Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема третья
Письменная фиксация хадисов, точность 1. Суждение о письменной фиксации хадисов Наши предшественники из числа сподвижников и последователей высказывали различные мнения относительно записи хадисов. а) Сначала некоторые из них выступали против этого. К числу их относились такие люди как Ибн Умар, Ибн Мас‘уд и Зайд бин Сабит, да будет доволен ими Аллах. б) Некоторые другие считали это допустимым. К числу их относились такие люди как Абдуллах бин Амр, Анас, Умар Ибн Абд аль-Азиз и большинство сподвижников, да будет доволен ими Аллах. в) В дальнейшем все они сошлись на том, что записывать хадисы разрешается, и разногласий больше не возникало, ведь если бы хадисы не записывались, то в более поздние века, что в особой мере касается нашего века, они бы просто исчезли. 2. Причина разногласий в суждениях относительно письменной фиксации хадисов Причиной вышеупомянутых разногласий послужило наличие хадисов, противоречивших друг другу в том смысле, что в некоторых из них записи делать разрешалось, а в некоторых других – запрещалось. К числу их относятся нижеследующие хадисы: а) Хадис, в котором содержится запрещение: Муслим приводит хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, , сказал: ] لا تَكْتُبُوا عَنِّي شَيْئًا سِوَى الْقُرْآنِ وَمَنْ كَتَبَ شَيْئًا سِوَى الْقُرْآنِ فَلْيَمْحُهُ[ «Не записывайте за мной ничего, кроме (аятов) Корана, что же касается записавшего за мной что-либо помимо (аятов) Корана, пусть он сотрёт это». б) Хадис, в котором содержится разрешение: Аль-Бухари и Муслим приводят хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, , сказал: [ اكْتُبُوا لأبِي شَاهٍ ] «Запишите (это) для Абу Шаха». Известны и другие хадисы, в которых говорится о позволительности ведения записей, в том числе тот хадис, где сообщается, что разрешение делать это было дано пророком, , Абдуллаху бин Амру, да будет доволен им Аллах. 3. Объединение хадисов, позволяющих и запрещающих делать записи Улемы объединяли между собой хадисы, позволяющие и запрещающие делать записи, несколькими путями. а) Некоторые из них говорили, что разрешение записывать хадис давалось в том случае, когда были основания опасаться, что человек может забыть услышанное, а запрещалось делать это тем, кто точно ничего бы не забыл, но мог впасть в самоуспокоенность, сделав запись, но не запомнив записанное б) Другие говорили что запрещение было связано с опасениями относительно того, что хадисы смешаются с Кораном, когда же причин опасаться этого больше не стало, запрещение было отменено. 4. Что входит в число обязанностей человека, записывающего хадис? Человек, который записывает хадис, должен сосредоточить все свои усилия на точной записи его по форме и правильном проставлении всех необходимых точек для того, чтобы исключить все неясности, особенно в тех случаях, когда дело касается имён собственных, поскольку ни предшествующие им, ни последующие слова никак не способствуют правильному их прочтению. Почерк переписчика должен быть ясным и соответствовать общеизвестным правилам, и сам он не должен пользоваться какими-то особыми и понятными только ему терминами. Он обязан записывать все благопожеланияния пророку, , не испытывая скуку от повторения и не ограничиваясь тем, что написано в оригинале, если там нет традиционного благопожелания. То же самое касается и слов восхваления Аллаха Всевышнего, слава Ему, наподобие слов «Всемогущий и Великий», а также слов «да будет доволен им Аллах» и «да помилует его Аллах», когда встречаются упоминания о сподвижниках и улемах. Нежелательно ограничиваться упоминаниями только о пожеланиях благословений или только о пожеланиях мира пророку, , как нежелательно и обозначать их различными условными обозначениями наподобие “, @,”, а переписчик должен записывать эти слова полностью. 5. Способ сличения Закончив переписывать хадис, переписчик должен сличить написанное им с оригиналом, написанным рукой своего шейха, даже если хадис был передан ему путём разрешения (иджаза). Способ сличения заключается в том, что во время чтения переписчик и его шейх должны держать свои записи в руках. Достаточно будет также, если сличением во время чтения или после него займётся какой-нибудь другой достойный доверия человек. Достаточно также, если он сравнит проверяемую часть с соответствующей частью копии оригинала, написанного рукой шейха. 6. Условные обозначения, которые применялись при записи оборотов речи, использовавшихся при передаче хадисов и в иных случаях Многие переписчики хадисов ограничиваются использованием различных условных обозначений, заменяющих собой обороты речи, используемые при передаче. Так, например, они пишут: а) «ثنا» или «نا» вместо «Он передал нам». б) «أنا» или «أرنا» вместо «Он сообщил нам». в) Преобразование одного иснада в другой они обозначают буквой «…», что читающий произносит как “хā”. г) Получил распространение обычай не писать слово «сказавший», отделяющее друг от друга имена передатчиков хадиса, которые приводятся в иснаде, что делалось с целью сокращения, однако тот, кто будет читать хадис, должен читать и эти слова. Так, например, если в иснаде написано: «Передал нам Абдуллах бин Йусуф: Сообщил нам Малик…», читающему следует говорить: «…сказавший: Сообщил нам Малик…» По той же причине получил распространение обычай опускать слова «что он» в конце иснада. Так, например, если в иснаде пишется: «…передают, что Абу Хурайра сказал…», то чтецу следует прочитать слова «что он», чтобы это соответствовало всем правилам стилистики. 7. Путешествие в поисках хадисов Наши предшественники уделяли хадисам такое огромное внимание, что это просто не с чем сравнить, и затрачивали на их собирание и уточнение уму непостижимое количество усилий и времени. После того, как кто-нибудь из них воспринимал все хадисы от шейхов своего города, он отправлялся в другие близкие или далёкие города и страны, чтобы воспринимать хадисы от местных шейхов, стойко перенося трудности пути и жизненные невзгоды. Аль-Хатиб аль-Багдади написал книгу, которую он назвал “Ар-рихля фи таляб аль-хадис” (Путешествие в поисках хадисов). В этой книге он собрал сведения о сподвижниках, последователях и людях, живших после них, которые совершали удивительные путешествия в поисках хадисов. Если кто-нибудь пожелает ознакомиться с этими занимательными историями, пусть прочитает книгу аль-Хатиба, которая вдохновит искателей знания и укрепит их решимость. 8. Виды классификации хадисов Человек, чувствующий в себе способность к классификации хадисов и прочих вещей, должен заниматься этим с целью соединения разрозненного, разъяснения трудного, приведения в порядок неупорядоченного и составления указателей к тем сочинениям, которые не были снабжены ими, поскольку всё это облегчает и ускоряет пользование такими сочинениями людям, которые занимаются изучением хадисов, однако при этом необходимо остерегаться публиковать непроверенные и неотредактированные книги, а сама по себе такая классификация должна приносить пользу всем. Знатоки хадисов классифицировали их по-разному, а наиболее известными видами классификации являются нижеследующие: а) “Джавами‘”: (ед.ч. “джами‘” – объединяющий). Это слово служит для обозначения любой книги, в которой её составитель разбивает материал на главы, посвящённые всем возможным темам, в том числе – догматам религии (‘ака’ид), видам поклонения (‘ибадат), взаимоотношениям между людьми (му‘амалят), жизниописаниям (сийар), достоинствам отдельных людей (манакиб), тому, что смягчает сердца (рикак), искушениям (фитан) и сообщениям, касающимся Дня воскресения. Примером может служить “Аль-джами‘ ас-сахих” аль-Бухари. б) “Масанид” (ед.ч. “муснад”). Это слово служит для обозначения любой книги, в которой собраны хадисы, передававшиеся со слов каждого из сподвижников в отдельности независимо от темы хадиса[165]. Примером может служить “Муснад” имама Ахмада бин Ханбаля. в) “Сунан”. Так называются книги, в которых хадисы собраны в соответствии с разделами фикха, чтобы они могли служить факихам источником для извлечения установлений шариата. От сборников, которые носят название “Джами‘”, эти книги отличаются тем, что в них нет хадисов, касающихся вероучения, жизнеописаний выдающихся людей (сийар), достоинств отдельных людей (манакиб) и некоторых иных тем. Таким образом, они ограничиваются только теми разделами, которые имеют отношение к фикху и хадисам, в которых сформулированы установления шариата. Примером может служить “Сунан” Абу Дауда. г) “Ма‘аджим”)ед.ч. “му‘джам” – словарь). Это слово служит для обозначения любой книги, в которой её составитель в основном располагает хадисы по именам своих шейхов в алфавитном порядке. Примером может служить сборник под названием “Аль-ма‘аджим ас-саляса” ат-Табарани, составными частями которого являются “Аль-му‘джам аль-кабир”, “Аль-му‘джам аль-аусат” и “Аль-му‘джам ас-сагир”. д) “‘Иляль”. Так именуются книги, включающие в себя хадисы с дефектами и разъяснение их дефектов. Примером может служить сборник под названием “Аль-‘Иляль” Ибн Абу Хатима, и сборник с таким же названием, составленный ад-Даракутни. е) “Аль-аджза’” (ед. число “джуз’”): Слово “джуз’” (часть) служит для обозначения любой небольшой по объёму книги, в которой собраны хадисы, передававшиеся одним из передатчиков, или же такой книги, в которой собраны хадисы по одной теме, являющейся предметом углублённого исследования. Примером может служить сборник под названием “Джуз’ раф‘ аль-йадайн фи-с-салят” аль-Бухари. ж) “Аль-атраф”: Так именуются книги, в которых их составители сначала приводят те части каждого хадиса, которые служат указаниями на всё остальное, а потом приводят иснады каждого матна либо полностью, либо те их части, которые имеют отношение к отдельным книгам. Примером может служить сборник под названием “Тухфат аль-ашраф би-ма‘рифат аль-атраф”, составленный аль-Миззи. з) “Мустадракат” (ед.ч. “мустадрак” – дополнение). Это слово используется для обозначения любой книги, содержанием которой служат хадисы, не вошедшие в какую-либо другую книгу, собранные составителем в качестве дополнения к этой книге и соответствующие условиям включённых в неё хадисов. Примером может служить сборник под названием “Аль-мустадрак ‘аля-с-сахихейн” Абу Абдуллаха аль-Хакима. и) “Мустахраджат” (ед.ч. “мустахрадж” – извлечение). Это слово служит для обозначения любой книги, в которой её составитель приводит хадисы из книги другого составителя, но снабжает их своими собственными иснадами, отличающимися от иснадов первого составителя. При этом у них может быть один и тот же шейх или же шейх их шейхов. Примером может служить сборник под названием «Аль-мустахрадж ‘аля-с-сахихейн” Абу Ну‘айма аль-Исбахани. Date: 2015-09-02; view: 388; Нарушение авторских прав |