Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практическая работа. Работа 1.Макроскопический осмотр фекалий
Работа 1. Макроскопический осмотр фекалий. Микроскопический осмотр фекалий. Проводят с целью обнаружения крупных гельминтов, их члеников, обрывков стробилы, головок, выделяющихся самопроизвольно или после дегельминтизации. Небольшие порции кала перемешивают с водой в плоской чашке или ванночке и, просматривая на темном фоне, извлекают гельминтов пинцетом или пипеткой, переносят на предметное стекло в каплю разведенного глицерина для изучения. Работа 2. Микроскопия испражнений. Это основной метод исследований фекалий для обнаружения личинок и яиц гельминтов. Испражнения для анализа должны быть доставлены в лабораторию не позже суток после их выделения, а при подозрении на стронгилоидоз – немедленно. Для повышения достоверности исследований анализ нужно повторять несколько раз (ежедневно или через 1-3 дня). Наиболее распространенными и информативными методами овогельминтоскопии являются: метод Калантарян, метод Фюллеборна, мазок с целлофаном по Като. Простым и достаточно быстрым методом исследования является метод нативного мазка. Метод нативного мазка. На предметное стекло капнуть 2 капли 50% водного раствора глицерина. В каждую каплю положить кусочек кала размером с просяное зерно, растереть стеклянной палочкой до получения равномерного прозрачного мазка. Полученные препараты закрыть покровным стеклом и рассмотреть под малым и большим увеличением микроскопа. Для идентификации яиц гельминтов используйте «Определительную таблицу яиц важнейших паразитических червей». Мазок с целлофаном по Като. Около 100 мг фекалий поместить на предметное стекло, накрыть полоской целлофана, предварительно обработанной 50% водным раствором глицерина. Поверх целлофана положить груз, легким нажимом раздавить фекалии и оставить на 20-30 мин под грузом. Затем мазок рассмотреть под малым и большим увеличением микроскопа. Метод Фюллеборна. В фарфоровый или стеклянный высокий стаканчик помещают 4-5 г фекалий, добавляют 20-кратный объем насыщенного раствора соли, тщательно перемещивая. Через 45-60 мин проволочной петлей снимают поверхностную пленку и помещают на предметное стекло; закрывают покровным стеклом. Препарат рассматривают под малым и большим увеличением микроскопа. Затем сливают надосадочную жидкость и делают мазок из осадка, закрывают покровным стеклом и рассматривают под микроскопом.
Порядок работы. Исследование фекалий на яйца гельминтов необходимо провести всеми тремя методами в следующем порядке: метод Фюллеборна, метод с целлофаном по Като, метод нативного мазка. Микроскопию препаратов начинайте в обратном порядке. Микроскопия препаратов. На малом увеличении просмотрите весь препарат, отметьте, яйца каких гельминтов имеются в препарате. На малом увеличении подсчитайте яйца аскариды в 3-х полях зрения и вычислите среднее арифметическое. Результаты занесите в таблицу. По полученным результатам сделайте выводы об информативности использованных методов исследования яиц гельминтов. Работа 3. Решите ситуационные задачи: 1.Во время операции в кишечнике больного был обнаружен клубок гельминтов, вызвавших его закупорку. Черви имели тело веретеновидной формы размером 15-40 см в длину. При каком нематодозе может быть такое осложнение? 2.Члены арктической экспедиции, чтобы не умереть от цинги, питались свежей кровью и мясом белых медведей. Все члены экспедиции погибли в результате сильного заражения гельминтозом. Установите – каким. 3.Жители сельской местности используют на своем приусадебном участке человеческие фекалии в качестве удобрений. Какими нематодозами они могут в этом случае заразиться?
Литература: Основная: 1.Учебник "Биология" в 2х томах под ред. В.Н. Ярыгина, 2008, т. 2. 2.Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011. 3.Лекции по биологии Дополнительная: 1. Чебышев Н.В., Гринева Г.Г., Козарь М.В., Гуленков С.И. Биология (Учебник). - М.: ВУНМЦ, 2005. 2.Родина Н.Е., Косых А.А., Виноградова Е.Ю. Медицинская паразитология. /Учебное пособие для студентов медицинских вузов в 2-х частях. - Киров, 2005, ч.2 3.Чебанова Г.А. Медицинская гельминтология. /Учебно-методическое пособие.- Киров, 1999.
Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________ Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012». Зав. кафедрой: ________________________
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии Методические указания для студентов 1 курса Специальность лечебное дело к практическому занятию по дисциплине биология
Тема: Коллоквиум по разделу «Медицинская гельминтология» Цель занятия: Систематизация и обобщение изученного материала, закрепление практических навыков. Задачи: 1.Выявить теоретический уровень подготовки студентов по медицинской гельминтологии. 2.Выявить знания систематики и морфологии основных гельминтов по макро- и микропрепаратам на разных стадиях развития. В результате изучения материала студент должен: Знать: 1)Теоретические основы медицинской гельминтологии. 2)Особенности морфологии, биологии развития плоских и круглых червей, их медицинское значение; лабораторную диагностику и профилактику. 3)Пути заражения гельминтами. 4)Значение работ К.И. Скрябина. 5)Природно-очаговые, синантропные, антропургические гельминтозы, очаги геогельминтов и условия их формирования. Студент должен уметь: 1)Определить систематическую принадлежность и стадию развития паразита на микропрепарате, дать ее характеристику. 2)На основе микро- и макропрепарата поставить дифференциальный диагноз гельминтоза. 3)Решать ситуационные задачи. Содержание занятия: 1.Программированный контроль по разделу «Медицинская гельминтология». Включает 15 вариантов по 10 вопросов в каждом и ситуационную задачу. Основные вопросы для подготовки к итоговой работе:
2.Контроль практических навыков. Каждый студент получает микропрепараты гельминтов и препарат смеси яиц. Студент должен: 1)Определить систематическую принадлежность и стадию развития паразита на микропрепарате, дать ее характеристику. 2)Указать все видимые структуры. 3)На основе микропрепаратов поставить дифференциальный диагноз гельминтоза. 4)Определить систематическую принадлежность яиц в препарате «смесь яиц» и дать их характеристику.
Литература: Основная: 1.Учебник "Биология" в 2х томах под ред. В.Н. Ярыгина, 2008, т. 2. 2.Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011. 3.Лекции по биологии Дополнительная: 1. Чебышев Н.В., Гринева Г.Г., Козарь М.В., Гуленков С.И. Биология (Учебник). - М.: ВУНМЦ, 2005. 2.Родина Н.Е., Косых А.А., Виноградова Е.Ю. Медицинская паразитология. /Учебное пособие для студентов медицинских вузов в 2-х частях. - Киров, 2005, ч.2 3.Чебанова Г.А. Медицинская гельминтология. /Учебно-методическое пособие.- Киров, 1999. Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________ Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012». Зав. кафедрой: ________________________
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии Методические указания для студентов 1 курса Специальность лечебное дело к практическому занятию по дисциплине биология Тема: Тип Членистоногие. Подтип Жабродышащие. Класс Ракообразные. Подтип Хелицеровые. Класс Паукообразные. Цель занятия: Изучить особенности строения и биологии представителей типа Членистоногие, относящихся к классу Ракообразные и Паукообразные и имеющих медицинское значение. Вопросы для обсуждения: Задачи: 1. Изучить особенности морфологии и биологии паукообразных, имеющих медицинское значение. 2. Изучить медицинское значение ракообразных и паукообразных. 3. Освоить навыки идентификации видовой принадлежности и стадии развития иксодовых клещей. 4. Познакомиться с компонентами и характеристикой природных очагов трансмиссивных заболеваний. 5. Познакомиться с методами профилактики трансмиссивных заболеваний, передающихся клещами. В результате изучения материала студент должен: Знать: До изучения темы: 1. Характеристику типа Членистоногие, его классификацию. 2. Особенности строения, циклы развития и медицинское значение клещей. После изучения темы: 1. Особенности морфологии иксодовых клещей на всех стадиях развития. 2. Профилактику клещевого энцефалита и других заболеваний, переносчиками которых являются клещи; профилактику чесотки. 3. Компоненты и характеристику природных очагов клещевого энцефалита. Студент должен уметь: 1.Идентифицировать на макро- и микропрепарате иксодового и аргазового клеща. 2. Различать на микропрепаратах стадии развития иксодового клеща. Содержание занятия: 1.Вводный контроль. Проводится в виде тестовых заданий. Тестовые задания включают 10 вариантов по 5 вопросов. 2.Беседа по теме занятия:
1. Представители каких отрядов класса паукообразные имеют медицинское значение? Их систематическое положение. 2. Как по внешнему виду отличить клещей от других паукообразных? 3. Назовите стадии развития клещей и их морфологические особенности. 4. По каким особенностям биологии и морфологии различаются иксодовые и аргазовые клещи? 5. Возбудителей каких заболеваний переносят иксодовые клещи? Назовите пути и механизмы заражения. 6. Какие составные компоненты входят в состав природного очага этих трансмиссивных заболеваний? 7. Дайте характеристику очага клещевого энцефалита. 8. Назовите меры профилактики клещевого энцефалита. 9. Пути заражения чесоткой и меры ее профилактики.
Практическая работа: Работа № 1. Семейство иксодовых клещей – Ixodidae. Используя таблицы, разобрать особенности строения, биологию, медицинское значение иксодовых клещей. Обратить внимание на то, что клещи в подавляющем большинстве являются пастбищными паразитами, подстерегающими животных - прокормителей в открытой природе. В связи с этим в их строении и биологии имеется ряд приспособлений к условиям паразитизма. Медицинское значение иксодовых клещей заключается в том, что они являются временными эктопаразитами, специфическими переносчиками возбудителей целого ряда заболеваний и способны к трансовариальной передаче возбудителей этих болезней. Работа № 2. Тотальный препарат самки и самца иксодового клеща. Рассмотреть при малом увеличении микроскопа и зарисовать тотальный препарат самки и самца иксодового клеща. На рисунке должно быть отмечено: 1) ротовой аппарат; 2) стигмы; 3) половое отверстие; 4) анальное отверстие; 5) конечности; 6) дорсальный хитиновый щиток. Работа № 3. Личинка иксодового клеща. Рассмотреть при малом увеличении микроскопа и зарисосвать личинку иксодового клеща. На рисунке должно быть обозначено: 1) конечности; 2) ротовой аппарат; 3) анальное отверстие. Работа № 4. Нимфа иксодового клеща. Рассмотреть при малом увеличении микроскопа и зарисосвать строение нимфы иксодового клеща. На рисунке должно быть обозначено: 1)конечности; 2) ротовой аппарат; 3) стигмы; 4) анальное отверстие. Работа № 5. Чесоточный зудень – Sarcoptes scabiei. Рассмотреть при малом увеличении микроскопа и зарисовать строение чесоточного клеща. На рисунке должно быть обозначено: 1) конечности; 2) ротовой аппарат; 3) половое отверстие. Работа №6. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика клещей»:
Литература: Основная: 1.Учебник "Биология" в 2х томах под ред. В.Н. Ярыгина, 2008, т. 2. 2.Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011. 3.Лекции по биологии Дополнительная: 1. Чебышев Н.В., Гринева Г.Г., Козарь М.В., Гуленков С.И. Биология (Учебник). - М.: ВУНМЦ, 2005. 2.Родина Н.Е., Косых А.А., Виноградова Е.Ю. Медицинская паразитология. /Учебное пособие для студентов медицинских вузов в 2-х частях. - Киров, 2005, ч.2
Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________ Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012». Зав. кафедрой: ________________________
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии Методические указания для студентов 1 курса Специальность лечебное дело к практическому занятию по дисциплине биология Тема: Тип Членистоногие. Подтип Трахейнодышащие. Класс Насекомые. Цель занятия: Изучить морфологию и биологию насекомых – возбудителей и переносчиков заболеваний человека. Задачи: 1.Изучить особенности морфологии и биологии отрядов насекомых, имеющих медицинское значение. 2.Изучить медицинское значение тараканов, блох, вшей и двукрылых. 3.Познакомиться с компонентами и характеристикой природных очагов трансмиссивных заболеваний, передающихся кровососущими насекомыми. 4.На микропрепаратах освоить навыки идентификации видовой принадлежности и стадий развития кровососущих насекомых. 5.Познакомиться с методами профилактики трансмиссивных заболеваний, передающимися насекомыми. В результате изучения материала студент должен: Знать: До изучения темы: 1. Классификацию и характеристику класса Насекомые. 2. Особенности морфологии жизненные циклы вшей, блох, мух. 3. Роль изученных представителей класса насекомых в переносе возбудителей трансмиссивных болезней человека. После изучения темы: 1. Отличительные особенности морфологии самцов и самок изучаемых насекомых. 2. Механизмы и способы передачи возбудителей заболеваний. 3. Составные компоненты и характеристику очагов трансмиссивных заболеваний (чумы, сыпного и возвратного тифа). Студент должен уметь: 1.Идентифицировать на микропрепаратах эктопаразитов человека: вшей, блох, комаров, клопов. 2.Определять ротовые аппараты мух. 3. Составить схему и дать характеристику природного очага чумы. Содержание занятия: 1.Вводный контроль. Проводится в виде тестовых заданий. Тестовые задания включают 10 вариантов по 5 вопросов. 2.Беседа по теме занятия: Вопросы для обсуждения: 1. Представители каких отрядов класса насекомых имеют медицинское значение? Их систематическое положение. 2. Особенности строения ротовых аппаратов насекомых. 3. Как происходит развитие насекомых? Приведите примеры. 4. Медицинское значение вшей. 5. Медицинское значение блох. 6. Медицинское значение мух. 7. Меры борьбы с кровососущими насекомыми и их биологическое обоснование.
Date: 2015-09-02; view: 976; Нарушение авторских прав |