует использовать другие, тренирующие усидчивость, снимающие напряжение, подвижные, направленные на развитие умения соотносить свои действия с инструкцией, контролировать активность. Для импульсивных детей очень полезны обсуждения их действий, организуемые взрослым, например, итог игрового занятия. Ребенку предлагается проанализировать игровые действия сверстников и свои собственные с точки зрения соблюдения (несоблюдения) правил, рассказать о возникших затруднениях. В процессе беседы взрослый задает стимулирующие вопросы, совместно с ребенком обсуждает альтернативные варианты действий, предлагает ему ту или иную стратегию, поведения. Такая совместная рефлексия позволяет ребенку в дальнейшем отслеживать и контролировать свои действия. Замкнутость — нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастании трудности установления новых социальных отношений [Е. И. Рогов. Настольная книга...]. Замкнутый ребенок, т. е. ребенок с уменьшенной возможностью установления и поддержания контактов, не только не знает как общаться с другими, но и не испытывает потребности в общении. Причинами замкнутости могут быть: ♦ длительный стресс; ♦ недостаток эмоционального общения в семье (длительные пребывания в больнице или ситуация, когда в семье ребенка игнорируют, не проявляют любви к нему и др.); ♦ индивидуальные патологические особенности эмоциональной сферы (сверхвозбудимость, инертность психических процессов); ♦ страх ребенка перед незнакомыми взрослыми, малый опыт общения с ними, неумение обратиться к взрослому. Замкнутый ребенок как бы отгораживается от окружающего мира и приспосабливается жить в одиночестве. Потребность в общении, эмоциональном контакте подавляется, а замкнутость является защитой от социальных воздействий. Обычно у замкнутого ребенка сниженный эмоциональный тонус, он не проявляет интереса к играм и занятиям, хотя участвует в них наравне с другими. Он равнодушно принимает предложения взрослого, послушен, практически никогда не проявляет своей инициативы. При этом малыш может испытывать разнообразные и не всегда положительные эмоции, однако у него нет путей и способов их выразить. Косвенными проявлениями переживания ребенком отрицательных эмоций могут служить навязчивые действия (посасывание пальца, грызение ногтей, царапание кожи, выдергивание у себя волос, раскачивание и пр.). Попытку «разговорить» его, установить с ним внутренний контакт, выяснить причины «такого» поведения ребенок может расценивать как вторжение в личный мир, несущее дискомфорт. Замкнутый ребенок часто не нуждается и в физической ласке, или вообще не переносит физических контактов. Замкнутость качественно отличается от застенчивости и от аутизма, но в поведенческом проявлении они могут быть похожи. В отличие от аутизма (крайней формы отчуждения, выражающейся в уходе от контактов с окружающей действительностью), замкнутость не является патологическим явлением и может быть скорректирована совместными усилиями психолога, воспитателей и родителей. Первостепенной задачей взрослого в работе с такими детьми является установление доверительных отношений. Однако само по себе расположение к взрослому не обеспечивает активности и самостоятельности детей. Для формирования интереса к окружающему и стремления к самостоятельным действиям нужно, чтобы у ребенка появился позитивный опыт таких действий. Необходимо совместное со взрослым действие, способное увлечь и заинтересовать ребенка. Вначале нужно понаблюдать, чем ребенок занимается и что приносит ему в игровых действиях удовлетворение, а затем повторить для него эти действия. Смотреть при этом лучше не в лицо, а на игрушку. Это освободит ребенка от скованности, игра увлечет его — таким образом возникает основа для дальнейшего контакта с ним, с постепенным включением элементов контакта в привычную для ребенка деятельность. Если положительный эффект достигнут, надо последовательно разнообразить действия, приносящие ребенку удовольствие, усиливая эмоции выражением собственной радости, показывая ребенку всю прелесть общих действий и взаимопонимания. После закрепления у ребенка потребности в контакте, когда его обращение к другому человеку становится спонтанным, можно переходить к усложнению форм взаимодействия и новым играм [35]. Date: 2015-09-02; view: 432; Нарушение авторских прав |