Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неадекватная самооценка





 

Неадекватное оценивание ребенком, себя, в процессе общения, даже при наличии определенных навыков, может стать началом серьезных трудностей при завязывании социальных контактов.

Самооценка формируется уже, в раннем возрасте. Вначале дети учатся оценивать поступки других детей, чуть позднее — свои собственные. Ребенок сравнивает себя с другими, проверяет границы своих возможностей и способностей. Постепенно у него складывается представление о себе, чертах своего характера, на основе чего он строит свою деятельность и отношения с окружающими. На этом этапе дети осознают особенности своего поведения, соотносят его с общепринятыми нормами и правилами, могут предвосхитить результат своих действий и оценку со стороны взрослого.

Самооценка ребенка может быть очень высокой либо очень низкой, или может находиться на среднем уровне. Для детей дошкольного возраста обычно характерна недифференцированная завышенная самооценка. Примерно к 7-летнему возрасту ребенок начинает оце­нивать себя более дифференцированно: он отграничивает отношение К себе от оценки своих поступков,- от своих возможностей выполнить ту или иную деятельность, добиться определенных результатов. Важно, чтобы ребенок мог реально оценить свои возможности, так как от этого напрямую зависит его положительное (отрицательное) самоощущение. В поведении адекватная самооценка выражается в решительности, бодрости, общительности, желании контактировать с другими; в играх дети спокойно воспринимают ситуацию проигрыша (во всяком случае, это не вызывает у них бурных эмоциональных реакций).

Дети с заниженной самооценкой испытывают внутренний дискомфорт, сомнения, они могут болезненно реагировать на внешние воздействия, испытывать страх перед неудачей, проигрышем. В поведении заниженная самооценка может проявляться в низкой активности, неуверенности, повышенной ранимости, обидчивости. Ребенок неохотно вступает в контакт, что затрудняет его отношения с другими детьми.

На индивидуальном коррекционном занятии с ребенком, имеющим трудности в развитии когнитивной сферы, я оказывала малышу различные виды стимулирующей помощи в достаточно знакомой ему деятельности. Стараясь эмоционально поддержать Костю, я хотела поделиться с ним собственной уверенностью в его силах: «Я знаю, что ты с этим справишься!». «Нет, я — глупый», спокойно констатировал Костя.

Думаю, что в приведенном примере речь не об адекватной или дифференцированной самооценке, скорее всего, такая самооценка мальчика являлась результатом неблагоприятного опыта; навешивания ярлыков со стороны взрослых или детей, на основании чего ребенок успел сделать выводы о своих способностях.

Другой крайний вариант неадекватного отношения к себе — завышенная самооценка: ребенок считает себя лучше всех, стремится везде быть первым и болезненно переживает, если ему это не удается. В поведении это может выражаться в эгоцентризме, высокомерном отношении к другим людям. Конфликты и агрессивные проявления могут быть следствием завышенных притязаний.

 

На формирование самооценки оказывает влияние множество факторов: особенности воспитания и социального опыта, личностные особенности, объективные факторы (наличие или отсутствие тех или иных качеств). Педагог должен корректировать неадекватную самооценку ребенка целенаправленными воспитательными воздействиями — подчеркиванием успехов ребенка, его достижений за какой-то временной период («ты уже научился делать то-то и то-то...»), выражением уверенности в его возможностях («У тебя обязательно получится!»). Нужно поощрять проявления всякой инициативы, формировать адекватное отношение к успехам и неудачам. Принятие малыша взрослым играет немаловажную роль в преодолении им личностных трудностей: ребенку необходимо ощущать, что его любят, положительно к нему относятся, даже если у него что-то не получается. Хорошим подспорьем являются коллективные игры, организуемые взрослым, так как создают условия для успеха, получения нового опыта, улучшают отношения внутри детской группы, тем самым повышая уверенность ребенка в себе.

Завышенная самооценка может быть следствием воспитания, например, по типу кумира семьи, вседозволенности, а в иных случаях является компенсацией эмоционального неблагополучия ребенка, стремлением доказать, что он — лучше всех и таким образом способен добиться популярности и успеха. При завышенной самооценке будет оптимальным, во-первых, налаживание отношений с другими детьми, формирование уважительного отношения, приятия, сопереживания. Ребенку нужно дать понять, что каждый в группе по-своему особенный и сравнивать детей нужно только с самим собой. Педагог может моделировать проблемные ситуации для каждого конкретного случая, использовать ролевые игры, в которых ребенок сможет увидеть свое поведение и его результаты как бы со стороны и расширить свой поведенческий репертуар. Кроме того, взрослому следует демонстрировать своим примером адекватное отношение к чужим ус­пехам и неудачам, критически оценивать в присутствии детей свои возможности и результаты.

 

 







Date: 2015-09-02; view: 432; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию