Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Положение о мониторинге деятельности классного руководителя в Муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №1





Общие положения

Мониторинг деятельности классных руководителей является одной из форм контроля реализации Национального проекта «Образование» и комплексной программы модернизации образования, выполнением требований действующего законодательства в области образования и проводится с целью получения объективной информации о состоянии воспитательной работы и предупреждения негативных тенденций в ее развитии.
Мониторинг деятельности классных руководителей осуществляется администрацией МОУ СОШ №1 в соответствии со следующими нормативными документами:
* Федеральный закон РФ «Об образовании» (с изменениями на 16 марта 2006 года) Федеральный закон от 10.7.1992 № 3266-1;

* Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 3 июля 1998 года;

* Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.;

* Федеральная Целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803;

* Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 854 «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ»;

* Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 года № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»;

Мониторинг деятельности классных руководителей осуществляется на основании настоящего положения не реже одного раза в год.
II. Порядок проведения мониторинга.

Мониторинг деятельности классных руководителей в МОУ СОШ №1 проводится в 4 этапа:

1 этап - создание рабочей группы по проведению мониторинга, разработка рекомендаций по проведению мониторинга.

2 этап – инструктивный – проведение рабочей группой семинаров для классных руководителей по проведению мониторинга.

3 этап – организационный - осуществление мониторинга в школе, сбор и обработка данных, подготовка аналитических материалов силами методической службы гимназии
4 этап – итоговый – обработка аналитических материалов, определение направлений совершенствования деятельности классных руководителей, проведение итогового семинара классных руководителей.

Мониторинг деятельности классных руководителей проводится по следующим направлениям:
* обеспечение условий жизнедеятельности и здоровья учащихся;

* обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями;

* содействие освоению школьниками программ общего и дополнительного образования
* патриотическое, гражданско-правовое воспитание, формирование социальной компетентности учащихся;

* определение целей воспитания учащихся класса на основе учета возрастных особенностей, планирование работы с классом;

* определение зон риска для учащихся класса. Планирование профилактической деятельности.
При оценивании используется следующая шкала:

* высокий уровень – 3 балла,

* средний уровень –2 балла,

* низкий уровень – 1 балл.

Актуальность разработки мониторинга обусловлена сложившимися в последние годы неэффективными практиками деятельности классных руководителей, вызванных низким статусом школьного воспитания и внеучебной деятельности в общественном сознании.
Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда (Из концепции модернизации российского образования на период до 2010 года).

В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи (Из концепции модернизации российского образования на период до 2010 года).


Ориентирами в современном отечественном образовании являются: высокое качество результатов обучения и воспитания, эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе, обеспечение доступности качественного образования, программирование развития образовательных учреждений, продуктивность реализации программ развития, сочетание принципов единоначалия с демократичностью уклада учреждения, отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся, позитивное отношение родителей, выпускников и местного сообщества к учреждению, обеспечение условий безопасности, участие в муниципальных, региональных и федеральных фестивалях, конкурсах, смотрах (Национальный проект «Образование»).
Мониторинг эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса – это непрерывное научно обоснованное, диагностико-прогностическое, планово-деятельностное отслеживание деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса в целях оптимального выбора воспитательных целей, задач и средств их решения Мониторинг предполагает непрерывное, длительное наблюдение за деятельностью классного руководителя, а сам мониторинг есть целостная, динамически развивающаяся, несаморегулируемая система, в которой происходят постоянные структурно-функциональные перестройки, носящие не только количественный, но и качественный характер. Мониторинг должен определять моменты перехода одного качества в другое, корректировать, поддерживать или ослаблять соответствующие тенденции воспитательного процесса.
Мониторинг предполагает не только непрерывное, но и научно-обоснованное слежение, которое исключает житейски-бытовой подход к оценке характеристик деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса, соответствует основным закономерностям психолого-педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями.

Кроме того, мониторинг предполагает, что процесс отслеживания имеет диагностико-прогностическую направленность, так как полученная в ходе слежения информация должна быть соотнесена на основании заранее разработанных показателей и критериев с определенной, заранее описанной, нормативной картиной деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса.
В теоретической основой программы мониторинга является ориентация управления на сам образовательный процесс (как основной процесс), на создание условий для раскрытия, реализации и развития потенциала личности. Этот подход представлен в научной литературе работами А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, М.И. Рожкова, Р.Х. Шакурова, Т.И. Шамовой и других.

Назначение документа. Представляемый документ призван содействовать повышению эффективности работы классных руководителей в регионе путем нормирования деятельности и формирования общественно-государственного механизма оценивания. Подход, реализуемый документом, может быть выражен через совокупность принципов.
Принцип первый. «Не навреди». Несмотря на увеличение оплаты труда за классное руководство, предлагаемый мониторинг не должен прибавить работы, привнести дополнительные сложности, отчетность, ухудшить ситуацию в повседневной практике классного руководителя.


Принцип второй: определения профессиональной ответственности. Классный руководитель не может преимущественно отвечать за результаты воспитания учащихся вверенного класса. Поэтому не несет единолично всю полноту ответственности за процесс социализации, воспитания школьников. Другими словами как успехи в воспитании учащихся, так и серьезные упущения лишь отчасти обусловлены деятельностью или бездействием классного руководителя.

Принцип третий – сочетания инвариантной и вариативной частей в деятельности классного руководителя. В деятельности классного руководителя имеется инвариантный компонент, определенный минимум государственных требований к деятельности. Специфические социальные, социально-психологические, морально-нравственные и другие характеристики классного коллектива и учащихся его образующих обуславливает вариативную часть работы классного руководителя. Инвариантная часть определяется следующей цитатой из Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений: «Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Принцип четвертый – оценка целесообразности, адекватности и процесса деятельности. Особенности воспитания как явления (дополнительность, отсроченность результатов и т.п.) обуславливают крайнюю сложность при проведении мониторинга. Диагностика деятельности классного руководителя может опираться в первую очередь на процессуальные характеристики его работы.

Принцип пятый – несравнимость результатов воспитательной работы разных педагогов. Каждый ученический класс по-своему уникален, деятельность классного руководителя приходится на различные периоды в социально-психологическом развитии группы. Отсюда сравнивать успехи классного руководителя лицейского класса элитной школы и класса социально неблагополучного микрорайона достаточно проблематично, так и цели и темп реализации воспитательных задач будет существенно отличаться. Объектом сравнения могут быть только адекватность целей воспитательной работы ситуации, сложившейся в классе, соответствие планов целям, и т.п.
Принцип шестой «Не проверять, а помогать». Предлагаемый комплекс мер по мониторингу деятельности классного руководителя ориентирован в первую очередь не на контроль за деятельностью классного руководителя, а на содействие классному руководителю в решении возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности. Исходя из сложности затратности получения достоверной информации о качестве работы классного руководителя целесообразно рекомендовать осуществление предлагаемого мониторинга администрации школ.


Принцип седьмой - «Вооружить новым инструментом». Предлагаемый мониторинг нацелен на нормирование деятельности классного руководителя в регионе путем выработки конкретных критериев и ориентиров в воспитании учащихся.
Принцип восьмой - «Просто, быстро, эффективно». Мониторинг должен предлагать чрезвычайно простые, формальные процедуры диагностики деятельности классного руководителя, которые могут быть проведены за короткое время, и в тоже время дадут исчерпывающую информацию о качестве работы педагога.
Принцип девятый – общественно-административной экспертизы. Мониторинг эффективности работы классного руководителя может стать деятельностью, объединяющей администрацию школы, родительскую общественность, представителей различных служб (медика, психолога, социального педагога и т.п.)

Принцип десятый – постепенного совершенствования методики мониторинга исходит из убеждения в невозможности создать сразу достаточно качественный инструмент организационно-диагностический инструментарий, поэтому предполагается поэтапное внедрение данного средства в практику деятельности общеобразовательных учреждений, оптимален будет режим опытно-экспериментальной работы.
Понимание роли классного руководителя. Классный руководитель осуществляет деятельность по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Деятельность классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса.

Инвариантный компонент деятельности классного руководителя включает:
1) обеспечение жизни и здоровья учащихся (контроль за посещаемостью школы учащимися класса, контроль причин пропусков, информированность о состоянии здоровья учащихся класса, ведение документации о заболеваемости учащихся, работа с листком здоровья в классном журнале, совместно с врачом и родителями разработан и реализуется комплекс мер по охране и укреплению здоровья, вовлечение учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью, организуется охват учащихся горячим питанием, проведение инструктажей и ведение документации по технике безопасности),
2) обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями (информированность о межличностных взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений учащимися класса и ведущих в классе учителей, проведение диагностики межличностных отношений, оперативное регулирование возникающих противоречий, определение задач оптимизации психологического климата в классе, выявление учащихся имеющих проблемы в сфере межличностных отношений, привлечение для этой работы психолого-педагогическую службу),
3) содействие освоению школьниками образовательных программ (информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе, координация деятельности учителей- предметников и родителей, прогнозирование и мониторинг успеваемости, содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования, планирование и реализация работы с с одаренными, с неуспевающими учащимися,

4) осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся (разработка годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию учащихся, содействие в формирование опыта гражданского поведения в процессе ученического самоуправления, поддержка в ученическом самоуправлении высоких эталонов, осуществляется планомерное развитие ученического самоуправления на основе исходного состояния дел в классном коллективе, осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и учащихся),

Вариативный компонент деятельности классного руководителя:
5) определение целей воспитания учащихся класса на основе учета возрастных особенностей, существующей ситуацией в классе, планирование работы с классом (комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса, качественное и обоснованное целеполагание, программирование и планирование работы с классом, ведение отчетной документации, осуществление мониторинга эффективности собственной деятельности, организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях городского, областного и Всероссийского уровня в соответствии с профильной - системообразующей деятельностью класса),
6) определение зон риска для учащихся класса, планирование профилактической деятельности (определение учащихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины, разработан, согласован с социальным педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетом и реализуется комплекс профилактических мер, к профилактическим мероприятиям привлечен широкий круг участников, используются возможности различных организаций).
В качестве ресурсов обеспечивающих воспитание учащихся могут рассматриваться:
- деятельность педагогов, педагогических коллективов, воспитательных организаций,
- программы воспитания, воспитательные технологии, методическое обеспечение воспитательной деятельности,

- сотрудничество с родителями учащихся, семьями школьников,
- СМИ, деятельность социальных организаций, учреждений культуры,
- социально значимая деятельность самих воспитанников, их общественная самоорганизация.
Ответственность классного руководителя школы охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников и может быть выражена в инвариантном и вариативном компонентах.

-критерии и уровни эффективности деятельности классного руководителя:
Мониторинг осуществляет администрация школы (заместитель директора), заполняя на каждого классного руководителя (Бланк №1). При оценивании используется следующая шкала:
высокий уровень – 3 балла, средний уровень –2 балла, низкий уровень – 1 балл.







Date: 2015-09-02; view: 620; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию